Введение
Русская философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят далеко в глубь национальной (шире — славянской ) истории. Однако предпосылки, а под ними мы понимаем историческое сознание народа, ещё не само явление. Cамо же явление появляется с обретением формы, характерной или соответствующей своему содержанию.Если руководствоваться таким критерием, то можно, почти уверенно сказать, что философия в России начинается только во второй половине 19 века. Но вместе с тем на такое позднее начало оно было поистине великим, т.к. связано с именами Ф. М. Долстоевский, Л. Н. Толстой, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев. В их лице и в творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир” — уже не как подражание Западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою лепту в мировую культуру.В своих произведениях Ф. М. Достоевский и не только он один, нес миру глубоко выстраданную опытом поколений истину — нет и не может быть такой цели, ради которой было бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в один детский мизинец.Философия Ф. М Достоевского-это философия гуманизма, призывающая к миру, единению народов и благополучию. Вместе с тем для Достоевского, как части русской философии характерна, так называемая” философия предупреждения. Ее лейтмотив — нравственный запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.С творчеством Ф. М. Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20 века. Этот жанр не имел по сути аналогов в европейской философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость.Философия Ф. М. Достоевского религиозна, по крайней мере характер его философствования, обычно связан с православием, восточнославянским мировосприятием. Не случайно Н. А. Бердяев писал: ”Русские не допускают что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путём, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего даётся лишь цельной жизнью духа, лишь полнотою жизни.Творчество Ф. М. Достоевского порой противоречиво и неадекватно, часто наполнено труднопонимаемым мистическим оттенком, его мысли зачастую наполнены религиозной утопией, но бесспорно одно — это великий прорицатель будущего России, это часть великой русской мысли.“Г. Достоевский, один из немногихмыслителей, не утративших веру в самого человека. ”
Введение
Это все философия, сказала Ателайда, — ты философ и пришел учить нас.» -Может быть, вы и правы, — улыбнулся князь, — я действительно, может быть, философ, и кто знает, может быть, у меня действительно есть идея преподавать.…»
Достоевский «Идиот».
Сама идея смотреть на великого писателя как на философа может сбить с толку и писателей, и философов. Первый вполне справедливо возразит, что сосредоточение внимания на мысли Достоевского уводит от его удивительных литературных достижений, которые были плодом творческого воображения, а не абстрактных рассуждений или концептуального анализа. Последний столь же резонно укажет на то, что писатель не сочинял философских трактатов, не изучал философию, а иногда даже говорил о ней с пренебрежением. И, конечно, Достоевский не претендовал на звание «философа» — ведь само это слово, как он отмечал в своей записной книжке, «является ругательством и означает: дурак» (это отрывок из черновых набросков Достоевского, а также продолжение этого утверждения «Философия, по Платону, есть подготовка к смерти, способность умереть», а простой человек не хочет умирать; простой человек хочет жить и не горевать. Да, это то, чего хочет каждый, если соскрести с себя поверхностное и показное. Это ругательство у нас в России, слово «философ»). Все это, включая вполне справедливое мнение о том, что русских мыслителей XIX века больше привлекали личные нравственные искания, чем философские направления, помогает понять, почему произведения Достоевского не рассматривались с чисто философской точки зрения.
Однако в настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский, при всей его дистанции от академической философии, был одним из самых философских писателей.» По словам Виктора Терраса, его романы посвящены «не меньше идеям, чем людям». Его герои яростно бьются над проклятыми вопросами, и нет недостатка в фактах, доказывающих, что их действия обусловлены не только художественными требованиями, но и тем, что они являются выражением идей их создателя и его философских идей.
Список литературы
- Википедия
- Джеймс Сканлан » Достоевский как мыслитель»
- Ф. М. Достоевский «Записная книжка»
- Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы; Преступление и наказание; Идиот // Собрание сочинений в 10 томах
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (2002)
- Бердяев Н. А. Мировоззрение Достоевского (1923)
- Реферат на тему: Модернизированная личность индустриального общества
- Реферат на тему: Анализ воплощения Екатериной II во внутренней политике принципов просвещенного абсолютизма
- Реферат на тему: 1917 год глазами современников и историков
- Реферат на тему: Вторая Мировая война: причины и ее этапы
- Реферат на тему: Татаро-монгольское нашествие и оценка его последствий в историографии
- Реферат на тему: Земельные отношения в древнерусском государстве IX-XII вв.
- Реферат на тему: Биография Василия Осиповича Ключевского
- Реферат на тему: Американская школа исторической антропологии в работах Н.З. Дэвиса
- Реферат на тему: Савва Мамонтов в истории России
- Реферат на тему: Причины введения опричнины
- Реферат на тему: Основные течения в национально-освободительном движении Польши во второй половине XIX — начале XX вв.
- Реферат на тему: Александр I: социально-экономическое развитие и внутренняя политика. Реформы Александра I и их значение
Исследования философии автора
Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял и Л. Шестов.
М. М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Нельзя отрицать двойственной человеческой натуры. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно.
Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.
Философские идеи
Замечание 2
Характерная черта для всей русской философии – это её связь с литературой. Это особенно ярко отразилось в произведениях Достоевского.
Ключевыми идеями творчества и философии Достоевского выступали проблемы человека и свободы, выбора и поступка. Эти линии просматриваются во многих его произведениях. «Человек есть тайна, её надо разгадать».
Проблема человеческой свободы нашла своё полное отражение в романе «Братья Карамазовы». Очень значима в этом плане глава «Великий инквизитор» и выраженная в ней идея о свободе:
Это состояние обычного человека, так как он свободу не любит. Свобода не только благо, но и тяжелое иго. Это разрушение человеческой личности.
Другую немаловажную идею высказывают братья Карамазовы – Иван и Алексей:
Любовь к ближнему и к дальнему. Проблема первородного греха. Проблема теодицеи. Бог – творец мира. Но в мире много зла, в нём страдают люди и дети. Проблема оправдания Бога. Неразрешимая ситуация. Ответ необходим, но дать его сложно. Бог совершенен, зло не имеет этого качества, но оно есть в мире.
Бог не творит зло, но он допускает свободу человека и он свободен творить зло. Человек источник зла. Но если человек создан по образу и подобию божьему, то Бог творит зло. Почему творение Бога творит зло?
Оправдать Бога можно, если то, что мы называем злом им не является. Зло не онтологично. Это недостаток добра.
Разум человека ограничен. Он не может судить о том, какой на самом деле поступок. Человеку не известна цель поступка. Достоевский отрицает идею борьбы со злом при помощи зла. Общество, устроенное на насилии есть аморальное общество. Не проникшись любовью к человеку бесноватый разум – самая большая опасность, которая противостоит жизни. Вера в Бога – основа всякой нравственности. Нравственный идеал – идея «соборного всеединства во Христе», которую он принял и развил от философии славянофильства, понимая её как новейшую форму социальности.
Отдельное место занимает идея любви к родине, народу, в основе которой лежат идеи почвенничества, миссии русского народа перед всем человечеством, которая основана на религиозно-нравственном начале.
Замечание 3
Достоевский оказал огромное влияние не только на русскую философию, культуру и искусство, сформировав особую систему идей, которая делает свой акцент на «раздвижении и углублении метафизического опыта», но во многом определил вектор развития основополагающих западных философских течений $20$ века, таких как экзистенциализм, фрейдизм, персонализм.
Пятницы Петрашевского
На общественных литературно-философских кружках Ф. М. Достоевский заводит много знакомств, в том числе знакомится с театральным и литературным критиком А. Н. Плещеевым, который в $1846$ году знакомит Достоевского с поклонником Ш. Фурье – М. В. Петрашевским. Общественный деятель и мыслитель Петрашевский организатор тайного общества петрашевцев, которое начинает посещать Достоевский с конца $1847$ года. Основными темами кружка были: подготовка народа к революционной борьбе, освобождение крестьян, чтение запрещённой литературы. Более радикальные представители кружка создали тайное общество, в которое входил Достоевский, для осуществления переворота в России. В $1849$ году члены кружка, в том числе и Достоевский, были арестованы. Приговор о смертной казни был заменён четырёхлетней каторгой и дальнейшей рядовой службой. Это одно из важнейших событий в жизни Достоевского, которое сформировало его дальнейшее мировоззрение. Из искателя правды в человеке он превращается в глубоко религиозного человека.
Начиная с $1861$ года, Фёдор Михайлович Достоевский работает вместе с братом над журналом «Время», в котором публикует ряд своих работ: «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома». После закрытия данного журнала, продолжается работа в журнале «Эпоха». Два этих журнала являются фундаментом для общественно-литературного течения данного периода – почвенничество. На страницах «Эпохи» и «Времени» формируются концепции и программы почвенничества, позиции которого отстаивает Достоевский.
Основные идеи
Ключевой темой философии Достоевского можно считать гуманизм. Писатель считал, что человек сам по себе является высшей ценностью. Примечательно, что он выделял индивидуума, а не общество или социальную группу. В своих работах Достоевский писал о важных проблемах, среди которых:
- патриотизм;
- чувство долга;
- нравственность;
- честь.
Главной проблемой Федор Михайлович считал человека. Изучению сущности людей он посвящал немало времени. В «Легенде о Великом инквизиторе» автор показал сочетание свободы и абсолютного морального закона. Исследователи творчества писателя выделили несколько важных идей:
- Раскрытие судеб людей. Так, князь Мышкин пытается узнать двух женщин и помочь окружающим. Все это влияет на его жизнь.
- Свобода. Если внимательно изучить дневники Достоевского, то можно заметить: он не поддерживал свободу в общественной и политической жизни. Писатель настаивал на возможности человека самостоятельно решать, как поступать. Это и есть внутренняя свобода. Раскольников сам решил сдаться властям.
- Зло и преступление. Вместе со свободой наступает ответственность за поступки.
- Любовь.
В ранних работах писателя можно заметить его стремление к социалистическим идеям. Но уже в это время творчество Достоевского было лишено материализма. Федор Михайлович полагал, что напряжение в обществе снизит распространение социализма, однако после каторги он кардинально изменил свое мнение.
Список литературы
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Том 1. М. , 1994
- Достоевский Ф.М. Одержимый. Л. , 1992
- Замалеев А. Курс истории русской философии. М. , 1994
- Кудрявцев Ю. G. Восстание или религия. М. , 1964
- Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М. Республика. 1994
- Нравственный идеал русской философии. под редакцией Замалеева и др. , 1964
- Русская идея. Компиляция и автор предисловия к статье Маслин. М.А.М. Республика. 1995
- Райнхард Лаут. Философия Достоевского. М. Республика. 1995
- Селезнев Ю. Достоевский. ЖЗЛ. М. , 1986
- Реферат на тему: Взгляды Оллоса на эволюцию человека. В.И.Вернадский о ступенях эволюции человека
- Реферат на тему: Философия Древней Греции
- Реферат на тему: Принцип развития в философии Г. Гегеля. Диалектический метод
- Реферат на тему: Роль философии в современном мире
- Реферат на тему: Философия Аристотеля
- Реферат на тему: Макс Шелер о природе человека по книге «Положение человека в космосе»
- Реферат на тему: Основные формы бытия и их взаимодействие
- Реферат на тему: Проблема истины и ее критериев
- Реферат на тему: Иррациональная философия XIX века
- Реферат на тему: Николай Бердяев «Смысл творчества»
- Реферат на тему: Образовательный форсайтинг в образовании: философский аспект
- Реферат на тему: Научная рациональность и философские основания науки
Заключение
Говоря о творческом наследии Ф. М. Достоевского, мы сразу наталкиваемся наряд особенностей: во-первых, многие его идеи, мысли имеют неединичную интерпретацию, его идеалы имеют множество толкований, так как язык Достоевского, как философа, это язык притчи, вторая особенность, которая однозначно вытекает из первой- это не до конца исследованное творчество, об этом говорят в частности многие авторы. Все это накладывает определенный мистический оттенок на его философию. Но вместе с тем можно однозначно, сказать, что для Достоевского, как гуманиста, нравственные идеалы человечества стоят на первом месте, для него любовь к ближнему превыше всего — она стоит вне времени, вне нации.И в заключении, хочется привести его слова, которые можно рассматривать, как смысл его философского наследия: ”Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку…Должны, непременно должны! Это обязанность самого человека так устроить. Это закон — скрытый, но существующий непременно…”
Заключение
В конце изложенной работы должны быть даны определенные выводы и размышления:
- Философия Достоевского-это философия переживаний, действий и мыслей созданных им литературных героев. В то же время сами его произведения настолько философичны, что с трудом укладываются в рамки литературно-художественного жанра.
- Главной темой идейных поисков мыслителя является тема взаимоотношений Бога и человека, Бога и мира. Человек, по Достоевскому, есть великая тайна: нет ничего значительнее и в то же время страшнее человека. Во всей полноте своей природы человек-существо иррациональное, и потому разумно понять его природу невозможно. Акт творчества скрыт в человеке, и он приносит в свою жизнь страдания и радости, которые не понимаются и не передаются разумом.
- Свобода для человека-это всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема в том, может ли человек сам определить, что такое добро и что такое зло. Он показывает, что, отрицая Бога, человек логически приходит к выводу, что если Бога нет, то все позволено
Русский социализм, основанный на стремлении русского народа к всеобщему, всероссийскому братскому единству, противопоставляется Достоевским атеистическому западному социализму.
Для нашей современной российской действительности, с ее сознательным или ненамеренным подражанием рационализму Западной Европы, философия Достоевского не только не устарела, но и актуальна как никогда.