Характеристика цивилизационного подхода
Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что характеризуя процесс развития конкретных стран и народов, учитываются как развитие процессов производства, так и духовно-культурные факторы. К данным факторам относятся имеющиеся особенности духовной жизни человека в обществе, формы сознания, мировоззрения, исторического развития, особенности территориальной расположенности общественной формации, уникальность обычаев и традиций.
Все эти факторы образуют совокупное понятие культуры, служащее особым способом бытия народа. Все имеющиеся родственные культуры и образуют цивилизацию.
Из этого следует, что все экономические процессы и социальные факторы существующей цивилизации находятся в тесном взаимодействии и стимулируют развитие каждого из них, являясь катализатором протекающих внутри процессов формирования и развития.
Цивилизационный подход по отношению к изучению общества и специфики его существования и развития позволяет объяснить многовариантность исторического развития. Благодаря данному подходу появляется возможность ответить на вопрос почему все общества и государства развиваются по различным сценариям и выбирают разные пути движения на пути к прогрессу.
В социологической науке как таковая типология государств по цивилизационному критерию отсутствует. В основном выделяются этапы развития цивилизаций:
- локальные цивилизации, которые существуют в отдельно взятых регионах или у отдельных народов;
- особенные цивилизации, имеющие свои неповторимые национальные особенности, выражающиеся в традициях, культуре, религии;
- всемирная цивилизация, которая охватывает все человечество в целом. Ее формирование продолжается и по сей день, и основано на принципе глобального, всемирного гуманизма, который включает в себя все достижения человеческой духовности, созданные им на протяжении существования всей истории мировой цивилизации.
Замечание 2
В социологической науке также выделяются первичные и вторичные цивилизации. Роль государства в этих цивилизациях отличается по их значению и месту в обществе, их социальной природе и выполняемой роли в жизнедеятельности общества.
Цивилизационный подход
Автором цивилизационного подхода считается английский историк А. Тойнби.
Цивилизационный подход предполагает изучение истории с точки зрения уникальности и неповторимости каждой эпохи. Важная роль в этой концепции отводится «человеческому измерению» истории.
Цивилизация включает в себя два элемента – формацию и человеческий фактор.
В рамках цивилизационного похода история рассматривается как динамический процесс, в котором взаимосвязаны объективный и субъективный факторы. В понятии «цивилизации» идея всемирной и национальной истории представляют собой единое целое.
Базовое понятие цивилизационного подхода – цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный).
Термин «цивилизация» имеет несколько значений:
- синоним понятия «культура»,
- уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, древнеегипетская цивилизация),
- следующая за варварством ступень общественного развития.
В отличие от формационного, данный подход не представляет собой единой концепции. В обобщенном виде этот цивилизационный подход можно определить как концепцию, интегрирующую в понятии «цивилизации» все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса.
Цивилизационный подход предполагает изучение истории с учетом специфики отдельных стран и регионов. Ученые выделяют несколько десятков локальных цивилизаций. Важную роль в процессе формирования цивилизаций сыграли мировые религии (христианство, ислам и др.).
В данном случае акцент делается на изучение особенностей локальных цивилизаций, подчеркивая всю вариативность форм исторического процесса.
Минусами цивилизационного подхода является отсутствие единого критерия выделения цивилизаций, а также то, что история не рассматривается как единый закономерный процесс
Внимание в основном уделяется вопросам культурного и духовного развития, а вопросы социально-экономического развития подробно не рассматриваются
Формационный и цивилизационный подход дополняют друг друга. Но в рамках какого бы подхода не изучалась история, нужно понимать, что его главная цель заключается в познании истины в развитии общества, быть объективным вне зависимости от точки зрения ученого.
В современной науке цивилизационный подход заключается, во-первых, в определении социокультурного основания цивилизации, а во-вторых, в изучении этого основания, так как именно благодаря ему развивается цивилизация.
В современной науке в основном говорят о сочетании формационного и цивилизационного подходов.
Характеристика формационного подхода
Замечание 1
Для классификации типологий государств применяются различные подходы, в том числе, формационный и цивилизационный подходы.
Формационный подход основывается на идеях объединения государств в рамках определенной общественно-экономической формации. Главным критерием для классификации служит способ производства, определяемый господствующей формой собственности на имеющиеся средства производства.
Формационный подход наиболее характерен для марксистского учения о государстве. В данном учении были выделены пять основных формаций:
- первобытно-общинная формация;
- рабовладельческая формация;
- феодальная формация;
- капиталистическая формация;
- социалистическая формация.
Каждая из перечисленных формаций существует в рамках определенного типа государства, основными функциями которого являются охрана и защита существующего экономического строя общества, и выражение интересов экономически господствующего класса.
В рамках марксистской теории выделяется четыре типа государства:
- рабовладельческий,
- феодальный,
- буржуазный
- социалистическое государство.
Процесс перехода от одного типа государства к другому происходит в ходе социальной революции, которая имеет в своей основе конфликт между производственными отношениями и уровнем развития производственных сил.
Сравнение подходов
Формационный подход и цивилизационный подход к типологии государств и обществ имеют схожие черты и различия. Кратко познакомимся с ними.
Сходство подходов
Особенностью формационного подхода и цивилизационного подхода является выделение значительных этапов, через которые проходят разные страны и народы в своём развитии. Исследователи считают, что переход от одного этапа к другому чаще всего происходит посредством революционных изменений, то есть преобразований, затрагивающих основы общества и влияющих на все его сферы.
Рис. 3. Революция.
В основе обоих подходов лежит признание в качестве источника преобразований тех процессов, которые ведут к изменениям в области материального производства. Вслед за ними меняется и социальная структура, и политический курс.
Различие подходов
Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет выявить существенные различия, лежащие в основе обеих классификаций.
- В учении Маркса выявляются типичные для всех обществ законы развития, в то время как цивилизационный подход рассматривает путь каждого отдельного государства как уникальный процесс.
- В формационном подходе решающим является экономический фактор, в цивилизационном главная роль отводится духовным ценностям.
- Сравнительная характеристика двух классификаций позволяет выявить разные критерии прогресса: в учении Маркса это уровень развития производительных сил, а в цивилизационном подходе — степень свободы отдельной личности.
- Цивилизационный подход провозглашает деятельность человека как движущую силу эволюции.
Главным недостатком цивилизационного подхода является невозможность представить историю государств мира как единый процесс. Они существуют изолированно друг от друга.
Что мы узнали?
Существует два подхода к типологии обществ. Формационный подход предполагает историю государств как смену формаций. В основе классификации лежит уровень развития производительных сил. Цивилизационный подход рассматривает прогресс как цепочку цивилизаций, замещающих друг друга. Обе позиции имеют достоинства и недостатки.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Формационный подход
Согласно данному подходу, в развитии человечества выделяются последовательные этапы – формации. По сути, это линейное развитие истории человечества, когда один этап сменяется другим.
Смену формаций определяет смена социально-экономических отношений, которые зависят от того или иного способа производства.
Выделяют следующие формации:
- Первобытнообщинная.
- Рабовладельческая.
- Феодальная.
- Капиталистическая.
Основой данного подхода является марксистская концепция «материалистического понимания истории». Согласно теории К. Маркса, социально-экономическая формация – это определенный тип организации социально-экономической сферы общества на основе главенствующего способа производства. Общественно — экономическая формация – ступень в историческом развитии общества.
Общество – иерархическая система. Социальные, духовные и политические процессы обусловлены способом производства. Общественное бытие определят сознание людей. Главная роль в общественном производстве принадлежит производственным силам. Ведущую роль в общественном производстве играет техника.
Производственные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе производства между людьми. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют экономическую основу общества, базис. На базисе выстраивается надстройка – юридические и политические отношения в обществе.
Минусом формационного подхода является то, что многие процессы культурной и духовной жизни рассматриваются в нем упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных народов, также не придается значения роли личности в истории.
К плюсам этого подхода относятся: эффективное разделение на основе отношения к экономическим факторам, стадийность исторического развития, а также очевидность прогрессивного становления современного общества.
↑ Цивилизационный подход
Существует также цивилизационный подход к систематизации исторического процесса, который заключается в сравнении народов по уровню развития.
Цивилизация — это определенный уровень человеческого развития.
В философии имеют место несколько теорий цивилизации.
Согласно данному подходу развитие цивилизаций можно представить следующим циклом: рождение, рост, расцвет, надлом и упадок — такой путь прошли все великие цивилизации. Самобытность и уникальность каждой из них проявляется в культуре проживающего там народа.
В соответствии с одной из теорий: цивилизация — это группа стран и народов, имеющих общую историю и культуру. Данная точка зрения принадлежала Арнольду Тойнби.
Английский историк А. Тойнби (1899—1975) избирает объектом исторического исследования цивилизацию, под которой подразумевает «виды общества». Он насчитывает таких цивилизаций 21, позднее — 26, связанных и несвязанных друг с другом: Западную, две православно-христианские (в России и на Ближнем Востоке (Византия)), иранскую, арабскую, индуистскую, две дальневосточные, эллинскую (то есть греко-римскую), сирийскую (то есть цивилизацию семитских народов древнего Ближнего Востока), индийскую (древнейшую цивилизацию долины Инда), синическую (древнейшую китайскую), минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя (последние четыре в доколумбовой Америке), египетскую. Кроме того, Тойнби называет пять застывших цивилизаций — полинезийскую, эскимосскую, кочевую, оттоманскую и спартанскую.Четыре цивилизации: дальнезападная христианская (ирландская), дальневосточная христианская (несторианская в Средней Азии), скандинавская и сирийская развивались ненормально и родились мертвыми.Гуревич П. С. Философия культуры