Типы государства

Буржуазная политическая система

Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

показать содержание

Функционирование и особенности

Буржуазное государство – это особая форма государственной власти, которая создается с целью обеспечения условий для буржуазной экономики. Функционирование такого государства имеет ряд особенностей, которые отличают его от других форм государственного устройства.

Первым и основным признаком буржуазного государства является его ориентация на интересы собственников капитала и предпринимателей. Государство создается не для того, чтобы обеспечить благополучие всех слоев населения, а для защиты интересов буржуазии.

Вторым признаком буржуазного государства является тесная связь с буржуазной экономикой. Это проявляется во многих аспектах функционирования государства – владение акциями крупных компаний, прямое участие в управлении экономикой и т.д.

Третьим признаком является ограничение государственной власти ограничивается собственностью буржуазии. Буржуазное государство не ставит своей задачей ликвидировать классовое неравенство, оно лишь регулирует отношения между классами и обеспечивает наличие условий для свободного развития капитализма.

Структура буржуазного государства

Структура буржуазного государства включает в себя следующие органы: законодательную, исполнительную и судебную власти. Законодательная власть представлена парламентом, который является инструментом буржуазной демократии. Исполнительная власть представлена правительством и полностью подконтрольна буржуазии. Судебная власть занимается разрешением конфликтов между интересами различных классов и осуществляется на основе законов, которые регулируют отношения в буржуазном обществе.

Политические партии

Одной из особенностей буржуазного государства является наличие политических партий, которые выражают интересы различных групп буржуазии. Главным инструментом борьбы за власть в буржуазном обществе является парламент, который формируется на основе результатов выборов. Каждая политическая парти на оспаривает место в парламенте и старается находить поддержку среди различных слоев общества.

Восточное государство

До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т.п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций:

1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);

2) финансовую – взимание податей;

3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;

4) подавления сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю – наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

Предпосылки буржуазных изменений в европейском обществе

Буржуазный тип государства и права оформился в недрах абсолютистского государства, и его появление явилось результатом становления новых общественных отношений, настойчивую заинтересованность в которых проявляло формирующееся сословие буржуазии. Именно оно, крайне недовольное мелочной опекой государства и стеснением частной инициативы, подняв лозунг «Свобода, равенство, справедливость!», выступило инициатором революционных потрясений XVII—XIX вв. в Англии, Франции, Германии и других странах.

Эпоха Просвещения сопровождалась переосмыслением культурных, правовых, политических, религиозных и иных ценностей. Это было подготовлено научным и техническим прорывом XV—XVII вв. во многих научных сферах: изобретение книгопечатания (Гуттенберг); крах концепции о Земле как центре мироздания (Коперник, Кеплер, Галилей); открытие закона изменения объема газов с изменением давления (Бойль); открытие кровообращения (Гарвей); опыты с электричеством (Ньютон, Гильберт); создание первого трактата об анатомии человеческого тела (Везалий) и т.д. В 1642— 1649 гг. начинаются регулярные встречи английских ученых (конференции), на которых они выступают с сообщениями о своих открытиях.

XVIII век стал переломным в развитии европейской цивилизации. К этому времени в основном прекратились долгие и опустошительные войны, государства обрели четкие территориальные границы, упорядочилась внутренняя жизнь крепнувших государств, сформировались рынки. Великие географические открытия и внедрение технических новшеств привели к общей стабилизации ситуации, а также к значительному экономическому подъему. Открытие английским изобретателем Т. Ньюкоменом в начале XVIII в. действия пара не только привело к началу промышленной революции с ее массовым производством, специализацией труда, улучшением транспортных путей, но и к возникновению ряда социально-экономических проблем: низкой зарплате рабочих, отсутствию элементарных основ техники безопасности, нехватке жилья, широкому использованию женского и детского труда.

В это время начинается переворот в политическом и правовом сознании людей, а также в экономике, ориентирующейся на капиталистическое предпринимательство. Феодальное сословное неравенство в рамках буржуазного государства заменяется социальным. Юридически свободный рабочий лишен средств производства и вынужден продавать себя капиталу. Право закрепляет свободу предпринимательства, охраняет частную собственность.

Непосредственные изменения в политике, государственной и правовой сферах начались со времени английской, а затем и французской буржуазных революций XVII—XVIII вв. Исторически первой страной, испытавшей влияние демократических перемен уже во второй половине XVI в., была Голландия. В 1566 г. против испанской оккупации выступило кальвинистское население страны. Однако, несмотря на большое экономическое и политическое значение этого государства для континентальной Европы, буржуазные новации были поверхностными и недолговечными, и не оказали особого влияния на развитие европейской государственности.

Это было время упования на силу писаного закона («с помощью хорошего и доброго закона можно сделать все»), когда революционные лозунги тесно переплетались с требованиями права и закона, с содержанием правовых принципов (законность, равенство, справедливость и др.), с требованиями ограничения королевской власти и конституции (Билль о правах 1689 г., Habeas Corpus act 1679 г., Статьи конфедерации 1781 г., Конституция Франции 1791 г.).

Завершалось формирование правовых систем. Причем в Англии революция практически не затронула основных устоев жизни общества, правящей системы, а вот во Франции уничтожила до самого основания всю прежнюю средневековую систему права (прекратили действовать каноническое и цеховое право, было кардинально пересмотрено гражданское и уголовное законодательство).

С этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципиально отличается от государственности предшествующих эпох. Новое государство строится на началах свободного предпринимательства, демократии, законности. В это время было положено начало представительному правлению — парламентаризму. В наиболее развитых и передовых государствах человек и гражданин получил невиданные ранее в истории политические права и гражданские свободы.

Буржуазный тип государства и права

Буржуазное (капиталистическое) государство.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Становление буржуазной государственности, в отличие от феодальной, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.

Буржуазное общество состоит из двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, вследствие экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонический (непримиримый) характер.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов:

I. Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство гарантирует равенство в гражданских правах и не вмешивается в экономическую жизнь общества. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

II. Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма (конец ХIХ в. – первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения.

Начались кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей.

На рубеже ХIХ и ХХ столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии. Обществоведы констатируют кризис демократии и парламентаризма. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. А во внешней функции – ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. – это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии.

III. В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития. Социальные и политический преобразования в целях преодоления «Великой депрессии» наиболее ярко проявились в «Новом курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, окончательным крушением колониальной системы происходили после Второй мировой войны.

На данном этапе существенно меняется экономическая основа общества. Доля государственной собственности возрастает, государство берет на себя роль регулятора экономики страны, сохраняя при этом институт частной собственности.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на земле, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства.

Основными источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения и т.д.).

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом в США, Парламентом в Великобритании и т.д.).

Источник

Основные изменения в праве Нового времени

Если в XVII в. преступники рассматривались как «люди изнуренные, голодные, живущие одним моментом, разгневанные; преступники временные», то уже в XVIII в. их стали видеть «изворотливыми, хитрыми, расчетливыми продувными бестиями, маргиналами». Изменилась и общая направленность преступности: от прямого убийства и просто агрессивного поведения к корыстным преступлениям, преступлениям против собственности, от посягательств на телесную целостность — к кражам и мошенничеству.

Смягчение характера преступности в конечном счете привело к смягчению карательных мер, направленных на борьбу с нею. Публичные пытки и казни вплоть до конца XVIII в. имели широкое распространение и представлялись в глазах власти лучшим средством нравственного воспитания подданных, предупреждающим возможные нарушения закона. Максимальная продолжительность процесса наказания преступника также должна была играть свою воспитательную роль в общем процессе предупреждения правонарушений. И если страшным и мучительным казням подвергались лица, совершившие государственные и политические преступления, то от таких же тяжких испытаний не были освобождены и более мелкие правонарушители. Однако с течением времени даже церковь стала выступать за известную гуманизацию наказания.

В период буржуазных революций римское право становится основой для самой первой и известной кодификации норм частного права — Гражданского кодекса Франции 1804 г. (Кодекса Наполеона). Этот законодательный акт, принципы которого были революционными ветрами разнесены по всему миру, создавался по классической схеме, заложенной еще Институциями Гая. В других странах пошли по иному пути и прежнюю трехзвенную форму дополнили еще двумя. Так образовалась пандектная система нормативно-правового источника гражданского права — система расположения норм в нормативно-правовом акте, заимствованная из Дигест (или Пандектов) Юстиниана 533 г. (Германское гражданское уложение 1900 г.). Пандектная система воспринята и действующим Гражданским кодексом РФ.

показать содержание

Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции ( VIII –VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н.э., восстание Спартака в 1 в. до н.э. и др).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: