Введение
Древняя Индия — одна из первых мировых цивилизаций, принесшая в мировую культуру наибольшее количество духовных ценностей.
Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первая позиция, из которой исходили мыслители Индии. Кроме того, философия связана с телесными и духовными аспектами человеческого существования; и только в соответствии со своим духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, можно решить основные проблемы человеческого существования.
Знание истины людьми основано не только на интеллекте. Он основан на целостном опыте, основанном на чувствах. И их нельзя игнорировать. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимается как тождество я и не-я, когда я является универсальным, единым, неизменным, а не-я — существующим миром, в котором Я действую.
Мыслители Востока были убеждены, что правда многогранна, никогда не может быть выражена полностью, разные взгляды на нее представляют лишь разные ее стороны. Из этого они сделали вывод, что есть разные пути к совершенству, и любой из них может быть избран в соответствии с внутренними наклонностями человека.
В основе всех философских систем Востока лежит идея о том, что конечной целью каждого человека должно быть самосовершенствование, поскольку только благодаря его собственному совершенствованию мир может быть доведен до совершенства. Именно в этом контексте понимания роли и значения философии в жизни людей произошло ее формирование в Индии.
Развитие философской мысли в Индии имеет долгую и разнообразную историю. Задача этого раздела, не претендуя на полноту, — попытаться показать основные положения и проблемы философии Древней Индии.
Высокий уровень культуры, достигнутый народами Индии в древности, сложность форм производства и общественной жизни очень рано вызвали попытки осмыслить все вокруг. Развитие древнеиндийской философии было сложным и противоречивым. Философия продолжала тесно переплетаться с мифами и религиозными верованиями, которым правящие классы стремились придать целостный систематический характер. Крайний субъективный идеализм характерен для буддийской философии: реально существует только субъект, весь окружающий его мир — иллюзия (майя).
Что такое «Веды»?
Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.
До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды», т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.
«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:
- Первая часть — Самхиты, что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
- Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
- Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни.
- Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед». В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.
На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны, или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.
- Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
- Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
- Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
- Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.
Литература[]
- Новицкий О.М. Очерки индийской философии.// Журнал Мин.нар.просвещения. СПб.,1844, ч.41, № 3.С. 152-155.
- Ольденберг Г. Индийская философия. // Общая история философии. Т.1. СПб., 1910. С.32-38, 147-153.
- Рой М. Индийская философия. М.,1958.
- Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1—2. М., 1956—1957. (Репринт: СПб., 1994.)
- Пятигорский А.М. Материалы по истории индийской философии. М., 1962.-250 с.
- Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965.
- Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.- 367 с. с ил.
- Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. М., 1978.-199 с.
- Шохин В.К. К уточнению категории «средневековая философия» (на материале индийской философской традиции). // Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990.
- Шохин В.К. Сантаяна и индийская философия // Вопросы философии.1992. № 4. С. 118-124.
- Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. М.,1997.-302 с.
- Литман А. Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985.
- Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.
- Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия.Пер. с анг. М., 1994.-416 с.
- Мюллер Макс Шесть систем индийской философии. М., 1995.-448 с.
- Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. — 207 с.
- Чубарева Э.Г. Индийская мысль как материал компаративной философии // История философии № 7. М.,2000. С.265-290.
- Рудой В.И. Была ли философия в древней и раннесредневековой Индии? // Восток: философия, религия, культура.Труды теоретического семинара. СПб., 2001. С. 53-63.
- Чаттопадхьяя Д. От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны,категории,история. Пер. с англ.-М., 2003.-320 с.
- Шохин В.К. Школы индийской философии.Период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. М.,2004.
- Шохин В.К. Индийская философия.Шраманский период (середина I тысячелетия до н.э.): Учебное пособие. СПб., 2007.-423 с.
- Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. М., 2008.- 255 с.
Упанишады
Главной философской частью Вед являются Упанишады. Дословный перевод с санскрита «upa-ni-shad» – означает «сидение у ног учителя». Упанишады представляют собой потаенное учение, недопустимое огласке большому количеству людей. Текст, содержащийся в Упанишадах – это изложение неоднородных философских размышлений, в которых можно сделать акцент на ряде вопросов: адхияджня (жертвоприношение), адхьятма (микрокосмос человека) и адхидайвата (обожествленный макрокосмос); вопросы: «Какое положение у солнца ночью?», «Где находятся днем звезды?» и другие. В Упанишадах центральным элементом становятся параллели между явлениями микро- и макрокосмоса, представления о единении существующего. Выясняются скрытые и глубинные основы микрокосмоса «Атман» и макрокосмоса «Брахман», исследование обусловленности и выражений
Основу Упанишад порождают внешняя и внутренняя стороны бытия, окружая вниманием человеческое постижение знания и нравственное совершенствование, ставя характерные вопросы Упанишад – «Кто мы, откуда пришли и куда идем?» Сущностью бытия в Упанишадах обозначается «Брахман» – начало всего духовного, универсальная и безликая душа вселенной, возрождающая мироздание. «Брахман» идентичен, но противоположен «Атману» – индивидуальному началу духовного «Я»
«Брахман» – высшее объективное начало, в то время как «Атман» – субъективное и духовное. Здесь существует связь дхармы о Сансаре и Карме – о цикле жизни, вечном перерождении и правиле возмещения. Понимание будущего человека происходит путем осознания своего образа поведения и совершенных в предыдущих жизнях поступков. Поэтому, ведение благопристойного образа жизни олицетворяет будущее и новое рождение в высших кастах или ухода в духовный мир. Для неправедного поведения в текущей жизни, ведет к будущим воплощениям в низших сословиях, а «Атман» может переродиться в тело животного. Главная задача Упанишад – мокша или освобождение от материальных благ и духовное самосовершенствование. Каждый человек «кузнец» своего счастья и его судьба формируется настоящими поступками – такова философия Упанишад.
Зарождение буддизма
Буддистская школа представляет собой философскую традицию, имеющую отношение к Сидхартхе Гаутаме, которого также называют Буддой. Эта теория построена вокруг людских страданий и методов избавления от них.
Будда утверждал, что, найдя причины своего погружения в страдания, человек сможет покончить с ними.
Дошедшая до нашего времени информация о Будде фрагментарна. Его глубокомысленные высказывания не фиксировались письменно, а оставались в памяти окружающих и накапливались в виде устного учения.
Из легенд можно узнать о чудотворном зачатии Будды. В ночь его зачатия будущей матери приснилось, что в ее тело вошел слон с шестью бивнями.
По мнению мудрецов, толковать этот сон необходимо было следующим образом: на свет появится сын, которому предстоит или воцариться над всею Индией, или, покинув мирскую жизнь, стать просветленным человеком и передать открывшиеся ему истины миру. До этого зачатия у Будды был целый ряд воплощений, после чего он вернулся к людям, движимый сочувствием ко всем, кто испытывает страдания.
Классический период[]
В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения
- Будди́зм (пали बुद्ध धम्म, Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни и
- Джайни́зм (санскр. जैन, jaina? от санскр. जिन, jina?, «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э.], которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.
- Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,
- Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.
- Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,
- Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.
- Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
- В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.
Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.