I
Хотя центральной проблемой философии всегда была проблема «человек и мир», рассматривалась она по-разному. На первом этапе истории культуры, когда общественное сознание было мифологическим, и мир, и человек воспринимались как творения того или иного божества, их взаимоотношения оказывались несущественными в их производности от акта божественного творения. Такой тип философии я называю теоцентристским, и неудивительно, что в своем пределе он приводит к растворению философии в теологии, в богословии — показательно откровенное утверждение средневековых схоластов, что философия является «служанкой богословия». Все же такой тип философии сохраняется на протяжении всей истории культуры, вплоть до ХХ века — не случайно наиболее последовательные представители русской религиозной философии становились священнослужителями и сводили решение всех философских проблем к признанию первичности божественного начала (в книге «Философская теория ценности» я показал, как это происходит в данной области философского знания; объективный анализ мог бы выявить эту же закономерность во всех других его разделах).
Второй исторический тип философии, сделавший первые шаги в древней Греции, а затем возродившийся и последовательно развившийся в европейской философии Нового времени — натуроцентристский. Для него характерно признание первичности природы (натуры), независимо от того, трактуется она материалистически, как causa sui, или пантеистически, как воплощение отождествленного с ней божественного духа, или даже как сотворенная богом, но рассматриваемая философией отвлеченно от проблемы ее происхождения, в ее реальном существовании; наиболее последовательной формой такого натуроцентризма является позитивизм, вытеснивший в Х1Х веке теоцентристскую ориентацию философии под влиянием требований научно-технического прогресса и приведший ее также к самоотрицанию, поскольку потерял специфически философскую проблему «отношение человека и мира», рассмотрение которой и объясняет самостоятельность и незаменимость философской рефлексии — потерял потому, что сам человек оказался здесь редуцированным к природному существу и, значит, его отношения с миром могли трактоваться чисто биологически, оказываясь доступными конкретно-научному анализу этологии, зоопсихологии, социобиологии — родившейся уже в наше время новой отрасли биологического знания. Примечательно появление дисциплины с таким странным, «кентавроидным» названием — для сциентистски ориентированного мышления само общество есть подобная природе форма объективного бытия, и оно должно изучаться, по известным словам К. Маркса, как «естественно-исторический процесс»; поскольку же человек есть «общественное животное», согласно его же дефиниции, и сущность его — «ансамбль общественных отношений», то проблема человека переходит в ведение социологии; неудивительно, что Ф. Энгельс мог предрекать грядущую смерть философии, которая должна раствориться в едином гносеологическом пространстве естественно-социального научного знания.
Между тем, зародившийся уже в ХI1Х веке в учении Л. Фейербаха третий тип философии — антропоцентристский — самим своим названием утвердил исходным пунктом философской рефлексии человека, не редуцируемого ни к «божьей твари», ни к «природному существу», ни к «общественному животному», но представляющему собой особый, наиболее сложный вид бытия, охватывающего в нем его отношения и с природой, и с обществом, и с сотворенным его фантазией божеством, поскольку оно принадлежит к творимой человеком «второй природе» — культуре, и его двойственные отношения с самим собою — как с «другим» (отношения «я — ты») и как с собственным «другим я» (отношения самообщения или внутреннего диалога).
Такое понимание человека стало все более активно, целеустремленно и разносторонне разрабатываться в ХХ веке философской антропологией, доказывавшей, прежде всего, необходимость, незаменимость и нерастворимость философского умозрения в науках, потому что понимание человека как уникальной био-социо-культурной системы доступно в ее целостном бытии только философскому осмыслению. И именно на этой основе философия получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своей «родовой» проблемы — отношения человека и мира, понимая сам «мир» как среду — природную, социальную и культурную, в которой человек живет, функционирует, исторически развивается, ибо находится с ней в двусторонних креативных отношениях «прямой и обратной связи».
Список литературы
- Аблеев СР. История мировой философии: учебник / СР. Аблеев. — М.: АСТ : Астрель, 2005. — 414, с.
- Антоновский YM. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии или эллинизма и пессимизма: Сборник / пер. с ним. YM. Антонов KA. Савасян. — Минск: ООО Попурри, 1997. — 624 с.
- Бакусев В. Фридрих Ницше. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках / пер. с ним. В. Бакусаев. — М.: Академический проект, 2008. — 333 с.
- Блинников Л.В.. Великие философы: словарь- справочник. — 2-е изд. rev. и доб. / Блинников, LV. — М.: Пегас.-2000.-429с.
- Васильев В.В.. История философии: учебник для студентов философских факультетов и аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по философии / под ред. VV. Васильева АА. Кротов ДВ. Страшно. — М.: Академический проект, 2005. — 678 с.
- Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса / П.П. Гайденко // Вопросы философии. — 2005. — №3. — С. 128-129.
- Реферат на тему: Проблемы самореализации личности
- Реферат на тему: Управление как наука
- Реферат на тему: Преднаука древних цивилизаций
- Реферат на тему: Основные черты теории познания Р.Декарта
- Реферат на тему: Картины мира: философская, религиозная и научная
- Реферат на тему: Философские идеи славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков)
- Реферат на тему: Философско-социальные проблемы развития техники
- Реферат на тему: Рационализм и проблема бюрократизма в управлении
- Реферат на тему: Теории доходов в истории экономической науки
- Реферат на тему: Философские воззрения З.Фрейда: сознательное и бессознательное в человеке
- Реферат на тему: Основные школы современной философии. Экзистенциализм. Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли
- Реферат на тему: Прагматизм и неопрагматизм
Человек как объект философии рассмотрения
Определений фундаментальной философской категории человек очень много (и ни одно из них нельзя назвать законченным). И если в Философском энциклопедическом словаре (1983 г.) мы читаем: Человек — высший уровень живых организмов на Земле, субъект социально-исторической деятельности культуры, то в Новейшем философском словаре (1999 г.) нет такого однозначного определения. Констатируется лишь факт, что человек — фундаментальная категория философии. А если говорить об определениях, которые давались человеку в истории философской мысли, то их исчисляются сотнями.
Так, на XV111 Всемирном философском конгрессе (лето 1988 г., Брайтон ) один из его участников выступил с докладом на тему: Эксцентричные взгляды на то, что есть человек, в котором построил целый ряд противоречивых определений, начиная с рациональное животное Аристотель, и заканчивая утверждением одного из современных ученых, что человек — это существо, имеющее инструменты, чтобы уничтожить человека…. Бывают и комичные определения (мужчина — двуногий петух, только без перьев — Платон) и пессимистические (человек — мусор природы — А. Шопенгауэр).
Так как же объяснить эту сложность определения человека? Это вполне понятно.
Во-первых, категорию человек нельзя однозначно отнести к более широкому родовому понятию, как и все другие понятия (например, природа, общество и т. д.). Человек — это одновременно и микрокосм, и микросообщество, и микроприрода. Поэтому здесь более уместны слова Макса Шелера (1874-1928) — немецкий. философ-идеалист, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной науки: Человек есть в определенном смысле Все.
Во-вторых, человек сочетает в себе множество противоположных принципов (биологический — социальный, душевный — телесный, природный — культурный), которые не допускают одностороннего и категоричного определения личности.
В-третьих, к проблеме человека можно подойти с разных сторон, выбрав тот или иной метод исследования, ту или иную отправную точку.
А теперь попробуем выделить существенные характеристики человека.
Совесть? Это качество по-настоящему присуще только человеку. Но бессовестных людей предостаточно.
Речь? Но отсутствие способности к вербальному общению никого не лишает права быть человеком.
Религия? Действительно, только человек способен осознать божественное. Но среди нас тоже немало атеистов.
Р. Декарт тоже искал эти критерии, но пришел к выводу, что человек только с Божьей помощью отличает человека от нечеловеческого. И. Кант также признает, что человек есть тайна Бога, которую он не открывал человеку, так как человек все равно этого не поймет.
Таким образом, человек остается загадкой для философии. И первая из этих загадок — невозможность выделить его основные характеристики и дать ему исчерпывающее определение.
Этапы развития проблемы человека
На основании степеней понимания проблемы человека и его философского осмысления, Э. Кассирер выделил три этапа развития философской мысли:
- метафизический,
- теологический,
- механо-математический,
Метафизический этап охватывает древневосточную философию и античность. Следует отметить, что представления о человеке в этих системах сильно отличались. Индийская философия слита с религией, китайская неотделима от нравственно-этического учения, в целом для них характерно представление о существовании некоторого внеличностного идеала Я, в виде нравственного закона кармы или вселенского закона дао. Эта величина служит посредником между людьми, отдельные частные личности как бы являются ее осколками, поэтому для восточной философии характерна коллективистская трактовка сущности человека, использования местоимения «мы» и растворенность человека в природе, его гармонии с целым и подчинении законам целого.
Античные мыслители напротив выделяют человека как самостоятельную ценность из природного мира, личность не одно из многих я от общего, а отдельные, самостоятельные сущности. В качестве отличительных черт человека, указываются его способность не только воспринимать, но и понимать, а в качестве направляющих человеческой жизни указывается нужда и стремление к изобилию. Именно в античной философии была сформулирована добродетель познания мира, как главного способа узнать самого себя (Сократ), а также ведущая роль человеческой души, как источника активности и мышления (Платон). Наконец, в работах Аристотеля было дано определения человека как политического животного, т.е. существующего в особом, социальном пространстве, качественно отличающегося от условий жизни иных существ.
Теологический этап охватывает западноевропейское средневековье, когда философская мысль находилась под мощным влиянием христианской религиозности. Духовная составляющая человека была еще больше возвышена и оторвана от реалий его существования, человеку был дал смысл жизни, который состоял в стремлении к богу, при этом человек был лишен своей субъектности. Так Августин Блаженный в своих работах указывал, что человек живя по-человечески приближается к дьяволу, а значит долг священника следить за тем, чтобы он жил исключительно по заветам бога.
Механо-математический этап приходится на философию Нового времени. Он характеризуется определенным дуализмом
С одной стороны, большое внимание уделяется телесному существованию человека, человек рассматривается как часть природы, починяющаяся ее законам, которые можно изучить и описать с помощью математики и механики. С другой стороны, духовная жизнь человека никуда не исчезает, но наоборот еще больше укрепляется, человеческий разум становится хозяином и субъектом своей деятельности, преодолев религиозные препоны, он стремится к познанию окружающего мира, познанию себя, решению социальных проблем, не останавливаясь ни перед чем
Наибольшего расцвета этот подход достигает в философии Канта, который указывает что человек одновременно обитает в двух мирах – природной необходимости и нравственной свободы. Одновременно Кант обозначает и границы могущества разума, который не в силах познать объективных окружающий мир вещей в себе, формируя представления о нем исходя из собственных иллюзий.
Заключение
М. Шелер обосновал задачу создания фундаментальной науки о человеке в своей работе Положение человека в космосе. Он считает, что человеческая жизнь содержит такие формы взаимоотношений с миром, как чувственный импульс, инстинкты, и в этом смысле человек ничем не отличается от животного. Но есть существенное различие между человеком и животными, которое заключается в наличии в человеке духа, памяти и интеллекта, из которого делается вывод: человек является духовным существом. Человека отличает открытость миру.
Животные ограничены своей средой, в то время как дух преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир. Таким образом, в философии этого периода мы видим в человеке гипертрофированное духовное начало. Также был сделан вывод, что труд не просто отличительная черта человека, но труд создал человека (Трудовая теория происхождения человека, основанная на марксизме, но о ней — чуть позже).
Трудовая деятельность, являясь своей неотъемлемой чертой, в свою очередь, способствует преобразованию окружающего мира. В ХХ веке. экзистенциальное (от французского — существовать) начало в человеке было преувеличено, сводя его сущность к существованию и выживанию как биологического вида.