Предмет римского частного права
Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:
- комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;
- брачно-семейные отношения;
- отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;
- круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;
- обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;
- вопросы защиты частных прав.
Периодизация развития римского права
Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.
За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. Существует несколько научных периодизаций истории римского права античной эпохи. В западноевропейской юридической науке под влиянием работ Э. Гиббона и Г. Гуго принято деление на четыре периода, выделяя главным образом роль источников права. В российской романистике с середины XIX господствовала трехзвенная структура, разработанная К.А. Неволиным, связанная с историей римского государства: царский, республиканский, императорский.
В современной романистике наиболее распространено выделение в римском праве четырех периодов, связанных с античностью.
Первый период (VIII-III в. до н. э.) — начальный (архаичный) период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов — понтификов, пронизано сакральным, формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам общины (cives), право именуется цивильным (ius civile) или квиритским.
Второй период (III-II в. до н. э.) — предклассический переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции.
Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический, когда римское право достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.
Четвертый период (IV-VI в. н. з.) — изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую известность получили кодификации Юстиниана.
Принцип гармонии
Согласно достижениям римской юридической мысли под гармонией полагалось стремление к воплощению адекватности и справедливости в применении правовых норм в регулировании отношений имущественного и личного характера. Таким образом, под гармонией имелось в виду стремление к достижению истины и справедливости, как строгого целесообразного критерия в применении норм права.
Согласно данному принципу приоритетом перед правами индивида являются интересы римского общества и государства. В тоже время человек может совершать, то, что не запрещено законодательством Рима, и тем самым соблюсти уже собственные интересы.
Основные принципы публичного права
Римскому праву присущи два противоположных принципа, пронизывающих процесс разработки права претором и юристами.
- Консерватизм. Он выражался в том, что юристы доказывают, что любые выводы соответствуют взглядам их предшественников. Они относились с большим уважением к старому праву, подчеркивая недопустимость каких-либо новшеств, неизменность существующего социального строя и, главное, незыблемость права. Бывали случаи, когда юристы специально прибегали при толковании сложившейся нормы к натяжкам, чтобы не показывать изменчивости права.
- Прогрессивность. Но если развивающиеся производственные отношения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если современные интересы господствующего класса не защищались древними правилами, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая: на такую отмену римские магистраты и юристы не были управомочены, и такая ломка могла бы вселить вредное для господствующего класса мнение об изменчивости права. Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. И жизнь начинала течь по новому руслу, хотя старое русло не засыпалось — оно просто высыхало. Так, наряду с цивильной собственностью была создана так называемая бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника), наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования (опять-таки даже не носившая названия наследования) и т. п.
Римское право не включало в себя термин «гражданское право» («ius civile»). Данный термин имел ряд значений, в особенности он означал:
- древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву;
- всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов» (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).
Принцип единения
Под принципом единения понималось организация римской правовой системы таким способом, что бы гарантировать стабильность и жизнеспособность римского общества.
Отметим, что такой принцип предусматривал, с целью укрепления общины перед внутренними и внешними опасностями, с одной стороны некий минимум единства общества, а с другой некий минимум разъединения индивидуумов друг от друга и от остального общества.
В роли такого средства единения и разъединения интересов в правовой системе Рима выступали контракты, обязательства, пакты, мировые соглашения и т. д.
Итак, римское право имело в своем составе как минимум четыре основных принципа. Это принципы:
- развития,
- единения,
- свободы,
- гармонии.
Данные принципы стали детищем всего общего развития римской цивилизации и римского права.
Наследие этой цивилизации осталось в том числе и в виде правовой систем сложившейся уже после падения Римской империи По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Римской Империи подробнее , в период Средних веков, и особенно в период Нового и Новейшего времени.
2. Принцип общей пользы. Интересы общества превыше всяких интересов. Защита закона выше защиты человека.
3. Принцип равенства. Права создаются не для отдельных лиц, а общим образом.
4. Принцип справедливости.
Структура римского права: ius civile, ius praetorium, ius gentium, ius naturale.
1. Ius civile(гражд. пр. или цивильное право).
ius strictum (строгое право), то право, которое фиксировалось в законах или в обычаях.
ius honorarium (право чести) – прво рим. гражд-на стать должностным лицом, кот. создавалось должн. лицом в ходе применения строгого права.
(ius praetorium) – пр., которое создавалось судьями. Преторы имели полномочия защищать несуществующее право или оставлять сущест. пр. без защиты.
2. Ius gentium (право народов), похожее на современное межд. частное право – это право для иностранцев в Риме.
3. Ius naturale (право природы) – естественное прво.
Структура – есть субъекты правоотношений, предмет правоотношений.
Либо права на вещь, либо права на действия. В отношении права собственности предмет и объкт правоотношений совпадает – право действия.
Римское право — это правовая система, которая существовала в Древнем Риме и Византии (Восточной Римской империи) с VIII в. до н. э. по VI в. н. э. Однако после падения Рима оно не исчезло бесследно, а наоборот, было воспринято другими государствами. Этот процесс восприятия и изменения называется рецепцией. Благодаря рецепции римское право стало отраслью современной правовой науки.
Юстиция, древнеримская богиня правосудия. Эта статуя возведена в Германии в XIX в., что говорит о преемственности римского права
Основной принцип римского права — это утверждение, что государство представляет собой результат установленной договоренности между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов в соответствии с правилами, принятыми заранее общим консенсусом. Этот принцип лег в основу республиканской формы правления, самой распространенной в наше время.
Римляне разделяли также публичное и частное право. Публичное, по словам Ульпиана, относится к пользе римского государства, частное — к пользе отдельных лиц. Именно частное право стало предметом рецепции.
Образовавшиеся после распада Западной Римской империи новые, так называемые варварские, королевства продолжали применять римское право наравне со старинным правом обычая. Это делалось для укрепления власти. Составлялись сборники римского права, первый из которых был создан в государстве вестготов при Аларихе II.
Шесть веков только по этому сборнику и знакомились с римским правом, пока в XI в. не возобновилось его систематическое изучение. Занятия проводились в университетах, первым из которых был Болонский, основанный в 1088 г. Изучение римского права особенно усилилось в XVI в. во Франции, с укреплением королевской власти. Хорошо относились к нему и торговля, и Церковь.
В Германии же, на территории которой сформировалась Священная Римская империя, в 1495 г. был учрежден общеимперский суд, который в первую очередь должен был применять римское право. Разумеется, оно претерпело изменения и стало называться современным римским правом.
Таким образом, римское право так же объединило народы Европы, как это сделал латинский язык. Сегодня его продолжают изучать в университетах всего мира.
Университетский дворец (или Архигимназий) находится в центре Болоньи. Его построили в 1563 г., чтобы собрать под одной крышей разбросанные по всему городу факультеты. Университет находился там до 1803 г.
Периодизация римского права
Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером.
Римское право надолго пережило своего создателя — античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.
Периодизация римского права (ius romanum) — это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток.
Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды:
- Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.
- Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).
- Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.
- Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).
Принцип свободы
Принцип свобод в римском праве означал то, что любой свободный гражданин Рима мог совершать любое действие, которое бы ни противоречило бы установленным правовым нормам и традициям.
В тоже время римские юристы четко разграничивали свободу действий гражданина направленных на пользу, как самому человеку, так и общине и городу, с проявлениями эгоистичными и антисоциальными человеческой сущности.
Римской юридической мыслью четко разделялась свобода социально полезных проявлений личности, и наоборот, свобода эгоистических и антисоциальных проявлений. Такое понимание идеи свободы находило свое выражение в необходимости некоторых, порой весьма серьезных, ограничений личности, наличие которых и есть основная предпосылка качественной реализации субъективных прав участников имущественного оборота.
Таким образом, римские юристы понимали под принципом свободы своего рода определённый баланс между интересами различных субъектов основанных на применении установленных правовых норм. При этом отступление и нарушение установленных римскими властями законов является преступлением и соответственно карается законом Рима.
Основные черты римского частного права
На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества:
- Институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.
- Институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.
К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.
Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.
Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.
Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.
Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.
Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).
Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.
Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются:
- ясность построения и аргументации;
- точность формулировок;
- конкретность и практичность права;
- соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.