Философия эпохи Просвещения
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его
родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Родоначальниками
просветительских идей были такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт,
Дж. Локк. Исходные идеи эпохи просвещения – культ науки (а, следовательно,
Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей
апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. При этом
просветители аппелируют не просто к Разуму, а к Разуму научному, который
опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от
метафизических сверхопытных «гипотез».
Просветители, как
следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди
народных масс. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой
и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества”
является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем
важнейшим достижениям науки и искусства. Они боролись за то, чтобы в обществе
не было пропасти между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала выдвигали
принцип равенства как требование здравого смысла.
Одной из главных
задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит
обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
Гражданское состояние
Под понятием гражданского состояния по учениям Гоббса и Локка понимается преодоление естественных форм жизни и связывается с образованием и преобразованием государства. Во французском Просвещении государство выступало институтом, которое подчинено интересу общества и всех производных от него. Государство благодаря законам может лишь гарантировать соблюдения частного договорного соглашения, которое складывается независимо от него и которое направленно на удовлетворение отдельного человеческого интереса. Конец $XVIII$ века, идеи гражданского состояния переходит в понятие «гражданского общества», где оно является сферой возникновения частных интересов, что предаётся рассмотрению философами-просветителями в качестве высокого в сравнении с неким государством, где оно представляет собой государство состояния социального направления.
Примеры эпохи Просвещения
Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.
Ранний период, 1685−1730 годы
Первыми ласточками эпохи Просвещения в 17-м веке стали английские философы Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, французский мыслитель Рене Декарт и ведущие представители натурфилософии эпохи Возрождения Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Исторические корни эпохи восходят к 1680-м годам, когда в Англии увидел свет фундаментальный труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а Джон Локк в 1690 году опубликовал свой «Опыт о человеческом разумении». Эти две работы предоставили научный, математический и философский инструментарий для основополагающих результатов Просвещения.
В 1784 году немецкий мыслитель Иммануил Кант в эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» дал определение эпохи следующей фразой: «Дерзайте знать! Имейте мужество использовать свой собственный разум!».
Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путём накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории сформировали мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.
И всё же всеохватывающего, единого Просвещения в 18-м столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер — от Руссо, Фридрих Великий — от Томаса Джефферсона. Однако их прения и разногласия касались общих тем — рационального осмысления и веры в исторический прогресс.
Новые философские идеалистические школы Просвещения
Нарастание материалистически настроенных просветительских новаторских направлений XVIII века, вступивших в открытую борьбу с традиционными религиозными данностями, породило появление новых противоборствующих церковно-идеалистических школ.
К таким относится английский «субъективный идеализм». Представитель новой школы Беркли опровергает доводы оппонентов о материализации мироздания, повествуя об отсутствии материи, предписывая все реальные сущности способности человека к мироощущению. Нестандартная философия Беркли не получила широкого распространения из-за своей необычности, но благодаря ей оказалась узнаваемой для мировых мыслителей.
Следующей антиматериалистической философской школой выступает шотландская «философия здравого смысла», основанная Ридом. Главную идею автор сводил к объективному восприятию морали, науки, религии, которое осуществляется с помощью очевидности, здравого рассудка. Рид противоречил «теории ощущений» Беркли, но еще увереннее спорил с материалистами. Философ считал, что любое слепое отрицание противоречит здравому смыслу, так как, не имея достоверной информативности о чем-либо, невозможно утверждать, доказывать обратное.
Философствование новых идеалистических течений, противопоставляемых материалистическим школам, способствовало поиску истины, от которой зависело дальнейшее развитие процесса Просвещения.
Историческое значение эпохи Просвещения
Общеевропейское значение в 18-ом столетии получается французская просветительная литература в лице таких выдающихся авторов, как:
- Вольтер.
- Руссо.
- Дидро.
- Монтескье.
Общая черта вышеперечисленных деятелей заключена в господстве рационализма, критике социальных, политических, этических проблем общества
А вот немецкие деятели сосредоточили своё внимание на решении религиозных и нравственных вопросов
Идеи эпохи оказали огромное влияние на реформы, которые должны были радикально перестроить все стороны социума. Исследователи отмечают, что самым главным достижением идей Просвещения стали Великая французская революция и Американская революция.
Теория общественного договора
Теория общественного договора развивает идеи Т. Гоббса, а также Дж. Локка, где государство является результатом добровольных соглашений между людьми, который заключён для защиты их естественных, данных от рождения прав. В свою очередь французское Просвещение рассматривает договор уже не как единовременный акт образования государства, а как принципы функционирования общества в целом, в основе которого могут выступать договорное соотношение индивидов, где всё заключается благодаря закону и праву. По мнению Ж. Ж. Руссо, в суверенной законодательной власти должен выступать весь народ, общие волеизъявления которого должны быть в политике государства.
Что такое эпоха Просвещения?
Определение 1
Эпоха Просвещения – поворотный момент в истории европейской цивилизации. Характеризуется бурным ростом научного и философского знания, изменениями во всех сферах общественной жизни. Движущим механизмом этого культурного периода были опора на разум, другими словами рационализм и свободомыслие.
Истоки этого духовного и интеллектуального переворота историки видят в научной революции 17-го столетия, начавшегося в Англии. В дальнейшем это движение распространяется на Германию, Францию, Россию, и другие европейские регионы. Большую роль играли французские просветители, впоследствии названные «властители дум». Интересно отметить, что ценностные установки и социальные постулаты эпохи просвещения стали фундаментов для американской Декларации независимости, а также французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальная мысль этого периода оказала огромное воздействие на дальнейшие изменения в культурной и общественной жизни западных стран. Идеи эпохи также внесли свою лепту в борьбу за национальную независимость американских колоний западных государств, отмену рабства, формулирование прав человека. Деятели просвещения заметно расшатали авторитет аристократического сословия и касты священнослужителей.
Само понятие Просвещение пришло в русский и другие языки из французского (siècle des lumières). Термин преимущественно означает интеллектуальную традицию 18-го столетия. Также он означает определённую философскую школу, потому что воззрения мыслителей эпохи Просвещения серьёзно различались и нередко противопоставлялись. Основу мировоззрения данного периода составляла критика традиционных установок морали.
Замечание 1
Что касается хронологии данной культурной стадии среди историков нет единого мнения. Одни исследователи считают её началом 17-ое столетие, другие полагают, что её становление нужно отнести к середине 18-го века.
«Философия истории» просветительских деятелей XVIII века
Вместе с индустриальным прорывом эпоха Просвещения превозносит социально-политические преобразования общества, от которых зависит правовой статус будущего человека. Речь заходит о полном отказе от феодализма, угнетения, применении таких радикальных мер наказания, как лишение имущества, жизни. «Естественные правовые законы» Локка продолжает Вольтер, обозначая необходимую защиту юридических прав частной собственности, интересов человека.
«Философия истории» в лице Гердера, Кондорсе, определила судьбу просветительства. Кондорсе утверждал, что просвещение необходимо для просветления разума, которое, чаще всего расставит правильные жизненные приоритеты, добродетели. С этой целью философ предлагал увеличить книгопечатание.
Гердер общественную историю видел развитием истории природы, наивысшей целью которой являлась гуманность и сострадание. Такие добродетели способны реализоваться, как считал мыслитель, посредством научного прогресса. Просветительская мысль Гердера заключалась в обожествлении изобретателей, ученых и выявлении опасности деспотизма, вызывающего застой общества. Но особенную роль в понимании философа играла преемственность, как гарант достижения просветительством наивысшей гуманности. Идеальным образцом гуманности выступал добрый, трудолюбивый, бескорыстный, образованный, уважительный человек.
Философские сомнения в неисчерпаемых возможностях науки
Восторженные верования философов-просветителей в мощную силу разума, науки, технического прогресса не для всех были очевидными. Эпоха XVII-XVIII веков наряду с активистами научного движения породила также сомневающихся мыслителей. Философы опасались беспрекословного упования на индустриальное преобразование общества. Если говорить кратко, научные умы боялись масштабности надвигающегося социального переворота, который мог повлечь за собой не только благие последствия, но и негативные.
Юм был приверженцем теории сомнений. Опираясь на беспрерывные дискуссии просвещенных ученых о существовании материи, мыслитель пришел к единственному выводу – решение данного вопроса невозможно только с научной точки зрения.
Будучи сторонником материализма, Юм принимал существование не только научного знания, но и житейской мудрости. Невозможность теоретической доказуемости материализма, как излагал в своих трудах философ, свидетельствует о беспочвенности научных открытий. Юм полагал, что ощущения более очевидны, насущны, нежели материя, поэтому теория Беркли ближе к реальности, чем материализм. Но все же мыслитель просвещает читателя и в области мира ощущений: иллюзорность причинно-следственных явлений не позволяет составить представление об истинности их происхождения. Ученый углубился еще сильнее в религиозную тематику: нельзя судить о научных вопросах, уповая на божественное участие, поскольку религия дурно влияет на социальную жизнь.
Юм был ярким представителем агностицизма, направления, основывающегося на непознаваемости мира. Так же, как и Кант, философ полагал – познание реальности путем личного опыта невозможно, так как принципиально невозможно доскональное опровержение либо доказательство любых субъективных утверждений. Человек неспособен на основании только имеющегося опыта, постичь загадки мироздания, но это не говорит о том, что познание полностью бесполезно.
Кант углубился в теорию Юма. Немецкий мыслитель пришел к выводу, что человек с помощью научной деятельности способен познать не столько природу, сколько некоторые действительные природные процессы. Доюмовский познавательный оптимизм Канта сменился умеренным естественным реализмом.
Философские сомнения помогли развеять некоторые беспочвенные научные и религиозные мифы.
Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”
Философская категория |
Теория |
Суть |
Представители |
Отношение к природе |
Примитивный материализм |
В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы. |
Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри |
Эволюционные представления |
В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм. |
Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк |
|
Целостная механико-материалистическая концепция природы |
Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы. |
П. Гольбах |
|
Соотношение случайности и необходимости |
Механистический детерминизм |
Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами. |
Д. Гартли, Ж. Ламетри |
Сущность человека |
“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри) |
Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм. |
Ж. Ламетри |
Сенсуализм в теории познания |
Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания. |
Ж. Локк, Э. Кондильяк |
|
Гедонизм в этике |
Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения. |
И. Бентам, |
|
Общество и история |
Естественные права человека |
Право на жизнь, свободу и собственность. |
Д. Локк |
Теория общественного договора |
Добровольное подчинение людей политической власти. |
Д. Локк, Ж. Ж. Руссо |
|
Теория разумного эгоизма |
Сознательное ограничение своих естественных желаний. |
Т. Гоббс |
Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.
Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.
Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:
- гражданские права человека;
- общественный договор;
- разделение властей;
- разумный эгоизм;
- естественное развитие истории и общества.
Рис. 3. Памятник Вольтеру в Фернее. 1890.
Что мы узнали?
Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Общие задачи просветителей
Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.
Борьба с феодализмом
Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.
Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.
Борьба против церкви
С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.
«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.
К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.
Идеальная модель общества
Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:
- равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
- гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
- отказ от любых форм принуждения;
- свобода вероисповедания;
- единство морального закона для всех;
- отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
- осмысление средних веков в резко негативном ключе;
- подражание идеалам античности.
Просвещение
Философия Просвещения является идейным фундаментом новейшей культурной ситуации Европы и Америки $XVIII$ века, которая характеризуется преодолением феодального сословного отношения и утверждением ценности демократии и либерализма. Духовная жизнь и культура эпохи представляет собой антиклерикализм. Антиклерикализм – это то направление и течение, которое стоит за борьбу с Церковью и религиозно-духовными предрассудками, где разум и свободомыслие берёт над всем верх. Различают английское Просвещение, представителями которого являются Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит, французское Просвещение, деятели данной эпохи Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и другие. Также нужно упомянуть представителей немецкого Просвещения: И. Г. Гердер, И. В. Гете, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт, также американские просветители — Т. Пейн, Т. Джефферсон и русское Просвещение: А. Н. Радищев, П..С. Новиков, Я. П. Козельский и т. д.
Основа эпохи
Развитие Просвещения охватило территории Западной Европы, начало революционного процесса произошло в Англии. Одним из сподвижников стал Локк, во Франции философия этого периода находилась на пике популярности благодаря деятельности Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтера.
В Германии также произошел всплеск активной просветительной деятельности и прогрессивных открытий. Что касается России и Северной Америки, то здесь Просвещение не успело проникнуть во все сферы общества, но благодаря деятельности учёных были сделаны шаги к будущему прогрессу.
Сам термин «просвещение» появился благодаря Вольтеру, а уже Кант дал полное трактование. Мыслитель эпохи Просвещения считал период нормальным процессом развития человеческой расы с максимальным использованием умственного потенциала. Хотя в разных странах этот период проходил по-своему, все же идеи были похожи. К ним относились:
- Демократизм. Каждый человек мог выражать своё мнение или предлагать идеи для развития общества. Это была не просто возможность «пофилософствовать», но и шанс для научного реформизма.
- Рационализм. Разум был основой всех открытий, именно в силу человеческого познания верили просветители.
- Прогрессизм.
- Антиклерикализм. Религиозные догматы не давали науке возможностей для развития, поэтому в период Просвещения идеология церкви была отвергнута.
Начало науки
В Великобритании движение просветителей было активным, что дало свои результаты, ведь здесь естественные науки не только подарили миру новые открытия, но и произошло развенчание религиозных мифов. Представители течения называли себя деистами — людьми, что не опровергают создания мира Богом, но дальнейшее развитие человечества не связывают религией
Английский деизм проповедовали только элитные представители общества, что добавляло течению важности
Благодаря принципам, которые раскрывали представители эпохи просвещения, произошло становление промышленного производства, активное развитие инженерной отрасли.
Философский аспект течения заключается в том, что все люди обладают силой, способной изменить окружающий мир. Двигателем физических качеств является разум, именно он создаёт мир руками людей. Благодаря умению думать и анализировать человек стал «властелином природы».
Просвещенский материализм Франции
Если в Англии популярным было направление деизма, то во Франции акцентировали внимание на материализме. В основе всего физическая материя, которая определяет сущность всего живого, понятие божественного начала мира аннулируется, как и восприятие бога
Согласно учениям материалистов мир является бесконечным, неограниченным и вечным, пространство и время не имеют на него влияния.
Поскольку материя не держится на месте, а постоянно двигается, то и развитие человечества, как части материи, постоянно пребывает в динамике. Вскоре это привело к некому фатализму, ведь все предречено судьбой и освободиться от фатума нереально. Французский философ Дени Дидро отказался от этой догмы и проповедовал взаимосвязь между разными биологическими видами и возможными вариантами развития материи. Важными элементами прогресса материалисты считали:
- Силу воли.
- Сознание просвещения.
- Разум.
В России императрица Катерина II была ярким примером новаторства и цивилизованности в плане просвещения масс
Благодаря ей в то время акцентировалось внимание на образовании и изучении разных наук. Вольтер же отбрасывал наличие души в человеческом теле и считал его настоящим механизмом, которым управляют чувства и желания на уровне инстинктов
Благодаря постоянной борьбе религии и «механистического» материализма появились целые направления и школы, проповедующие новую философию. В Англии популярным было учение Беркли, который утверждал, что нет никакой материи, только человек и окружающее пространство. Людям под силу понять мироздание и даже управлять им, ведь они являются вершиной прогресса. Основные аспекты учения философа были популярны только в Англии.
Особенности просвещенского материализма Франции XVIII века
Английский деизм нашел продолжение во французском материализме XVIII века. Целостная последовательность французского направления выводит просвещение из стесненных рамок английского пострелигиозного деизма, направляется к физическим особенностям материального мира. Философы Франции поворачивают неминуемое развитие общества к широким народным массам. Полностью исключают божественное присутствие, опираются на материю, которая, как считали мылслители является сущностью самого существования. Мыслители представляли субстанцию не только собирательным образным понятием, но и мельчайшими частицами, из которых состоят все тела.
Французские просветители представляли наш мир бесконечным, вечным независимо от пространства и времени.
Материя для них представлялась двигающейся субстанцией, что отображало ее исключительную индивидуальность. Именно движение служило основой развития материального существования.
Философ Дидро определил взаимосвязь эволюционного прогресса с многообразием биологических видов, одним из которых является человек. Природу человеческого мышления мыслитель отводил высокоорганизованному, усовершенствованному свойству материи. Исследовательские открытия мыслитель пытался донести до городских народных масс, ради чего «загорелся» идеей энциклопедизма (создания толкового словаря), который бы доходчиво ознакомил людей с закономерностями природных явлений.
Французские материалисты доказывали действенность природных законов, исключали эволюционную случайность. Подобный механистический детерминизм привел ученых к необъективному фатализму, где все неизбежно, заранее предопределено судьбой и попытки человека исправить данность безнадежны (Дидро не соглашался с такой концепцией). Позже потомки отметили идеалистически-однобокий недостаток направления, который являлся пережитком того времени.
Важную роль успешности философы отводили силе воли, сознания просвещенной личности. Примером для многих выступала императрица Екатерина II, которая своим новаторским, цивилизованным подходом внесла просвещение в массы, доказала значимость образования, сочетаемое с психологическим складом ума.
Вольтер, основываясь на абсолютном научном познании, считал человека «разумным механизмом», который не имеет души, но обладает интеллектом и инстинктивным чувством.
Французский материализм отличался механистическим характером. Можно было говорить только о механике развития, а не о самой основательной индустриальной эволюции, как таковой. Но именно философское просветительское направление Франции к ней привело.
Задачи философии Просвещения
Основной задачей просветители считали то, что должно быть соединение социального и научного прогресса, также создание рациональных программ преобразования общественных норм и общества в целом, что затрагивает все сферы человеческой жизни. Идейный центр Просвещения считается изданная Д’Аламбером и Дидро $17$-томная книга «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» ($1751-1780$). Статус данной энциклопедии определяется тем, что трансформации обстоятельств должны происходить через призму их досконального знания, а совершенствование и самосовершенствование человека возможно только через его просвещение и воспитание.
Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения
Впитавшее в себя идеи и воззрения французских мыслителей, в частности, Вольтера, Руссо, Монтескьё, Бюффона, Дени Дидро, Высокое Просвещение получило характеристику, которая была дана знаковому произведению эпохи — «Философскому словарю» Вольтера, — хаос ясных идей. Труд просветителя, в массе статей критикующий религию и церковь, подвергся осуждению со стороны теологов и властей. «»Философский словарь» — это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом безбожия», — писал о произведении аббат Шодон. Словарь включили в «Индекс запрещённых книг» и приговорили к сожжению. Однако это только укрепило его популярность. Сочинение стало широко распространяться не только во Франции, но и за её пределами.
Ещё одним знаковым изданием этого периода стала «Энциклопедия» Дени Дидро, в которой ведущие фигуры эпохи объединили свои усилия с целью создания крупнейшего сборника человеческих знаний, проводника новых идей.
18-е столетие стало периодом просвещённых монархов, таких как Фридрих Великий. Он, согласно его высказыванию, позволял подданным «рассуждать сколько угодно и о чём угодно, только повиноваться». Было это и временем просвещённых революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон. Последний в своей Декларации независимости отразил философско-правовые воззрения Джона Локка.
Это был век упадка веры и заката влияния церкви как института. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения церкви от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без чьего-либо вмешательства, определяет свой курс.
Эпоха Просвещения стала временем расцвета тайных обществ. Франкмасоны, розенкрейцеры, иллюминаты, стремясь «перевернуть мировую духовную систему», предлагали своим членам новую систему морали, общение в братской среде, эзотерические обряды и церемонии. Для распространения просветительских идей были созданы новые интеллектуальные площадки — городские кофейни, аристократические салоны, литературные гостиные.
Французская революция — вершина Позднего Просвещения
Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка, но и к массовому террору, который показал несовершенство идей Просвещения. И всё же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.
18-й век уступил место веку 19-му. Просвещённый рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.
Основные характеристики эпохи Просвещения
В это прогрессивное для всей европейской цивилизации время люди начали скептически относиться к догматам Церкви. Как известно, Церковь в Средние Века контролировала все стороны жизни общества и человека, в том числе частную жизнь людей. Индивидуум находился под неусыпным контролем священнослужителей, не мог и шагу сделать без духовенства. В эпоху Просвещения медленно, но верно социум и личность освобождаются от гнёта ортодоксальных постулатов, постепенно люди обращаются к разуму, как единственному верному критерию познания внешнего мира. Впервые за человеческую историю выдвигается вопрос о применении научных достижений на пользу общества.
Мыслители и учёные с прогрессивными и смелыми идеями поставили своей целью распространять знание, популяризовать его. Они считали, что результаты науки больше не должны принадлежать только узкой группе посвящённых. Интеллектуальные достижения отныне были провозглашены достоянием большинства, и были поставлены на службу социуму и индивиду. Знание теперь играет значимую роль в общественной коммуникации, в дискуссиях. Принимать участие в спорах и полемиках отныне могут даже те, кто во все времена был отстранён от учёбы – женщины. Выходят специализированные публикации, предназначенные именно для слабого пола. К примеру, в 1737 году выходит работа «Ньютонианизм для дам», автора Франческо Альгаротти.
Апогеем популяризации научных достижений среди широких масс стало издание «Энциклопедии» в 35 томах. Историки считают, что это был самый успешный и значимый «проект» века. Этот труд собрал воедино всё накопленное к этому времени знание. В нём понятно и доступно объяснялись различные стороны жизни человека, были описаны все известные на тот момент ремёсла, достижения техники, и т.д. Этой энциклопедии предшествовали и другие, однако только французской суждено было стать популярной. К примеру, в 1728 году, а Англии, Ефраим Чемберс издаёт «Циклопедию» в двух томах. На немецкой земле, в 1731-1754 гг. Йохан Цедлер выпускает «Большой универсальный лексикон», эта работа пометилась в 68 томах, и по праву стала самым большим энциклопедическим сборником 18-го столетия. В ней содержалось около 284 000 ключевых слов. К примеру, во французской энциклопедии, таких слов было всего около 70 000. Но французский сборник стал невероятно знаменитым уже среди современников, потому что его писали известные и выдающиеся люди эпохи, тогда как над немецким лексиконом работало множество авторов, мало кому известных. Кроме того, в ней были статьи более спорные, провоцирующие научную полемику, от её страниц веяло переменами. И наконец, в этот период международным научным языком был не немецкий, а французский.
Одновременно с общими энциклопедическими сборниками выходит немало специальных работ, посвящённых конкретным отраслям знания, частным наукам.
Латинский язык перестаёт быть общепринятым языком науки, её место занимает французский. Но обычная литература писалась на национальных языках. В это время среди представителей Просвещения разгорается спор: могут ли современные языки вытеснить латынь.
Главным устремлением этого периода было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни:
- естественная религия.
- естественный порядок экономической жизни.
- естественное право.
Сомнения в образовании
Не все самоотверженно шли за просветителями-философами, верующими в научно-технический прогресс. Хотя сила разума и науки были достойными поводырями в мире, выжившем после Инквизиции, этого было недостаточно для полного погружения человечества в эру Просвещения
Кроме исследователей, появились и сомневающиеся мыслители, для которых научная точка зрения была недостаточным аргументом для принятия важности материи
Это имело и политический подтекст, ведь в неспокойное время близился социальный переворот. Одним из главных мыслителей, опровергающих материю, был Юм. Он считал, что чувства и эмоции намного ближе материи, поэтому человеческую жизнь и существование мира в целом можно объяснить только через внутренние переживания и ощущения. Поэтому теория Беркли была ему намного ближе, нежели доводы материалистов.
Поиски ответов на вопросы привели Юма к религиозной тематике, куда философ погрузился практически на большую часть своей жизни. Учёный считал, что объяснить мир через материю нереально и был приверженцем божественного начала. Также личный опыт не поможет в познании мира, ведь это субъективный взгляд. Позже Кант углубился в исследования таблицы Юма и пришёл к выводу о частичном познании природных процессов. Благодаря философским размышлениям развеялось множество мифов в науке и религии.