Уровни общественного сознания
Общественное сознание является достаточно сложной и многоаспектной структурой. Его можно классифицировать по различным основаниям. Так рассматривая специфику содержания принято выделять такие виды общественного сознания как:
- научное,
- религиозное,
- философское,
- политическое,
- правовое,
- духовное и т.д.
Замечание 1
В качестве уровней можно выделить обыденное, гражданское и идеологическое сознание.
Обыденный уровень предполагает функционирование общественного сознания в первую очередь на событийно-эмоциональной основе – общество как единый феномен реагирует на значимые, резонансные события (войны, катастрофы, преступления, спортивные события, свершения и т.д.) формируя общественное мнение и отношение отталкиваясь от обыденных представлений людей, имеющих яркий аффективный характер (война – плохо, победа н олимпиаде — хорошо).
Гражданский уровень общественного сознания, предполагает подключение более сложных интеллектуальных процессов осмысления и анализа событий. Возникает общественная дискуссия, в которой представлены различные мнения, опирающиеся не на аффективные переживания, но на логически-обоснованную аргументацию, предполагающую поиск причин, следствий, источников того или иного события (Великая Отечественная война – это великая трагедия, однако она не должна мешать нам выстраивать дружественные отношения с Германией, Италией и другими странами-противниками в настоящем).
Идеологический уровень предполагает формирование общественного мнения с помощью инструментов государственного воздействия в интересах политической власти, с помощью СМИ, общественной деятельности, патриотических движений, системы образования и воспитания и т.д.
Понятие общественного сознания, его соотношение с общественным бытием
Общество представляет собой специфический продукт исторического развития человечества, одним из признаков которого выступает его цельность, единство. Если собрать в одном месте множество незнакомых между собой людей – толпу, массу, она не будет представлять из себя общество, лишь агрегатное объединение индивидуальностей. Однако даже у этой массы возникнет эффект единения, известный как массовое сознание, если через нее пройдет эмоционально-заражающая информация, которая позволит сформировать некую цель. Однако в массе, толпе данные процессы носят бессознательный, примитивный характер и не могут существовать длительное время.
Общественное сознание представляет собой высокоорганизованный продукт культурно-психической деятельности людей, составляющих общество. Благодаря общественному сознанию и культуре возникает связь времен, предполагающая сосуществование представлений, чувств, идей далеких предков и современных людей в едином культурно-информационном пространстве.
Одним из философских вопросов, непосредственно связанных с определением сущности общественного сознания, является проблема его соотношения с общественным бытием. Под общественным бытием понимается совокупность всех тех реальных, практических процессов – экономических, политических, производственных, социальных отношений, которые реализуются в обществе. Можно выделить три основных точки зрения на данную проблему:
- идеалистическую,
- материалистическую,
- диалектическую.
Идеалистическая позиция предполагает первичность общественного сознания по отношению к бытию. Как правило общественное сознание рассматривается как часть идеальной реальности более высокого уровня – как мира идей у Платона, Абсолюта у неоплатоников, Мирового Духа у Гегеля или бога у различных религиозных конфессий. Общественное бытие рассматривается как продукт, способ реализации идей общественного сознания, который никогда не сможет соответствовать своему идеалу.
Материалистическая позиция претендует на первичность общественного бытия. В ходе практической деятельности люди накапливали определенный опыт социального взаимодействия, формировали ритуалы, обряды, традиции, которые при достижении материального производства определенного уровня смогли сформироваться в общественное сознание. В марксистской теории взаимоотношение общественного бытия и сознания показаны на примере связей базиса и надстройки. Базис, как производственные силы задает окружающую реальность, его постепенное развитие, есть детерминанта изменения условий реальности, в то время надстройка – как совокупность политических, правовых, духовных компонентов общества, лишь закрепляет текущий уровень производственных отношений.
Диалектическая позиция рассматривает общественное сознание и бытие в отношениях противоречивого единства. Общественное сознание и бытие в историческом аспекте возникают одновременно и не могут существовать одно без другого. Материальное производство может существовать вне общества, однако в таком случае оно не будет частью общественного бытия, а индивидуальным процессом. Развитие общественного бытия и сознания взаимосвязано и детерминировано. С одной стороны, общественное бытие, представляющее собой определенный уровень реализации общественного сознания, само по себе задает содержание сознания новых поколений общества через процесс социализации. С другой стороны, общественное сознание всегда стремится выйти за рамки существующего бытия, оно направлено в область будущего, предвосхищения жизни общества, отталкиваясь в своих размышлениях от бытия наличного. Изменения одного, влекут за собой изменения другого.
Соотношение общественного и индивидуального сознания
Взаимоотношение общественного и индивидуального сознания также является одним из проблемных вопросов. Ряд исследователей полагают, что общественное сознание – это иллюзорный феномен, который не выходит за рамки индивидуального сознания, не имеет собственного специфического бытия, ограничиваясь представительством общественных представлений в психике конкретного индивида.
Существует и обратный подход, предполагающий, что индивидуальное сознание – это отражение общественного и вне общественного сознания, индивидуального не существует. Его сторонники приводят в качестве аргумента сам процесс развития психики человека. Возникновение самосознание, формирование ВПФ действительно невозможно без интериоризации культурно-общественного опыта, человек оторванный от общества, от людей не сможет выйти за рамки натуральных психических функций и не будет качественно отличаться от животных.