Введение
Повышение роли и значения права,
его господство, политический и идеологический плюрализм, обеспечение прав
человека — нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в
отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и обратное: утверждение
демократии создает условия для обеспечения прав человека.
Одновременно с гармонизацией
национального законодательства с международными стандартами прав и свобод
человека и гражданина в стране происходит процесс совершенствования институтов
их осуществления и защиты.
Конечно, современное
социально-экономическое положение страны затрудняет полномасштабное
формирование демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав
человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения
сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития.
В этой ситуации особое значение приобретает правоохранительная деятельность
государства.
Правоохранительная деятельность
является одним из видов государственной деятельности.
Цель (задача) правоохранительной
деятельности — охрана самого права.
Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.
Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “правоохранительные органы”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.
Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:
- имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
- применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
- реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
- ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.
Таким образом, правоохранительная деятельность — это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.
Список литературы
1.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993.
«Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД
ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007)
// Консультант Плюс.
3.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Консультант
Плюс.
4.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной
службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч.1). Ст.4437).
5.
Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного
исследования. М., 1999.
6.
Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001.
7.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2005.
8.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
9.
Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М., Норма, 2005.
10.
Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород,
2003.
11.
Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. — 2-изд.,
перераб. и доп. — М.: Норма, 2007.
Радько
Т. Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003. С.
277
Алексеев
С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М.,
1999. С. 38.
Гуценко
К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005. С. 24.
Савюк
Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-изд., перераб. и
доп. – М.: Норма, 2007. С. 21.
Ветров
Н. И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001. С. 273.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы
Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч. 1). Ст. 4437).
Правоохранительная деятельность — средство обеспечения порядка в обществе
Правопорядок, который базируется на праве и законе жизнедеятельности общества и государства, обязательно включают в свою основу беспрекословное соблюдение норм и требований законности абсолютно всеми его субъектами.
В понятие правовой дисциплины входят два взаимодополняющих главных элемента: во-первых, присутствие и соблюдение определенной системы правил и норм поведения людей; во-вторых, практическое выполнение этих правил всеми обязанными субъектами. Отсутствие любого аспектов полностью исключает само понятие дисциплины в этом социуме.
Выделяют много разновидностей дисциплины по отраслевому, субъективному и функциональному признакам, в зависимости от того, для кого и кто устанавливает эти правила.
Гражданское право определяет правила жизнедеятельности общества, которые складывались исторически, на основе обычаев, традиций и конфессиональных верований, отражающих специфику профессионального и национального менталитета социума. В ее состав входят: ритуальная дисциплина, общежитейское общение субъектов определенного социума, религиозная сфера, неписаные кодексы профессиональной гордости и другие.
Соотношение и взаимодействие категорий легальности и государственной дисциплины таковы: требования правовой дисциплины должны быть закреплены в законодательстве и подзаконных актах; их выполнение можно отнести одновременно и к сфере законности, и государственной дисциплине; исполнение нужд некоторых правовых систем охватывается только понятием законности.
Одним из главных элементов содержательных свойств категорий государственной дисциплины и законности выступают реальный режим состояния легальности в жизнедеятельности определенного общества и государства, а также методы обязательного обеспечения порядка правоохранительной деятельности на конкретном этапе исторического развития современного общества.
Правила и нормы поведения, которые устанавливаются для участников и членов разнообразных общественных объединений их соответствующими руководящими органами, стоит рассматривать как виды общественной дисциплины: профсоюзной, партийной, дисциплины членов многочисленных профессиональных общественных структур, творческих организаций, клубов по интересам и органов общественной самодеятельности.
Понятие правоохранительной деятельности, ее основные признаки, задачи и цели
Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:
- Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
- Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
- Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами.
Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.
Задачами правоохранительной деятельности признаются:
- выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- надзор за процессом правоприменения;
- правильное применение закона, обеспечение его верховенства;
- оказание юридической помощи гражданам и организациям;
- правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
- регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:
Непосредственные цели:
1) обеспечение и защита (охрана):
- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;
- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- общественного строя Российской Федерации;
- установленных системы хозяйства и собственности;
- порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;
2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве;
3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.
Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:
- укрепление законности и правопорядка;
- предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
- исправление осужденных;
- правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.
Понятие правоохранительной службы
Реализация функций государственного управления обеспечивается посредством государственной службы Российской Федерации, представляющей собой профессиональную служебную деятельность российской граждан, направленную на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти, лиц, замещающих должности, установленные российской Конституцией и федеральным законодательством.
Одним из видов такой государственной службы является правоохранительная служба. Правоохранительная служба осуществляется государственными служащими федерального уровня.
Правоохранительная служба представляет собой разновидность государственной службы федерального уровня, призванную обеспечить охрану правопорядка, законности, безопасность, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина.
Несение правоохранительной службы предусматривает присвоение гражданам специальных званий и классных чинов.
В настоящее время понятие правоохранительные службы закреплено Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Однако предполагается, что это понятие будет действовать только до тех пор, пока не будет принят Федеральный закон о правоохранительной службе. При этом в настоящее время такой закон не принят, следовательно, единственным понятием правоохранительной службы является то, что указано в Законе государственной службе.
Задачи и функции правоохранительной деятельности
Определение задач и функций правоохранительной деятельности – отправная точка построения эффективной правоохранительной системы.
Рисунок 1. Цели и задачи правоохранительной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно в официальных документах указываются такие государственные институты:
- Органы оперативно-розыскной деятельности;
- Судовые инстанции;
- МВД и Минюст;
- Таможня;
- Прокуратура и общественные организации определенного типа работы.
Основное предназначение правоохранительной деятельности заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе, подразумевающего неукоснительное соблюдение и выполнение всех существующих юридических норм, особенно тех, которые прописаны в законах, а также всех правовых предписаний гражданами, должностными лицами, и государственными органами.
Можно выделить и общие понятия, которые в обязательном порядке отвечают на конкретный признак. Это принципы соответствуют функционалу институтов, правовых структур, а также их прямых полномочий и направлений. Необходимо также знать, для чего предназначается правоохранительная деятельность. Ее функции выступают одним из главных предметов обязательного изучения.
Среди ключевых задач можно выделить следующие:
- Предоставление контроля за соблюдением всех прав Конституции РФ;
- Установление и поддержание правосудия;
- Организационное обеспечение комплексной работы судов на высоком уровне;
- Расследование и выявление грубых преступлений;
- Юридическая профессиональная помощь, охрана законодательства от имени общества, защита свобод и прав граждан;
- Нотариальная защита всех интересов общества.
Каждую из вышеуказанных целей должен выполнять определенный орган, однако все они тесно взаимосвязаны, и деятельность одних непременно влияет на результат работы других прямо или косвенно.
Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции
Исходя из смысла дефиниции «правоохранительная деятельность», можно сформулировать определение понятию «правоохранительный орган». Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:
- правовую регламентацию его статуса и деятельности;
- стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;
- наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.
К числу правоохранительных органов принято относить:
- Конституционный Суд РФ;
- конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
- суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
- арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
- Дисциплинарное судебное присутствие;
- органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
- третейские суды для разрешения экономических споров;
- Министерство юстиции РФ;
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
- органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
- нотариат;
- адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
- некоторые иные правоохранительные органы.
Структура и функции
Функции правоохранительных органов объединены в группы:
- охрана общественного порядка;
- конституционный контроль;
- прокурорский надзор;
- обеспечение безопасности;
- оказание юридической помощи;
- оперативно-розыскная деятельность;
- охрана прав юридических лиц;
- осуществление правосудия;
- исполнение судебных решений;
- профилактика предупреждения преступлений.
Для полноценного функционирования общая структура правоохранительных органов разделена на несколько подразделений, в соответствии с их функциями:
- органы юридической помощи;
- органы выявления и расследования преступлений;
- органы судебной власти;
- органы обеспечения безопасности и правопорядка.
Функциональное назначение правоохранительной службы, ее виды деятельности
Правоохранительная служба имеет собственное самостоятельное место в системе государственной службы в Российской Федерации, обусловленное специфическими задачами и функциями, выполняющимися ее органами.
В качестве части государственного аппарата правоохранительная служба может рассматриваться как структурное образование, имеющее определенные компетенции и властные полномочия, призванные обеспечить реализацию возложенных на нее задач. В качестве основной задачи функционирования правоохранительной службы можно обозначить охрану законности и правопорядка, защиту общечеловеческих общегражданских прав и свобод, борьбу с преступностью, предупреждение и профилактику правонарушений, осуществляемые в соответствии с законодательством лицами, которые состоят на службе в органах охраны правопорядка и имеют соответствующую профессиональную подготовку.
Также правоохранительная служба обеспечивает решение следующих вспомогательных задач:
- во-первых, принимает и рассматривает сообщения о совершении преступлений или правонарушений;
- во-вторых, непосредственно обнаруживает признаки правонарушения или преступления;
- в-третьих, минимизирует риски причинения вреда;
- в-четвертых, выполняет обязанности в соответствии с процессуальными требованиями;
- в-пятых, соблюдает законность.
Функции правоохранительной службы представляют собой основные направления деятельности органов государственного и муниципального управления по решению задач правоохранительной службы.
Функции правоохранительной службы можно классифицировать следующим образом:
- во-первых, по критерию продолжительности действия функции могут быть постоянными, то есть осуществляющимися на всех этапах развития государства, и временными, то есть действующими на период решения конкретной задачи;
- во-вторых, по критерию принципа разделения властей функции могут быть законодательными или правотворческими, исполнительными или управленческими, судебными;
- в-третьих, по критерию зависимости от значения функции могут быть основными и не основными. В первом случае речь идет например, об охране общественного порядка, во втором случае о рассмотрении споров и так далее;
- в-четвертых, по критерию сферы общественной жизни, в рамках которой они осуществляются, функции могут быть внутренними и внешними.
Основные внутренние функции правоохранительной службы включают в себя охрану свобод и прав человека и гражданина, обеспечение правопорядка. Эта деятельность государства обеспечивает защиту интересов общества и личности, рост надежности государственных гарантий по соблюдению свобод, прав человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с коррупцией, криминалом, взяточничеством. В качестве неосновных внутренних функций можно рассматривать налогообложение, культурную и экологическую функцию.
Внешние функции правоохранительной службы подразумевают осуществление следующего вида деятельности – обеспечение обороны страны. В основе данной функции правоохранительной службы находится принцип поддержки достаточного уровня обороноспособности государства, способного отвечать требованиям государственной безопасности. Функция обеспечения обороны формирует основу для защиты суверенитета и территориальной целостности российского государства, пресекает угрозы жизненно важным интересам страны со стороны вооруженных конфликтов.
Также в составе функций правоохранительной службы можно выделить правообразующую, правоприменительную и правоизменяющую функции. В первом случае речь идет о расширении правового регулирования, включении в состав его объектов новых общественных отношений, во втором случае – о сужении указанной сферы, в третьем случае – об изменении характера и содержания правового регулирования.
Специфика функционального назначения и видов деятельности правоохранительной службы состоит в ее динамичности и многогранности, способности отвечать на современные угрозы общественному правопорядку, обороноспособности и независимости государства.