Административное право как отрасль права и наука

Предмет, признаки и методы административного права

Предмет административного права

Как было отмечено выше, предмет отрасли права выступает одним из двух ключевых признаков, существование которых позволяет говорить о самостоятельности юридической отрасли. В свою очередь, предмет административного права может быть определен следующим образом:

Определение 2

Предмет административного права – совокупность общественных отношений, складывающихся в области государственного управления, в рамках которых уполномоченные субъекты в пределах собственной компетенции управляют организационно-распорядительными, социально-культурными и административно-политическими процессами государства и общества.

Таким образом, как видно из приведенного определения, специфика административных правоотношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли, состоит в том, что в них всегда участвует особый субъект – орган исполнительной власти или иной компетентный исполнительный орган.

Кроме того, общественные отношений, составляющие предмет административного права, могут быть проклассифицированы в зависимости от различных оснований.

В частности, в зависимости от юридического характера административных правоотношений принято выделять их материальную и процессуальную разновидность.

Определение 3

Материальные административно-правовые отношения – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые посредством материальных норм административного права;

Определение 4

Процессуальные административно-процессуальные отношения – отношения, складывающиеся по поводу рассмотрения конкретных индивидуальных дел в области государственного управления, порядок разрешения которых регламентируется административно-процессуальными нормами.

Исходя из характера соотношения прав и обязанностей участников административных правоотношений, могут быть выделены вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Как видно из названия, вертикальные отношения характеризуются неравенством сторон в юридическом смысле – они возникают на основании одностороннего волеизъявления уполномоченного органа государственной власти или должностного лица, в том числе вопреки воле другого участника правоотношения.

В свою очередь, горизонтальные отношения, возникают в связи с реализацией гражданами РФ собственных прав в области государственного управления

При этом необходимо обратить внимание на то, что исходя из специфики рассматриваемой отрасли, в том числе публичного характера ее содержания, для административного права в большей степени характерны вертикальные правоотношения

Предмет и методы административного права

Как было отмечено ранее, предмет и метод правового регулирования в соответствии с точкой зрения, разделяемой большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки, выступают ключевыми признаками любой отрасли права, характеризующими ее содержание и обуславливающими самостоятельность соответствующей отрасли в национальной правовой системе.

В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что предметом современного административного права признается совокупность общественных отношений, возникающих и складывающихся в связи и по поводу практической государственно-властной деятельности в области осуществления функций исполнительной власти. Основными методами административного права выступают:

Основными методами административного права выступают:

  1. Предписание – такой способ правового регулирования, содержание которого выражено в установлении определенного порядка действий, в соответствующих условиях и надлежащим образом, закрепленном конкретной административно-правовой нормой. Основным последствием нарушения требований административно-правового предписания выступает недостижение тех юридически значимых последствий, на которые ориентирована сама норма права.
  2. Запрет, как административно-правовой метод предполагает запрещение совершения определенных действий под угрозой применения соответствующих видов юридической ответственности. Как правило – дисциплинарной или административной. Так, например, нормами действующего административного законодательства запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение теми должностными лицами, чьи действия обжалуются соответствующим гражданином. Виновные в нарушении соответствующего запрета должностные лица, работающие с обращениями граждан, подлежат дисциплинарной ответственности;
  3. Дозволение – метод административного права, предполагающий возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

При этом относительно последнего метода в административно-правовой доктрине выработано две формы его реализации:

  • «Жесткий» вариант дозволения – существование возможности выбора варианта поведения, при невозможности отказаться от соответствующего выбора. Данный метод как правило применяется при регулировании профессионального поведения должностных лиц;
  • «Мягкий» вариант дозволения, выражающийся в предоставлении субъекту административно-правовых отношений возможности действовать или не действовать по собственному усмотрению. Наиболее часто встречается в процессе правового регулирования субъективных прав граждан, участвующих в соответствующих правоотношениях.

Правовой статус государственного служащего

Регулируя отношения в сфере организации государственного управления, административное право устанавливает правовые основы статуса государственного служащего как функционального элемента государственной исполнительной власти.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 № 195 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выделяют три формы государственной службы : государственная гражданская служба, государственная военная служба, государственная правоохранительная служба. Общественные сферы управления можно разделить на экономические, социально культурные и административно политические области деятельности.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты. Замещение должностей на государственной и муниципальной службе осуществляется следующими способами: зачисление, назначение, выборы и конкурс.

Прохождение государственной службы сопровождается такими элементами деятельности государственного служащего, как реализация служебных полномочий, периодическая аттестация, возможность применения к служащему мер поощрения и ответственности за должностные проступки.

К правам государственного служащего относятся: ознакомление с документами, получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, продвижение по службе, переподготовка и повышение квалификации, а также участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы, объединение в профессиональные союзы для защиты своих прав, внесение предложений по совершенствованию государственной или муниципальной службы в любые инстанции, обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с его службой и др.

Обязанностями государственного служащего являются:

  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Федерации;
  • инициативно и добросовестно исполнять свои должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий;
  • своевременно рассматривать в пределах своих должностных полномочий и обязанностей обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним в установленном порядке законные решения;
  • соблюдать установленные в государственном или муниципальном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной документацией;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом служебную тайну;
  • постоянно поддерживать необходимый уровень квалификации, достаточный для исполнения своих служебных должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность служащих предусматривается законодательством за должностной проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей.

Понятие и виды административных правонарушений

Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности.

Как и уголовное преступление, административное правонарушение – это виновное, объективно выраженное деяние, т. е. объективно выраженное действие или бездействие. Главное отличие уголовного преступления от административного правонарушения – степень и масштаб вредных последствий деяния. Например, хищение чужого имущества стоимостью до определенного, указанного в законе, размера будет признано административным правонарушением, выше его – преступлением. Граница между вредом, нанесенным административным правонарушением и уголовным преступлением, четко установлена при формулировании составов преступления и правонарушения и не может быть скорректирована при правоприменении.

По родовому объекту, т. е. областям общественных отношений, на которые посягают административные правонарушения, их можно подразделить на следующие виды:

  • административные правонарушения, посягающие на права и свободы граждан, например нарушение избирательных прав;
  • административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, например неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава;
  • административные правонарушения, посягающие на порядок управления, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно исполнительной системы;
  • административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность, например нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему или стрельба из оружия в не отведенных для этого местах и др.;
  • административные правонарушения, посягающие на физическое и нравственное здоровье населения, например незаконное занятие частной медицинской практикой, получение дохода от занятия проституцией и др.;
  • административные правонарушения, посягающие на право собственности, например самовольное занятие земельного участка;
  • административные правонарушения в области охраны окружающей среды и организации рационального природопользования, например несоблюдение нормативов и экологических требований при проведении различных видов хозяйственной деятельности;
  • административные правонарушения, связанные с нарушением иных нормативов и требований при осуществлении таких видов деятельности, как строительство, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т. д.;
  • административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, примером которых может служить осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, нарушение законодательства о рекламе и др.;
  • административные правонарушения в области финансовой деятельности, например разнообразные налоговые правонарушения;
  • административные правонарушения в области таможенной деятельности, например неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации и др.;
  • административные правонарушения в области воинского учета, например неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Система отрасли административного права

Система отрасли административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Общая часть:

  1. государственное управление, исполнительные органы власти;
  2. административное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  3. субъекты административного права;
  4. формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. административное правонарушение и административная ответственность;
  6. административная юрисдикция;
  7. административный процесс и виды административного производства;
  8. законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

  1. административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
  2. административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
  3. административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
  4. административно-правовое регулирование в иных сферах.

Главным связующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

Основная задача дисциплины – оказать помощь в изучении отрасли и науки административного права, освоении законотворческой и правоприменительной практики, а также усвоить основные термины, категории, понятия, положения и институты административного права, основные задачи науки, цель которых сводится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.

Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

  1. представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
  2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
  3. чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
  4. не исключает использования диспозитивных средств;
  5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Понятие и признаки административного права

Развитие и усложнение отношений, возникающих между членами общества, с неизбежностью накладывается отпечаток на правовую систему любого современного государства – возникают новые правовые институты и подотрасли, формируются самостоятельные и комплексные отрасли законодательства и т.д. При этом большую часть общественных явлений и процессов по-прежнему регулируется посредством юридических предписаний, сосредоточенных в рамках немногочисленных классических отраслей права, одной из которых выступает административное право. Доктринальное определение рассматриваемой отрасли, в трудах современных ученых-исследователей юридической науки, в наиболее общем виде, формулируется следующим образом:

Определение 1

Административное право – самостоятельная отрасль российского права, содержание которого представлено системой общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношений, складывающие в процессе реализации задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В свою очередь, в качестве признаком рассматриваемой отрасли права могут быть названы:

  • Административное право выступает одной из ключевых отраслей публичного права, регламентирующей общественные отношений в сфере государственного устройства и управления;
  • Содержание административного права представлено совокупностью юридических норм, отличающихся свойством внутренней согласованности и структурной организации;
  • Административное право выражено вовне – в форме писаных юридических источников;
  • Административное право, будучи самостоятельной отраслью, характеризуется наличием собственного предмета и метода правового регулирования.

Замечание 1

Последний из приведенных выше признаков рассматриваемой отрасли, имеет исключительно важное значение, поскольку именно существование предмета и метода правового регулирования традиционно признается в юридической науке в качестве критерия самостоятельности правовой отрасли

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: