Деятельность просветителя
В деле образования у философа основные идеи кратко сводились к тому, что гении и таланты есть среди представителей всех сословий. Учёные могут выйти не только из стен дворцов, но и из среды простого народа. Некоторые идеи Дидро не встретили понимания благосклонной к нему императрицы Екатерины II. Например, про уничтожение придворной роскоши и введение всеобщего бесплатного обучения.
Дени Дидро стал редактором «Энциклопедии». С 1751 по 1766 год было выпущено 28 из 35 её томов. 17 из них содержали текст, 6 тыс. статей, а ещё 11 — гравюры-иллюстрации. Он писал статьи по точным наукам, философии, политике, религии, механике, экономике.
Через свои литературные произведения он принёс во Францию жанр буржуазно-сентиментальной драмы, которая зародилась в Англии. Дени Дидро стал автором романа «Монахиня» — одного из образцов антирелигиозной пропаганды XVIII века.
Основные идеи Дени Дидро кратко можно представить в таблице:
Направление |
Взгляды философа |
Религия |
Деизм, противник института церкви и католичества |
Политика |
Просвещённый абсолютизм, монархия как лучшая форма правления |
Образование |
Обучение и просвещение народа, поиск талантов среди представителей всех сословий, работа над «Энциклопедией» |
Государство |
Источник государственной власти — договор между людьми, необходимо уничтожение сословий и наделение крестьян землёй, свобода слова и печати, участие граждан в государственном управлении |
Совместно с Дидро над «Энциклопедией» 1751 года работал философ и математик Жан д’Аламбер. Он написал статьи по физике и математике. Работу над энциклопедией он прекратил из-за преследований со стороны редакции. Одним из его достижений стала классификация наук и выделение гуманитарных как отдельного понятия.
Рис. 3. Энциклопедия Дидро.
Что мы узнали?
Основные идеи Дидро и других просветителей XVIII века изучают в школьном курсе истории 7 класса и 8 класса. В религиозном смысле он был деист, а в политическом — монархист, сторонник просвещённого абсолютизма и демократических свобод. Весь движущийся материальный мир он видел цепью естественных причин и следствий.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Комментарии
31.07.2023
Jaaj.Club
А недавно в Ташкентских новостях показали, что один из жителей держал дома краснокнижных черепах и не парился, что они на грани вымирания(
23.07.2023
Palevka-89
Удивительное совпадение?
21.07.2023
Jaaj.Club
Прочитала еще один любопытный факт о пирамиде Хеопса. Географические координаты этого памятника 29,9792458° северной широты совпадают со скоростью света в вакууме 299 792 458 м/с. Кто же помогал египтянам строить пирамиды? Инопланетяне?
20.07.2023
Formica
Никогда не задумывался над такими ограничениями
Надо будет обратить внимание. Интересно!
16.07.2023
Jaaj.Club
События
17.07.2023 10:16
* * *
Продолжаются работы по продвижению нашего скромного издательского агенства
Коллекция Jaaj.Club
Буквально сегодня были открыты представительства на сайтах
Коллекция Jaaj.Club продолжает свою миссию по собранию самых интересных и уникальных произведений в жанре мистики, фантастики и захватывающих приключений.
Если вы чувствуете, что ваше произведение должно быть на книжной полке Jaaj.Club, то смело
подавайте заявку.
* * *
30.06.2023 18:04
* * *
Сегодня 30 июня 2023 года состоялась выплата роялти авторам книг
Коллекции Jaaj.Club.
За период с августа прошлого года по май 2023-го было продано 27 книг из всей коллекции.
В самое ближайшее время вся статистика по продажам будет добавлена в личный кабинет Jaaj.Club.
Поздравляю с успешным дебютом!
* * *
Философия французского Просвещения 18 века её характерные черты
В 18 веке центр европейской философии переместился во Францию. Просвещение было движением прогрессивной общественной мысли в период становления капиталистических отношений. Просвещение выражало мировоззрение прогрессивной буржуазии и активно способствовало идеологическому обоснованию буржуазных революций.
В основе философии Просвещения лежал культ человеческого духа, мнение, что он является самым важным инструментом для изменения общества на гуманистической основе.
Философия эпохи Просвещения опиралась на достижения естественных наук: Биология, физика, медицина — которые стали научной основой для раскрытия природы и сущности человека.
Религия и церковь воспринимались мыслителями эпохи Просвещения как основные препятствия на пути общественного прогресса. Что касается религии, то Просвещение развивало 2 основных идеологических течения: Деизм — течение, признающее идею сотворения мира Богом, который затем не вмешивается в процессы, происходящие в мире (Вольтер, Руссо); Атеизм — течение, отрицающее существование Бога (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Французские мыслители эпохи Просвещения пытались ответить на вопрос о происхождении религии с материалистической точки зрения. Они видели их истоки в невежестве народа, его страхе перед стихиями природы и в корыстных интересах духовенства. Отсюда вывод: раз невежество породило богов, то наука их уничтожит.
Мыслители эпохи Просвещения развивали материалистические взгляды на природу и человека. Человек рассматривался как рациональное существо, представляющее собой единство природного и социального. Чтобы обрести счастье для отдельного человека, считали мыслители эпохи Просвещения, необходимо изменить общество в соответствии с принципами социальной справедливости и законности. Они отводили философии главную роль.
Наиболее яркими представителями французской философии эпохи Просвещения были Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жюльен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Поль-Анри Гольбах. Философские произведения этого периода писались не в форме трактатов, а в виде энциклопедий, словарей, полемических статей, художественной литературы.
Основные направления философии французского Просвещения:
учение о природе и материальном единстве мира;
учение о человеке и проблема сознания;
Французский материализм этого периода представлен в механистической форме. Механика оставалась основой мировоззрения, а ее законы принимались как универсальные. В рамках механистического мировоззрения французские материалисты разработали учение о природе, человеке и обществе.
Биография Дени Дидро
Определение 1
Дени Дидро – французский писатель, философ-просветитель и драматург, создатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Дени Дидро родился в городе Лангра (Шампань). Отец – Дидье Дидро – метрдотель и ножовщик, мать – Анжелика Вигнерон. Всего в семье было пятеро детей.
Своё формальное образование Дидро начал в иезуитском колледже в Лангресе, получил там степень магистра гуманитарных наук в области философии в 1732 году. Позже он поступил в колледж д Харкорт в Парижском университете. В 1735 году он отверг идею входить в духовенство, решив вместо этого обучаться на Парижском юридическом факультете. Однако он недолго занимался изучением права, решив в начале 1740х годов стать переводчиком и писателем. В связи с его отказом заняться профессией отца, тот отрекся от него.
В 1742 году Дидро подружился с Жан-Жаком Руссо, познакомились они при наблюдении за игрой в шахматы. В 1743 году Дидро окончательно испортил отношения с отцом, женившись на Антуанетте Чампион, которая была набожной католичкой. Брак посчитали нежелательным из-за низкого социального положения Чампион, у нее было плохое образование, не было отца и приданого. А сама Антуанетта была на три года старше Дидро. В этом браке в 1743 году она родила дочь Анжелику, названную так в честь умершей сестры Дидро. Возможно, именно смерть сестры-монахини в монастыре оказала воздействие на религиозные взгляды Дидро.
В 1765 году Дидро, чтобы улучшить свое материальное положение и собрать средства на приданое дочери, выразил желание продать свою знаменитую библиотеку. Его друг, князь Голицын, – русский посол в Париже, порекомендовал Екатерине II купить у Дидро собрание книг. Императрица приобрела библиотеку писателя за достаточно крупную сумму в 15 тысяч ливров, сохранив за Дидро право на пожизненное использование книг и сделав его библиотекарем. Книги были перевезены в арендованный дом в Париже, после смерти Дидро библиотеку перевезли в Санкт-Петербург и выставили в одном из залов Эрмитажа.
Дидро в благодарность за великодушие императрицы выполнял все ее многочисленные распоряжения. Нужно отметить, что в литературе не раз были отмечены заслуги Дидро перед русской культурой и искусством, а его авторитет в свое время был в России очень велик. Писатель длительное время вел переписку с императрицей, помогая советом или консультацией в областях художественного образования и практики в России, выполняя разного рода поручения императорского двора по приобретению произведений искусства. Можно сказать, что именно Дидро заложил основы западноевропейской коллекции в Эрмитаже, выступал поверенным в делах князя Д.А. Голицына и имел в этой функции решающее значение в приобретении для России серии выдающихся по своему значению произведений, включая собрание барона Кроза. Он вел переговоры о покупке коллекции Кроза почти полтора года, сделка закончилась продажей всего собрания за огромную сумму в 460 тысяч ливров. Позже Дидро также занимался приобретением художественных шедевров в пользу России.
Замечание 1
Помимо этого он пригласил скульптора Этьена Фальконе в Россию, чтобы возвести памятник Петру I, в этом ему помог Голицын. Тогда говорили, что именно этому французскому писателю принадлежала идея самого памятника.
Дидро вел некоторые дела с мадмуазель Бабути, Мадлен де Пуазье, Софи Волланд, а также мадам де Мод. Его письма Софи Волланд известны своей крайней откровенностью и считаются одним из сокровищ литературы восемнадцатого века.
Умер Дидро от эмфиземы 31 июля 1784 года в Париже.
Отказ от карьеры священника
В краткой биографии Дени Дидро нужно уделить внимание его личной жизни. В 1743 году он женится на Анне Туаннете Шампьон, которой принадлежит полотняная лавка
При этом достоверно известно, что брак не мешал ему заводить интрижки с другими женщинами. Считается, что у него были романтические отношение в середине 1750-х годов с Софи Воллан, привязанность к которой он сохранил практически до самой своей смерти.
После свадьбы Дени Дидро, биография которого довольно интересна и насыщена всевозможными идеями, поначалу зарабатывал с помощью переводов. В 40-е годы он работал с самыми известными произведениями Стениана, Шефтсбери, Джеймса. К этому же периоду относятся и его первые самостоятельные литературные труды. Они свидетельствуют о смелости и зрелом уме достаточно молодого автора. В 1746 году выходят его «Философские мысли», а позже — «Аллеи, или Прогулка скептика», «Письмо о слепых в назидании зрячим», «Нескромные сокровища». По всей видимости, уже к этому времени Дидро превратился в деиста, а в скором времени — в убежденного материалиста и атеиста. По тем временам эти книги Дени Дидро были отнесены к разряду вольнодумных, за что его и арестовали в 1749 году. Заключение он отбывал в Венсеннском замке.
Философские воззрения
Во всем творчестве Дидро четко прослеживались его философские взгляды. К основным идеям французского писателя и философа следует отнести отрицание дуалистического учения, основанного на разделении духовного и материального начала. Он полагал, что в мире существует лишь одна материя, а все сложные и разнообразные явления в жизни являются результатом движения ее частиц.
Дени Дидро не сомневался, что священная история и все теологические системы являются фальсификацией. Он считал ложным представление о божественном происхождении власти и рьяно выступал за конституционную монархию, во главе которой стоит просвещенный государь. Отстаивая идеи атеизма, Дидро призывал короля упразднить церковь, которая, по его мнению, пагубно влияет на государство.
В области физиологии и биологии Дидро высказал предположение о том, что все живые существа на земле, в том числе и человек, на пути своего развития проходят различные стадии. Таким образом, философ стоял у истоков развития теории эволюции.
Скончался Дени Дидро 31 июля 1784 года на 71 году жизни. Причиной смерти стала эмфизема легких.
Учение Дидро
По мнению Дидро, трогательное и возвышенное чувство можно отыскать и у бедняка. И также через данную призму, забавное и смешное не является чуждым элементом у придворной аристократии. В период, когда буржуазия разрушала сословные перегородки между собственными привилегиями и привилегированным дворянством, то Дени Дидро разрушает сословные перегородки в жанрах литературного направления. С этих пор трагедия становится, когда она несёт в себе человеческие чувства, то есть более очеловеченной. В таких произведениях все сословия могут быть представлены драматично. Формируется аспект следующего построения, когда рационалистические характеры уступают место реальному изображению живого человека.
Нравоучение и чувствительность являются основными чертами нового жанра, когда рассматриваются вопросы семьи и морали, и данные темы выступают в роли главных. В произведениях данной тематики главными героями являются добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне, которые также и преобладающие герои. Данный новый жанр соответствует задачам Просветительного века.
Замечание 1
Театр становится основным проводником освободительной идеи, ритмы жизни и литературы возвращаются к человеческой природе, отменяются все условности, этикет, торжественные стихи и высокие стили классического направления. Также данные вкусы вполне отвечают вкусам буржуазии, которая не имеет героических предков и воспоминаний, любит семейный очаг и живёт в атмосфере своих будничных забот.
Работа над «Энциклопедией»
Над проектом Дидро работал вместе с Д’Аламбером. Одному из них в результате пришла идея полностью отказаться от перевода английского словаря, а подготовить самостоятельное издание, которое будет уникальным. В любом случае именно благодаря Дидро работа над «Энциклопедией» приобрела тот размах, который и превратил ее в настоящий манифест эпохи Просвещения.
На протяжении последующей четверти века герой нашей статьи продолжает курировать работу над книгой познаний, которая к тому времени разрастается до 17 томов одних статей, которые сопровождают еще одиннадцать томов иллюстраций. Даже рассматривая биографию Дени Дидро кратко, нужно остановиться на большом количестве препятствий, которые ему удалось преодолеть на своем пути. Помимо уже упомянутого тюремного заключения, это еще и приостановка работы по независящим от редактора причинам, кризис, из-за которого из проекта ушел Д’ Аламбер, запрет издания и его тщательная и скрупулезная цензура.
Только в 1772 году первое издание «Энциклопедии» было, наконец, завершено. В ее создании приняли участие практически все великие умы эпохи Просвещения, которые в то время были во Франции — Вольтер, Гольбах, Руссо, Монтескье.
Философия француского просвещения XVIII века
В девятнадцатом веке на смену Новому веку пришел так называемый век Просвещения. Такое название философия получила потому, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи зарождающейся буржуазии и, наконец, идеологически подготовили Французскую революцию 1789-1794 годов. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.
В этот период в центре всех философских школ, систем, течений находится активный субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим сознанием. Разум выступает как предпосылка веры в целесообразность, смысл общественного развития и объективный, закономерный характер общественного развития, которое подчинено логической схеме.
Однако при наличии общих позиций в учениях различных философских школ и направлений, существовали и различия. Хотя философы этого периода представляли мир как рационалистическую систему с ее законами природы, самопорядком и самовоспроизводством, в конкретной интерпретации этого миропорядка у них были разные подходы. В результате выделяются два подхода:
Деизм — направление в философии, сторонники которого признают существование Бога только как первопричины всего сущего, но отвергают его последующее влияние на окружающий мир, человека и ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; отвергали пантеизм; представители: М.Ф.А. Вольтер, Шарль Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э.Б. де Кондильяк;
Атеистическо-материалистическое направление.Сторонники этого течения отвергали идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мельес, Ламетри, Д. Дидро, Гельвеций, П. Гольбах.
Идеи Дени Дидро
Дидро родился в 1713 году в городе Лангр на севере Франции, а скончался в 1784 году в Париже.
Рис. 1. Дени Дидро.
По своим политическим взглядам Дидро относился к сторонникам просвещённого абсолютизма. Он не доверял народным массам и считал их неспособными к адекватным действиям в делах нравственных и политических, поэтому ему нравилось монархическое государственное устройство. Он считал продуктивным союз королей и философов.
К его основным идея относились следующие:
- материальность мира, он никем не сотворён;
- свобода слова и печати;
- ликвидация крепостничества и наделение крестьян землёй;
- уничтожение сословных привилегий;
- сохранение частной собственности.
Он также был идеологом буржуазии и писателем в стиле буржуазно-сентиментальной драмы. Дидро выступал с антиклерикальных позиций и придерживался мировоззрения деизма, то есть признавал Бога, но отрицал религиозную догматику. Дени Дидро стал главным редактором первой «Энциклопедии».
У Дидро была замечательная библиотека. В 1765 году он продал её императрице Екатерине II через своего посредника — посла в Париже князя Дмитрия Голицына. В 1785 году библиотека была перевезена в Санкт-Петербург и выставлена в одном из залов Эрмитажа.
Рис. 2. Жан Д’Аламбер.
«Монахиня»
Это одно из самых известных произведений Дидро. В нем изображаются развращенные нравы, царящие в женском монастыре. В книге «Монахиня» Дени Дидро повествование ведется от лица юной послушницы, которая не осознает, какие чувства переживает.
Критики отмечают в этом произведении удивительное сочетание психологической правды с чрезвычайно смелым для того времени натурализмом. Все это делает повесть Дени Дидро «Монахиня» одной из лучших прозаических произведений XVIII века, по крайней мере, во Франции. К тому же это отличный образец антирелигиозной пропаганды.
Толчком к написанию этой книги послужила реальная история, о которой узнал автор. В 50-х годах XVIII века были разоблачены тайны женского монастыря. В предреволюционной Франции церковный быт был одной из самых волнующих и насущных тем.
Сама повесть начинается с эпизода, в котором главную героиню Сюзанну, которая является незаконнорожденным ребенком, насильно отправляют в женский монастырь. По сути, ее предает родная мать, но девушка все равно любит ее, не раскрывает тайны своего происхождения, хотя это могло бы помочь ей освободиться. Вместо этого она предпринимает несколько попыток сбежать из обители, чтобы обрести свободу, одна из которых заканчивается удачно.
Зарубежная Литература XVII-XX веков
Основной соавтор
Jaaj.Club
Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей. В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение. Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие! |
||
Читать |
Манифест эпохи Просвещения
Результатом их совместной работы стал универсальный свод современных знаний. Отдельно нужно отметить, что в статьях, посвященных политическим темам, ни одной из форм правления умышленно не отдавалось никакого предпочтения. А похвалы, которые авторы обращали в адрес Женевской республики, они сопровождали ремарками, что подобное государственное устройство возможно только для сравнительно небольших территорий, к которым сама Франция не относится. На страницах «Энциклопедии» господствовал плюрализм в его чистом виде, потому что писатели в одних статьях выступали за ограниченную монархию, а в других придерживались варианта абсолютной, видя только в ней основу общественного благосостояния.
При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право оказывать сопротивление деспотам, а королям следует в обязательном порядке подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным, отстаивать веру своего народа.
В «Энциклопедии» откровенной критике подвергался образ жизни вельмож. При этом авторы статей отмечали, что признают и поддерживают необходимость существования в обществе социальной иерархии. Представителей буржуа они нещадно критиковали за тягу к должностям и карьерному росту, а также жадность, финансистов признавали паразитической частью на теле третьего сословия.
Авторы «Энциклопедии» выступали за облегчение участи простого народа
Однако для достижения этой цели они не призывали к установлению в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость проведения реформ в образовании, экономике (справедливом налогообложении, борьбе с нищетой)
Мировоззрение Дени Дидро
Дидро полностью отрицал дуализм – учение о двойственности материального и духовного начал, признавая при этом только существование материи, обладающей чувствительностью, а сложные и разнообразные явления – это результат движения частиц внутри материи. Человек является только тем, что из него формирует общий строй воспитания и смена фактов. Каждое человеческое действие – акт, необходимый для сцепления актов, и каждый из них неизбежен так же, как восход солнца из-за горизонта. Также Дидро был сторонником деизма.
По политическим взглядам Дидро может быть отнесен к сторонникам теории просвещенного абсолютизма. Как и Вольтер, он не мог доверять народным массам, он считал, что народ неспособен высказывать здравые суждения относительно нравственных и политических вопросов, считал идеальным государственным строем монархию, где во главе государства находится государь, имеющий ряд научных и философских знаний. Дидро верил в благотворность и потому необходимость союза монархов с философами, и подобно тому, как его материалистическое учение было направлено против духовенства, с единственной целью – передать всю власть над умами философам, так же его теория просвещенного абсолютизма стремилась передать тем же философам государственную власть.
Однако в действительности монархи часто благоволили философам, которые не оказывали никакого реального воздействия на практическую политику просвещенных деспотов. В 1773 году Дидро переехал в Санкт-Петербург по личному приглашению Екатерины II, она беседовала с ним часами, исполняла любое желание просветителя, но крайне скептически отнеслась к его проектам, затрагивающим уничтожение при дворе всякой роскоши и обращение освободившихся средств на народные нужды и всеобщее бесплатное обучение. Дени Дидро получил крупную сумму денег из рук Екатерины за свою библиотеку, которая, как и обещалось, осталась в его распоряжении. Дидро получал жалование за заведование этой библиотекой в размере 1000 ливров в год.
Дидро является идеологом буржуазии. В его литературных сочинениях им был во Франции проложен путь для буржуазно-сентиментальной драмы, ранее зародившейся в Англии и связанной с именами Мур, Камберленда, Лилло и пр.
Путешествие в Россию
Екатерина II, которая переписывалась и состояла в дружеских отношениях с Вольтером, с интересом отнеслась к работе Дидро над знаменитой «Энциклопедией». Едва заняв престол, она сразу предложила перенести издание в Россию. За этим скрывалось не только ее желание упрочить свою репутацию, но и попытка удовлетворить интерес образованной и просвещенной части российского общества к этому труду.
Дидро отказался от этого предложения, но согласился продать императрице свою уникальную библиотеку за 50 000 ливров. Причем сами книги остались в его полном распоряжении до конца жизни. Он стал хранителем произведений в своем доме в статусе личного библиотекаря императрицы.
По приглашению Екатерины он пробыл в Петербурге с октября 1773-го по март 1774 года. За это время его избрали почетным членом академии наук в Петербурге.
Когда он вернулся во Францию, то написал несколько сочинений, посвященных возможному приобщению России к европейской цивилизации. Его скептические высказывания о политике Екатерины вызвали ее гнев, но о них узнали в России уже после смерти философа.
-
Настройка параметров работы клавиатуры кратко
-
Конфликт интересов это своими словами определение кратко
-
Развитие персонала предприятия кратко
-
Правовое регулирование делопроизводства в овд кратко
- Имидж социального работника кратко
Творчество
Активно заниматься творчеством Дидро начинает в 50-е годы. Он публикует две пьесы — «Отец семейства» и «Побочный сын, или Испытания добродетели». В них он категорически отказывается от правил господствовавшего тогда классицизма, стремясь создать мещанскую, буржуазно-сентиментальную драму, что ему в результате и удается. На первый план в большинстве его произведений выходят конфликты, которые возникают между представителями третьего сословия, описывается их быт, поведение в самой обыденной обстановке.
К его классическим трудам можно отнести повесть «Монахиня», о которой мы еще расскажем подробнее, романы «Племянник Рамо», «Жак-фаталист и его хозяин». Для большинства современников эти книги остаются неизвестными, так как напечатать их при своей жизни автору практически не удается.
Стоит отметить, что все эти произведения объединяет реализм, удивительная рассудительность и прозрачный предельно ясный стиль повествования. Читать произведения Дидро всегда было просто, потому что в них практически полностью отсутствуют словесные украшения.
В большинстве его произведений можно встретить неприятие церкви и религии, приверженность гуманистическим целям, идеализированным представлениям о человеческом долге.
Эстетические и философские принципы, которые провозглашает Дидро, можно проследить и в его отношении к изобразительному искусству. С 1759 по 1781 годы он регулярно публикует обзоры парижских салонов в рукописной газете своего приятеля Гримма, которая называется «Литературная корреспонденция». По подписке ее рассылают влиятельным князьям и монархам.
Атеизм и нравственность в философии Дидро
Дени Дидро (1713-1784) — один из самых значительных французских материалистов XVIII века. Век. Как и все представители этого движения, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в интерпретации общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир — познаваемым, и решительно отвергал религию.
Скажите: образование значит очень много.
Он говорит: организация ничего не значит.
Скажите: Организация означает меньше, чем принято считать….
Он говорит: Образование — единственный источник различий между людьми.
Признавая, что многого можно добиться с помощью образования, Дидро также указывал на важность физической организации человека, его анатомо-физиологических особенностей, в формировании человека. Он также не соглашался с позицией Гельвеция, согласно которой мышление можно свести к способности чувствовать
Умственные операции, по мнению Дидро, зависят от определенного состояния и организации мозга. Люди, по его словам, имеют различные природные факторы и характеристики, и природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают к развитию их природных задатков, но их проявление полностью зависит от социальных причин, включая образование. Дидро справедливо полагал, что учитель может добиться больших успехов, стараясь развить врожденные положительные наклонности ребенка и подавить плохие. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его индивидуальность, заслуживает положительной оценки.
Французский материализм 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.
В XVIII. В XVIII веке во Франции материализм в философии получил широкое распространение и новое развитие. Это было связано с быстрым развитием естественных наук и интеллектуальной ситуации в целом, которая была направлена на освобождение человеческого разума от религиозных догм и спекулятивных рассуждений.
Французские материалисты были последовательными, активными борцами против религии, и их атеистическое мировоззрение оказало большое влияние не только на их современников, но и на последующие поколения.
Философы-материалисты пытались доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс духовенством. Священники не заботятся о просвещении народа, писали они, и чем менее просвещены массы, тем легче их обмануть.
В. Ленин высоко ценил атеистов восемнадцатого века, поскольку они талантливо, остроумно и откровенно нападали на религию и пап. Но они не понимали социальной природы религии и не могли указать правильные пути борьбы с ней. Французские материалисты верили, что Просвещение устранит все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, помогают им познать законы природы, что должно заставить их отказаться от религии.
Религия нужна феодальному правительству, чтобы легче управлять народом, но правительство, которое справедливо, просвещено и добродетельно, не будет нуждаться в ложных баснях. Поэтому священнослужителям не следует разрешать руководить школами, в школах не должно быть религиозного обучения, необходимо вводить такие предметы, которые привели бы учеников к познанию законов природы. Целесообразно ввести предмет, который бы преподавал основы моральных норм поведения в новом обществе; таким предметом должен быть курс нравственности.
Согласно учению французских материалистов, в мире существует только материя, находящаяся в постоянном движении; материя — это физическая реальность. Они признавали универсальное взаимодействие в природе и движение как естественное свойство материи.
Французские материалисты признавали отправной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: Когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека есть ощущения и понятия.
Наибольшее значение имели просветительские взгляды французских материалистов Гельвеция, Дидро и Гольбаха.
Взгляды Дидро
Основные философские и литературные взгляды по Дидро — это верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в искусстве. Свои взгляды Дидро старается отстаивать в качестве теоретика искусства и критика
Он пишет не только о литературе, но и об изобразительном искусстве, например, работа «Салоны» и об искусстве актёра в работе «Парадокс об актёре». В своей работе «Салоны» он старается сблизить скульптуру и живопись с литературой, требует «нравственных картин» и рассматривает изобразительное искусство и другие искусства своеобразным средством воздействия на умы.
Его труд «Парадокс об актёре» и по сегодняшний день не утрачивает своего значения по оригинальности и богатству мыслей. Дени Дидро считается врагом актёрской теории «нутра». По его мнению, актёр обязан играть обдуманно, изучать природу человека, неуклонно подражать некому идеальному образцу, быть руководимым собственным воображением, собственной памятью. Такого вида актёр будет всегда в рамках совершенства. Всё у него будет идти размерено, всё будет приведено в стройный порядок. «Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто — вне себя: эта власть — привилегия того, кто владеет собой».
Путешествие в Россию
Екатерина II, которая переписывалась и состояла в дружеских отношениях с Вольтером, с интересом отнеслась к работе Дидро над знаменитой «Энциклопедией». Едва заняв престол, она сразу предложила перенести издание в Россию. За этим скрывалось не только ее желание упрочить свою репутацию, но и попытка удовлетворить интерес образованной и просвещенной части российского общества к этому труду.
Дидро отказался от этого предложения, но согласился продать императрице свою уникальную библиотеку за 50 000 ливров. Причем сами книги остались в его полном распоряжении до конца жизни. Он стал хранителем произведений в своем доме в статусе личного библиотекаря императрицы.
По приглашению Екатерины он пробыл в Петербурге с октября 1773-го по март 1774 года. За это время его избрали почетным членом академии наук в Петербурге.
Когда он вернулся во Францию, то написал несколько сочинений, посвященных возможному приобщению России к европейской цивилизации. Его скептические высказывания о политике Екатерины вызвали ее гнев, но о них узнали в России уже после смерти философа.
При этом он различает инертную, скрытую форму чувствительности, присущую неорганической природе, и деятельную чувствительность, свойственную органической природе. Само мышление, по взгляду Дидро, есть развитая форма чувствительности материи. Источником человеческого познания являются ощущения, которые возникают в результате воздействия предметов, явлений природы на органы чувств. Не только ощущения, но и сложные выводы, умозаключения, по утверждению Дидро, отражают объективную, реальную взаимосвязь Явлений природы. Критерий истины он усматривает в опыте, считая истинными представления, правильно отражающие объективную материальную действительность, но в целом ему, осталось чуждо понимание роли общественной практики в познании.
Дидро — атеист. Он решительно отрицал существование бога и критиковал философский идеализм и религиозные догматы о бессмертии души, свободе воли и т. д. Ленин высоко ценил Дидро за материалистическую критику субъективного идеализма Беркли (см.). Отвергая религиозную феодальную мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление человека к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Материалистически объясняя природу, Дидро, однако, остался идеалистом в области истории.
Характер общественного строя он, как и другие французские материалисты XVIII в., ставил в зависимость от политической организации общества, которая с его точки зрения возникает из существующего законодательства и в конечном счёте из u господствующих в обществе идей. Как и другие французские материалисты, Дидро свои надежды на разумное устройство общества связывал с появлением просвещённого государя. Но это царство разума было, по выражению Энгельса, идеализированным царством буржуазии. В 1773—1774 гг. Дидро посетил Россию, где усиленно рекомендовал Екатерине II развивать промышленность, торговлю, опираясь на третье сословие. Как известно, планы Дидро пришлись не по душе Екатерине II.
Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и др. энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.