Философия эллинизма

Что такое эллинистическая философия?

Введение

Древние греки называли себя
эллинами, они защищали себя и свою
культуру от соседних народов. Однако
завоевания Александра Македонского резко изменили
ситуацию: возникла империя, происходило
быстрое уравнивание греков с завоеванными
племенами и расами. Греческие города-государства
приходили в упадок. Эллинская
философия переходила в эллинистическую.

Социально-историческая действительность
требовала необычайного развития отдельной 
человеческой личности, требовала огромного 
развития субъективных усилий человека.
Но такой человек чувствовал и 
свою самостоятельность, тем самым 
уходил в свои собственные глубины,
развивалось субъективное самочувствие
человека. Эту эпоху условно называют
ранним эллинизмом, относят ее к IV — I векам
до н. э. В античности три главные школы
раннего эллинизма — стоицизм, эпикуреизм
и скептицизм.

Остальные века античной философии,
то есть I — VI н.э., условно называют поздним
эллинизмом, условно потому, что сюда входит
и вся римская философия, настолько развивавшаяся
под влиянием греческой философии, что
ее тоже удобно будет относить к позднему
эллинизму. Сущность позднего эллинизма
имела свою собственную и весьма реально
представленную историю. Окончательный
вид философия этого периода получила
только в последние четыре века античной
философии, а именно в школе так называемого
неоплатонизма, просуществовавшей в течение
III — VI вв. н. э.

Новая философия решала сложнейшую
задачу, она была призвана сориентировать
эллина в мире все новых потрясений.
Высокий интеллектуализм Платона
и Аристотеля для этих целей не очень подходил.
Отклонения от него привели к расцвету
новых школ. Все эти школы реализовывали
один и тот же идеал, они были призваны
обеспечить каждому человеку душевный
покой и счастье. Избавление от всех несчастий
видели прежде всего в автаркии (самодостаточности
человека), апатии (безразличии), атараксии
(невозмутимости).

Стоицизм: философия добродетели

Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

  • Панетий;
  • Сенека;
  • Цицерон;
  • Марк Аврелий;
  • Эпиктета.

Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

  1. физика;
  2. логика;
  3. этика.

Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

Эпикуреизм

Самые яркие представители эпикуреизма считаются Эпикур ($341—270$ до нашей эры) и Лукреций Кар (около $99 — 55$ до нашей эры). Эпикур рассматривал идеи атомизма. Эпикур приписывал атомам способность двигаться в противоположные стороны в результате двигательных процессов, когда они выстраиваются «связной цепью». Он фактически приписывал атомам некую определенную волю, из-за которой мир не может являться хаотичным. Факту проявления воли и «отклонения атомов» Плутарх даёт название случай.

Таким образом, получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур полагает, что жизнь и смерть одинаково не являются страшными для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет».

Познания Эпикур представляет, как результат осмысления чувственных опытов. Высшее благо для философа Эпикура предполагается постоянное ощущение наслаждения, то есть удалить из собственной души и собственного тела страдания. Поэтому он наставляет жить разумно и нравственно, выказывать уважительное почитание богам.

Основные черты

Этическая направленность

Одна из особенностей эллинистической философии — обращение к вопросам этики. Главной задачей философии стал поиск способов улучшения жизни человека, достижение им крупных благ.

Адаптация восточных религиозных моментов

Благодаря походам Александра Македонского греческая культура распространялась в регионах Востока. Это приводило к смешению греческой и восточной культур. Поэтому сам период называется не эллинский, а эллинистический, так как вбирал в себя элементы философии других народов. Среди них и восточные религиозные учения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Например, привычный пантеон греческих богов пополнился восточными божествами — богини Атагарта и Исида получили имя Деметры. Именно в этот период получает распространение практика прижизненного обожествления правителей, свойственная восточным культурам.

Направления и представители

Киники

В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода.

Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген, прославившийся своими суждениями и образом жизни. По легенде философ жил в бочке, не признавал правителей и государство, а также отрицал государственные границы.

Скептики

Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным. В связи с этим настоящее счастье человека в безмятежности и невозмутимости. Ярким представителем этого направления был Пиррон. Помимо прочего, призывал к аскетичному образу жизни.

Эпикуры

Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.

Стоики

В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель.

Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.

Неоплатоники

Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое.

Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии.

Основателем школы был ученик Платона Плотин. Примечательно, что неоплатонизм стал переходным звеном между античностью и теизмом.

Киренская школа

Киренскую школау основал философ
Аристипп, уроженец города Кирены, который
вслед за Сократом спрашивает, что является
общим для всех людей, в чем сходны друг
с другом все человеческие жизни, какими
бы разными они ни являлись. Наверное,
это стремление к счастью или, как говорит
Аристипп, к Благу. Кто из нас не хочет,
чтобы ему было хорошо? Найдется ли на
земле тот, который сознательно выберет
страдания? Даже если и найдется, следовательно,
они для него являются чем-то положительным.
Благо, следовательно, есть основа, объединяющая
нас, и потому вполне может являться предметом
философского исследования.

Итак — что оно такое? Чем 
является? Откуда берется и по каким 
законам устроено? Благо — это то,
что открывается нам исключительно 
через ощущения. Когда человеку хорошо,
ему не требуется логическим путем 
обосновывать это состояние, так 
как одного ощущения чего-то положительного
достаточно, чтобы считать в данный
момент о существовании Блага. Наоборот,
если кому-то плохо, требуется ли человеку
раздумывать — плохо сейчас или нет?
Одного ощущения чего-то плохого достаточно,
чтобы точно знать, что хорошего
в настоящую минуту нет.

Критерием Блага, следовательно,
являются наши ощущения, точнее — положительная 
и отрицательные эмоции, которые 
мы в них испытываем. Значит, когда
у нас есть удовольствия, можно говорить
о наличии Блага, и напротив, если мы претерпеваем
страдания, надо констатировать отсутствие
одного. Таким образом, вполне обоснованной
и достойной целью человеческой жизни
должно быть стремление к первым и избежание
вторых.

Философия киренской школы 
является поэтому гедонизмом, то есть
культивацией удовольствий. Однако их
выбор, говорит Аристипп, не должен
быть безусловным или слепым. Если
безрассудно гнаться за удовольствиями,
можно впасть в зависимость  от них,
которая является страдание. Поэтому выбор
одного и избежание другого должен быть
прежде всего разумным: если за удовольствием
последует большее страдание, от подобного
удовольствия следует с легким сердцем
отказаться и, наоборот, если за страданием
последует большее удовольствие, подобное
страдание требуется мужественно претерпеть.
Следовательно, гедонизм киренской школы
не абсолютный, но ограниченный трезвым
рассудком.

Кроме того, полагал Аристипп,
природа удовольствия такова, что 
оно всегда ценно только настоящим 
моментом. Можно ли вполне насладиться 
прошлым удовольствием? Доставит ли
нам одно воспоминание о нем, каким 
бы прекрасным оно ни было, столько 
радости, сколько мгновение, которое 
было заполнено им? Помимо этого, сознание,
что раньше происходило что-то хорошее,
а теперь его нет, приводит нас 
к печали. Тем более, невозможно в 
настоящий момент испытать удовольствие,
которое еще будет, ибо будущее 
всегда неопределенно, во многом сомнительно 
и не вполне нам принадлежит. Надежда 
на предстоящее всегда чревата
разочарованием — если ожидаемое не произойдет,
нам достанется немало страданий.

Поэтому удовольствие является
несомненным Благом, если оно происходит
именно сейчас. Каждую минуту нашей 
жизни следует наполнять всеми 
возможными положительными эмоциями,
и не оглядываться на прошлое, не смотреть
в будущее, поскольку данные занятия
— пустые и неблагодарные. Только настоящее 
имеет смысл и поэтому нам 
следует не терять его, не пропускать
мимо себя, а максимально пользоваться
им, делая собственную жизнь насыщенной
и содержательной. Иначе можно провести
ее в бесполезных раскаяниях или сожалениях
об уже ушедшем прошлом, или в бессмысленных
заботах о неизвестном и не наступившем
будущем, а наша жизнь при этом пройдет
мимо нас — будто бы ее и не существовало.

Не преступно ли поступать 
подобным образом по отношению к 
себе? Как видим, известнейший и знаменитый
призыв — «живи настоящим» — не просто
наивная декларация, а древняя 
философская позиция, вполне обоснованная,
достаточно точно и ярко сформулированная
киренской школой.

Общая характеристика периода

Во время расцвета эллинистической философии получают развитие и другие науки: математика, механика, астрономия, медицина, география, филология. Среди ученых этого периода: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский. Эллинизм влиял на культурную, политическую, социальную и даже экономическую сферы жизни общества.

Основные вопросы, на которые стремились ответить философы всех направлений этой эпохи:

Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной.

Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.

Эпикурейцы предлагали людям:

  1. Не думать о смерти: пока человек жив, смерти нет.
  2. Возвысится над повседневными переживаниями и потребностями.
  3. Усмирять чувство тревоги и стремиться находить удовольствие в действиях.

Достигнув наслаждения, индивид освобождается от всего лишнего и становится подобен Богу. Он является источником счастья и, обретя чувство гармонии, уже не сможет его потерять.

Скептицизм

Скептицизм — это то течение в философии, которое возникло под тесным влиянием философии античности, когда в основе лежит идея о текучести всего сущего («все течёт, все изменяется»). В частности, следует уточнить, утверждение Демокрита о том, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно видоизменяется. Такой несложный пример можно привести в понимании данного устоявшегося факта. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то».

Скептики-мыслители также отмечают некую разницу между чувственными восприятиями и мышлениями. Поэтому, по их мнению, ставить, как утверждение чего-то в точности нет никакого смысла. Лучше выражаться, например, так: «Мне кажется, что еда вкусная». То есть делать утверждение, высказывать своё мнение, но в то же время сомневаться, выражая это через слова. Воздержание от суждений категоричной степени приводит к невозмутимости, что является идеалом для мудреца.

Общая характеристика

В эллинистической философии 
представлены и космология и логика,
но они являются в ней скорее средством 
обоснования основных этических 
положений, нежели автономными философскими
проблемами. Эллинизм ставит вопросы 
о человеческой жизни, привлекая 
для их решения проблематику иных
философских разделов. Одна из наиболее
влиятельных и популярных эллинистических 
школ — стоическая — сравнивала физику
(космологию) с плодородной почвой,
участком земли, логику — с оградой,
защищающей этот участок, а этику — с 
плодами урожая, который появляется
на этой земле. 

В итоге подчеркивается принципиальное
единство всех основных философских 
разделов, вопросов и проблем, но вместе
с тем явно устанавливается приоритетность
одних и подчиненность других,
включенность всех в единую систему 
мысли, но иерархически организованную.

Эллинистическая философия 
подчинила этике космологию и 
логику, поставив главной задачей 
разработку и обоснование путей 
индивидуального человеческого 
счастья. Как быть счастливым, несмотря
ни на что? Это основной вопрос философской 
мысли эпохи эллинизма. Когда 
счастья нет, тогда особенно остро 
стоит проблема его определения,
обоснования и нахождения. Именно
потеря былого счастья и безмятежия
классической эпохи вызвала, по большому
счету, философский переворот эллинизма.

Понятие счастья является
очень емким, и вряд ли кто-нибудь
смог бы дать точное и исчерпывающее 
его определение. Обратимся к 
греческому термину, означающему счастье 
– эвдемонии. Эвдемония переводится 
на русский примерно как благое (блаженное,
хорошее) состояние (настроение, ощущение
и т.п.) человеческой души (ев — хороший
+ даймониа — состояние, настроение). Таким 
образом, счастье для греков — некое 
положительное состояние души, которое
можно характеризовать самыми различными
составляющими.

Счастье может означать безмятежность,
благодушие, невозмутимость, радость 
и многое другое. В любом случае
понятно, что такое благой настрой 
души. Несомненно, что данный благой
настрой есть однозначно и безусловно
нечто положительное для любой 
человеческой жизни. Если кто и будет 
утверждать, что для него счастье 
вовсе не есть благо, и он добровольно 
выбирает страдания как несомненную 
истину, в данном случае можно утверждать,
что страдания для него есть благо,
в них он видит путь обретения 
счастья.

Эллинистическая философия 
представляет безусловный эвдемонизм.
При всей внешней идейной пестроте
она является необыкновенно цельным,
единым духовным явлением. Эвдемонистическая 
направленность объединяет все без 
исключения философские течения, школы 
и тенденции этой эпохи. Главной 
задачей любого теоретического построения
являлся поиск путей индивидуального 
счастья.

Никто из эллинистических 
мыслителей не сомневался, что главная 
проблема заключается в нахождении
индивидуального счастья. Все различия
между философскими этическими системами 
эллинизма состояли в разном наполнении
понятия эвдемонии, в разной интерпретации 
счастья, в различных представлениях
о конкретных путях к нему. Скептицизм
— одна из эвдемонистических моделей 
эллинизма, появившаяся вместе с 
другими философскими построениями
эпохи и развивавшаяся параллельно 
с этими системами, вступая в 
различные идейные отношения 
с ними (согласия или полемики).

Киническая школа

Второй не менее известной 
эллинистической школой являлась киническая,
основанная философом Антисфеном Афинским.
Словно и Аристипп, Антисфен полагал, что
стремление к Благу является главной особенностью
любой человеческой жизни, поэтому достойно
философского рассмотрения. Но если Аристипп
спрашивает, что необходимо для достижения
Блага, Антисфен задает вопрос о препятствиях,
которые мешают его достижению. Прежде
всего требуется устранить то, что преграждает
нам путь к счастью.

Первой и самой главной 
помехой, по мнению Антисфена, является
имущество или частная собственность.
Кажется, что плохого в том, если
кто-то чем-либо обладает? Напротив, имущество 
считается несомненным Благом. В 
действительности, оно самое большое 
на свете несчастье из всех возможных.
Тот, у которого ничего нет, во-первых,
завидует тому, у кого есть, а зависть
— чувство, несомненно, страдальческое;
во-вторых, неимущий изо всех сил 
стремится что-то приобрести, напрягается,
проводя свои дни в вечной погоне
и борьбе, следовательно — в страдании.

Тот, кто владеет каким-либо
имуществом, прежде всего боится его 
потерять, и жизнь его превращается
в страх — чувство самое неприятное.
Если ему и случится расстаться со
своим богатством, он будет страдать
еще сильнее, поскольку привыкнув 
к одному, он вряд ли сможет приучить
себя к тому, чтобы довольствоваться
меньшим.

Неимущие завидуют, имущие
боятся, первые готовы посягнуть на
вторых, которые, в свою очередь, стремятся 
оградить себя от произвола первых.
Зависть и страх порождают 
ненависть и вражду, и на земле 
постоянно происходят столкновения,
люди терпят всяческие бедствия. Имущество
— корень всех человеческих зол. Какое 
преступление от маленького до самого
великого — не было порождено корыстными
мотивами? «Проклятая жажда золота» 
пять тысяч лет человеческой истории 
толкала людей на кровопролитие 
и насилие, подлость и бесчинства.
Инстинкт частной собственности 
заставлял их совершать самые 
низкие и гнусные поступки и забывать
подчас о человеческой природе.

Вторым препятствием к 
достижению Блага является зависимость 
каждого из нас от стереотипов, правил,
норм и условностей, навязанных нам 
обществом. Все мы с детства прекрасно 
знаем, что одно считается хорошим,
другое — дурным, что-то обязательно 
поощряется, иное непременно осуждается
и даже наказуемо. Каждый должен постоянно 
подавлять собственные желания 
и делать не то, что хочется, а 
что предписано и надлежит. Ограничение 
себя искусственными и условными 
общественными установлениями, подчас 
совершенно глупыми и бессмысленными,
доставляет нам, несомненно, отрицательные
эмоции.

Чтобы быть счастливым, человеку
необходимо освободиться от того, что 
мешает этому. Прежде всего, следует 
сделать себя свободным от любого
имущества, во-вторых, обрести свободу 
от общественных стереотипов и норм,
поступать всегда так, как хочется,
находиться в гармонии с собой 
и не сообразовываться с людскими
мнениями. Тот, кто выполнит данные
требования, станет существом, живущим
совершенно естественно, то есть в полном
согласии с природой, предельно свободно
и именно поэтому — счастливо.

Но подобная жизнь подобна 
существованию животных, что Антисфен
нисколько не отрицает. Напротив, он
подчеркивает, что животные, находясь
в единстве с окружающим миром, живут 
необычайно просто, ничего не имея и 
никогда не стыдясь, не раскаиваясь,
не надеясь, не отчаиваясь, они не ведают
наших страстей и свободны от наших 
страданий и потому всегда безмятежны
и беззаботны. За призыв уподобиться 
животным современники прозвали Антисфена 
и его последователей собаками (в 
греч. — кюон), поэтому школа и получила
название кинической, а ее представители 
являлись киниками («собачествующими» 
философами). В латинском языке 
они стали называться циниками.

Скептицизм: философия стремления к безмятежности

Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.

Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.

Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.

Диоген прославился эксцентричным образом жизни. По ночам он ходил по городу с фонарем, говоря, что ищет человека. По легенде, философ отказался от своего дома и жил в бочке, лежавшей на берегу моря. Этот факт его биографии ничем не подтверждается, но существует много истории о знаменитых правителях и простых людях, которые приходили к нему, чтобы стать учениками или просто послушать его рассуждения. Диоген общался с посетителями неохотно и не обращал внимания на звания и статус своих визитеров. Однажды Диогена посетил Александр Македонский. Философ не стал его приветствовать и отказался от подарков. Он только попросил его отойти от бочки и не заслонять солнце.

Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.

Школы эллинистической философии

Как мы уже говорили, для эллинистической философии характерно появление разных школ, в которых много взаимных влияний, но и много полемики. Давайте посмотрим на некоторые из них.

Цинизм

Цинизм был философской школой, возникшей в четвертом веке до нашей эры в Древней Греции. Среди прочего, он защищал, что счастье можно найти в простом и гармоничном существовании с природой.

С точки зрения цинизма люди несли в себе то, что им было нужно для счастья. Поэтому они отвергают богатство и любые материальные заботы. Человек с меньшими потребностями был самым свободным и счастливым.

Её главными мыслителями были Антисфен, Диоген Синопский, Кратес Фивский, Гиппархия, Менипп Гадарский и Деметрий Киник.

Цинизм не отдает приоритет собственности. Наоборот, он постулирует, что счастье в аскезе.

Киренаикская школа

Основанное в 5 веке до н.э., это течение было сосредоточено на вопросах этики. Для киренаиков благо в жизни отождествляется с наслаждением, хотя под этим следует понимать духовное наслаждение.

Что касается их теории познания, то киренаики отстаивали ее субъективистскую (присущую индивидууму) и сенсуалистическую (получаемую через чувства).

Её главными представителями были Аристипп, Птолемей Эфиопский, Антипатр Киренский, Аристипп Младший, Феодор Безбожник и Гегесий Киренский.

Эпикурейство

Эпикуреизм — философское учение, зародившееся в IV веке до н. э. в Греции и Риме. Оно утверждало, что счастье достигается за счет разумного потребления удовольствий. Оно понимало счастье как отсутствие боли или какого-либо несчастья (например, голода, полового напряжения, скуки).

Основными мыслителями этого движения были Эпикур, Метродор из Лампсака, Гермарх из Митилены, Амафаний, Каций, Зенон из Сидона, Филодем из Гадары, Лукреций, Адриан и Диоген из Ойноанды.

Стоицизм

Стоицизм был философской доктриной, основанной в 311 г. до н.э. Он утверждал, что вся реальность должна изучаться на основе трех дисциплин:

  • Логика
  • Физика
  • Мораль

Её основными представителями были Зенон из Кития, Аристон из Хиоса, Клеанф, Хрисипп из Солий, Зенон из Тарса, Панетий из Родоса, Посидоний, Марк Туллий Цицерон, Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Пирронианский скептицизм

Пирронизм, или философский скептицизм, был основан в III веке до нашей эры Пирроном. Принцип этой школы заключался в том, чтобы ставить под сомнение все, что можно считать истинным.

Её цель состояла в том, чтобы достичь атараксии (умственной невозмутимости), которая достигается за счет эпохе (отстранения от суждений) по неочевидным вопросам (т.е. по вопросам веры).

Ее основными мыслителями были Пиррон, Тимон Силлограф, Энезидем и Секст Эмпирик.

Неоплатонизм

Неоплатонизм был философской доктриной, которая стремилась объединить философию Платона с философией Аристотеля, Пифагора, Зенона Китиона и восточного мистицизма. Её идеи распространились далеко в средние века, и главными мыслителями были Плотин, Порфирий, Ямвлих и Гипатия.

Основные черты эллинистической философии

Эллинистическая философия состоит из нескольких школ, которые, хотя и не разделяют одних и тех же постулатов, имеют между собой общие черты. Вот почему она занесена в каталог как определенная школа мысли.

Вот её основные характеристики:

  • Эллинистическая философия больше озабочена личным счастьем и личной безопасностью, чем поиском универсальной истины.
  • Это течение мысли ищет безопасности, взяв за основу неизменные законы природы и космоса. С этой целью разрабатываются новая физика и новая этика натуралистического и космополитического характера.
  • Научная мысль ориентировалась на прикладные и специальные знания. Другими словами, философы эллинистического периода были заинтересованы в решении конкретных проблем, а не в достижении глобального понимания Вселенной.
  • Появляется новый тип философии, основанной на действии: философия как терапия.
  • В эллинистической философии меняется представление о человеке. Аристотель воспринимал их как гражданских животных, поскольку их благополучие было связано с самодостаточностью полиса (особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции). Но когда полис рухнул, люди начали воспринимать себя как социальных животных, поскольку теперь они несли ответственность за свою собственную жизнь, как неотъемлемые части человечества и природы.
  • Поскольку метафизика отошла на второй план, философ — это не только тот, кто знает, но и тот, кто умеет жить.
  • С падением абстрактного мышления философия стала разделяться на три специфические ветви: этику, физику и логику.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: