Источники права

Источники права

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права».

Источники права занимают важное место в правовой системе каждой страны и требуют более тщательного изучения содержания и выявления определенных проблем. Целью курсовой работы является определение понятия и видов источников права

Целью курсовой работы является определение понятия и видов источников права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие и значение источников права;
  • рассмотреть особенности видов и функции различных источников права;
  • определить современное состояние и проблемы источников права в России.

Объектом исследования данной курсовой работы являются источники права.

Предметом исследования данной курсовой работы являются виды источников права.

При написании курсовой работы предполагается использовать информацию электронных ресурсов и литературу: нормативно-паровую, нормативно-справочную, учебно-методическую, информационно-справочную, а так же применять при анализе методы системного количественного и качественного анализа и другие методы исследования.

Законы.

Законы – нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.

На территории РФ действуют следующие законы:

  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы,
  • законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий основы государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на его основе строится вся система нормативных актов.

Особенности федерального конституционного закона:

  • развивает и дополняет положения Конституции РФ;
  • принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
  • обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации;
  • имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ.

Федеральный закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные общественной жизни.

Законы субъектов Федерации.

Принимаются высшими представительными органами власти субъектов РФ по вопросам, относящимся к их компетенции (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Подписываются главой субъекта.

Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Подзаконные нормативно – правовые акты.

Подзаконные нормативно – правовые акты — это главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы.

  • Президент РФ издаёт указы, распоряжения.
  • Правительство РФ – издает постановление, распоряжения, инструкции, которые акты регулируют отношения в сфере управления.
  • Ведомственные подзаконных нормативно – правовые акты – это приказы, инструкции, указания.
  • Решения местных советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных органов принимаются в пределах их компетенции, также относятся к подзаконным нормативным актам, имеют обязательную силу на соответствующей территории.

Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране.

Нормативно-правовой договор.

Нормативный договор — это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Виды нормативных договоров:

  • международный договор (это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права);
  • федеративный договор (нормативный договор (один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений);
  • договоры между субъектами федерации (двусторонние либо многосторонние внутригосударственные нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующие федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ;
  • договоры между субъектами федерации и муниципальными образованиями;
  • договоры между муниципальными образованиями;
  • коллективные трудовые договоры организаций (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (по определению статьи 40 ТК РФ).).

Источники права.

План.

  • Источники права. Понятие.
  • Виды источников права.
  • Нормативно-правовые акты. Виды.
  • Конституция. Виды конституций.
  • Способы принятия конституций.
  • Законы. Понятие. Виды.
  • Подзаконные нормативно-правовые акты. Понятие. Виды.
  • Законодательство.
  • Нормативно-правовой договор. Понятие. Виды.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Виды источников права.

  • Правовой обычай– представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).
  • Религиозные тексты. Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах.

Конституция.

 Конституция — основной закон государства.

Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства:

  • основы общественного строя,
  • правовое положение личности (в том числе права и свободы человека),
  • порядок формирования и деятельности высших органов государства,
  • порядок принятия законов,
  • территориальное устройство государства.

 Виды конституций по формам.

  • Отдельный правовой акт (собственно Конституция страны — например, Конституции США, Франции, России).
  • Набор связанных правовых актов (например, в Финляндии — 4 «органических закона», в Швеции — 3 «основных закона», ни один из которых не называется собственно «конституцией»).
  • Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписаных правовых обычаях (Великобритания, Израиль). В этом случае правильнее говорить не о конституции как основном законе, а о системе конституционных норм.

В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.

Способы принятия конституций.

  • принятие квалифицированным большинством парламента, причём не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977г. и Греции 1975г.
  • Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947г., Португалии 1976г.
  • Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958г., России 1993г.
  • Дарование монархом (так называемое «откроирование») — например, Конституции Катара, Кувейта.

Источники права в РФ

Как уже было сказано выше, нормативно-правой акт — основной источник права в РФ.

Характеристика НПА:

  1. Носит обязательный характер для всех.
  2. Гарантирован государством.
  3. Предусматривает санкции за нарушение норм.
  4. Должен быть опубликован.
  5. Носит формальную определенность.

Нормативные акты РФ делятся на законы и подзаконные акты. Они отличаются по своей юридической силе и от того, какой орган его издал.

Законы РФ:

  • федеральные — действуют на всю РФ;
  • субъектов — действуют на территории субъекта.

Статьи 71 и 76 Конституции разграничивают их пределы действия.

Выделяется понятие «предметы ведения» — это сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, социальной и культурной жизни, которые находятся в распоряжении федеральной власти и власти субъекта РФ.

Выделяют:

  1. Предметы ведения РФ — в пределах федеральной власти: ФКЗ (федеральный конституционный закон), ФЗ (федеральный закон). Законы субъектов при этом не должны им противоречить (ст . 71 Конституции).
  2. Предметы совместного ведения, куда входит круг вопросов, которые решаются на федеральном уровне и на уровне власти субъектов (ст. 72 Конституции).
  3. Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъект имеют самостоятельность (ст. 73 Конституции).

Иерархия нормативно-правовых актов РФ представлена в следующей схеме.

Процесс принятия закона (законотворческий процесс) происходит в федеральном собрании и состоит из стадий:

  1. Законодательная инициатива — право внесения проекта в Госдуму.
  2. Обсуждение законопроекта в Госдуме, которое проходит в двух стадиях. Неофициальная — предварительная, официальная — парламентское слушание, где привлекают экспертов по вопросу для комментариев. Вторая стадия проводится в трех чтениях.
  3. Принятие закона в Госдуме — в зависимости от вида закона есть различия в процедуре. ФЗ принимается большинством голосов от числа депутатов, для ФКЗ требуется одобрение квалифицированного большинства.
  4. Одобрение закона в Совете Федерации. В течение 14 дней акт должен быть или одобрен, или отклонен.
  5. Подписание и обнародование закона. Президент подписывает и принимает закон в течение 14 дней или возвращает его обратно.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: