Философия 20 века представители кратко

Философия 20 века представители кратко

ВВЕДЕНИЕ

Философия XX века сформулировала целый ряд новых для философии проблем (техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование).

Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за философским вопрошанием возникают в XX веке ряд новых наук у истоков которых стояла философия. Математическая логика и математическая лингвистика, экофилософия и биосферная концепция культуры в данном случае могут выступать как примеры рождения философией новых исследовательских полей, обладающих не только большими эвристическими возможностями, но и имеющими непосредственный выход на практическую деятельность современного человека. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с.

Философия XX века существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической части теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XX в. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области — теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении — например, понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.

Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математических наук, системный подход, принципы синергетики).

Следует подчеркнуть, что и философия своими собственными исследованиями также способствует позитивному развитию естественных наук, например, разработками в области анализа психики, мотиваций человека, в изучении деятельности, действия, операции — составных частей поступков.

В XX веке философия все дальше отходит от грубого материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно, опираясь на множество факторов, понимая происходящие в мире процессы как нелинейные, стохастические, происходящие в открытых динамических системах, каждая из которых имеет множество вариантов своего последующего развития, а также и истолкования.

13 стр., 6348 слов

Раздел 1. Проблема философии и науки в позитивизме.

… снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. Другой … сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения: существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений; …

Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.

На место воинствующей беспощадности позитивистской философии приходит толерантное отношение к любым формам осмысления мира, а на место борьбы соперничающих между собой философских школ принцип взаимного оправдания и дополнительности философских направлений, основанный на стремлении к интеграции всего философского знания.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.

Философия постмодерна опираясь на идею бытия как становления, взяла на себя задачу показать, объективировать мысль, находящуюся в становлении.

Философ постмодерна отказывает разуму в правах, всякую претензию на поиск истины объявляет ложной, отказывается от построения философской системы, не признает подчинение мышления заданным формам и законам, утверждает, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно, считает, что наиболее адекватной формой выражения становящегося мышления служит внерациональная словесная текучесть. Эти особенности философского текста прямо связаны с изменением отношения к бытию. В постмодернистском философском произведении отсутствует все объясняющий концепт: за описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой глубинной сущности, будь то Бог, Абсолют, смысл жизни, Истина, Разум и т.д., которая, во-первых, служила бы условием возможности существования этих явлений, во-вторых, гарантировала бы возможность их постижения, в-третьих, являлась бы смысловым центром как для автора, так и для читателя, не допуская возможности бесконечного множества интерпретаций, или истолкований содержания текста.

2.4. Герменевтика

     Ядро 
философской герменевтики составляет
теория понимания и интерпретации, становление
которой в начале XIX века связано с именами
немецких мыслителей Ф.Шлейермахера и
В.Дильтея.

     Ф.Шлейермахер 
выдвинул проблему понимания иного 
сознания, чужого «Я». По его мнению, духовный
мир автора текста раскрывается посредством
вживания в текст, восстановления переживаний
автора. В таком случае происходит совпадение
нашего и иного духовного состояния, и,
на этой основе, понимание иного.

     Для
обнаружения смысла текста Шлейермахер 
предложил метод герменевтического
круга, суть которого в том, что понимание
целого достигается через его части, а
понимание частей возможно только целого.
Так слово является частью предложения,
предложение частью отдельного сообщения,
а сообщение – частью духовного мира автора.
Процесс трактовки текста имеет циклический
характер с постепенным нарастанием глубины
постижения смысла. Интерпретация исчерпывается,
когда достигается абсолютное совпадение
со смыслом произведения.

     В.Дильтей 
считал, что герменевтика – методологическая
основа гуманитарных исследований. Он
применил идеи Шлейермахера к исторической
науке, которую объяснял с позиции «философии
жизни». По мнению Дильтея, задача философии
– понять жизнь как культурно-историческую
реальность посредством «вчуствования»
в нее. Метод понимания он противопоставил
методу объяснения, применяемому в науках
о природе и основанному на деятельности
рассудка.

     Герменевтика
представляется одним из самых интересных
подходов к осмыслению действительности.
Она раскрывает новые грани универсальности
человека как «исторически понимающего»
существа. Она предполагает заслуживающие
внимания решения проблем жизнедеятельности
человека, межличностных и межкультурных
отношений. Герменевтика рассматривает
знания как открытую систему, подлежащую
дальнейшему развитию.

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.

Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Одним из основных положений структурализма является утверждение о том, что социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

… Если мифологическое и обыденное сознание под бытием понимают простое существование, «наличествование» бесконечного множества вещей и процессов, то философии свойственно стремление искать в бытии некую прочную основу … целом, оставаясь и в философии тоже не более, чем видимостью объяснения. Понимание бытия в известном смысле опускается на уровень обыденного сознания: вместо объяснения единства мира …

Позитивизм и его модификации

Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимым его эмпирическое описание. Он выступает против некорректного обращения с языком, поскольку, по мнению Л. Витгенштейна, всевозможные вольности с языковыми формами приводят к всевозможным философским псевдопроблемам. Он считает, что все знания, благодаря языку, сводятся к набору элементарных предложений, основанных на наблюдении и опыте. Философия, по его мнению, является лишь критикой языка.

R. Карнап, основатель семантической философии, внес большой вклад в развитие неопозитивизма. Его цель — разработать единый язык науки, имеющий единую основу. Эту единую основу обеспечивает математическая логика. Карнап изучал семантику, то есть отношения между языком и областью, которую он описывает. Он рассматривал философию как собственный анализ языка в сочетании с сенсорной (эмпирической) проверкой.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

2.3. Экзистенциализм

     Экзистенциализм
(позднелат. – ex(s)istentia – существование),
или философия существования, – крупнейшее
направление философии ХХ в., формировавшееся
как реакция на рационализм предшествующей
философии, усилие преодолеть ее гносеологизм.
Его основная цель – разработать нередукционистскую
философию человека, которая учитывала
бы фундаментальную специфичность человеческого
бытия в мире и рассматривала бы человека
– единичного, конкретного существующего
в его реальной ситуации в мире, «среди
вещей и Других» – под знаком его онтологической
самосущественности, незаместимости и
конститутивности. (Поэтому нередко экзистенциализм
называют «философией человека», направленной
против «философий разума и идей»).

     Общим
для всего движения экзистенциализма
является различение аутентичного и неаутентичного
существования человека, противопоставление,
в этой связи, «самости» (человеческой
решимости и способности «быть из своей
самости») конформистскому (унифицированному,
анонимному, безличному и безответственному)
существованию «как все». Понимание человеком
фундаментальной специфичности своего
места, статуса и значения в универсуме
(установление и экзистенциальное обеспечение
связей и отношений мира, ситуации, исторических
событий), осознание им своей неустранимой
участности в бытии, драматизма существования
и негарантированности любого жизненного
решения, признание своей конечности,
хрупкости, свободы и ответственности
(без чего невозможно достижение аутентичного
существования) сопряжены в экзистенциализме
с ощущением «тревоги», «страха», «тошноты».

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм (философия существования: от лат. existentia — существование) — философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. — М., — СПб., 1998..

Предметом экзистенциализма являются не фундаментальные принципы бытия, не универсальные законы осуществления природных и социальных процессов и даже не высочайшие ценности и идеалы общечеловеческой морали, а уникальное бытие отдельного человека, его экзистенция — непосредственное переживание им самим своей собственной жизни, которая выступает для него наиважнейшей и наиболее близкой реальностью. Как самостоятельное течение он возник в начале ХХ века в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в России (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев), однако наибольшей популярности он достиг в послевоенной Франции (Ж.П.Сартр, Г.Марсель, А.Камю).

В любом случае пограничная ситуация — это переживания абсурдности жизни, обнаружение «зияющей пустоты ничто». В то же время для человека это единственное средство вырваться из обыденности и попытаться обрести себя, что означает в понимании экзистенциалистов, посмотреть в глаза смерти. Это и есть «подлинное бытие», вынести которое куда труднее, чем бездумно проживать жизнь в рамках заведенного порядка вещей.

Человек прекрасно знает, что он смертен. Само его существование направлено к смерти, есть «бытие смерти». А смерть — это не переход к иному бытию, она неотвратимое завершение, конец всякого бытия человека. Ведь помимо бытия с его заботами, страхом и грозящей, в конце концов, смертью ничего нет. Мысль силится выйти за пределы бытия, стремится найти опору в Абсолюте: в Боге, в идее, в сущности и т. д. Но все это фантазии, на самом же деле за пределами экзистенции есть одно только великое ничто. Поэтому человеку не в чем найти опору. Он не может рассчитывать не только на помощь, но и на подсказку. Он всегда наедине с собой. Он свободен, абсолютно свободен, он обречен быть свободным, и в этом его величайшая трагедия. Все философские системы рассматривали свободу как возвышенную и желанную цель. Экзистенциализм же видит в нем тяжкое бремя, которое должен нести человек, если он хочет оставаться личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой. Стать «как все», но только ценой отказа от самого себя. Мир, в который при этом погружается человек, — мир неподлинного бытия, мир, в котором человек отказывается от своего права самостоятельно принимать решения, а потому не несет никакой ответственности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… сну сознания колеблются впечатления дня и желание от них отрешиться, и обычно первое побеждает… Дневное психическое состояние человека накладывает … лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. … тела и оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем …

Чувство свободного человека — это чувство вины за все, что происходит вокруг, и за себя самого. Человек сам придает ценность и смысл своей жизни. Он должен выбирать, хотя и не имеет никаких внешних оснований для выбора, и он брошен в жизнь, в определенную ситуацию, и именно она есть единственная данная ему реальность — другой не будет. Абсурдно пытаться выйти из нее: ведь за ней ничего нет, но было бы абсурдом и целиком поддаться, безвольно покориться ей — на что-то ведь дана нам наша свобода! Человек всегда может выйти за пределы самого себя, стать чем- то больше, чем он есть. Это единственная задача, которую он может перед собой поставить. И, хотя все в этом мире, конечно, рушится и умирает в силу конечности самой экзистенции, человек может научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви.

ПОЗИТИВИЗМ

Сам «термин «позитивизм» происходит от лат. positivus — положительный. Любутин К.Н. История западноевропейской философии: Учеб. пособие для вузов. — Екатеринбург, 2002.

Появление «позитивизма» связано с именами французского философа О. Конта (1798-1857) и англичан Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903).

Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна позитивизма — неопозитивизм и постпозитивизм, истоки которого относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени. Основы неопозитивизма были заложены в трудах Б. Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

С точки зрения позитивистов, задача философии состоит в получении «позитивного», основанного на эмпирическом описании фактов знания. Позитивисты считали, что научной ценностью обладает только такое познание, кот опирается на опыт. Таким образом, логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.

Современная философия науки начинается с Венского кружка философов, участники которого выпустили манифест «научное мировоззрение». Изложили основополагающие черты неопозитивистской философии. По мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки. Они рассматривали метафизику как учение, лишенное смысла с позиций логических норм языка. Философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Всех неопозитивистов объединяют следующие положения:

1. негативное отношение к метафизике (ложное учение, не имеющего ценности)

12 стр., 5725 слов

Философия науки 2 Рассмотрение проблем

… философия, религия, обыденное сознание, мифология и пр. Следовательно, если науку отождествлять с познавательной деятельностью вообще, то и истоки ее надо искать в начале человеческой истории. Человек … теория и закон – до сих пор остаются специфическими именно для науки, для научного познания. Деятельностное бытие науки внешне выражается в становлении соответствующих ей научных отношений и научных …

2. культ науки (философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка)

3. утверждение эмпиризма (лишь эмпирическое знание является ценным для научного познания)

4. критерий научности знания — верификация (все предложения, кот не были подвержены эмпирической проверке, не имеют значения — бессмысленны)

5. физикализм (язык физики должен стать универсальным языком науки).

2.2. Феноменология

     Видное 
место в неклассической философии 
занимает феноменология (гр.учение о феноменах
) немецкого философа Эдмунда Гуссерля
( 1859 – 1938), который поставил целью преодолеть
противоречие рационализма и эмпиризма,
идеализма и материализма. По мнению Гуссерля,
причина кризиса европейской науки –
не в правомерном противопоставлении
бытия и сознания, объективного и субъективного.
Он пересмотрел философскую проблематику
и терминологию, создал феноменологический
метод философствования.

     В
творческой эволюции Гуссерля выделяются
два периода: 1) эмпирико–психологический,
представленный в работе“ Философия арифметики”,
где автор раскрывает психологические
основания логики и математики; 2) логический,
представленный в работе “ Логические
исследования”, где дается критика эмпиризма
и психологизма и сформулированы основы
феноменологии.

     В
ранних работах Гуссерль исследует 
научное познание, уделяя главное влияние
проблеме истины, т.к. достижение истины
являются целью науки. Он выделяет такие
признаки истинного знания как очевидность,
достоверность, общезначимости, всеобщность,
обязательность. По мнению Гуссерля, истина
не познаётся, она переживается как обязательное
знание. Поэтому в ней нет соответствия
объективному миру. Для логики и философии
это означает абсолютную принудительность
истины.

     Главная
задача феноменологии – исследование
сознания, его внеопытных структур и оснований,
т.е. надо найти в сознании устойчивые,
неизменные свойства, благодаря которым
возможно восприятие объекта и другие
акты познания. По убеждению Гуссерля
“ философ должен изучать не объекты,
а то каким образом эти объекты познаются
субъектом” ¹. Тем самым сознание становится
действительной и очевидной “первоосновой”
науки.

     Феноменология
Гуссерля оказала существенное влияние
на такие философские течение XX века как
экзистенциализм, персонализм, герменевтика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: