Природа и сущность человека

Природа, сущность и существование человека. философия: учебник для вузов

Введение

Хотя философская антропология в качестве самостоятельного раздела сформировалась только в 18 веке, проблема человека всегда находилась в центре философского осмысления мира

Причем философская антропология в первую очередь акцентирует свое внимание на изучении человека и человечества как целого, как рода, в отличие, например, от культурной антропологии, занимающейся изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур. Но философская антропология может включать в себя и изучение человека как индивидуальности, как содержание личностно-человеческого существования или экзистенции

При этом на протяжении истории своего развития философия не только фиксировала создаваемый ей образ человека и его проблемы, но и вырабатывала идеал человека будущего, заявляя в той или иной мере, о своей особой роли в осуществлении этого процесса, в частности, при формировании понятий о сущности человека, выработке концепций антропосоциогенеза, в развитии творческих способностей человека и их реализации, а также находя свое проявление в системе гуманистических принципов и нравственной жизни человека. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Целью данной темы является рассмотреть природу человека, охарактеризовать его сущность.

Задачи:

  • Дать понятие человека с точки зрения субъекта предметно-практической деятельности;
  • Соотнести природное и социальное в человеке;
  • Дать описание антропогенеза и социогенеза;
  • Описать возникновение сознания и языка.

Объектом исследования является человек. Предметом – его природа и сущность.

26 стр., 12811 слов

Философская антропология в 20 веке

… философской антропологии происходит своего рода «прорыв» Наряду с некоторыми публикациями по данной теме необходимо назвать кантовскую лекцию «Антропология в прагматическом отношении» (1772-1773). Предмет этой лекции – человек, … пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос» (Шелер М. Положение человека в космосе …

Список использованной литературы:

  1. Баева Л. В., Карабущенко П. Л., Бойко П. Е., Гришин Н. В. Философия, — Астрахань: Астраханский университет, 2007 г., — 440 с.
  2. Вишневский М. И. Философия, — Минск, Вышэйшая школа, 2008 с. – 480 с.
  3. Гуревич П. С. Философия, — М.: МОДЭК, 2007 г., — 1128 с.
  4. Ермакова Е. Е. Философия, — М.: Высшая школа, 2004 г., — 408 с.
  5. Канке В. А. Философия, — М.: Логос, 2007 г., — 376 с.
  6. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия, — М.: Инфра-М, 2006 г., — 528 с.
  7. Лебедев С.А. Философия, — М.: Эксмо, 2011 г., — 528 с.
  8. Миронов В. В. Философия, — М.: Проспект, 2011 г., — 240 с.

1 Баева Л. В., Карабущенко П. Л., Бойко П. Е., Гришин Н. В. Философия, — Астрахань: Астраханский университет, 2007 г., — С. 268

2 Гуревич П. С. Философия, — М.: МОДЭК, 2007 г., — С. 697

3 Ермакова Е. Е. Философия, — М.: Высшая школа, 2004 г., — С. 169

4 Миронов В. В. Философия, — М.: Проспект, 2011 г., — С. 196

5 Канке В. А. Философия, — М.: Логос, 2007 г., — С. 287

6 Лебедев С.А. Философия, — М.: Эксмо, 2011 г., — С. 378

7 Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия, — М.: Инфра-М, 2006 г., — С. 187

8 Вишневский М. И. Философия, — Минск, Вышэйшая школа, 2008 с. – С. 354

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Понятие человека в культуре

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

— «»

Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.

— «»

Сравнение природы человека и животных

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

  • ,
  • к самосовершенствованию,
  • духовность,
  • высокий уровень абстракции,
  • ,
  • чувства,
  • ( в сверхъестественное, высший или абсолютный )

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми, а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости, красоты, и даже аналог суеверий.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму, инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.

Существование как создание сущности

Сущность и существование человека раскрываются в экзистенциализме, в частности у Ж.-П. Сартра. Человек им представляется как свободное существо, создающее свою сущность и несущее ответственность за каждый свой шаг в повседневной жизни. По Сартру, человек отличается от остальных существ и предметов тем, что в нем существование предшествует сущности, а не наоборот. И этим определяется динамизм, изменчивость и неопределенность судьбы индивида, ответственность за которую несет только он сам и никто другой. Сущность человека изменчива и творцом этих изменений должен являться сам конкретный человек.

По мнению Сартра Ж.-П., невозможно выявить универсальную сущность человека, то есть сформировать его умозрительную модель, так как каждый человек индивидуален и уникален. Не зря в работе «экзистенциализм – это гуманизм» данный философ указывает, что именно в признании каждого индивида уникальным, создающим свою сущность представителем человеческого рода и состоит подлинный гуманизм, то есть нормативно правильное отношение к человеку, основанное на его адекватном истолковании.

Замечание 2

Человек осознает себя в этом мире, свою конечность, рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле своей жизни, о том, зачем он здесь, для чего он живет. Без обретения смысла жизни человек не ощущает всю полноту бытия, испытывает страх, неустроенность, враждебность мира по отношению к нему, нестабильность, неуверенность. Обретение смысла жизни позволяет человеку обрести спокойствие и уверенность в своих силах.

1.2 Философские представления о природе и человеке

Шумеры создали письменность. Шумерские жрецы были убеждены в том, что будущее запечатлено тайными письменами в событиях, происходящих вокруг нас в нaстоящем. Шумеры даже систематизировали свои убеждения в причудливом cмешении магических и рациональных элементов.

Научная деятельность философов древней Греции прежде всего направлена на то, чтобы через верования и мифы, космогонические гипотезы понять природу мира, его структуру и место, которое занимает в нем человек.

6 стр., 2998 слов

Философия природы Шеллинга

… опытное подтверждение в открытиях Дэви и Берцелиуса. Х.К. Эрстед, воодушевлённый философией природы Шеллинга, обнаружил магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей показал возникновение электрического тока … я рассматриваю натурфилософию Шеллинга. И сегодня наследие Шеллинга сохраняет свою актуальность. Ведь его идеи обращены к человеку: будь един со своей природой, как окружающей тебя, …

Первые умозрительные построения о природе, учеными досократовского периода были полностью заимствованы из мифа Гесиода о сотворении мира — начальном отделении неба от Земли, страсти разжигаемой Эротом, рождении первого поколения богов и образовании дифференцированных космических сил, разладах и распрях, серии кровавых расправ и актов мести и, наконец, установления стабильности при мудром правлении богини правосудия Дики. На протяжении нескольких поколений эти ученые собирали, обсуждали и подвергали критическому разбору часть тех понятий, которые современные философы пытаются организовать в надежде понять отношения между явившимся, ставшим и становящимся, т.е. понять, как рождается порядок из первоначально недифференцированной среды.

Нaиболее важный аспект, общей для греческой мысли и современной науки разительно контрастирующий с религиозно-мистической формой познания, заключается в придании особой значимости критическому анализу и проверке. О досокрaтовской философии, получившей развитие в ионических полисах и колониях великой Греции известно мало. Нам остается лишь строит более или менее правдоподобные предположения о том, какие отношения могли складываться между теоретическими построениями и космогоническими гипотезами о природе, процветавшими в ионических полисах. История утверждает, что в результате враждебной религиозной и социальной реакции философы были обвинены в атеизме и либо осуждены на изгнание, либо приговорены к смертной казни

Их ранний «призыв к порядку» может служит своего рода символом, олицетворяющим важность социальных факторов для зарождения и особенно развития концептуальных инноваций

Насколько можно судить, то во времена Платона и Аристотеля надлежащие ограничения были устанoвлены и мысль оказалась направленной в русло социально приемлемого. В частности, было проведено различие между теоретическим мышлением и технологической деятельностью. Идея состояла не в том, что бы изучать происходящие в природе процессы, с целью их более эффективного использования, а в том, чтобы обхитрить природу, обмануть ее с помощью различных машинных махинаций, т.е. включить в работу чудеса и эффекты, чуждые «естественному порядку» вещей. Области практических действий и рационального понимания природы были, таким образом, жестко разграничены. Архимедa, например, почитали как инженера. Считалось, что его математические работы по изучению условий равновесия машин не применимы к миру природы.

Хорошо известно, однако, что побудительным мотивом в работах греческих атомистов было стремление не принизить природу, а освободить человека от страха – страха перед любым сверхъестественным существом или порядком, превосходящим порядки, устанавливаемые людьми или природой. Современная наука превратила по существу этическую установку древних атомистов в установлении истины.

Сущность человека как выражение его природы

Человек не движим только инстинктами, его поведение определяется и социальной средой, предъявляющей к нему свои требования в виде социальных норм. То, что человек социален, связано с тем, что он обладает сознанием. Только там, где есть обмен мыслями, то есть психическое взаимодействие двух и более индивидов, можно говорить об обществе.

О том, что человек есть мыслящее существо, осознающее себя и размышляющее о своем месте в мире, писали многие мыслители прошлого. Так, Блез Паскаль говорил о том, что человек с одной стороны слаб по сравнению с природой, а с другой, силен по сравнению с ней. И сила его в сознании. Человек — единственное существо на земле, обладающее рефлексивностью.

Замечание 1

Главная цель существования человека, согласно деятельностному подходу, — это преобразование им предметов природы в соответствие со своими потребностями, осознанная деятельность. Значит, смысл социальной помощи состоит в создании для человека условий, чтобы он мог осуществлять свою деятельность в окружающей природной и социальной среде без помех и преград.

Л. Фейербах считал, что сущность человека заключена только в общении, в единении человека с человеком. Если исходить их этого, то социальная помощь – это деятельность по созданию для индивида условий для полноценного общения с другими людьми. О том, что человек реализует себя в общении, писал еще Аристотель («человек – политическое животное»). Общаясь, человек социализируется, то есть усваивает социальный опыт. А процесс усвоения социального опыта не единовременный, он продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку общество не стоит на месте, развиваются все его сферы и элементы, меняются социальные нормы, и благодаря общению человек эффективнее адаптируется к этим изменениям.

Заключение

Человек — уникальное создание Вселенной, продукт Природы, плод биологической эволюции, но в своей истории он вышел из-под действия чисто биологических закономерностей. Вне общества человеческий детеныш остается животным, да еще самым неприспособленным к среде. Биологический «замок» человеческого мозга открывается только «ключом», находящимся в общении людей. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая свой внутренний мир и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность. Человек — существо общительное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, отличный от стаи или стада. Он сознательно идентифицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, семьей, кланом, единоверцами, единомышленниками, сверстниками, участниками тех или иных событий и т.д. При этом возникает тот или иной тип ответственности, форма социальной организации, основанная на разных типах собственности и власти. Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе своей совести. Создавая миф, сказку, песню, музыку, рисунок, скульптуру, украшая себя и свое жилище, охраняя и поддерживая ритуал, человечество творит мир духовной культуры, мир идеалов и ценностей. Таков своеобразный фундамент человечности, заложенный еще на заре человеческого общества и развивающийся в ходе истории.

Антропология, анатомия, социология, педагогика, логика, психология и многие другие науки — каждая со своей стороны пытается глубже узнать и объяснить человека. Зачастую научные теории происхождения, развития и сущности человека не только не противоречат, а дополняют друг друга. Весь этот научный цикл интегрирует философия, давая синтетическую картину человека, выделяя понятие его сущности. За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: