История возникновения и развития, философия
Древние греки в лице Сократа, Платона и других мыслителей определяли (ЕП), как «божественные законы». Уже тогда философы понимали, что не всё, что придумал человек, является идеальным. Положительное, всегда отражает воззрения людей той или иной эпохи. Оно не зависит от человеческих прихотей. Оно даётся раз и навсегда и не может быть отторгнуто в результате войны или смены власти.
Римляне немного развили эти античные теории. Их jus naturale уже не является просто эфемерной данностью. (ЕП) у них разнится у людей разного пола, различных социальных групп. Но всё равно оно признается данным свыше, без какого бы то ни было влияния на него человека.
Средневековый мыслитель Фома Аквинский называл основой естественного права божественные начала. Для него и его последователей Бог был основоположником всего, что есть в мире идеального. А уже люди перенимают jus naturale в той или иной мере. Здесь стоит отметить, что в формировании теории естественного права нашло свое отражение противостояние светской и духовной власти в Средние Века.
В дальнейшем естественная теория вступила в антагонизм и с теократией. Для адептов jus naturale в Новом Времени церковники перестали быть носителями вечных ценностей. Принятие естественного права перекочевало в лагерь демократов и сторонников политических свобод. По Гуго Гроцию (ЕП) должно быть целью всякого законодательства. Его понятие становится более рационалистическим и «земным».
Протестанты дали направление естественному праву в сторону индивидуальности. По их воззрениям отдельная личность является высшей ценностью, а не союз индивидов под названием «государство». Благодаря их научным трудам и воззрениям законы становились всё более «человечными», то есть, приближались к идеальному (естественному, натуральному) праву.
Апофеоз развития идеи естественного права – это труды Канта и Руссо. В них в главу закона становится человек, которому должно подчиняться государство, а не наоборот. По их теориям именно ради благополучия каждого отдельно взятого человека и был заключен «первобытный договор» по созданию государства и верховных законов.
Суть теории, ее развитие, сторонники и приверженцы
В основе рассматриваемой теории положено не только положительное права. Имеет место общее для всех граждан (ЕП), которое устанавливается над позитивным. Сюда стоит отнести право на жизнь, справедливость, безопасность. Все они находятся в полном распоряжении у человека.
Они приобретаются от момента его рождения и должны быть обязательно реализованы. Источник расположен не в законе, а в самой природе человека.
Процесс формирования неписанного права очень длительный. Про современные подходы к пониманию права расскажет этот материал.
В ходе его развития были определены конкретные положения, которые и определяют суть теории:
- Право и закон – это не идентичные понятия.
- Законы создают люди, а принимают государственные органы.
- Право – это явление, которое может реализовано отдельно от закона, обладает природным характером. Представляет собой комплекс высших моральных ценностей. К ним можно отнести свободу, равенство, честность.
- Право и мораль – это идентичные понятия, в основе права лежат моральные ценности.
- Не во всех случаях законы тождественны (ЕП).
- Права гражданина обладают природным характером, принадлежат ему с самого рождения и не находятся в зависимости от воли законодателя.
К достоинствам рассматриваемой теории стоит отнести:
- прогрессивность;
- признание за гражданином его гарантированных прав и свобод;
- официально принятые законопроекты не во всех случаях соответствуют (ЕП);
- допускает необходимость приведения всех законопроектов согласно с нравственными ценностями: свобода и справедливость.
Больше информации о сущности естественно правовой теории права далее на видео.
К минусам теории стоит отнести следующее:
- Прямое диктование права и морали.
- Является полной противоположностью позитивного и неписанного права. Причина в том, что имеются формально-определенные юридические нормы.
- Сильно преувеличено.
- Каждый человек понимает идею справедливости по-своему.
- Роль страны в правовом процессе отрицается.
Возможно вам так же будет интересно узнать про экономическую теорию прав собственности Капелюшникова. Вся подробная информация содержится в данной статье.
Узнать больше про естественную теорию происхождения права, можно прочитав данную статью.
Что собой представляет предмет отрасли трудового права, можно узнать из данной статьи.
Так же важно знать всё про регулятивную функцию права. Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас
Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями
Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас. Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями.
Средние века
Взгляд средневековья производит данную точку зрения, закрепляя только силу естественного закона авторитетом Священного Писания. У Фомы Аквинского можно заметить выражение римских воззрений; в подробностях его учений отражается, кроме этого, воздействие Аристотеля. Наконец, ко всему тому присоединились специально богословские средневековые элементы.
Базис естественного права Фома Аквинский находит в законе Божественном, который получил у него название универсального закона вселенной. Фома формулирует притом довольно непростое умозаключение, отличая закон Божественный и вечный, человеческий и естественный. Особенности такого воззрения, сравнимо с аристотелевским, и заключается в том, что в нем подчёркнуто идеальное назначение естественного права, как нормы, которая определяет достоинство имеющихся установлений.
Человеческий закон обладает силой постольку, поскольку он согласуется с естественным. Законы несправедливые не являются обязательными для подданных, хоть их нет запрета их исполнения; но если данные законы не согласованы с Божественными установлениями, то они ни в каком случае не смогут быть исполняемы, так как Богу необходимо повиноваться более, чем человеку. Данное утверждение является характерным для средневековой доктрины естественного права.
Замечание 1
Вопрос об отношениях позитивного права к естественному, обладает не только теоретическим, но и практическим значением.
В противоборстве со светской властью сторонники теократии постоянно ставили вопрос о том, в какой мере необходимо повиноваться государственным законам и предписаниям. Ответ на это самостоятельно истекал из взгляда средневековой теократии на положения светских правителей.
Теократическая доктрина охотным образом демонстрировала притом на охрану Божественного закона самих подданных, которых она обучала сопротивлению властям, которые нарушают Божественные предписания.
Перечень естественных прав и законодательство
Как уже было сказано, международные акты признают естественные права и закрепляют их. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года в преамбуле называют устанавливаемые ей права «равными и неотъемлемыми», а их реализацию считает первоочередной и значимой. Так, устанавливаются все характеристики естественного права.
Часть 2 статьи 17 Конституции РФ признает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.
Таким образом, можно сказать, что указанные в этих актах права являются естественными правами человека.
Стоит оговориться, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.
Обычно называют следующие естественные права:
Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.6 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Право на свободу от рабства или подневольного состояния (ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.8 Пакта о гражданских и политических правах 1966г., КОНВЕНЦИЯ N 105 об упразднении принудительного труда 1957г., Конвенция о рабстве 1926г., Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930г.);
Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания (ст.21 Конституции РФ, ст.5 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.7 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);
Свобода передвижения и выбора местожительства (ст.13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.12 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.27 Конституции РФ, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1);
Право на владение имуществом (ст.17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.35 Конституции РФ);
Свобода мысли и слова (ст.19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.19 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.29 Конституции РФ);
Свобода вероисповедания (ст.18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.18 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.28 Конституции РФ).
Понятие естественного права (naturale jus), формирование и подходы
Естественное право (ЕП) (jus naturale) – это довольно-таки абстрактное понятие. В своем идеальном виде оно понимает право человека на некоторые незыблемые ценности. Право на жизнь, на свободу передвижения, на свободу выражения чувств. (ЕП) потому так и называется, что оно не зависит от свода законов, прихотей деспота и конъюнктуры рынка. Оно даётся человеку с рождением, независимо от принадлежности к социальной группе, полу или стране. Точно так же никто не может отнять у людей естественных (природных) начал. Отметим, что теории парва и государство неразрывно связаны, т.к. наличие правовых норм является одним из признаков государственности.
(ЕП) выступает антагонистом положительного (позитивного) права. Последнее – это свод законов, даваемых человеку не природой, а властью. Поэтому jus naturale можно рассматривать, как идеальное понятие, то, к чему нужно стремиться. Но никак не реальные обстоятельства, которыми руководствуются суды и государства.
Начиная разбираться в вопросе прав человека, необходимо знать и понимать гражданские права человека по конституции РФ. Всё детально и подробно указано в статье.
На видео-понятие естественного права:
Естественное право и авторы концепции
Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами).
Пятый век до нашей эры характеризуется как точка изменения взглядов на право – оно трактуется как результат деяний людей.
Сократ (вслед за Демокритом) известен тем, что делил право на божественные законы и законы установленные человеком.
Естественное право выделялось и римскими юристами.
Средневековая теология рассматривала права как дарованные человеку богом. Фома Аквинский в книге «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий.
Светский характер естественно-правовая теория приобретает на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги». Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.
Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Рационалистическая школа естественного права, созданная Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.
Философская и правовая мысль эпохи Просвещения, в отношении естественных прав, стала продолжением идей Гуго Гроция.
Шарль Луи Монтескье в «О духе законов» привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.
Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.
Томас Гоббс в труде «Левиафан» утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Он отрицал естественные права и говорил, что для ограничения людей необходимы государственные законы.
Еще одним теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события.
Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Жака Маритена. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права
Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского.
Концепции естественного права в Новое время
Томас Гоббс – английский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.
Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.
Сравнение естественного и позитивного права
Если сравнить эти два права, то (ЕП) противопоставляется позитивному праву (ius positivism).
Положительное, или позитивное право – это совокупность действующих законов, норм, правовых актов и соглашений. В самом начале это было право сюзерена, потом оно нашло своё отражение в нормативно-правовых актах и сейчас jus civile служит реальным отражением законов государства. Цивильное, или позитивное право регулирует жизнь с помощью написанных норм поведения – законов.
Позитивное право берет за свою основу государственное принуждение к исполнению моральных и нравственных норм. Оно, как бы, служит естественному праву, позволяя ему реализоваться в сложной общественной жизни. Без позитивного права реализация натуральных (биологических, естественных) потребностей была бы проблематичной.
Из вышесказанного получается, что позитивное право и естественное право тесно взаимодействуют. (ЕП) задает направление, учит, как нужно жить. Позитивное право делает такую жизнь возможной с помощью «принуждения к морали». Оно старается соответствовать высшим законам по мере возможностей.
Возможно так же будет интересно узнать про понятие и предмет конституционного права РФ.
А вот что такое конституционное уставное право субъектов РФ, подробно рассказывается здесь в статье.
Так же стоит больше узнать про конституционное право как науку. Вся информация указана в данной статье.
Естественное право – это набор морально-этических норм. Они изменялись со временем и служили ориентиром для прогрессивных изменений в обществе. Естественное право – на свободу выбора, на реализацию своих естественных потребностей. Естественное право можно назвать обратной стороной медали позитивного права.
Виды естественных прав
В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.
Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:
- Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
- Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
- Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
- Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
- Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).
Что такое естественное право?
Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.
Можно выделить 3 главных признака естественного права:
- Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
- Принадлежность человеку с рождения.
- Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.
Понятие естественного права
Определение 1
Естественное право (от латинского термина «jusnaturale») является понятием философии права и юриспруденции, означающим общность неотъемлемых прав и принципов, которые вытекают из человеческой природы, а потому не зависят от субъективной точки зрения.
Естественное право противопоставлено позитивному праву:
- В образе совершенной идеальной нормы в противовес несовершенной существующей;
- В образе нормы, которая вытекает из самой природы и поэтому является неизменной в противовес изменчивой и зависимой от человеческого установления.
Этим образом, еще с давних времен концепт естественного права имел двойственный состав: он зиждился на практическом требовании наиболее совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правовых положений. Эти элементы могли оказывать поддержку друг друга, но не могли сводиться один к иному, ибо:
- в первой ситуации естественное право главенствует над позитивным;
- во второй — оно представляется только известной частицей позитивного права, то есть обоснованной и доказанной, неким образом, что на практике и в идеале должно быть конкретно так, а не каким-либо образом по-другому.
В историческом развитии естественно-правовой доктрины постоянно отмечается эта двойственность его концепта.
Понятие «естественное право» в античную эпоху
Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.
Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.
Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.
Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».
В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.
История становления естественно-правовой теории права – авторы и представители концепции
Неписанное право, представленное в качестве научного течения, обладает продолжительной историей. Главнее положения этой теории были сформированы еще в древности. Его авторами и представителями были такие великие люди:Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищев. Как сравнивать характеристики позитивного и естественного права узнайте тут.
Сторонники и приверженцы концепции выражали свою идею, каждая из которых была занесена в их работы. Неписанным правом стал обладать человек, который получил конституционное подтверждение во всех современных правовых странах.
Еще в Древнем Риме юристы, используя гражданское право народов, рассматривали (ЕП), как комплекс законов природы и природного порядка вещей. Еще Цицерон утверждал, что закон определенной страны, выступающий в разрез (ЕП), не стоит рассматривать, как закон.
Позитивный правовой процесс предполагает сбой правовое явление, которое исходит из норм, принятых страной, а еще в источниках правового процесса. Вне закона, вне правовых обычаев, прецедентов положительное право отсутствует.
Рассматривая цивилизованный социум с точки зрения (ЕП) теории, отсутствуют основания для противопоставления неописанного и положительного права. Причина в том, что последнее защищает права гражданина. В результате создается одна общечеловеческая система правого регулирования сотрудничества в социуме.Теория (ЕП) стала известной в 17-18 вв. Последователями теории стали:Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта.
(ЕП) лучше всего рассматривать на примере жизнь. Как только человек родился, он уже обладает этим правом и живет, реализуя его. В таком случае право на жизнь носит естественно-биологический характер.