ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права».
Источники права занимают важное место в правовой системе каждой страны и требуют более тщательного изучения содержания и выявления определенных проблем. Целью курсовой работы является определение понятия и видов источников права
Целью курсовой работы является определение понятия и видов источников права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и значение источников права;
- рассмотреть особенности видов и функции различных источников права;
- определить современное состояние и проблемы источников права в России.
Объектом исследования данной курсовой работы являются источники права.
Предметом исследования данной курсовой работы являются виды источников права.
При написании курсовой работы предполагается использовать информацию электронных ресурсов и литературу: нормативно-паровую, нормативно-справочную, учебно-методическую, информационно-справочную, а так же применять при анализе методы системного количественного и качественного анализа и другие методы исследования.
Законы.
Законы – нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.
На территории РФ действуют следующие законы:
- федеральные конституционные законы,
- федеральные законы,
- законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий основы государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на его основе строится вся система нормативных актов.
Особенности федерального конституционного закона:
- развивает и дополняет положения Конституции РФ;
- принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
- обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации;
- имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ.
Федеральный закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные общественной жизни.
Законы субъектов Федерации.
Принимаются высшими представительными органами власти субъектов РФ по вопросам, относящимся к их компетенции (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Подписываются главой субъекта.
Они не должны противоречить федеральному законодательству.
Подзаконные нормативно – правовые акты.
Подзаконные нормативно – правовые акты — это главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы.
- Президент РФ издаёт указы, распоряжения.
- Правительство РФ – издает постановление, распоряжения, инструкции, которые акты регулируют отношения в сфере управления.
- Ведомственные подзаконных нормативно – правовые акты – это приказы, инструкции, указания.
- Решения местных советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных органов принимаются в пределах их компетенции, также относятся к подзаконным нормативным актам, имеют обязательную силу на соответствующей территории.
Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране.
Нормативно-правовой договор.
Нормативный договор — это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Виды нормативных договоров:
- международный договор (это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права);
- федеративный договор (нормативный договор (один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений);
- договоры между субъектами федерации (двусторонние либо многосторонние внутригосударственные нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующие федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ;
- договоры между субъектами федерации и муниципальными образованиями;
- договоры между муниципальными образованиями;
- коллективные трудовые договоры организаций (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (по определению статьи 40 ТК РФ).).
Источники права.
План.
- Источники права. Понятие.
- Виды источников права.
- Нормативно-правовые акты. Виды.
- Конституция. Виды конституций.
- Способы принятия конституций.
- Законы. Понятие. Виды.
- Подзаконные нормативно-правовые акты. Понятие. Виды.
- Законодательство.
- Нормативно-правовой договор. Понятие. Виды.
Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
Виды источников права.
- Правовой обычай– представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
- Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
- Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
- Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).
- Религиозные тексты. Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах.
Конституция.
Конституция — основной закон государства.
Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства:
- основы общественного строя,
- правовое положение личности (в том числе права и свободы человека),
- порядок формирования и деятельности высших органов государства,
- порядок принятия законов,
- территориальное устройство государства.
Виды конституций по формам.
- Отдельный правовой акт (собственно Конституция страны — например, Конституции США, Франции, России).
- Набор связанных правовых актов (например, в Финляндии — 4 «органических закона», в Швеции — 3 «основных закона», ни один из которых не называется собственно «конституцией»).
- Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписаных правовых обычаях (Великобритания, Израиль). В этом случае правильнее говорить не о конституции как основном законе, а о системе конституционных норм.
В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.
Способы принятия конституций.
- принятие квалифицированным большинством парламента, причём не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977г. и Греции 1975г.
- Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947г., Португалии 1976г.
- Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958г., России 1993г.
- Дарование монархом (так называемое «откроирование») — например, Конституции Катара, Кувейта.
Источники права в РФ
Как уже было сказано выше, нормативно-правой акт — основной источник права в РФ.
Характеристика НПА:
- Носит обязательный характер для всех.
- Гарантирован государством.
- Предусматривает санкции за нарушение норм.
- Должен быть опубликован.
- Носит формальную определенность.
Нормативные акты РФ делятся на законы и подзаконные акты. Они отличаются по своей юридической силе и от того, какой орган его издал.
Законы РФ:
- федеральные — действуют на всю РФ;
- субъектов — действуют на территории субъекта.
Статьи 71 и 76 Конституции разграничивают их пределы действия.
Выделяется понятие «предметы ведения» — это сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, социальной и культурной жизни, которые находятся в распоряжении федеральной власти и власти субъекта РФ.
Выделяют:
- Предметы ведения РФ — в пределах федеральной власти: ФКЗ (федеральный конституционный закон), ФЗ (федеральный закон). Законы субъектов при этом не должны им противоречить (ст . 71 Конституции).
- Предметы совместного ведения, куда входит круг вопросов, которые решаются на федеральном уровне и на уровне власти субъектов (ст. 72 Конституции).
- Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъект имеют самостоятельность (ст. 73 Конституции).
Иерархия нормативно-правовых актов РФ представлена в следующей схеме.
Процесс принятия закона (законотворческий процесс) происходит в федеральном собрании и состоит из стадий:
- Законодательная инициатива — право внесения проекта в Госдуму.
- Обсуждение законопроекта в Госдуме, которое проходит в двух стадиях. Неофициальная — предварительная, официальная — парламентское слушание, где привлекают экспертов по вопросу для комментариев. Вторая стадия проводится в трех чтениях.
- Принятие закона в Госдуме — в зависимости от вида закона есть различия в процедуре. ФЗ принимается большинством голосов от числа депутатов, для ФКЗ требуется одобрение квалифицированного большинства.
- Одобрение закона в Совете Федерации. В течение 14 дней акт должен быть или одобрен, или отклонен.
- Подписание и обнародование закона. Президент подписывает и принимает закон в течение 14 дней или возвращает его обратно.