Законность и правопорядок

Законность и правопорядок - общая теория государства и права  (наумов с.ю., 2018)

Дисциплина, ее содержание, значение и разновидности

Известно, что труд, как целесообразная деятельность человека, представляет собой процесс воздействия им на внешний мир, преобразования его, создания необходимых для удовлетворения своих потребностей предметов. В таком виде труд — вечное естественное условие самой человеческой жизни независимо от ее форм. Труд сыграл решающую роль в формировании человека и остается фундаментальным фактором человеческой истории в целом.

Труд носит общественный характер, поскольку является процессом, происходящим в обществе и при помощи орудий, средств и навыков, создаваемых обществом. В этом процессе человек должен не только считаться с объективными законами предмета воздействия из внешнего мира, но и вступать во взаимодействие с другими людьми, включиться в систему определенных отношений, опираться на исторический опыт предшествующих поколений, сообразовываться с оправдавшими себя социальными правилами. Иначе индивид не сможет добиться желаемых результатов, совершать подлинно трудовые акты, действовать как сознательное, наделенное разумом существо.

Следовательно, труд необходимо предполагает известную дисциплину, не может существовать вне зависимости от тех или иных объективных закономерностей, социальных образцов поведения, технических предписаний и технологических соображений, определяющих характер, направленность, последовательность, форму и иные параметры составляющих его внешних операций. Если труд является фундаментальным фактором человеческой жизни на любом этапе человеческой жизни, то дисциплина может считаться таким же фактором труда.

Дисциплина труда чаще всего рассматривается в срезе трудового законодательства, замыкающемся в кругу таких вопросов, как обязанности работника по трудовому контракту, правила внутреннего распорядка, меры поощрения или взыскания, расторжение трудового договора, техника безопасности и т.д

Но при всей важности этих вопросов нельзя не видеть, что такой подход к пониманию дисциплины труда является недостаточным, так как дисциплина должна пронизывать все области приложения человеческого труда, начиная с учебы и кончая освоением космоса

Дисциплина труда находится, скорее, в ряду таких категорий, как законность и правопорядок. Их объединяет многое. Ограничимся указанием на то, что все они непосредственно связаны с состоянием организованности общественных отношений, внесением в эти отношения начал урегулированности и порядка. Вместе с тем каждая из этих категорий имеет свою специфику.

Разграничение законности и дисциплины труда не представляет сложности. Если законность являет собой систему требований, о которых говорилось выше, то в дисциплине труда на первый план выступает несколько иной фактор — организованность самого общественно полезного труда, осуществление его в соответствии с правовыми, техническими и технологическими установками в обществе. А от правопорядка дисциплина труда отличается главным образом тем, что она всегда связана непосредственно с теми или иными формами трудового процесса, с выполнением в них конкретных целенаправленных операций, ради достижения соответствующего результата, тогда как правопорядок олицетворяет состояние упорядоченности иных отношений на основе права, законности.

Есть основания считать, что дисциплина труда представляет собой надлежащую упорядоченность общественно организованного труда во всех сферах жизни людей, включая сюда как властное воздействие на такой труд, так и его фактическое осуществление. Она, пронизывая юридически значимые звенья деятельности и работодателя, и работника, складывается из двух взаимообусловленных начал: из системы ставших обязательными правил труда и из сознательного претворения их в самом трудовом процессе.

Выделение видов дисциплины труда возможно в разных плоскостях. В первой из них целесообразно различать а) трудовую, связанную с упорядочением отношений между работодателем и работником по трудовому законодательству, б) государственную, состоящую в упорядочении деятельности государственных служащих, в) воинскую дисциплины.

В несколько другой плоскости можно говорить о служебной, договорной, бюджетной, финансовой, учетной, технологической, педагогической, учебной и подобных им разновидностях дисциплины, сориентированных на более конкретную спецификацию одноименных участков приложения труда при рассмотрении их под тем или иным углом зрения. Их реальное соотношение с государственной, трудовой и воинской дисциплинами неоднозначно. Все это, однако, служит предметом внимания не общего учения о государстве и праве, а иных областей науки и других учебных дисциплин.

показать содержание

Законность: понятие и принципы

Понятие «законность»

Ценность права для общества определяется тем, насколько оно воплощено в поведении людей, в деятельности должностных лиц, применяющих право, в правоотношениях. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и государством отражается понятием «законность», выражающим общий принцип отношения к праву.

Содержание законности связано как с поведением граждан, реализующих свои права и обязанности, так и с деятельностью органов государства, формулирующих нормы права, обеспечивающих их защиту.

Следовательно, законность — это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Исходя из этого определения законность может рассматриваться в трех смыслах: а) как принцип, метод осуществления государственной власти, б) как режим общественной жизни, в) как система требований, предъявляемых к личности.

Законность как метод осуществления государственной власти означает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами: принятием нормативных актов и обеспечением их неукоснительной реализации. В то же время этой стороной законности предполагается, что государство и все его органы и учреждения связаны нормами права и действуют в их рамках. Наиболее полно законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности органов государства проявляется в правовом государстве.

Правовое регулирование государством различных сторон жизни общества является одним из условий обеспечения упорядоченности взаимодействия людей. Благодаря строгому, неукоснительному соблюдению и исполнению правовых норм всеми участниками общественных отношений в сознании людей утверждаются ценности свободы, справедливости, гуманизма. Они являются смыслом, определяющим взаимодействие людей друг с другом. В этом смысле законность рассматривается как режим общественной жизни. При этом режиме деятельность всех участников общественных и межличностных взаимодействий основывается на законе, праве.

Наконец, законность требует от участников правоотношений неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства, соответствия их поведения предписаниям правовых норм. В этом смысле законность органично связана с общеобязательностью права. Осуществление норм права в поведении людей тем выше, чем сильнее в правосознании общества идея целесообразности соблюдения законов опирается на всеобщность права, действительную гарантированность прав и свобод граждан.

Принципы законности

Законность как принцип, метод, режим, система неукоснительного соблюдения и исполнения норм права всеми участниками общественных отношений основывается на определенных принципах. Среди них следует отметить:

принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства. Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России;
принцип всеобщности законности — требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане, их объединения, так и органы государства, должностные лица

Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией;
принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов;
принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства

Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека;
принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Принципы и требования законности

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования — то, чего «требует» законность, т.е

сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.

При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо более широко — как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

И, наконец, реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.

Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в обеспечении законности и т.п.).

Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.

Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:

  • все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
  • подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
  • акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
  • акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:

  • законы должны соответствовать конституции;
  • законы республик, входящих в Федерацию, должны сответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д. (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 и др. Конституции РФ).

Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить  нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.

Связь законности и правопорядка

Правопорядок — это составной элемент общественного порядка, который является итогом реализации законности в существующих общественных отношениях.

Замечание 1

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, исполнения, использования и применения подзаконных актов и законов. Основу правопорядка составляет точное, конкретное соблюдение и исполнение законов.

Законность нельзя интерпретировать как право «в действии» или приравнивать к отношениям, которые возникают в рамках законодательства. В таком случае законность будет совпадать и отождествляться с правопорядком

Правопорядок отражает важность соблюдения нормативных договоров, а не только норм права. Он определяется как реальный истинный показатель состояния законности

Правопорядок — это состояние правовой упорядоченности социальных общественных отношений, совокупность правоотношений, складывающихся на основе законности. Законность и правопорядок можно соизмерить, соотнести между собой как причину и следствие. Законность выступает одним из существенных и значительных факторов укрепления правопорядка, гарантией обеспечения законных прав граждан. Это управленческая категория, непосредственно связанная с дисциплиной. Правопорядок представляет собой регулятивную категорию, которая связана с демократией.

Правопорядок в своей основе подразумевает организованность общественных отношений, дает гарантированные возможности осуществления прав субъектов, обеспечивает строгое исполнение юридических обязанностей. В основе законности лежат действия, которые способствуют их организованности.

Характерные черты правопорядка:

  • уровень соблюдения законности должен быть сформировавшимся;
  • реализация и обеспечение прав субъектов;
  • исполнение юридических норм и законов всеми организациями, органами, гражданами.

Правопорядок, сформированный должным образом в результате соблюдения и осуществления законов, лежит в основе реализации справедливого законодательства, а состояние законности зависит от организованности общественных отношений.

Нарушение правопорядка и законности не должны и не могут являться нормой поведения граждан как субъектов права. Правовое общество должно стремиться к идеалу, когда неукоснительно и в полной мере соблюдается и исполняется законодательство, что способствует укреплению и обеспечению законности и правопорядка. Важным является и то, что соблюдение законности должно быть сознательным процессом со стороны субъектов права.

Правопорядок — это такое состояние общественного и государственного строя, которое должно сформироваться при сознательном исполнении и соблюдении права. Право, законность и правопорядок в условиях современного общества играют всеобъемлющую универсальную роль в становлении, развитии и существовании правового государства и гражданского общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: