Система права социального обеспечения
В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.
Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.
В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.К общей части относятся такие институты, как:
- субъекты права социального обеспечения;
- основания обеспечения и его виды;
- принципы права социального обеспечения.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:
- трудовой стаж;
- пенсии;
- пособия;
- компенсационные выплаты;
- социальное обслуживание;
- медицинская помощь и лечение;
- льготы по системе социального обеспечения.
Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.
↑яХЯРЕЛЮ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ
яХЯРЕЛЮ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ – ЩРН МЮСВМН НАНЯМНБЮММНЕ ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕ МНПЛ ДЮММНИ НРПЮЯКХ.
оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ, ЙЮЙ Х КЧАЮЪ ОПЮБНБЮЪ НРПЮЯКЭ, ДЕКХРЯЪ МЮ НАЫСЧ Х НЯНАЕММСЧ ВЮЯРХ. б НАЫСЧ ВЮЯРЭ БУНДЪР ХМЯРХРСРШ, ЙНРНПШЕ ЯНДЕПФЮР ОНКНФЕМХЪ, «НАЯКСФХБЮЧЫХЕ» ОПЮЙРХВЕЯЙХ БЯЕ ХМЯРХРСРШ НЯНАЕММНИ ВЮЯРХ. хЛЕММН ОНЩРНЛС Б НАЫСЧ ВЮЯРЭ БУНДЪР МНПЛШ ОПЮБЮ, ДЕИЯРБХЕ ЙНРНПШУ ПЮЯОПНЯРПЮМЪЕРЯЪ МЮ БЯЕ НРМНЬЕМХЪ, БУНДЪЫХЕ Б ОПЕДЛЕР ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ.
яКЕДСЕР НРЛЕРХРЭ, ВРН ОПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЪБКЪЕРЯЪ ЯПЮБМХРЕКЭМН ЛНКНДНИ ОПЮБНБНИ НРПЮЯКЭЧ, ОНЩРНЛС ЕЕ НАЫЮЪ ВЮЯРЭ НЙНМВЮРЕКЭМН ЕЫЕ МЕ ЯТНПЛХПНБЮМЮ. й ЯНФЮКЕМХЧ, ДН ЯХУ ОНП НМЮ МЕ ХЛЕЕР ЙНДХТХЖХПНБЮММНЦН ОПЮБНБНЦН ЮЙРЮ, ГЮЙПЕОКЪЧЫЕЦН НЯМНБМШЕ ОНКНФЕМХЪ БЯЕУ ХМЯРХРСРНБ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. мЮ ТНПЛХПНБЮМХЕ НАЫЕИ ВЮЯРХ БКХЪЕР Х РН НАЯРНЪРЕКЭЯРБН, ВРН ПЮГБХБЮЧЫХЕЯЪ ПШМНВМШЕ НРМНЬЕМХЪ ГЮЯРЮБКЪЧР ЛЕМЪРЭ ОПХЕЛШ Х ЯОНЯНАШ БНГДЕИЯРБХЪ ЦНЯСДЮПЯРБЮ МЮ НРМНЬЕМХЪ, БУНДЪЫХЕ Б ОПЕДЛЕР ЩРНИ НРПЮЯКХ. оПЕРЕПОЕБЮЧР ХГЛЕМЕМХЪ Х ОПХМЖХОШ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ, ОЕПЕЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ ЙПСЦ ЯСАЗЕЙРНБ ОПЮБННРМНЬЕМХИ, БХДНБ Х ТНПЛ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ Х Р.Д. й НАЫЕИ ВЮЯРХ НРМНЯЪРЯЪ РЮЙХЕ ХМЯРХРСРШ, ЙЮЙ: ЯСАЗЕЙРШ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ, НЯМНБЮМХЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ, ЕЦН БХДШ, Ю РЮЙФЕ ОПХМЖХОШ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. нЯНАЕММЮЪ ВЮЯРЭ НРПЮЯКХ ЯНЯРНХР ХГ ОПЮБНБШУ ХМЯРХРСРНБ, ХЛЕЧЫХУ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМШИ НАЗЕЙР ПЕЦСКХПНБЮМХЪ. й МХЛ НРМНЯЪРЯЪ ЯКЕДСЧЫХЕ ХМЯРХРСРШ: РПСДНБНИ ЯРЮФ, ЙНЛОКЕЙЯМШЕ ХМЯРХРСРШ ОЕМЯХНММНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ, ОНЯНАХИ Х ЙНЛОЕМЯЮЖХНММШУ БШОКЮР, ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЯКСФХБЮМХЪ, ХМЯРХРСР ФЮКНА Х ЯОНПНБ ОН БНОПНЯЮЛ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ; ХМЯРХРСР НРБЕРЯРБЕММНЯРХ ЯСАЗЕЙРНБ ОПЮБННРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ.
яОЕЖХТХЙЮ ХМЯРХРСРНБ НЯНАЕММНИ ВЮЯРХ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН ЕЕ ХМЯРХРСРШ Б НЯМНБМНЛ ЙНЛОКЕЙЯМШЕ, Р.Е. ЯНЯРНЪЫХЕ ХГ ОНДХМЯРХРСРНБ. рЮЙ, ХМЯРХРСР ОЕМЯХИ ДЕКХРЯЪ МЮ ОНДХМЯРХРСРШ – ЦПСООШ МНПЛ, ЙНРНПШЕ ПЕЦСКХПСЧР НРДЕКЭМШЕ БХДШ ОЕМЯХИ: ОН ЯРЮПНЯРХ, ОН ХМБЮКХДМНЯРХ, ОН ЯКСВЮЧ ОНРЕПХ ЙНПЛХКЭЖЮ, ГЮ БШЯКСЦС КЕР, ЯНЖХЮКЭМШЕ ОЕМЯХХ.
↑оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЙЮЙ НРПЮЯКЭ ОПЮБЮ. оПЕДЛЕР Х ЛЕРНД ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ
дЮММЮЪ НРПЮЯКЭ ОПЮБЮ, ЙЮЙ Х КЧАЮЪ ДПСЦЮЪ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМЮЪ НРПЮЯКЭ, ХЛЕЕР ЯНАЯРБЕММШИ ОПЕДЛЕР Х ЛЕРНД ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ.
оПЕДЛЕР ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ – ЩРН ЯКНФМШИ ЙНЛОКЕЙЯ НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ ЙЮЙ ЛЮРЕПХЮКЭМНЦН, РЮЙ Х ОПНЖЕДСПМН-ОПНЖЕЯЯСЮКЭМНЦН УЮПЮЙРЕПЮ, БНГМХЙЮЧЫХУ Б ЯБЪГХ Я ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕЛ ВЮЯРХ БЮКНБНЦН БМСРПЕММЕЦН ОПНДСЙРЮ ВЕПЕГ ЯХЯРЕЛС ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ.
оПЕДЛЕР ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЯНЯРЮБКЪЧР МЮ ЯЕЦНДМЪЬМХИ ДЕМЭ МЕЯЙНКЭЙН ЦПСОО НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ: 1) НРМНЬЕМХЪ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ ЦПЮФДЮМ Б ДЕМЕФМНИ ТНПЛЕ ( ОЕМЯХХ, ОНЯНАХЪ, ЙНЛОЕМЯЮЖХНММШЕ БШОКЮРШ); 2) НРМНЬЕМХЪ ОН ОПЕДНЯРЮБКЕМХЧ ПЮГКХВМШУ ЯНЖХЮКЭМШУ СЯКСЦ ( ЯНЖХЮКЭМНЕ НАЯКСФХБЮМХЕ ОПЕЯРЮПЕКШУ, ХМБЮКХДНБ, ДЕРЕИ, ЯЕЛЕИ Я ДЕРЭЛХ, АЕФЕМЖЕБ Х БШМСФДЕММШУ ОЕПЕЯЕКЕМЖЕБ, ЛЕДХЖХМЯЙНЕ НАЯКСФХБЮМХЕ, КЭЦНРШ ДКЪ НРДЕКЭМШУ ЙЮРЕЦНПХИ ЦПЮФДЮМ); 3) ОПНЖЕДСПМШЕ Х ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЯБЪГЮММШЕ Я СЯРЮМНБКЕМХЕЛ ЧПХДХВЕЯЙХУ ТЮЙРНБ, Ю РЮЙФЕ ПЕЮКХГЮЖХЕИ Х ГЮЫХРНИ ОПЮБЮ МЮ РНР ХКХ ХМНИ БХД ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. сЙЮГЮММШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ОПЕДЬЕЯРБСЧР (ОПНЖЕДСПМШЕ), ЯНОСРЯРБСЧР (ОПНЖЕДСПМШЕ Х ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ) КХАН БШРЕЙЮЧР (ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ) ХГ НРМНЬЕМХИ, БУНДЪЫХУ Б ОЕПБШЕ ДБЕ ЦПСООШ.
нРМНЬЕМХЪ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ ЦПЮФДЮМ Б ДЕМЕФМНИ ТНПЛЕ Х ОН ОПЕДНЯРЮБКЕМХЧ ПЮГКХВМШУ ЯНЖХЮКЭМШУ СЯКСЦ ЯНЯРЮБКЪЧР «ЪДПН» ОПЕДЛЕРЮ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. оПНЖЕДСПМШЕ Х ОПНЖЕЯЯСЮКЭМШЕ НРМНЬЕМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ ОПНХГБНДМШЛХ НР МХУ Х ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМН ЯСЫЕЯРБНБЮРЭ МЕ ЛНЦСР. щРН БЯОНЛНЦЮРЕКЭМШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЙНРНПШЕ НАЗЕЙРХБМН МЕНАУНДХЛШ ДКЪ МНПЛЮКЭМНЦН ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ЛЮРЕПХЮКЭМШУ НРМНЬЕМХИ.
лЕРНД ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ – ЩРН ЯНБНЙСОМНЯРЭ ОПХЕЛНБ Х ЯОНЯНАНБ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ ЦПЮФДЮМ, ЯОЕЖХТХЙЮ ЙНРНПШУ НАЗЕЙРХБМН НАСЯКНБКЕМЮ ПЮЯОПЕДЕКХРЕКЭМШЛ УЮПЮЙРЕПНЛ ЩРХУ НРМНЬЕМХИ. дЮММЮЪ ЯНБНЙСОМНЯРЭ НУБЮРШБЮЕР ЙЮЙ НАЫЕОПЮБНБШЕ Х ЛЕФНРПЮЯКЕБШЕ ОПХЕЛШ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ, РЮЙ Х ОПХЕЛШ, ЯОЕЖХТХВМШЕ ДКЪ ДЮММНИ НРПЮЯКХ.
бН-ОЕПБШУ, ЯОЕЖХТХЙЮ ОПХЕЛНБ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НАСЯКНБКЕМЮ РЕЛ, ВРН ОПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ НРМНЯХРЯЪ Й ВХЯКС ОСАКХВМШУ НРПЮЯКЕИ, ОНЯЙНКЭЙС НРМНЬЕМХЪ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ МНЯЪР ПЮЯОПЕДЕКХРЕКЭМШИ УЮПЮЙРЕП, Б ЯБЪГХ Я ВЕЛ ГЮЙНМНДЮРЕКЭ ХЯОНКЭГСЕР, ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ, ХЛОЕПЮРХБМШИ ЯОНЯНА ХУ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ. бН-БРНПШУ, ЯОЕЖХТХЙЮ ОПХЕЛНБ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НАСЯКНБКЕМЮ РЕЛ, ВРН пНЯЯХЪ – ТЕДЕПЮРХБМНЕ ЦНЯСДЮПЯРБН Х ПЕЦСКХПНБЮМХЕ НРМНЬЕМХИ Б ЯТЕПЕ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ НРМЕЯЕМН йНМЯРХРСЖХЕИ пт Й ЯНБЛЕЯРМНИ ЙНЛОЕРЕМЖХХ ТЕДЕПЮЖХХ Х ЕЕ ЯСАЗЕЙРНБ. пЕЮКХГЮЖХЪ ЩРНИ ЙНЛОЕРЕМЖХХ БШПЮФЮЕРЯЪ Б ЯНВЕРЮМХХ ЖЕМРПЮКХГНБЮММНЦН Я ПЕЦХНМЮКЭМШЛ Х ЛСМХЖХОЮКЭМШЛ ЯОНЯНАЮЛХ СЯРЮМНБКЕМХЪ ОПЮБ Х НАЪГЮММНЯРЕИ ЯСАЗЕЙРНБ. оН ЛЕПЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЯРЮАХКХГЮЖХХ БЯЕ АНКЭЬЕЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ ОНКСВЮЕР Х КНЙЮКЭМНЕ МНПЛЮРХБМНЕ ПЕЦСКХПНБЮМХЕ. б-РПЕРЭХУ, Б ОПХЕЛЮУ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ МЮУНДЪР НРПЮФЕМХЕ Х РЮЙХЕ ОПХГМЮЙХ, ЙНРНПШЕ УЮПЮЙРЕПМШ РНКЭЙН ДКЪ ДЮММНИ НРПЮЯКХ ОПЮБЮ. й ХУ ВХЯКС НРМНЯЪРЯЪ ЯКЕДСЧЫХЕ: НЯНАНЕ ОПЮБНБНЕ ОНКНФЕМХЕ ЯРНПНМ ОПЮБННРМНЬЕМХИ, ЙНРНПНЕ УЮПЮЙРЕПХГСЕРЯЪ ХУ ЮБРНМНЛМНЯРЭЧ; ЯОЕЖХТХЙЮ ЧПХДХВЕЯЙХУ ТЮЙРНБ, БКЕЙСЫХУ БНГМХЙМНБЕМХЕ, ХГЛЕМЕМХЕ Х ОПЕЙПЮЫЕМХЕ ОПЮБННРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ; ЮАЯНКЧРМШИ УЮПЮЙРЕП ОПЮБ ЦПЮФДЮМ ЙЮЙ ЯСАЗЕЙРНБ ОПЮБННРМНЬЕМХЪ; ЯОЕЖХТХЙЮ ЯЮМЙЖХИ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХУ ХЯОНКМЕМХЕ НАЪГЮММНЯРЕИ ЯСАЗЕЙРНБ, Х ЯОНЯНАНБ ГЮЫХРШ МЮПСЬЕММНЦН ОПЮБЮ.
1.2 Система права социального обеспечения
Система
права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая
последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения,
составляющих в целом единую отрасль права
(схема
2). Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную
части.
В
соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и
нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из
общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают
специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех
общественных отношений, входящих в предмет отрасли.
Общая
часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В
современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и
содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении
отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет
права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие
основные черты права социального обеспечения (принципы правового
регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д.
Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.
К Общей части отрасли права социального обеспечения
относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия
и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:
·
понятие, предмет,
метод, система права социального обеспечения;
·
принципы права
социального обеспечения;
·
источники права
социального обеспечения;
·
правоотношения по
социальному обеспечению;
·
история
отечественного законодательства о социальном обеспечении.
К Особенной части отрасли права социального обеспечения
относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они
детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам
различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые
регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных
отношений, являющихся предметом этой отрасли права.
В
структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался
достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа,
пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения,
установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт
юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения,
институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а
также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими
из нескольких подинститутов.
Нормы,
регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они
подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с
которыми устанавливаются нормы о пенсиях:
·
по старости;
·
инвалидности;
·
за выслугу лет;
·
по случаю потери
кормильца;
·
социальные.
В
особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты
пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие
отношения, объединяются в следующие институты:
·
стаж;
·
пособия;
·
социальное
обслуживание;
·
медицинская
помощь;
·
социальные
льготы; и т.д.
Каждый
из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа
подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального,
непрерывного и страхового стажа.
В
системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующиемеждународно-правовые аспекты социального обеспечения.
Следует
также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет
управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется
разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо
предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на
современном этапе развития социального обеспечения.
Система
науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более
широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о
социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих
внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права,
однако также не совпадает с ней.
Цели, задачи и функции права социального обеспечения
Цель права социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень.
К числу задач права социального обеспечения отрасли относятся:
- эффективная защита прав и законных интересов субъектов социальнообеспечительных отношений;
- профилактика и предотвращение состояний нуждаемости, развитие и стимулирование способностей граждан к самообеспечению;
- типизация состояний нуждаемости;
- стандартизация алиментарных потребностей нуждающихся с учетом характера состояния нуждаемости;
- установление адекватных мер государственного реагирования на состояние нуждаемости, необходимых и достаточных для их преодоления;
- повышение покупательной способности денежных предоставлений в связи с инфляционными процессами;
- обеспечение равных возможностей для доступа к социально-обеспечительным предоставлениям;
- правовое регулирование отношений по аккумулированию и расходованию средств фондов социального обеспечения;
- правовое регулирование отношений, возникающих между государственными органами по организации функционирования системы социального обеспечения.
Функции права социального обеспечения
Мнения ученых по данному вопросу различны как по числу функций, так и по их наименованию, но наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее деление:
1) основная функция – демографическая, поскольку существование государства напрямую зависит от народонаселения, его благосостояния, и обеспечение за счет общества нуждающихся граждан является прямой обязанностью государства, которое признало себя социальным;
2) социально-политическая – суть этой функции в том, что качественное социальное обеспечение гарантирует лояльность общества к государственным институтам, нормализует обстановку в общественной жизни и, как следствие, отражается на состоянии экономики (обеспечивает социальный покой в обществе);
3) защитная (превентивно-гарантийная) – борьба с бедностью, охрана здоровья граждан, оказание помощи семьям с детьми, реализация интересов людей пожилого возраста и инвалидов.
2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения
Правовые
источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются
составной частью источников права социального обеспечения. Источники права
составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и
любой отраслевой правовой науки
Поэтому естественно, что среди актуальных
проблем науки права социального обеспечения выявление понятия и особенностей
источников занимает важное место
От их
уяснения зависит определение действительного места и роли этой отрасли права в
обшей системе отраслей российского права.
Источники
права в юридическом смысле — это внешние способы выражения правовых норм и придание им
общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма
права».
Источники
права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие
комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального
обеспечения.
Ввиду
того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и
многообразны, они классифицируются по различным основаниям.
·
по юридической
силе (законы и подзаконные акты);
·
сфере действия
(федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);
·
времени действия
(постоянные, временные);
·
порядку принятия
(акты международного права и акты национального права социального обеспечения);
·
субъектам
правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и
социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих
детей, и т.д.).
·
предмету
правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды
социального обеспечения);
·
издающим их
органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти):
указы Президента РФ; постановления (распоряжения) Правительства РФ; акты
министерств и ведомств РФ:
—
межведомственные акты (например, Министерства
здравоохранения
и социального развития РФ);
—
ведомственные акты; и т.д.
Система социального обеспечения в РФ
Государственная система социального обеспечения охватывает три направления:
- Обязательное социальное страхование. Рассматривает вопросы застрахованных лиц, работающих по гражданско-трудовому, трудовому договору, индивидуальных предпринимателей и др.
- Государственное обеспечение. Рассматривает вопросы, связанные с социальным обеспечением государственных служащих, военнослужащих, приравненных к ним лиц, лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, участников ВОВ.
- Социальная помощь. Предоставление помощи малоимущим лицам и их семьям, инвалидам, беременным женщинам и др.
Система социального обеспечения включает Общую и Особенную части.
Общая часть содержит нормы, разграничивающие компетенции федеральных органов, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области социального обеспечения, нормы, закрепляющие права человека в сфере социального обеспечения; нормы, устанавливающие виды социальных рисков. Общая часть рассматривает субъектов права социального обеспечения, основания такого обеспечения, его виды, принципы права социального обеспечения.
Особенная часть — это нормы, регулирующие предоставление пенсий, пособий, других социальных выплат, предоставление частично платных и бесплатных социальных услуг, бесплатной медицинской помощи. Особенная часть рассматривает вопросы выплаты пенсий, пособий, компенсационных выплат, включает положения о трудовом стаже, социальном обслуживании, предоставлении медицинской помощи и иных льгот.
Выполнение основной цели социального обеспечения по выравниванию положения граждан особой категории включает в себя: оказание помощи лицам, которые определены как нуждающиеся, проведение соответствующих мероприятий, предоставление денежных средств.
Принципы и функции социального обеспечения
Средства, являющиеся источником финансирования, формируются посредством возложения на работодателей обязанности производить в различные внебюджетные государственные фонды отчисления, которые составляют определенный процент от заработной платы наемных работников.
Принципы социального обеспечения:
- источники финансирования — внебюджетные фонды финансирования (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, бюджеты различных уровней);
- законодательно определенный круг лиц, подлежащих обеспечению;
- предоставление обеспечения по определенным условиям;
- предоставление обеспечения с целью выравнивания социального положения людей.
Средства, направляемые из государственного бюджета на цели социального обеспечения, являются достоянием всего общества. Социальное обеспечение, которое осуществляется за счет общества и государства предоставляется по установленным государством правилам и нормам не для всех граждан, а для определенных категорий граждан.
Социальное обеспечение предоставляется следующим категориям граждан: семьям с детьми; ветеранам труда, войны; инвалидам; лицам пожилого возраста; беременным женщинам; лицам, потерявшим кормильца; безработным; лицам, пострадавшим от радиации; лицам, награжденным орденами, медалями, иными государственными наградами; переселенцам и беженцам.
Одним из критериев предоставления социального обеспечения по определенным условиям является наступление определенных в законе обстоятельств, таких как: рождение ребенка, достижение определенного возраста, инвалидность, смерть и другое.
Функции социального обеспечения:
- Экономическая функция. Направлена на замещение дохода, утраченного по причине нетрудоспособности, потери кормильца, наступления определенного возраста, возникновения неблагоприятного жизненного обстоятельства, а также на оказание финансовой помощи малоимущим. В этом случае источником финансирования являются внебюджетные государственные фонды социального страхования, созданные по территориальному принципу.
- Политическая функция. Направлена на поддержание социальной стабильности при выраженных различиях в материальном обеспечении граждан.
- Демографическая функция. Направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения.
- Социально-реабилитационная функция. Позволяет нетрудоспособным гражданам и другой социально слабой группы населения чувствовать себя полноценными членами общества, так как служит восстановлению их статуса.
- Профилактическая функция. Направлена на возникновение и предотвращение несчастных случаев.
Функции права социального обеспечения
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:
- экономической;
- политической;
- демографической;
- социально-реабилитационной;
- профилактической.
Экономическая функция заключается:
- в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
- в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
- в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
- в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).
Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.
Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).
Понятие социального обеспечения
Определение 1
Социальное обеспечение — это организованная государством система помощи законодательно утверждённому кругу лиц, оказываемая им при наступлении определённых юридических фактов с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение характеризуется направленностью на материальное обеспечение определенной категории граждан средствами из специальных внебюджетных фондов и государственного бюджета в случае наступления признанных государством социально значимых событий.
В переводе с латинского термин «socialis» — «социальный» обозначает «общественный». Термин «обеспечить» означает предоставление субъекту всего необходимого и достаточного для его существования. Нуждающиеся лица — это люди, которые не имеют, утратили или не в состоянии приобрести собственные средства для существования, либо те, чей объем имеющихся средств, по мнению государства, недостаточен для их нормального существования.
Признаки, лежащие в основе социального обеспечения:
- объективное осознание, вызывающее потребность в особом механизме социального обеспечения и направленное на предоставление или поддержание необходимых потребностей и условий жизнедеятельности;
- наличие особых фондов, как источников социального обеспечения;
- предоставление средств к существованию особыми способами;
- наличие закрепленных правил предоставления социального обеспечения.
Право на социальное обеспечение закреплено в Основном законе —Конституции Российской Федерации.
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
юМДПЕЕБ б.я. оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ Б яяяп. л, 1974.
аСЪМНБЮ л.н., йНАГЕБЮ я.х., йНМДПЮРЭЕБЮ г.ю. оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. – л., 2008.
дНАПНЛШЯКНБ й.б., лЮВСКЭЯЙЮЪ е.е. оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. л., 2009.
гЮУЮПНБ л.о., рСВЙНБЮ щ.ц. оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ пНЯЯХХ. – л., 2004.
хБЮМНБЮ п.х., рЮПЮЯНБЮ б.ю. оПЕДЛЕР Х ЛЕРНД ЯНБЕРЯЙНЦН ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. л., 1983.
кСЬМХЙНБЮ л.б., кСЬМХЙНБ ю.л. йСПЯ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ. – л., 2008.
оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ пНЯЯХХ: сВЕАМХЙ / оНД ПЕД. й.м. цСЯНБЮ. – л., 2004.
оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ пНЯЯХХ / оНД ПЕД. л.б. тХКХООНБНИ. – л., 2006.
яНБЕРЯЙНЕ ОПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ / оНД ПЕД. ю.д. гЮИЙХМЮ. л., 1982.
↑оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЙЮЙ МЮСВМЮЪ ДХЯЖХОКХМЮ
оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЙЮЙ МЮСВМЮЪ ДХЯЖХОКХМЮ – ЩРН ЯХЯРЕЛЮ МЮСВМШУ ГМЮМХИ, ОПЮБНБШУ БГЦКЪДНБ, ХДЕИ НА НОПЕДЕКЕММНЛ ЙНЛОКЕЙЯЕ НАЫЕЯРБЕММШУ ЪБКЕМХИ.
б ОПЕДЛЕР МЮСЙХ БУНДХР, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, ЯЮЛЮ НРПЮЯКЭ ОПЮБЮ ЙЮЙ ЯХЯРЕЛЮ ОПЮБНБШУ МНПЛ. мЮСЙЮ РЮЙФЕ ХГСВЮЕР Х НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ, ПЕЦСКХПСЕЛШЕ ДЮММНИ НРПЮЯКЭЧ, ХЯРНПХЧ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ НРПЮЯКХ, ЛЕРНД ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ НРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ, Ю РЮЙФЕ НОШР ГЮПСАЕФМШУ ЯРПЮМ Б ПЕЦСКХПНБЮМХХ НРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ, ЛЕФДСМЮПНДМН-ОПЮБНБНЕ ПЕЦСКХПНБЮМХЕ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ.
оПЮБН ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ ЙЮЙ МЮСВМЮЪ ДХЯЖХОКХМЮ Б НРКХВХЕ НР НРПЮЯКХ МЕ ХЛЕЕР ЯНАЯРБЕММНЦН ЛЕРНДЮ МЮСВМНЦН ОНГМЮМХЪ. нМЮ ОНКЭГСЕРЯЪ НАЫХЛ ЛЕРНДНЛ ОНГМЮМХЪ – ДХЮКЕЙРХВЕЯЙХЛ, Ю РЮЙФЕ ХЯОНКЭГСЕР ЛЕРНДШ МЮСВМНЦН ОНГМЮМХЪ, НАЫХЕ ДКЪ ОПЮБНБШУ ДХЯЖХОКХМ: ЛЕРНД ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ОПЮБНБЕДЕМХЪ, КНЦХВЕЯЙХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХИ. сВХРШБЮЪ, ВРН ДЮММЮЪ ДХЯЖХОКХМЮ ХГСВЮЕР ЯНЖХЮКЭМШЕ ЪБКЕМХЪ, РН НМЮ ХЯОНКЭГСЕР ЛЕРНДШ ЛНМХРНПХМЦЮ, ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ Х ДП.
яХЯРЕЛЮ МЮСВМНИ ДХЯЖХОКХМШ ОПЮБЮ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ Б НЯМНБМНЛ ЯНБОЮДЮЕР Я ЯХЯРЕЛНИ НРПЮЯКХ Х ЯНЯРНХР ХГ НАЫЕИ Х НЯНАЕММНИ ВЮЯРЕИ. нДМЮЙН НАЫЮЪ ВЮЯРЭ МЮСВМНИ ДХЯЖХОКХМШ ГМЮВХРЕКЭМН ЬХПЕ НАЫЕИ ВЮЯРХ НРПЮЯКХ, РЮЙ ЙЮЙ ЯНДЕПФХР ГМЮМХЪ Н ОНМЪРХХ ДЮММНИ НРПЮЯКХ, ЕЕ ОПЕДЛЕРЕ, ЛЕРНДЕ, ЯХЯРЕЛЕ, ОПХМЖХОЮУ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ, ХЯРНВМХЙЮУ, ОПЮБННРМНЬЕМХЪУ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ, ХЯРНПХХ ПЮГБХРХЪ НРПЮЯКХ. нЯНАЕММЮЪ ВЮЯРЭ МЮСЙХ Б НЯМНБМНЛ ЯНБОЮДЮЕР Я НЯНАЕММНИ ВЮЯРЭЧ НРПЮЯКХ, РЮЙ ЙЮЙ ЯНДЕПФХР ГМЮМХЪ Н ЙНМЙПЕРМШУ ОПЮБНБШУ ХМЯРХРСРЮУ НРПЮЯКХ. б РН ФЕ БПЕЛЪ НЯНАЕММЮЪ ВЮЯРЭ МЮСВМНИ ДХЯЖХОКХМШ БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ РЮЙФЕ ГМЮМХЪ Н ЛЕФДСМЮПНДМН-ОПЮБНБНЛ ПЕЦСКХПНБЮМХХ ЯНЖХЮКЭМНЦН НАЕЯОЕВЕМХЪ Х ГМЮМХЪ НА НОШРЕ ГЮПСАЕФМШУ ЯРПЮМ Б ОПЮБНБНЛ ПЕЦСКХПНБЮМХХ НРМНЬЕМХИ ОН ЯНЖХЮКЭМНЛС НАЕЯОЕВЕМХЧ.
1.4 Метод права социального обеспечения
Говоря
о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального
обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет
собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство
обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.
Метод
правового регулирования общественных отношений — важнейший дифференцирующий
критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода
права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности
взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных
дискуссий.
Всякий
отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется
не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и
способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной
отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных
отношений меняется и содержание метода.
Отличительными
признаками метода
права социального обеспечения являются:
•
сочетание централизованного и локального способов установления прав и
обязанностей субъектов;
•
отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по
социальному обеспечению, хотя в настоящее время некоторые виды услуг могут
оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного
медицинского страхования);
•
определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и
невозможность изменения их по соглашению сторон;
•
применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты
нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Некоторые
специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода
права социального обеспечения.
По
мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом
права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной
алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и
социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального
назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно,
независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов,
безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и
неэквивалентно, как правило, на договорной основе.
Глава
2. Основные принципы и источники права социального
обеспечения
Заключение
Социальное
обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией
достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к
существованию при наступлении социальных рисков.
Таким
образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7
Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по
распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению
части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических
лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных
расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи,
нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным
социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и
социальному обслуживанию.
Система
права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая
последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения,
составляющих в целом единую отрасль права.
2.
Горшков А.В.
Право социального обеспечения: Учебное пособие. Омега-Л, 2009, 179 с.
3.
Государственное
право Российской Федерации./ Под. ред. Кутафина О.Е.- М.-1993
4.
Гусева Т.С.
«Право социального обеспечения в России» ЮРКОМПАНИ, 2009, 276 с.
5.
Долженкова Г. Д.
Право социального обеспечения : конспект лекций. — М. : Юрайт-Издат, 2007. —
187 с.
6.
Коваленко А.И.
Основы конституционного права Российской Федерации. М.,1994.
7.
Мачульская Е.Е.,
Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: Книжный Мир, 2001.
8.
Сулейманова.В Право
социального обеспечения. Дашков и К, 2009, 448 с.