Место конституционного права в системе права РФ Тенденции его развития на современном этапе

Место конституционного права в системе права

Предмет конституционного права России

Общее представление о предмете конституционного права дает содержание норм Конституции. Предмет этот составляют два основных блока общественных отношений, связанные с:

  1. организацией государства и публичной власти – государственной власти и местного самоуправления (властные отношения);
  2. определением основ правового статуса личности – права, свободы человека и их охрана.

В предмет конституционного права также входят общественные отношения в политической, экономической, социальной и духовной сферах – через:

  1. регламентацию политических, социально-экономических, публичных прав и свобод человека и гражданина;
  2. закрепление основных целей функционирования органов власти любого уровня;
  3. регулирование предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти;
  4. функции и полномочия различных властных институтов;
  5. и т.д.

Понятие конституционного права России

Наша страна имеет два официально равнозначных названия:

  1. Российская Федерация (РФ);
  2. Россия (ст. 1 Конституции РФ).

Поэтому понятия «конституционное право России» и «конституционное право РФ» имеют одинаковое содержание.

Конституционное право России как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовые отношения.

В юридической науке длительное время продолжается дискуссия о соотношении понятий «конституционное право» и «государственное право». Эти наименования можно использовать как синонимы (греч. – слова, тождественные, равные по значению, выражающие одно и то же понятие).

То есть, по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны (лат. – одинаковые). А наиболее правильным является термин (лат. – понятие) «конституционное (государственное) право».

Нормы конституционного права устанавливают систему государственной власти с целью охраны основных прав и свобод человека.

Главная задача конституционного права – установление баланса (фран. — равновесия) между властью, необходимой для организации общества, и свободой человека.

Значение конституционного права

Конституционное право особенно ценно в современном обществе. Данная отрасль является ведущей и выступает центральной во всей системе права России. данное положение конституционного права не оспаривалось ни во времена Советского Союза ни в настоящее время.

Определение 1

Предметом конституционного права выступают отношения, в которых выражены принципы и механизмы существования Российского государства и государственного аппарата, которые призваны обеспечить признание, соблюдение, а также защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционное право не является публичным или частным правом. В нём сочетаются и публичные и частные начала. Конституционное право весьма тесно взаимосвязано с иными отраслями права.

В качестве примера можно указать:

  • для того чтобы определить систему органов исполнительной власти, а также их компетенцию, положения конституционного права отсылают к основным принципам административного права;
  • закладывая основы бюджетной системы страны, конституционное право выделяет основу для финансового права;
  • в конституционном праве можно найти основные принципы уголовного права и многих других отраслей права.

На вопрос есть ли в Российской Федерации отрасли права с которыми конституционное право не будет связано — однозначный ответ ученых заключается в том, что данная отрасль права является основной для всех отраслей.

Методы конституционного права России

Метод правового регулирования – это способ воздействия юридических норм на общественные отношения.

В конституционном праве, преобладающим является метод императивного регулирования – способ властного воздействия на участников общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

При этом между субъектами правоотношений устанавливаются субординационные (лат. – система служебного подчинения младших старшим, основанная на определенных правилах) отношения, либо им предписывается определенный объем прав и полномочий, порядок их реализации, например:

  1. РФ и ее субъекты;
  2. государственные органы различного уровня;
  3. последовательность действий по регистрации кандидата на выборную должность;
  4. требования, которым должна соответствовать деятельность общественных организаций;
  5. и т.д.

В регулировании ряда правоотношений, особенно с участием граждан, общественных объединений, населения муниципальных образований довольно широко используется метод диспозитивного (лат. – допускающий выбор) регулирования.

Субъекты этих отношений имеют возможность выбора варианта реализации принадлежащих им прав.

Диспозитивный метод применяется, например:

  1. при регулировании отношений между субъектами РФ;
  2. когда население городских и сельских поселений самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления;
  3. кандидат в депутаты выбирает формы ведения предвыборной агитации – в пределах, допускаемых законодательством о выборах (Конституция и др. законы);
  4. общественное объединение выбирает направления своей деятельности, устанавливает структуру руководящих органов объединения – в соответствии с законодательством об общественных объединениях (Конституция и др.законы);
  5. и т.д.

Система конституционного права

Система конституционного права обусловлена его содержанием, которое раскрывается в подотраслях, институтах, нормах, следуя от общего к частному.

В Конституции РФ сначала говорится об основах конституционного строя. Затем следуют главы о правах личности, федерализме, ветвях государственной власти, их основных органах, принципах местного самоуправления. Структура Конституции РФ определяет систему конституционного права в целом.

Показательно, например, значение придаваемое Конституцией РФ регулированию основ правового статуса человека и гражданина.

Посвященные этому нормы находятся в главе 2 Конституции РФ – непосредственно после основ конституционного строя (глава 1).

Главенствующая роль Президента РФ в системе организации государственной власти в РФ предопределяет то обстоятельство, что изложение вопросов статуса органов государственной власти начинается в Конституции РФ с гл. 4, в которой определены полномочия и порядок деятельности главы государства.

Вместе с тем, система конституционного права не является точным повторением Конституции РФ, в которой, например, нет специальной главы, посвященной избирательной системе РФ. Общие нормы о выборах содержатся в ст. 32 Конституции РФ.

Система конституционного права отражает общие принципы конституционного строя, федеративное устройство государства, его демократический характер. Она включает следующие основные институты конституционного права:

  1. основы конституционного строя (гл. 1);
  2. основные права и свободы человека и гражданина (гл. 2);
  3. федеративное устройство (гл. 3);
  4. избирательная система (избирательное право);
  5. президентская власть (гл. 4);
  6. законодательная власть (гл. 5);
  7. исполнительная власть (гл. 6);
  8. судебная власть (гл. 7) и прокуратура (ст. 129);
  9. государственная власть субъектов РФ (ст.ст. 73, 77 и др., гл. 3);
  10. местное самоуправление (гл. 8);
  11. порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр (гл. 9).

Таким образом, деление правовых норм на институты – группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений – устанавливает Конституция РФ. Ее главы – это основа системы конституционного права и классификации его норм.

В отличие от «бинарных» (лат. – состоящих из двух составляющих) отраслей права (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить материальное конституционное право и конституционный процесс.

Хотя процессуальные нормы в конституционном праве есть. В частности, они регулируют законодательный процесс, избирательный процесс, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, отставки Правительства РФ, роспуска представительных органов власти и т.д.

В системе конституционного права в отличие от других отраслей права (гражданское, уголовное, административное, трудовое, земельное и др.), также можно выделить общую и особенную части в традиционном их понимании. Здесь существует такой подход: общая часть конституционного права – это общепризнанные принципы и нормы международного права, а особенная часть – нормы, регулирующие конституционные правоотношения в РФ.

В системе нормативных правовых актов РФ выделяют законы и подзаконные акты.

Правовая система РФ включает следующие виды законов:

  1. Конституция РФ – основной закон;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. законы о поправках к Конституции РФ – принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ);
  4. федеральные законы;
  5. законы субъектов РФ.

К подзаконным правовым актам относят:

  1. указы Президента РФ, имеющие нормативный характер;
  2. постановления Правительства РФ;
  3. ведомственные акты;
  4. акты палат Федерального Собрания РФ (кроме законов);
  5. нормативные правовые акты субъектов РФ (кроме законов);
  6. иные нормативные правовые акты: постановления, инструкции, положения, разъяснения центральной избирательной комиссии РФ, акты избирательных комиссий субъектов РФ и др.

показать содержание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: