Признаки общества Э. Шилза[]
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у общества есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), смыслов, которую называют культурой.
Определение открытого общества.
Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональной форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм – множество
Все существенно важное для открытых обществ сводится к формальным правилам, допускающим продолжение процесса проб и ошибок. Будет ли это президентская, парламентская демократия, или демократия на основе референдумов, или – в иных культурных условиях – институты, которые трудно называть демократическими; будет ли рынок функционировать по образцу чикагского капитализма, или семейного капитализма по-итальянски, или немецких корпоративных предпринимательских практик (здесь тоже возможны варианты); будет ли гражданское общество основано на инициативе индивидов, или местных общин, или даже религиозных организаций, – в любом случае важно только одно – сохранение возможности изменений без применения насилия
Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, и не два, и не три, но бесконечное, неизвестное и неопределимое число путей.
Руководство
Универсальное определение организационного лидерства может звучать следующим образом: способность индивидуума влиять, мотивировать и дать возможность другим внести свой вклад в эффективность и успех организаций, членами которых они являются. Лидер может быть определен как член группы, чье влияние на групповые отношения, результаты или принятие решений значительно превосходит среднего ее участника.
Стиль руководства оказывает большое влияние на характеристики предприятия. Открытые и закрытые организации различаются по тому, как там управляют работниками.
В частности, лидер с открытыми характеристиками будет предполагать, что у работника есть контроль над ситуацией в организации. Закрытое руководство предпочитает использование директив.
Характеристика организаций
Черты, характеризующие открытое и закрытое общество, в определенной степени подходят и для других категорий. Открытые и закрытые типы организаций отличаются тем, как они справляются со своими внутренними и внешними делами, основываясь на разных философских догматах. Основываясь на теории Поппера, их характеристики можно продемонстрировать посредством анализа некоторых составляющих.
Организационную культуру в общих чертах можно определить как сложное образование, которое включает в себя знания, убеждения, искусство, право, мораль, обычаи и любые способности и привычки, приобретенные лицом в качестве члена организации. Она обеспечивает рамки, в которых могут действовать ее члены. Руководство также должно адаптироваться к этой структуре. В то же время она изменяет или стабилизирует открытый или закрытый характер организации посредством взаимодействия.
Сущность отрытых и закрытых обществ, порядок их развития
Открытое общество отличается равными возможностями, в которых каждый человек имеет шансы подняться на высокие ступени социальной иерархии.
К закрытому обществу можно отнести всю эпоху традиционного уклада, начиная от древневосточных цивилизаций, заканчивая временем Великой французской революции в конце XVIII века. Закрытое общество господствовало на планете в течение 200- 250 лет.
Переломным моментом стала промышленная революция XVIII–XIX вв., которая смогла разрушить феодальную систему и вызвать к жизни мощные социальные силы, приводящие к формированию классового строя. В данный период резко возрастала численность третьего сословия.
Третье сословие – это податное население Франции 15-18 вв. — купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. также буржуазия и рабочие (в отличие от третьего сословия, первые два сословия — духовенство и дворянство — не облагались налогом — тальей).
В этот период также активно развивались торговля и промышленность, что вызывало к жизни новые профессии.
Появились:
- коммерсанты;
- предприниматели;
- банкиры;
- купцы.
Кроме того, возникла и разрослась многочисленная мелкая буржуазия. Многие крестьяне разорялись и попадали в новые страты, а именно становились наемными индустриальными рабочими.
Все это приводило к формированию нового типа экономики, а именно – капиталистического. Такому типу экономики соответствовала классовая стратификация.
Постепенно происходил переход от закрытого общества к открытому, что демонстрировало возрастающие возможности людей становиться творцами собственных судеб. Были разрушены сословные ограничения, каждый имел возможность достигать высот общественного признания при переходе из одного класса в другой.
Ключевую роль в данном вопросе сыграли товарно-денежные отношения. Он не учитывали сословные барьеры, аристократические привилегии и титулы, которые передавались по наследству. Деньги уравнивали между собой фактически всех, они были доступны всем, кто не могут унаследовать первоначальный капитал или титул. Доминирующую роль получало не то общество, в котором доминировали предписанные статусы, а социальное пространство, где заглавными стали достигнутые статусы.
Внутри открытого общества происходили постоянные перемещения, поэтому каждый слой имел гетерогенную структуру, закрытые общества отличались большей степенью гомогенности.
Постепенно в открытом обществе сохранялось минимальное количество барьеров, которые мешали продвижению человека вперед. Люди, приходящие в тот или инфо класс стали принимать политическую окраску новой для себя социальной группы, а также типология ее поведения, часто восприятия окружающего мира.
Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем ее постоянные члены, но более консервативны, чем постоянные члены низшей страты.
Общей удивительной чертой закрытых и открытых обществ можно назвать тот факт, что правящий класс совершенно не заинтересован в пополнении своих рядов за счет прибавления членов из низших классов. Элита скорее склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы, прежде всего, представители среднего и низшего класса. Для них такой путь становится показателей высшей степени успеха.
Определение 5
Средний класс – это социальная группа людей, имеющих устойчивые доходы, которые позволяют им удовлетворять широкий спектр своих потребностей (материальных, социальных и духовных).
Средний класс часто является одним из наиболее многочисленных внутри всего населения или конкретного государства.
Таким образом, социологическое понимание открытого и закрытого общества заключается в описании типологии социальной мобильности, возможности перемещения людей внутри общества
Если говорить о политологической трактовке феноменов закрытого и открытого общества, то целесообразно уделить внимание потокам информации, возможностям обмена идеями. В таком случае речь будет идти скорее о разных государствах
Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему[]
- Иерархичность
- Саморегуляция
- Открытость
- Информационность
- Самодетерминированность
- Самоорганизация
- Общество как обитатель
Социокультурное проектирование
из Николис_Пригожин_Познание сложного
… Наиболее адекватными для социальных систем будут динамические модели, учитывающие эволюцию и изменчивость.
При построении динамической модели сообщества людей прежде всего следует четко уяснить, что помимо определенной внутренней структуры нужно учитывать довольно жестко заданное внешнее окружение, с которым рассматриваемая система обменивается веществом, энергией и информацией. Вообразим, например, некий город, в который непрерывно поступает сырье и сельскохозяйственная продукция и из которого вывозятся произведенные товары. Одновременно средства связи и массовой информации держат различные группы в курсе текущих событий и современных тенденций.
Эволюция таких систем определяется поведением действующих лиц во взаимодействии с условиями, накладываемыми внешней средой. Именно в этом состоит уникальная специфика гуманитарных систем. В отличие от молекул — основных «актеров» в физико-химических системах и даже в отличие от муравьев или членов других животных сообществ, человек всегда строит свои собственные проекты, имеет свои собственные желания. Некоторые из них основаны на предвидении разумного возможного будущего, а также на догадках относительно желаний других действующих лиц. По этой причине различие между желательным и действительным поведением выступает как внешнее условие нового типа, определяющее контуры динамики наряду с внешней средой. Основной вопрос, который здесь можно поставить, таков: способна ли при таких условиях эволюция в целом привести к своего рода глобальному оптимуму, или же, напротив, каждая гуманитарная система представляет собой уникальную реализацию некоторого сложного стохастического процесса, для которого никоим образом невозможно установить правила заранее? Иными словами,
или же высокая степень непредсказуемости будущего составляет саму суть человеческих поступков, будь то на уровне изучения индивидуума или на уровне коллективного сотворения истории? Ответ на этот вопрос должен скорее склониться ко второй альтернативе.
Возникновение и периодизация общества
Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.
Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:
- наличие коллективного труда;
- равномерное распределение пищи и труда;
- наличие общинной собственности;
- зависимость от природных факторов;
- родоплеменная организация.
Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:
- Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
- Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
- Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).
Объяснение двусмысленности.
Мир обновился. Процесс перехода от сословной к договорной системе, от Gemeinschaft к Gesellschaft, от органической к механической солидарности был неоднократно описан, однако непросто найти примеры перехода в обратном направлении. Поэтому опасность сегодня заключается не в возвращении к племенному строю, хотя он и может вернуться в виде раскрашенного романтическими красками бандитизма. Счастливое состояние, о котором писал Поппер, является не столько врагом открытого общества, сколько его отдаленным предшественником или своего рода карикатурой. Настоящие враги открытого общества – его современники, Гитлер и Сталин, а также другие кровавые диктаторы, которых, как мы надеемся, постигнет справедливая кара. Оценивая их роль, мы должны помнить об обмане, кроющемся в их риторике; они не истинные наследники традиции, а ее враги и разрушители.
Парадигмы интерпретации общества[]
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
- Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;
- Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
- Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
- Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения. См. Альянс;
Общество по Н. Луману (социокультуросфера, социум) – самореферентная система, базирующаяся на смысловой коммуникации акторов и закрытая относительно смыслового содержания коммуникаций, т.е. семантически замкнутая, автопоэзийная система.
- Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система;
Понимающая социология — в широком смысле одно из основных направлений в социологии в конце 19 — начале 20 в, в котором акцент сделан на понимание целей и смысла социального действия. В узком смысле — социологическая концепция М. Вебера, предложившего и сам термин «Понимающая социология». Становление понимающей теоретико-методологической парадигмы понимающей социологии связано прежде всего с именами Дильтея и М. Вебера, а также Зиммеля.
Исследовательский интерес понимающей социологии принципиально смещается на уровень анализа непосредственных субъектов социальной активности, акцентируется «рамка личности» в социологическом знании. Социальное действие объясняется осознанием (и/или наличием) смысла, не привносимого извне, а переживаемого субъектом и требующего соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Переплетение таких соотнесений образует «смысловую связь поведения» (М. Вебер). Последняя является непосредственным предметом социологического изучения, задача которого, интерпретируя, понимать социальное действие, что дает наиболее полное понимание социальной реальности.
Закрытое и открытое общество[]
Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.
Общество открытое и закрытое — понятия, введенные К.Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.
Закрытое общество — по К.Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).
Открытое общество — по К.Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству.
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Примечания:
- Вышеприведенные рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
- Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.
Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».
Акционерные общества открытого и закрытого типа
Подобную классификацию можно встретить и в экономике. Определения основных понятий позволяет выяснить, чем отличается закрытое акционерное общество от открытого.
В первом случае речь идет о такой организации, акции которой распределены только между учредителями или другими заранее определенными лицами.
Во втором случае члены обладают правом отчуждения принадлежащих им акций, не спрашивая на это согласие других их держателей.
Отличия открытого и закрытого акционерного общества заключаются также в следующем. Для первого типа нет ограничений числа акционеров, для второго максимальное число составляет 50 человек. В случае его превышения в течение года необходимо провести преобразование в ОАО (то есть в открытое акционерное общество). Разница между ними заключается также в порядке выпуска и размещения акций: публичном для ОАО и ограниченном для ЗАО.
В закрытом обществе люди живут по определённым нормам,подчиняются определённым табу,эти ограничения закрепляются от поколения к поколению.В открытом обществе у людей есть исключительно личные интересы,что развивает рыночные отношения,развивает науку,движет технологическим прогрессом.
Если всем всеравно на защиту государства, то его могут захватить. Могут уничтожить с населением=> чудовищное количества жертв, а правителю нужны подчиненые.Но с другой стороны каждый хочет жить и расцветать. защитить тех кто им дорог.
территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Образование-это знания которые в будущем смогут пригодиться человеку.он получает свою квалификацию и может найти себе работу. Мы знаем,что только квалифицированные рабочие имеют хороший доход на какой либо должности.Образование помогает создавать человеку новые технологии и материалы
Закрытое общество — это такая социальная система, члены которой руководствуются навязываемыми сверху моральными нормами и религиозными табу. Они закрепляются из поколения в поколение путем обычаев и традиций. Закрытое общество функционируют по непреложным социобиологическим законам. Т. е. моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме. В открытом обществе люди руководствуются личными интересами и расчетом, которые нужны им для развития рыночных отношений и предпринимательства, ответственностью и рационалистической этикой. Из них проистекают наука, современные достижения технического прогресса, свобода и демократия.
-
Какие системы называются колебательными кратко
-
Сильно завинченную крышку банки легче отвинтить если ее подогреть почему кратко
-
Какие изменения произошли в жизни российских мусульман в начале 20 века кратко 5 класс
-
В какое время были заселены все пригодные для жизни материки кратко
- Что такое сущность в человеке простыми словами кратко
Ссылки[]
- Гиперболический рост в живой природе и обществе
- Макеев А.К. Человеческое общество как биофизическое поле вербально мыслящей живой материи
- Луков Вал. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания
- Национальная социологическая энциклопедия
- Семёнов Ю. И. Общество: теоретический анализ понятия
- Специализация и социальная востребованность людей с различными типами психики (психотипами) с точки зрения соционики
- Общество в DMOZ
- Общество в Open Encyclopedia Project
- Егоров В. И. Общественный кризис в России, его истоки и пути преодоления с позиций теории общества.. — 1999.
Темы, связанные с человеком разумным
Анатомия ·
Биология ·
Внешний вид ·
Гендер ·
Генетика ·
Здоровье ·
Искусство ·
История ·
Культура ·
Наука ·
Общение ·
Общество (типы) ·
Поведение ·
Права ·
Природа ·
Развитие ·
Разум ·
Сексуальность ·
Спорт ·
Технология ·
Цивилизация ·
Человечество ·
Эволюция ·
Этика ·
Общество в литературе и кино
Общество появилось несколько позднее появления человека как такового. Оно появилось после объединения первобытных людей в группы.
Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.
Общественные отношения (социальные отношения) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе. Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.
Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.
Основание для классификации
Вам будет интересно: Пространственная структура популяции: понятие, типы, примеры
Следуя теории Поппера, Геберт и Бурнер различают открытое и закрытое общества на основе трех разных измерений:
- антропологическое;
- социальное;
- когнитивное.
Антропологическое измерение касается вопроса, является ли человек субъектом или объектом. Насколько он способен влиять на общество и его структуры?
Социальное описывает положение индивида в социуме. Оно определяет, существуют ли предопределенные социальные позиции его членов, реализуются ли индивидуальные сами по себе или это часть целого?
Фокусом когнитивного измерения является ошибочность или непогрешимость человеческого познания. Эти критерии позволяют определить отличия открытого общества и закрытого общества.
Ссылки
- Общество в DMOZ
an:Soziedat
ar:مجتمع
arc:ܟܢܫܐ
ast:Sociedá
bat-smg:Vėsuomenė
be:Грамадства
be-x-old:Грамадзтва
bg:Общество
bn:সমাজ
bs:Društvo
ca:Societat
ckb:کۆمەڵگە
cs:Společnost (sociologie)
cv:Этем пĕрлĕхĕ
cy:Cymdeithas
da:Samfund
de:Gesellschaft (Soziologie)
el:Κοινωνία
en:Society
eo:Socio
es:Sociedad
et:Ühiskond
eu:Gizarte
ext:Socieá
fa:جامعه
fi:Yhteiskunta
fiu-vro:Ütiskund
fr:Société (sociologie)
gl:Sociedade
he:חברה
hi:समाज
hr:Društvo
ht:Sosyete
hu:Társadalom
ia:Societate
id:Masyarakat
is:Þjóðfélag
it:Società (sociologia)
ja:社会
jbo:remce’u
jv:Masarakat
kn:ಸಮಾಜ
ko:사회
ku:Civak
la:Societas humana
lt:Visuomenė
lv:Sabiedrība
mhr:Мер
ml:സമൂഹം
mn:Нийгэм
ms:Masyarakat
mwl:Sociadade
nl:Maatschappij (wereld)
nn:Samfunn
no:Samfunn
pl:Społeczeństwo
ps:ټولنه
pt:Sociedade
ro:Societate civilă
sah:Дьон-сэргэ
scn:Sucitati
sh:Društvo
simple:Society
sk:Spoločnosť (sociológia)
sl:Družba
sr:Друштво
sv:Samhälle (sociologi)
sw:Jamii
ta:சமூகம்
te:సంఘం
th:สังคม
tl:Lipunan
tr:Toplum
uk:Суспільство
ur:سماج
vi:Xã hội
war:Katilingban
yi:געזעלשאפט (סאציאלאגיע)
yo:Àwùjọ
zh:社会
zh-min-nan:Siā-hōe
zh-yue:社會
Критерии разграничения обществ
Среди критериев разграничения различных типов обществ можно выделить:
- социальную мобильность и ее объем;
- предпосылки и возможности социальной мобильности.
В закрытом обществе все указанные концепты ограничены, в открытом они значительно расширены.
В закрытом обществе имеется жесткая социальная структура, которая препятствует перемещению людей по социальной лестнице вверх и вниз. Например, буржуазия не может опуститься до уровня плебеев, но и не может приблизиться к аристократии. Иммобильность общества в некотором роде провоцирует стабильность. Социальные перемены оказываются в несколько замороженном состоянии, каждый человек знает свое место в иерархии и такое знание передается из поколения в поколение. При этом наследуемыми становятся абсолютно любые социальные статусы.
Определение 3
Социальный статус – это социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.
Определение 4
Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).