Признаки зафиксированных источников права
Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:
-
нормативность — предполагает систему эталонных, общих правил поведения;
-
общеобязательность — означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;
-
определенность — нормы должны быть ясными, четкими и понятными;
-
формальность — нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;
-
системность — предполагает наличие определенной иерархии норм;
-
властный характер — нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.
Понятие и виды источников права
Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.
В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы — англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права.
Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской — нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.
Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Нормативный правовой акт
Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры.
НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления.
Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее голосование, где и была решена его судьба.
Нормативный договор
Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный.
Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.
Судебный прецедент
Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств.
Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.
Правовой обычай
Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений.
В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.
Религиозные тексты
В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике.
Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.
Правовые доктрины
Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента.
Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.
Общие принципы права
Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему.
Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.
Основные виды источников права
Право зародилось давно, и за свою долгую историю постоянно менялось, приобретая новые черты и оформляясь в виде традиций и правовых актов. Рассмотрим виды источников права, которые существуют в настоящее время.
правовой обычай;
Данный источник права считается самым первым видом, зародившимся еще в период древней истории.
Суть правового обычая состоит в официальном закреплении, государственном признании нормы, действующей в обществе и признанной большинством ее членов. Государство в письменной форме узаконивает обычай, которая становится отныне обязательной для всех граждан.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
судебный прецедент;
Этот источник представляет собой решение суда по конкретному делу, которое, в силу его новизны, отсутствия соответствующей нормы в законодательстве, соответствия международным нормам, принципам гуманизма признается как правильное, подходящее и к иным подобным случаям и закрепляется в качестве закона.
Судебный прецедент широко распространен в англоязычных странах – США, Великобритании, Канаде, Австралии. В российской правовой системе он до последнего времени не использовался, хотя сейчас идет процесс постепенного его признания в качестве источника права.
нормативно-правовой акт;
Данный источник является документом, составленным в письменной форме и содержащим нормы права.
Нормативно-правовые акты могут являться источниками права только в том случае, если они приняты компетентными (наделенными правом издавать официальные документы) государственными органами власти.
Нормативно-правовые акты имеют несколько разновидностей:
- законы;
- подзаконные акты.
Все они строятся в четкую иерархию, то есть одни из них имеют более большее значение, чем другие.
В России иерархия законов выглядит следующим образом:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ.
нормы естественного права;
Естественное право выделяется в отдельную группу прав. К нему относятся права человека, признанные мировым сообществом в качестве неотчуждаемых (никто не может их лишить, отнять, купить и так далее) и принадлежащих каждому человеку от рождения: право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода мысли, слова и так далее.
Что мы узнали?
Рассмотрев понятие и виды источников права, мы выяснили, что источник права – это внешняя форма закрепления права. Существует четыре основные группы источников: обычаи, судебные прецеденты, нормативно-правовые акты и нормы естественного права. В судебном процессе данные источники не используются отдельно, они призваны дополнять друг друга.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Характеристикой источников права служит:
- Обязательность только для части населения
- Официальный характер
- Принятие негосударственными организациями
- Неформальный характер
Признаки права
Право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ритуалами и т.п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе.
1. Нормативность права. Право имеет нормативную природу. Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре, о справедливости. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т.е. санкций.
2. Системность. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права (например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения — нормы гражданского права).
3. Обязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением. Государственное принуждение выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.
4. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: они закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах, решениях судов, прецедентах). Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами.
Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные нормы — в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан, организаций, так и для самого государства.
5. Неперсонофицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под соответствующую норму, тогда он становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы не прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом (чаще всего парламентом).
6. Связь права с государством. Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.
Правовой обычай
Правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовой обычай исторически сложился в определенное правило поведения и вошел в привычку в результате многократного применения, имеющего юридические последствия. Обычаи связаны с мощной этнокультурой, даже после укрепления государственности они сохранили свое значение в качестве источников (форм) права. Первоначально обычные нормы не имели документального выражения, но на определенном этапе исторического развития правовой обычай начал письменно санкционироваться, инкорпорируясь в нормативно-правовые акты («Русская Правда»). Но не каждый обычай является правовым. Для того чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, необходимо наличие следующих условий:
- признание обычая в качестве правового обществом и государством;
- наличие определенного срока действия обычая;
- непротиворечивость обычая публично-правовому порядку отношений.
Использование правовых обычаев в современных условиях сведено к минимуму. По мере совершенствования деятельности правотворческих органов пространство действия обычая сокращается. Но такое положение характерно для государств с развитыми системами права. Напротив, в странах Азии и Африки правовой обычай продолжает оставаться ведущим источником права.
Правовой обычай и в современных условиях остается значимой и весьма распространенной формой права в ряде государств современных демократий, например, в Швеции, Великобритании, Испании и др. Правые обычаи сохраняют значение источников права не только в отраслях частного, но и в отраслях публичного, особенно государственного права.
В современной России, несмотря на то, что правовой обычай не является типичным источником права для отечественной правовой системы, он сохраняет свое значение в отраслях частного права, особенно гражданского права. В соответствии с гражданским законодательством на территории России признаются в качестве формы права обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России.
Особое значение сохраняет правовой обычай в области международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между субъектами международных отношений не урегулированы международными договорами. Для этого правовой обычай должен признаваться всеми государствами, на территорию которых он будет распространяться. В ряде случаев правовой обычай является более оптимальным и гибким источником права по сравнению с международным договором, так как для возникновения последствий по международному договору требуется согласование воль многих членов международного сообщества. В ряде случаев может возникать ситуация, связанная с необходимостью в подчинении субъектов права нормам международного договора в порядке правового обычая, если договор еще не вступил в юридическую силу.
Нормативно-правовой акт
Это – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений, это – письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н.Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».
Особенности этого источника права состоят в следующем:
- это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
- это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);
- это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
- это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);
- это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
- это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).
Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативно-правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативно-правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи – неопределенный характер. Нормативно-правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.
Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правом на издание нормативно-правовых актов наделены органы, специально указанные в законе.
Понятие источника права
Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:
- Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
- Источник права, воплощающий свою юридическую основу. В данном случае источник права является результатом правотворческой деятельности.
Определение 1
Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.
Замечание 1
В современном российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.
Классификация источников права
В юридической литературе представлено много классификаций источников права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них.
Многие исследователи предлагают классифицировать источники права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе.
- Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
- Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
- Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.
Многие исследователи разделяют источники права в зависимости от территориального охвата действия на:
- Федеральные, которые действуют на всей территории страны, к ним можно отнести законы федерального значения.
- Нормативно-правовые акты регионального действия, которые применимы для территории отдельного субъекта России.
- Акты местного уровня, которые применимы для территории конкретного муниципального образования.
- Локальные нормативные акты, действующие в рамках определенного учреждения.
Также можно привести классификацию, которая делит источники права в зависимости от круга субъектов правоотношений на общие, которые применимы ко всем субъектам права, и специальные, которые применимы лишь для отдельных субъектов правоотношений.
Если рассматривать классификацию источников права в зависимости от формы, то можно представить следующее деление:
- Правовой обычай, который в историческом понимании сформировался первым. Для российской национальной системы права роль правового обычая как источника права очень мала.
- Судебный прецедент как одна из форм источников права получил признание еще в Древнем Риме. Одним из основных источников национального права в современном мире он стал в США, Англии, Австралии и Канаде. Для российской национальной системы права данная форма источника права является незначительной.
- Нормативно-правовой договор является одним из основных ситочников как международного, так и национального права.
- Нормативно-правовой акт выступает основным источником российской системы права. Так же он используется как основной источник права в большинстве стран мира.
Помимо основных источников права в юридической литературе принято выделят второстепенные, такие как:
- юридическая доктрина, которая широко применяется как источник мусульманского права;
- общие принципы права, которые имеют влияние на все континентальные национальные системы права.
Предмет и метод правового регулирования
Деление системы права по отраслям предопределено предметом и методом правового регулирования в тех или иных отношениях.
Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются упорядоченными нормами права.
Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования является одним из критериев разграничения отраслей права.
Метод правового регулирования – совокупность способов, которые право регулируют общественные отношения людей. Метод правового регулирования является основанием разграничения права на отрасли.
показать содержание
Существенные признаки права
Чтобы лучше понять, что такое право, важно знать его основные признаки:
- Общая действительность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, этических и других социальных норм тем, что они являются строго обязательными, и государство контролирует их соблюдение.
- Системность. Право — это строго регламентированная и согласованная система правовых норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в данном контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность».
- Формальная готовность. Правовые нормы устанавливаются государством и изложены в письменной форме. Следовательно, они формальные, в отличие от других типов социальных норм.
- Интеллектуальный и сильный характер. Право — это результат интеллектуальной деятельности людей. Он отражает потребности, интересы и цели не только общества, но также отдельных лиц и организаций и, таким образом, выражает их волю. Регулирующие функции права также возможны только при содействии духа и воли лиц, выполняющих эти функции.
- Государственное принуждение. Соблюдение верховенства права контролируется государством, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти правила посредством юридической ответственности.
Концепция происхождения права
Существует несколько концепций происхождения права.
Набор религиозных писаний содержит божественную волю или деяния, их толкование. Согласно этой концепции, право — естественное, изначально данное человеку Богом. Это божественное право позволяет церкви, монахам и светским властям формулировать свои собственные правила поведения, которые не должны противоречить религиозным источникам права.
Естественно-правовая концепция. В соответствии с этой концепцией право различает естественное и позитивное. Естественное право — это совокупность определенных критериев свободы человека, проистекающих из сущности, данной им природой.
Это свобода человека, естественная и неотчуждаемая. Их потеря лишает человека возможности нормальной жизни. Позитивное право признает правовое создание государства, которое должно соответствовать естественному праву общества и должно осуществлять естественные права человека.
Позитивную концепцию (Кельзена) представители называют совокупностью правовых норм, установленных государством. Этот концепт оформлен в противоположность естественному. Право может существовать только в объективно выраженной форме, в правовых актах. Право не существует вне существующей правовой системы. Эта концепция легла в основу разработки юридических технологий.
Социологическая концепция начала складываться в ХХ веке в англо-саксонской правовой семье. Представители данной концепции заключают право о своей юридической деятельности правоохранительных органов.
Психологическое понятие (Фрейд) императивная эмоция (односторонняя), императивно-атрибутивная (двусторонняя).
В соответствии с этой концепцией историческая концепция (Пухта, Германия, начало ХХ века) представлена как совокупность исторически сложившихся норм поведения общества, возрастающих культурно-экономических характеристик развития общества. Основными источниками права являются правовые обычаи и традиции.