Экзистенциализм

Что такое экзистенциализм? (кратко и понятно) | литерагуру

Причины возникновения философии экзистенциализма

Экзистенциализм — это философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 1920-х и 1940-х годов. Экзистенциалисты пытались постичь человека в критических, кризисных ситуациях. Расцвет экзистенциализма исторически определялся тем, что он отражал кризисный период истории ХХ века. В 20 веке человеческое сознание отличается апокалиптическим страхом, чувством заброшенности, одиночества. Задача экзистенциализма — определить новый предмет философии, его задачи и возможности.     

Основы экзистенциализма были заложены еще в 19 веке датским теологом и философом С. Кьеркегором (1813 — 1855), и это направление оформилось в 20 веке. Идеи экзистенциализма зародились в разных странах в разные годы. Например, в России накануне Первой мировой войны теорию экзистенциализма проповедовали Л. Шестов (1866 — 1938) и Н. А. Бердяев (1874 — 1948), которые в 20-е годы в эмиграции распространяли свои взгляды за границу. в основном во Франции. В Германии экзистенциализм начал формироваться после Первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса (1883 — 1969), М. Хайдеггера (1889 — 1976). Во время Второй мировой войны, достигнув пика своего расцвета, он чрезвычайно быстро распространился во Франции благодаря Г. Марселю (1889 — 1973), Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960). Настроение кризиса пришло как нежеланный, но постоянный гость. И спасения от него Э. Мунье нет. Введение в экзистенциализм.. Настроение кризиса и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми столкновениями, политическими убийствами, безудержной преступностью, экономическим спадом и ростом безработицы, а затем войной, развязанной Соединенными Штатами во Вьетнаме. Эти факторы сделали Американцы чувствуют себя неуверенно и неуверенно.В таких условиях оптимизм философии прагматизма, на которой воспитывались американцы, стал уступать место идеям экзистенциализма, которые были представлены У. Лоури, У. Барреттом, П. Тиллих, Р. Нибур.            

Расцвет экзистенциализма в 20-70-е гг. ХХ веку способствовали следующие причины:  

  1. моральный, экономический и политический кризисы, охватившие человечество в годы Первой и Второй мировых войн.
  2. быстрый рост науки и техники и использование достижений техники во вред человеку;
  3. опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, надвигающаяся экологическая катастрофа)
  4. повышенная жестокость, бесчеловечное отношение к человеку;
  5. распространение фашистских и иных тоталитарных режимов;
  6. бессилие человека перед природой, техногенным обществом.

Экзистенциальная философия стоит на жизненно-философской основе соотнесения всех объективных порядков с их происхождением в человеке, но внутри него она ищет такую ​​твердую точку, на основе которой можно было бы преодолеть неопределенность философии жизни. * Экзистенциалистская философия получила распространение в ответ на эти явления. В экзистенциализме, как и в других областях философии, проявляется национальная специфика. Итак, можно говорить о немецком, французском, итальянском экзистенциализме. Одни экзистенциалисты называют свое учение фундаментальной онтологией (немецкий философ Хайдеггер), другие — позитивным экзистенциализмом (Н. Аббаньяно), третьи считают себя христианскими экзистенциалистами, третьи проповедуют атеистический экзистенциализм.    

Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим убеждениям. Итак, Хайдеггер в Германии 30-40-х гг. не переставал сотрудничать с нацистами, а либерал К. Ясперс, не принимавший фашизм, был лишен возможности преподавать и публиковать свои произведения, Я. П. Сартр и А. Камю участвовали во французском Сопротивлении, боролись с немецким фашизмом, выступал за мир и демократию. Как экзистенциализм объединяет этих людей? Для всех различных интерпретаций экзистенциализм имеет общие базовые принципы. Центральное место в этой философии занимает одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Времена, когда разум бессилен, и возникают подсознательные моменты в человеческом поведении, преобладает иррационализм. Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и непоправимой трагедии человеческого существования. Философия экзистенциализма удовлетворяет потребности неуверенного человека, сбитого с толку перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Поэтому эту философию часто называют философией отчаяния или философией кризиса.           

Направления

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

Упрямый оптимизм Сартра

Несмотря на те трудности, которые человек переживает в своем существовании, он не должен переставать действовать. Более того, главная мысль Сартра – человек существует настолько, насколько себя осуществляет – призывает к активности и действию. Нет гения просто так, без труда и мучений, нет любви, кроме той, что себя создала, как нет просто дружбы без усилий со стороны обоих. Вне того, что создает человек, ничего нет. Однако человека наполняют тысячи деталей, совокупность его отношений, бессчетная масса его поступков. Трус делает себя трусом, героем не рождаются, героем становятся, воспитывая в себе решимость.

Сартр считает, что нет более оптимистичного учения, пронизанного верой в человека, чем экзистенциализм. Он придает достоинство человеку, из объекта он превращается в действующего субъекта. Основа человека – это познание себя, но это можно осуществить только через призму другого. Но Сартр поясняет, что человек – несовершенен, он не цель, и не стоит складывать культ человечеству, т.к. это приведет к замкнутому гуманизму Конту и, как ни странно, к фашизму.

Человек может достичь высот в познании себя, только ставя трансцендентные цели. Человек не замкнут в себе, он живет в человеческом сообществе, а значит первейшая черта человека – субъективизм. Экзистенциализм потому может считаться гуманизмом, поскольку напоминает людям, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он сам решает свою судьбу, реализовать себя он может только видя цель вовне, идя к трансцендентному, освобождаясь и стремясь к самоосуществлению.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора


Сёрен Кьеркегор Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше


Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля


Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенция в философии

Однако экзистенция — это не синоним существования; Хайдеггер на основании феноменологии Гуссерля сформулировал краткое определение экзистенции, которую назвал интенциональное (смыслообразующее стремление, намерение) бытие, то есть восприятие окружающей реальности и самой личности её бытием, и наоборот — взаимодействием реальности с носителем бытия. Разум, человек разумный — это тот, кто осознаёт бытие, а бытие — это осознанное существование. Простое к пониманию, стройное, аргументированное и логичное описание двух ключевых понятий экзистенциальной философии в их взаимосвязи.Так же мыслителями были сделаны вывод о том, что:

  • Экзистенцию нельзя исследовать как сторонний наблюдатель, будучи разумным существом — человеком;
  • Экзистенцию нельзя конкретизировать и сгруппировать, а затем подвергнуть исследованию;
  • Экзистенция каждого индивида предстаёт онтологической загадкой, или частной научной проблемой;
  • Экзистенция проявляется только при взаимодействии субъекта и мира, среды.

Таким образом, проблема человека в философии экзистенциализма опровергает в исследовании разума и человека совершенную отстранённость, стороннее наблюдение; исследователь так или иначе участвует в процессах бытия, а сама философия является со-бытием. Само же описание экзистенции принимает форму обозначения разума и его бытия фактами его существования, например, «я есть мои переживания», «я есть мои идеалы», «я есть мой труд» и так далее.Научная проблема исследования экзистенции в её ограниченности в времени, осознание и переживание существования различно в времени, но не бесконечно или достаточно долго для утверждения условной бесконечности, постоянства. Но атеистические мыслители философии экзистенциализма не считали это проблемой, и даже принципиально отходили от поисков вечного в экзистенции, ориентируясь на временное, конечное, заведомо нецелое. Это разумно, экзистенция, как процесс осознания и переживания из настоящего или прошлого, обращена в будущее, ей закономерно чего-то недостаёт, её суть незавершённость, и, вероятно, принципиальная незавершимость. Так, у Сартра, человек изначально есть ничто и никто, такова его человеческая частная и индивидуальная основа. А его бытие — это то самое осознание и переживание, существование и, соответственно, следствия этих процессов. На основании этого можно заключить, что статичности разума быть не может, другое дело, что в каком направлении — прогресса или регресса, осуществляется движение личности.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Экзистенциальные проблемы человека

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти.

Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание.

Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.

Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:

– утрата родного человека;

– применение психоделиков;

– угроза собственному существованию;

– продолжительная изолированность;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Сущность философии

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Смысл понятия

Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

Основные идеи

Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

  • Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
  • Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
  • У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.

Основные идеи экзистенциализма:

в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
человек свободен в своём выборе;
у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

Например:

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни

А именно:

научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
помочь ему самореализоваться

Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
помочь ему социально приспособиться

Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: