Юридические факты в административном праве
Понятие | |
---|---|
Юридический факт — это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение. |
|
Деяния | |
Действие | |
Правомерные | Основаны на положениях норм административного права и соответствуют им (например, в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом). |
Неправомерные | Нарушают предписания норм административного права. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной), ответственности (например, нарушение правил дорожного движения является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом). |
Бездействие | |
Волевое несовершение предписываемых законом действий (например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания). |
|
События | |
События — это явления, независимые от воли людей (например, смерть стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения (например, смерть гражданина влечет за собой прекращение все правоотношений, субъектом которых он выступал). |
|
Особенности | |
|
Как правило, действием,
обусловливающим административное правоотношение, является издание
ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о
выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее
характерный для административного права юридический факт.
◄ Часть I. Основные институты |
Часть I. Основные институты административного права. Глава 3. Административно-правовые отношения. 4. Виды административно-правовых отношений ► |
---|
уход за кожей лица
3.2. Юридические факты в административном праве
Административно-правовые
отношения возникают при наличии условий, предусмотренных
административно-правовыми нормами. Это — юридические факты —
обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между
сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве
юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях —
события.
Действия являются результатом
активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и
неправомерные действия.
Правомерные действия всегда
соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических
фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников
административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет
за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и
исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов
по административному праву является то, что основным видом правомерных действий
служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный,
т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое
последствие — возникновение, изменение или прекращение
административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность
влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся
разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не
соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это —
дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы
государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения.
К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой
внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).
События — явления, независимые от
воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).
Предыдущая |
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:Юридические лица как субъекты международного частного праваЮридические лица как субъекты гражданских правоотношений — Хомутов Е.Б., 2012Юридические аксиомы и презумпции, их значениеЮридические факты в гражданском правеЮридические факты в семейном праве (Батычко В.Т., 2011)Юридические факты: понятие, классификация, значение
Что такое юридические факты?
Определение 1
Юридический факт – это одно из жизненных обстоятельств, с которым правовая норма непосредственно связывает появление, изменение или прекращение правовых отношений, а также наступление некоторых последствий юридического характера.
На современном этапе развития роль юридических фактов в рамках права не ограничена исключительно тем, что они выступают в качестве основы возникновения, изменения или прекращения каких-либо правоотношений. Например, в качестве юридических фактов, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособности и дееспособности можно рассматривать рождение ребенка, достижение человеком совершеннолетия, а также смерть гражданина.
Среди признаков юридических фактов на сегодняшний день можно выделить следующие:
- Юридический факт представляет собой жизненное обстоятельство, которые выражено вовне, таким образом, мысли и чувство не могут быть признаны юридическими фактами;
- Юридический факт представляет собой жизненное обстоятельство, которые выражается либо в наличии, либо в отсутствии конкретных явлений;
- Юридические факты в обязательном порядке должны быть предусмотрены правовой нормой;
- Юридический факты в обязательном порядке должен быть каким-либо образом зафиксирован, т. е. правильно оформлен, подтвержден;
- Юридические факты способны вызывать последствия правового характера.
На сегодняшний день можно говорить о том, что юридические факты выполняют важные функции в механизме правового регулирования. Среди основных функций юридических фактов можно выделить следующие:
- Правообразующая. Сущность данной функции заключается в том, что юридические факты провоцируют наступление последствий правового характера;
- Правоизменяющая. Сущность данной функции заключается в том, что факты вызывают изменение юридических обстоятельств;
- Правопрекращающая. Сущность данной функции заключается в том, что юридическими фактами продиктованы обстоятельства истечения срока действия;
- Правовосстанавливающая. Сущность данной функции заключается в том, что юридическими фактами обуславливается возможность восстановления срока действия.
Довольно часто для возникновения оговоренных нормой права последствий, необходимо наличие не одного юридического факта, а нескольких, т.е. совокупности таких фактов, называемую юридическим составом или фактическим составом.
Понятие и основные черты административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Соответственно под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Налицо выражение одного из существенных качеств административно-правовых отношений, а именно то, что они представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае — административно-правовую окраску.
Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем.
1. Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны — субъекта управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое выражение властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления, но выражаемое по-разному.
2. Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненность воль. Воля всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. Из этого следует, что объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.
3. Административно-правовые отношения возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами управленческих функций.
4. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью принятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.
5. Порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм состоит в том, что ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность).
Юридические факты в административном праве
Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.
Это — юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, действия и события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т. е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это — дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).
События — явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и другие).
Контрольные вопросы
- Понятия и особенности административно-правовых отношений.
- Виды административно-правовых отношений.
- Юридические факты в административном праве.
- Сущность вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений.
показать содержание
Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
Структура административно-правовой нормы:
- гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
- диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
- санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету:
а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;
2) по содержанию:
а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;
3) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.
Признаки норм административного права:
- предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;
- строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
- большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;
- действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;
- административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.
Исполнительная власть
Понятие государственное управление и его место в государственном механизме определяется следующими признаками:
1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;
2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.
Особенности государственного управления:
1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
2) государственное управление осуществляется непрерывно;
3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);
4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.
Государственная власть – это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.
Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:
- являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
- основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
- специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;
- данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер.
По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему – распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.
Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.
Признаки государственного управления:
- территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или связи с ней;
- применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.