Реферат на тему: экзистенциализм как философия жизни

Экзистенциализм в философии, его сущность, идеи и проблемы

Введение

Экзистенциализм, или философия существования, — одно из самых популярных и значимых направлений современной социальной мысли. Как новая социальная мысль экзистенциализм сформировался в первой половине 20 века. В этом причина трагической интонации и общей пессимистической окраски большинства положений философии экзистенциализма. Экзистенциализм был ориентирован на понимание человеческого существования в противоречивых ситуациях. Именно люди, с точки зрения экзистенциалистов, являются наиболее важными судьями своих действий. Ничто внешнее не имеет власти над человечеством. Человек, по мнению экзистенциалистов, является причиной самого себя.      

Во время Второй мировой войны и после ее окончания экзистенциализм полностью заполнил сферу западноевропейской культуры. Он обрел беспрецедентную популярность в 1950-х годах в Германии, во время судебных процессов над нацистами. Но пик своего расцвета он получил во Франции благодаря Ж.-П. Сартр, Ж. Марсель, А. Камю. С тех пор экзистенциализм стремительно продвигается вперед через философские дебаты, журналы, романы, пьесы. Говоря об экзистенциализме как направлении философии, польский философ Э. Коссак писал: Некоторые философы сделали внутренний мир человека изолированным от общества предметом и целью философских исследований.     Здесь мы говорим уже не о человеке в обществе, не об индивидуальных конфликтах человеческой жизни, вызванных конкретной социально-исторической ситуацией, а о человеке вне истории и общества. В то же время вопрос о смысле жизни содержит ответ, констатирующий бессмысленность жизни, абсурдность жизни, нищету жизни и невозможность вырваться из ее порочного круга. Экзистенциализм развивался именно как этот последний тип философии. Э. Коссак Экзистенциализм в философии и литературе   

Чтобы исследовать существенные основы новой философии, ее содержание, ее метод как отношение к жизни, необходимо ответить на следующие вопросы: является ли экзистенциализм преходящей модой или это действительно отдельное философское движение, определяющее целую эпоху? Что является отправной точкой новой философии, к чему она стремится и что она понимает? 

Экзистенциализм глазами обывателей

На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:

  • Экзистенциализм — философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.
  • Экзистенциальность — это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.

Экзистенциальная философия Ж. П. Сартра

Ж. П. Сартр был единственным философом, ясно выразившим свою принадлежность к экзистенциализму. Его жизнь прошла под знаком безысходности, он застал период оккупации фашистскими войсками родной Франции, был активным участником Движения Сопротивления, явным и последовательным приверженцем левых взглядов. Сартр посетил СССР, исповедовал идеи марксизма, в которых впоследствии разочаровался. Самостоятельная жизненная позиция и бунтарский дух Сартра достаточно убедительно выражают его философское мировоззрение. Идеи Сартра явно являются частью концепции классического экзистенциализма. Согласно мысли Сартра: Человек без всякой поддержки и без всякой помощи обречен изобретать человека в любой момент, то есть человек обречен на свободу. Подлинность человека — это его неповторимость, неповторимость природы, биологические зависимости, события и травмы глубокого детства. Однако достичь этого невозможно из-за необъяснимых эмоциональных импульсов, рационально бессознательных решений, факторов окружающей среды, поэтому это приводит к пессимизму и разочарованию. Сартр писал: История любой жизни — это история поражений. Поскольку невозможно достичь полноты бытия, то, как следствие, напрашивается вывод об абсурдности существования. В ходе рассуждений Сартр даже называет человека бесполезной страстью. Сартр также понимает человека в обществе как отчужденное существо, возвышая это конкретное состояние до метафизического статуса человеческого существования в целом. Человек брошен на милость чужой, безжалостной, безрадостной реальности, он навсегда обречен на незавершенность бытия, отчаяние и полное одиночество.              

Экзистенция

Следует заметить, что бытие – это непосредственно данное существование человека – это экзистенция. Она является непознаваемой ни посредством научного познания, ни посредством рационалистически-философского осмысления.

Экзистенция является уникальной категорией, так как она никогда не направлена на саму себя, она всегда направлена на другое. Лишь в те моменты, когда человек переживает глубочайшие потрясения, человек способен прозреть и постичь экзистенцию – стержень своего бытия.

Замечание 2

Следует заметить, что экзистенция является конечной – временной. Главенствующей точкой отсчета является смерть. О смерти представление колеблется в рамках необходимости человеческого начинания

Она определяется экзистенциалистами не менее важной составной человеческой жизни, чем религия, наука и т.д

Важно заметить, что человек не должен отчуждаться от осознания своей конечности, смертности, он должен высоко ценить все то, что ему напоминает о простой мирской жизни. Неотъемлемым аспектом философии экзистенциализма является гносеология

Во всей своей красоте она является бунтом против крайностей привычного рам рационалистического типа познания. Экзистенциалисты полагают, что наука не способна считать гуманистические, тем более мировоззренческие проблемы. Истина не является гносеологической категорией, она является нравственно-социальной составной

Неотъемлемым аспектом философии экзистенциализма является гносеология. Во всей своей красоте она является бунтом против крайностей привычного рам рационалистического типа познания. Экзистенциалисты полагают, что наука не способна считать гуманистические, тем более мировоззренческие проблемы. Истина не является гносеологической категорией, она является нравственно-социальной составной.

Надежнейшим свидетелем истины является личностная субъективность сознания, способная выражаться посредством переживаний, настроений, эмоций личности. В них всегда заложено нечто всеобщее для людей и выражающее всю суть человеческого положения в этом мире.

Таким образом, можно полагать, что экзистенциалисты пытаются отречься от рационального и эмпирического познания истины, так как она находится за границами гносеологии, следовательно – познания.

Основные уроки

Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.

Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.

Что такое Экзистенциальный вопрос?

Экзистенциальный вопрос – это вопрос смысла жизни, поиска своего места, направления и роли в ней. Многие люди ощущают одиночество, так вот одиночество это чаще всего экзистенциальное: отсутствие в окружении понимания, а также непонимание других. Психотерапевты считают именно это причиной депрессии, неврозов, фобий.

Задавая подобный вопрос о существовании и его цели у человека, может вызвать тревогу и психологический дискомфорт. Такого быть не должно, считают психологи-экзистенциалисты.

В наше время вопросы актуальны как никогда. При относительном материальном удовлетворении, отсутствии необходимости элементарного выживания и глобальных потрясений типа мировых войн, человек начинает задумываться о своём месте среди других, смысле жизни, одиночестве.

Особенности экзистенциализма

Замечание 1

Философы в рамках данного направления отказываются от теоретического, рационалистического знания. Они желают вникнуть в трансформирующиеся переживания личности, человека, которые существуют здесь и сейчас.

Экзистенциализм является своеобразной попыткой переосмысления всех социальных потрясений, которые постигли европейский мир в первой половине описываемого века. Философы обращаются к проблеме пограничных ситуаций, кризисов, критических состояний, где оказывается человек.

Определение 2

Бытие – это определенная целостность объекта и субъекта, мира и человека, специфическое состояние единства данных категорий. Подлинным бытием является переживание, которое выражается посредством «бытия в мире».

Так, например, знаменитое Хайдеггеровское «Dasein», «пограничные ситуации» К. Ясперса, причинно-следственные связи Ж.-П. Сартра.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм — это…

Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.

Многоголосье экзистенциалистов крайне неоднородно и разнообразно, но всех объединяет интерес к основным темам — человеческие бытие, свобода, выбор, смерть, смысл жизни.

Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.

Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.

*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)

Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.

Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?

Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.

Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.

*Альбер Камю о жизни

Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.

Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

Например:

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни

А именно:

научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
помочь ему самореализоваться

Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
помочь ему социально приспособиться

Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

Экзистенциализм глазами обывателей

На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:

Экзистенциализм — философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.

Экзистенциальность — это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.

Экзистенциализм в литературе

Классикой экзистенциальной литературы являются произведения французских писателей, наиболее ярко отразивших себя в атеистическом направлении: роман Жан-Поля Сартра «Тошнота» и повесть Альбера Камю «Посторонний». Впрочем, в России так же найдутся книги, наполненные философскими рассуждениями. Пример вы можете найти в нашей статье «Экзистенциализм в романе Мастер и Маргарита«.

Из Западной Европы экзистенциализм перебежал и в русскую культуру. Так называемый «философ свободы» Николай Александрович Бердяев исследовал направление в философии и анализировал состояние личности во время экзистенциального прозрения. Как и человек, так и вся Россия может оказаться в пограничной ситуации и переродиться благодаря тем же социальным катастрофам. Бердяев так же говорит об актуальности творчества и надежде человека на спасение в вере в Бога. Помощь благодаря религии воспевается и в творчестве Достоевского, ведь, если мы вспомним тех же «одного поля ягод» — Раскольникова и Свидригайлова, то вывод напрашивается сам собой: потеряв веру во Всевышнего, человек может потерять и самого себя. Анализ «Преступления и наказания» тоже есть на сайте.

Экзистенциальные персонажи — это не только противоречивый Мерсо Камю и тоскующий Антуан Сартра, ведь даже покопавшись в русской классике, мы попадем в точку, обратив свое внимание на того же Евгения Онегина. Героя одноименного романа так же можно назвать экзистенциалистом: ему скучно, ему все надоело, он ищет свое место в жизни, но не находит его

Примеры экзистенциальной литературы вы можете найти на нашем сайте в статьях: Экзистенциализм в творчестве Есенина, Философия экзистенциализма в сказке «Колобок».

Карл Ясперс

К. Ясперс (1883-1969) был одним из самых ярких и авторитетных представителей рассматриваемого направления философской мысли. Он окончил юридический и медицинский факультет Гейдельбергского университета, но рано начал проявлять сильный интерес к философии. В 1919 году была опубликована его первая крупная работа Психология мировоззрений. С 1921 г. — профессор философии университета. В 1931 — 1932 гг. Издает три тома своей Философии, в которых К. Ясперс пытается систематизировать свои идеи и размышления.    

Для философии К. Ясперса характерна резкая критика определенного типа мировоззрения, о котором он пишет: Это мировоззрение, отождествляющее бытие с тем, что доступно естествознанию. С его точки зрения, только то, что можно воспринимать в пространстве и времени, на самом деле всего… Все, что существует как объект. Объектное бытие и бытие идентичны. Сам субъект — это объект среди объектов… Ясперс называет это мировоззрение позитивизмом. Основная сфера применения позитивистского мировоззрения — наука, которая предполагает, согласно Ясперсу, разделение субъекта и объекта, и поэтому именно в науке истина понимается как соответствие объективному положению вещей. Но, согласно Ясперсу, мир в целом нельзя мыслить как объект, как объект познания или как место приложения практического действия. Человека нельзя рассматривать объективно, как это делала предыдущая философия. Как же тогда понять человека? Согласно Ясперсу, человека следует понимать как существование. Существование, — пишет Ясперс, — это то, что никогда не становится объектом, это источник моего мышления о действии, о котором я говорю в цепочке мыслей, где ничего не известно.  

Важное понятие в философии Ясперса — свобода. Философ пишет о ней следующим образом:           

  • Нет свободы вне самости. В объективном мире нет места или дыры, куда бы он мог уместиться.  
  • Либо человек как объект исследования — либо человек как свобода.
  • Свободу нельзя познать, ее никак нельзя мыслить объективно.

Согласно Ясперсу, существование — это свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: знание — это наука, свобода — это философия. Человек в Ясперсе всегда находится с другими. Философ пишет об этом так: Мы представляем себе этот изначальный феномен нашего человеческого существования следующим образом: мы такие, какие мы есть, только благодаря общности взаимопонимания. Не может быть человека, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельная личность.  В этом случае человек всегда находится в ситуации. С точки зрения раскрытия существования, по мнению философа, особенно важны так называемые пограничные ситуации: смерть, страдание, борьба, вина. Наиболее яркий случай пограничная ситуация — смерть, перед лицом которой конечность существования сама предстает перед человеком со всей непосредственностью. С точки зрения мыслителя, существование неразрывно связано с трансцендентностью, с Богом. Существование пишет. Ясперсу нужно нечто другое, а именно трансцендентность, благодаря которой он, не создавая себя, впервые появляется как независимый источник в мире; без трансценденции существование становится бесплодным и лишенным любви, демонического упорства.          

Говоря о будущем человечества, Ясперс считал, что даже если человечество хочет выйти из состояния одиночества, даже если оно готово отказаться от насилия, даже если люди хотят жить в мире, пусть и несправедливом, но способном развиваться в сторону большая справедливость, никакой оптимизм, рожденный таким благородным убеждением, не может заставить нас думать просто и прямо, что будущее принесет нам спасение. Скорее, у нас есть основания думать наоборот, — считает философ. Сложность проблем, с которыми сталкивается мир и каждый человек с чувством человеческого несовершенства, — вот что лишает нас, по словам Ясперса, права на оптимизм. И снова возникает извечный вопрос: боги, дьявол правит миром? Только одна неоправданная вера позволяет нам утверждать, что в конце концов дьявол находится на службе у Бога.  Пытаясь уйти от абсурда, а также от пророчества о катастрофических последствиях для человека в будущем, хотя они кажутся ему неизбежными, К. Ясперс начинает прямо искать поддержки у Бога, при этом оговаривая при этом: Я даже не знаю, верю ли я, но вера кажется мне полной смысла, и я хотел бы осмелиться поверить в нее, утвердить в ней свою жизнь.      

Основоположник

Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля. Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове. Куда проявляется эта реальность? До Гуссерля мир внешний проявлялся в сознании, а у Гуссерля позиция другая. Единичное, индивидуальное сознание проявляется в мире внешнем.

Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.

Причины возникновения

Для того чтобы углубиться в суть философии существования, можно оценить контраст эпох, к примеру, XVI и XX века. Вспоминая такие направления в искусстве, как барокко, классицизм, сентиментализм и так далее, мы еще сильнее будем впечатлены тем, что после затемненного Средневековья люди улыбались жизни, а в 1920-ые годы то самое ренессансное величие человека практически полностью обесценилось. Конечно, история подготавливала людей к этому, и не стоит быть столь категоричными, ведь поводов для возникновения экзистенциализма за четыре столетия было предостаточно: войны и революции, экономическая нестабильность, неизлечимые болезни, бессилие человека перед природной стихией. Все это объясняет наше разочарование в монументальности отдельно взятого индивида и толкает нас на искания своего места в мире.

Экзистенциалисты впервые заявили об отсутствии смысла жизни. Раньше человек находил истину в вере, в любви, в богатстве, в просвещении и саморазвитии, но жестокая правда вылезает наружу: смертного приговора никому не избежать. Таким образом, люди стали терять себя как личность и медленно, но верно приходить к выводу, что смысла нет. Экзистенциализм является философией, утверждающей о том, что в мире становится трудно не потерять себя. Сущность философии жизни и заключается в поиске своего предназначения, своего «я». Каждый должен обрести себя.

Список литературы

  1. Баевский В.С. Экзистенциализм. — Удмуртия: Вестник Удмуртского университета № 5, 2015.    
  2. Иль Отто Ф. Философия экзистенциализма. — СПб. : Лань, 1996.  
  3. Зотов А.Ф., Мелвилл Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1997.  
  4. Канке В. А. Философия. Историко-систематический курс. Учебник для вузов. — М.: Логос, 1996.   
  5. Косак Э. Экзистенциализм в философии и литературе — М.: Политиздат, 1981.
  6. Кушова И.А. Некоторые проблемы бытия современного человека и экзистенциализм. — Вятки: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета №4, 2012.  
  7. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. — М., 20045.  
  8. Менде Г. Очерки философии экзистенциализма. — М.: Иностранная литература, 1954. 
  9. Мунье Э. Введение в экзистенциализм. — М.: Альфа, 2005. 
  10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. — М.: Политиздат, 1987.  
  • Реферат на тему: Экзистенциальная трактовка бытия
  • Реферат на тему: Соотношение между бытием и небытием
  • Реферат на тему: Одиночество как предмет философии. Философии экзистенциализма
  • Реферат на тему: Платон теория государства 
  • Реферат на тему: Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества
  • Реферат на тему: Ментальные характеристики культуры
  • Реферат на тему: Русское реформаторство
  • Реферат на тему: Концепция истории в книге Освальда Шпенглера Закат Европы
  • Реферат на тему: Натурфилософия Ренессанса
  • Реферат на тему: Философия Платона
  • Реферат на тему: Понимание смысла жизни в религиозных и философских учениях Востока
  • Реферат на тему: Влияние христианства на развитие искусства и архитектуры Киевской Руси

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга

Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

«Позитивный» экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: