Аристократ от социализма
Николай Александрович Бердяев родился в 1874 году в Киеве в дворянской офицерской семье. Сам Николай с детства знал, что не будет военным — он не терпел насилия и строгой дисциплины. Он, конечно, поступил приходящим учеником в кадетский корпус, но среди сверстников ему было одиноко и неуютно, они казались ему грубыми. Позже у Бердяева портилось настроение даже от встречи с человеком в военной форме.
Он предпочитал уединение. В детстве, бродя по любимому саду, Николай мечтал о мире духа, более настоящем, чем реальный, лживый и чужой. Воображение ограждало его от реального мира, к которому он порой испытывал брезгливость. Бердяев остро реагировал не только на уродство, но даже на пятно на одежде — оно могло вызвать у него отвращение. Сам он одевался элегантно и слыл франтом.
Бердяеву с детства было свойственно свободолюбие. Оно мешало ему учиться: принуждение его отвращало, учителей он не признавал, и его даже назвали «дорогим протесташей» за бунтарство. Юный Николай учился только тому, что интересовало его. А вместо зубрения и повторения чужих мыслей он стремился выразить собственные.
Николай Бердяев. (Pinterest)
Уже подростком Бердяев понял, чему хочет посвятить себя — поиску истины. Сами эти поиски, считал он, придают жизни смысл.
Незадолго до поступления в Киевский университет Бердяев заинтересовался социализмом и марксизмом, в особенности теорией «борьбы за индивидуальность» Михайловского. Для Бердяева конфликт личности и общества был основным вопросом. Далёкий от политики, он считал всё государственное ограничивающим свободу и выступал против власти, которая меняла людей в худшую сторону. В этом он убедился много позже, когда увидел, как после революции изменились большевики, превратившись, по сути, в карьеристов. Бердяева, верившего, что человек должен всегда оставаться верен себе, это неприятно поразило.
Кружок марксистов был первым обществом, к которому примкнул Бердяев, и уже здесь он столкнулся с тем, что ждало его в других обществах, — с отчуждённостью, отделённостью от коллектива. Он часто спорил с марксистами и называл себя «аристократом от социализма». Для него истинным социализмом было освобождение личности, а не класса. Не разделяющий радикальных взглядов революционеров, противник террора, Бердяев видел в марксизме надежду на выход интеллигенции из кризиса и изменение мира в целом.
Биография Бердяева
Бердяев родился в 1874 году в Обухове, в Киевской губернии. Он происходил из дворянского рода, имевшего славные военные традиции, его отец был кавалергардом, уездным дворянским предводителем.
Образование Бердяев получал дома, затем обучался в Киевском кадетском корпусе, после в Киевском университете на естественном и юридическом факультетах. Закончить университет он не смог, так как из-за участия в студенческих бунтах был отправлен в ссылку в Вологду.
Бердяев симпатизировал социалистическим идеям и изначально придерживался позитивистских взглядов, однако позднее перешел к метафизическому идеализму. После Первой Русской революции Бердяев становится на позицию осуждения идеалов и методов революционной интеллигенции и присоединяется к «Союзу освобождения».
Бердяев принимает участие в устанавливающих съездах союза, проходящих за рубежом, однако по его собственному признанию его больше привлекает природа Рейнского водопада, чем само содержание съездов. По своему образу мысли он куда ближе к социал-демократам, чем к кадетам, в чью партию Бердяев так и не вступил. Однако социалисты не могут принять Бердяева осуждая его тягу к идеализму, которую считают реакционной. В это же время Бердяев активно участвует в культурной жизни страны, ведет деятельность в религиозно-философском обществе в Москве.
В 1913 году Бердяев пишет антиклерикальную статью в поддержку афонских монахов, за что его приговаривают к ссылке в Сибирь, однако приговор не приводится в исполнения из-за начала Первой мировой воины. Ссылку заменяются пребыванием в Вологде. После революции Бердяев создает Вольную академию духовной культуры, которая осуществляет свою деятельность вплоть до его высылки из СССР в 1922 году.
После революции Бердяев дважды попадает в тюрьму, однако в первый раз его отпускают, а во второй приговаривают к ссылке. Он покидает Советскую Россию на так называемом «философском пароходе».
Первые два года эмиграции Бердяев пробыл в Берлине где не только познакомился в ведущими немецкими философами, но также попал под влияние трудов религиозного мистика Якоба Беме. В 1924 году Бердяев переезжает в Париж, где остается до самой своей смерти. Он активно участвует в философской жизни Европы, много пишет, активно продвигает свои религиозные идеи как в журнале «Путь», так и при работе в Русском христианском студенческом обществе.
В автобиографических заметках Бердяев отмечает, что на его жизнь выпало слишком много событий для одного философа – это и революция, и гражданская война, и две мировых, аресты и эмиграция. Наиболее сильно воздействовали на него те изменения что происходили в людях и обществе, пытающемся приспособиться под изменения ситуации. Тяжело Бердяев переживает и длительную разлуку с родиной. В 1946 году он даже получает советское гражданство, однако не возвращается.
Умирает Бердяев в 1948 году от разрыва сердца в своем рабочем кабинете в Кламаре. За творческую деятельность и заслуги Бердяев семь раз был номинирован на Нобелевскую премию.
К его основным произведениям можно отнести:
- «Смысл истории»,
- «Новое средневековье»,
- «Царство духа и царство кесаря».
Основы философии Бердяева
Биография Бердяева, обширна и многогранна, но первостепенную роль в его жизни занимала философия. Его тория, основанная на воле созидания, раскрылась во всех его трудах. Считая человека свободным индивидом, он полагал, уединенность и беззащитность таятся в области социума, подчиняющей индивида себе и укореняющей в ней тяготы повседневности. Знания Бердяева персонализированные и экзистенциальные. Только философия дает возможность спастись от гнетущих человеческих страхов.
Центральную часть размышлений Бердяева занимал человек, а базисом являлись – независимость личности и созидание. Философ направлял свои наставления на помощь человеку в отыскивании предприимчивой созидательности и активного положения, справляясь с несовершенствами бытия. Воля, защита созидательности и «многофункциональное христианство» – три базовых понятия мыслителя. Парадоксальными являлись взгляды на жизненный упадок и на романтичный триумф совершенства.
Будучи духовным мудрецом, Бердяев сформировал мировую картину – доподлинную и космогоническую. Иррационалистическое положение независимости, предшествующее всем, не ставила в приоритет и «Создателя», сотворившего людей и окружающий мир, а Бог вдохнул душу в них. Потому душа и воля – две опоры мира, сочетающиеся в индивиде и противоречащие друг другу.
Первичность духа очень значима для индивида, в качестве сознания и самосознания. Размышления, предполагающие образец воли сообщества, назывались «субъективным строем». Лишь с «Всевышнем» люди смогут достичь настоящей общности, но никак не в самом обществе.
Содержание человеческой истории заложено в устроении Царства Божия, заключение и обезличенность, воплощение и триумф над враждой – и есть земная история.
Целостный человек — Богочеловек в концепции личной свободы
По словам Бердяева, только обратившись к Богу, человек может вырваться из метафизической пустоты, переродиться личностью и обрести духовное единение с природой и людьми. Н.А. Бердяев выделяет три понятия времени, соответствующие состояниям человека:
- объективированное Я соответствует космическому времени;
- Я к историческому, которое представляет собой смесь я объективированного;
- Соответствует Я экзистенциального, исторического времени; состояние истинной духовности, экзистенциальное я соответствует нуменальному или небесному времени.
Структура сознания относительна к этому разделению времен — космическое время соответствует подсознанию, сознание — историческому времени и, наконец, небесное или экзистенциальное время по отношению к сверхсознанию.
Символически эти три времени обозначены Н.А. Бердяевым через круг, прямую и точку. Космическое время обозначается через круг, символизирующий чистую количественность и повторение, историческое время — прямой линией, которая может быть бесконечно продолжена вперед, экзистенциальное время — символической точкой за горизонтом исторического времени, что должно означать вертикальную ориентацию. субъективного мира, его инаковость по отношению к математически и физически вычисляемому пространству и времени, его сверхмерность.
Еще одна характеристика, которую философ использует по отношению к целостной духовной личности, — это андрогин. Этот термин введен Н.А. Бердяевым для характеристики проблемы пола, играющей существенную роль в его философских построениях: Для построения религиозной антропологии, — отмечал Н.А. Бердяев, — понимание роли пола в жизни человека имеет большое значение..
Проклятие секса давит на человека. Человек… Целое существо было бы андрогинным. Человек половинчатое существо, то есть существо сексуальное. Он тоскует и стремится к пополнению, к достижению целостности, никогда не достигая ее или достигая только мгновенно.
Целостный человек — Богочеловек пола не знает. Секс — это следствие греха, ведущее к утрате целостности мужской и женской природы.
Характер
Отметим и волевые качества и проявления Бердяева как человека духовного. Событием огромной духовной значимости для философа становится участие в крестном ходе 1918 г., возглавляемом свт. Тихоном, Патриархом Московским и всея России, когда никто из участников не знал, чем может закончиться эта акция и останется ли он жив. Ведь буквально за две недели до этого была расстреляна демонстрация в Петрограде.
Еще ранее, во время Февральской революции Бердяев также совершил очень смелый поступок, когда оказался в водовороте революционной толпы, окруженной войсками. Кровопролитие было неминуемым, если бы Бердяев не пробрался к солдатам. Он стал говорить речь, убеждая их не стрелять. Войска в тот день не выстрелили в людей.
После революции во время обыска и ареста в протоколе чекистов было записано: «Бердяев заявил, что он противник большевизма, потому что христианин». Подобное противление власти грозило в те времена как минимум тюрьмой, а могло закончиться и расстрелом.
Также ярким проявлением человечности является защита своего друга прот. С. Булгакова от нападок и критики по поводу его умозрений. Бердяев встал на сторону и Г. Федотова, получившего ультиматум от преподавателей Богословского института о несовместимости преподавательской деятельности в православном учебном заведении с написанием статей на политические темы. В период религиозного искательства в кругах эмигрантов и созидания т. н. живой церкви в противовес существующей Церкви Бердяев не примкнул к сектантским образованиям и критиковал их за фальшь и уход от евангельских истин. В Берлине и Париже Булгаков чувствовал поднимающуюся волну антисемитизма и писал статьи в защиту евреев, за что получал угрозы и оскорбления.
Творчество как реализация свободы, способ гармонизировать бытие
Творчество — это цель жизни человека на земле, для чего Бог создал его. Если христианство — это религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через аскетическое очищение от греха, — пишет Бердяев. В книге По записи человека. Опыт парадоксальной этики, он утверждает, что не только этика искупления, но и этика творчества — это путь в Царство Небесное.
Бердяев выражает мысль, что творчество — это творчество из ничего, то есть из свободы. На мой взгляд, было бы неправильно думать, что человеческое творчество не нуждается в материи, как это делается на самом деле. Бердяев поясняет, что творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, которая не определяется извне миром. Это элемент свободы, который присутствует в каждом подлинном творческом акте. Я думаю, что именно в этом смысле творчество — это творчество из ничего.
Бердяев говорит о трагедии человеческого творчества. Он видит это в несоответствии результатов первоначальному замыслу, в том, что творческий акт в своей изначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое существо, на преобразование мира. Но в условиях падшего мира он становится тяжелым, тянется вниз, создает не новую жизнь, а культурные продукты большего или меньшего совершенства. Культура, по мнению писателя, является одной из форм объективации и лишь символически указывает на духовный мир. Подтверждение своей мысли Бердяев видит в том, что великие русские писатели чувствовали конфликт между совершенной культурой и жизнью и стремились к совершенному. изменила жизнь.
Творчество не всегда истинно и искренне, оно может быть ложным и иллюзорным. Человеку свойственна и ложная креативность. Человек может дать ответ не на призывы Бога, а на призыв сатаны. Подлинное человеческое творчество должно героическим усилием прорваться через порабощающее царство объективации и выйти на свободу в преобразованный мир, мир экзистенциальной субъективности и духовности, то есть подлинности, в царство человечества, которое может только быть царством Богочеловечества.
Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество — это высшее проявление свободы, которая создает подлинное и ценное из ничего, с другой — это процесс деобъективизации жизни, природы и истории, закрепившийся в формы жизни. Творчество — это всегда освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Ужас, боль, расслабление, смерть нужно победить творчеством. По сути, выход есть, развязка, победа. Творчество — это откровение Я Богу и миру, в нем есть оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному.
Новая жизнь и Новое средневековье
К революции 1917 года и большевизму Бердяев относился настороженно, хотя и приветствовал свержение самодержавия. В 1919 году он создал Вольную академию духовной культуры, чтобы объединить интеллигенцию. Здесь собирались представители различных направлений, от старообрядцев до меньшевиков, устраивались лекции и семинары. На них неизменно присутствовали агенты ЧК, но Бердяев спокойно вел лекции по философии и религии. Дело было не только в свободолюбии или смелости — философу покровительствовали некоторые представители власти.
Такое относительное благополучие длилось недолго. Уже в 1920 году Бердяева арестовали по делу о контрреволюционных организациях. Около часа он объяснял Дзержинскому, почему ему противен коммунизм. В конце концов его освободили без права выезда из Москвы. Через два года Бердяева вновь арестовали и обвинили в антисоветской деятельности. Ему приказали покинуть Россию, а в случае возвращения его ждал расстрел.
Дмитрий Пантюхин. Философский пароход, 1922. (Pinterest)
В Германию Бердяев прибыл на знаменитом «философском» пароходе «Обербургомистр Хакен», вместе со многими друзьями и коллегами. Высланная интеллигенция обосновалась в Берлине. Бердяев создал Религиозно-философскую академию, продолжавшую традиции Вольной академии. На лекциях и дискуссиях Николай Александрович неизбежно чувствовал себя чужим. Он так и не примкнул к какому-либо лагерю эмигрантов.
В Берлине Бердяев написал книгу «Новое средневековье», один из главных своих трудов. Новое средневековье — это эпоха, в которую религия займет должное место, и которая укажет выход из кризиса цивилизации. Философ был уверен, что человек выступает соучастником и творцом истории. В этом творчестве он видел раскрепощение человека от материального мира. Бердяев критиковал современное общество, которое сосредоточилось на наслаждениях и технике, забыв про культуру и духовную жизнь. Не отрицая пользу техники, он утверждал, что поклонение ей способствует установлению тоталитаризма, что машины меняют человека, и не в лучшую сторону.
Основные идеи Бердяева
Современные исследователи выделяют в творчестве Бердяева четыре этапа, которые с одной стороны характеризуют метаморфозы его интересов, а с другой выявляют этапы раскрытия его мировоззрения с различных сторон и позиций. Принято выделять:
- этический этап,
- религиозно-мифологический этап,
- исторический этап,
- персоналистический этап.
В философских взглядах Бердяева причудливым образом сплелись марксистские взгляды и установки, в особенности в области критики западного, буржуазного общества, с религиозно-мистическим восприятием бытия. Бердяев весьма умеренно относился к христианству и был против идеи возрождения русской религиозности в ее традиционном смысле. Идея бога и божественного стоит для Бердяева выше каких-либо конфессиональных догм, в определенной степени он обозначает в своих работах союз и сплетение всех религий.
Замечание 1
Значимым моментом философии Бердяева является дуализм, который выражается в противопоставлении «призрачного» бытия, наполненного враждой и страданием (т.е. реальности) «подлинному» бытию наполненному божественной любовью. Целью человека становится возвышение собственного духа для достижения этого подлинного бытия, а средством свобода.
Свобода является определённым абсолютном в воззрениях Бердяева. Свобода не является прерогативой бога, более того она существует еще до бога, что в определенной степени разрешает противоречие между добрым богом и существованием зла в мире. Свобода также в равной степени присуща и человеку. Бердяев развивает учение о восьмом дне творения, в котором человек принимает участие на ровне с богом.
Бердяев отмежевывает философия как от науки, так и от религии – философия – это искусство, это чистый акт творения, в котором человеческая сущность возносится над собой и соприкасается с подлинным миром приникая в сущность бытия. С этих же позиций Бердяев подходит и к истории, излагая свою историософию России. Он не утруждает себя исторической наукой, а пишет с помощью своего духа и интуиции, рассматривая загадочную русскую душу через призму борьбы противоположностей – народного языческого мировоззрения и христианской культуры.
Прощание с миром
«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, – писал мыслитель. – Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».
Умер Николай Бердяев 23 марта в 1948 году с пером в руках за письменным столом, на котором лежала раскрытая Библия (в последние годы он всё больше читал Священное Писание). Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной. Похоронен великий философ в Кламаре, а отпевал его архимандрит Николай (Еремин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата. При жизни философ построил церковный алтарь и украсил его иконами XIX столетия. Дом, который Бердяеву подарила состоятельная слушательница его лекций в Сорбонне, после смерти писатель завещал Русской Православной Церкви. Здесь постоянно проживает несколько монахов, их кельи – бывшие комнаты бердяевского дома. И теперь Литургию священники православной церкви служат прямо в доме Николая Бердяева.
Кем же был этот непризнанный на родине гений, о чем думал и какие принципы исповедовал? Попробуйте сами ответить на эти вопросы, ближе познакомившись с его творчеством. А мы предлагаем вашему вниманию несколько мировоззренческих цитат Николая Бердяева. Быть может, они помогут вам открыть для себя философию великого киевлянина.
«Человек есть существо, целиком зависимое от природ, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода».
«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью».
«Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом».
«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».
«Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра… ‟Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».
«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».
«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не только аморален, но всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм».
«В действительности Евангелие было благой вестью о наступлении Царства Божьего, что и есть почти единственное его содержание. Царство Божье не есть личное спасение, Царство Божье есть также социальное и космическое прeобpaжeниe».
«Через одиночество рождается личность».
«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».
«…Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища».
«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности».
О творческой цели человека
Н.А. Бердяев стремится обосновать учение о творческой цели человека. Для него диалектика нравственного становления личности является одновременно творческой задачей, по сути, в этом процессе, по его мнению, должно реализовываться преодоление объективации, освобождение падшего мира. Для Н.А. Бердяева мировоззрение предыдущей эпохи — это определение чего-то, объективности, материальности, с наибольшей ясностью проявляющееся в гносеологической ориентации этой эпохи, в ее ориентации на науку, якобы способную выразить этическую максиму человеческого поведения.. Однако эта максима выступает как концептуальное выражение представлений общества об определенных этических нормах, которые в этой связи исключают индивидуальный путь к ним, поскольку индивид должен подчиняться извне навязываемым нормам и критериям морали.
Свобода понималась как свобода выбора, как возможность повернуть направо или налево. Выбор между добром и злом предполагает, что человек ставится перед нормой, различающей добро и зло. Свобода воли особенно ценилась с точки зрения уголовно-процессуального понимания человеческой жизни. Свобода воли применима к детерминированному миру и реализуется через категорию причинности как необходимый выбор установленных норм добра и зла. Подлинная свобода, по Н.А. Бердяеву, свобода как дух, как внутренний источник динамики становления человека предполагает самоутверждение человека о себе как личности, предполагает борьбу с миром повседневной жизни, с этическими нормами. установлен в нем. Последнее, а также сведение свободы к свободе воли, по сути, как отмечает Н.А. Бердяев, являются логическим следствием обезличивания человека.
Бердяев – основные идеи
Мысль Бердяева принадлежит к вершинам христианского экзистенциализма. В ней также отражается влияние Якоба Бёме.
Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу. Согласно Бердяеву, зло – это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека идолами искусства, науки и религии. Они порождают отношения рабства и подчинения, из которых возникла человеческая история.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Бердяев восставал против концепций рационализма, детерминизма и телеологии, которые разрушают царство свободы. Проблема человеческого существования состоит в его освобождении. Эта идея Бердяева легла в основу «философии личности», которая повлияла на течение персонализма и, в частности, на Эммануэля Мунье, а также на уругвайского иезуита Хуана Луиса Сегундо, теолога освобождения.
Человек определяется прежде всего своей личностью. Бердяев противопоставляет понятие личности – категорию этическую и духовную – индивидууму, категории социологической и природной. Личность относится не к сфере природы, а к миру свободы. В отличие от индивидуума (части космоса и общества), личность не принадлежит вообще ни к какой целостности. Она выступает против ложных целостностей: природного мира, общества, государства, нации, церкви и т. д. Эти ложные целостности являются основными источниками объективации, которые отчуждают свободу человека в своих созданиях – и он кончает их обоготворением, подчинением их тирании.
Средством для освобождения от всех форм отчуждающей объективации, Бердяев считает творческий акт. Его суть – борьба против внешних ограничений, познание, любовь – освободительные силы, восстающие против окостенения, холода и всего антигуманного.
Обращаясь к христианскому мессианизму (напоминавшему учение Иоахима Флорского), живший в эпоху утверждения тоталитарных режимов Бердяев одним из первых осудил мессианизмы «избранной расы» и «избранного класса».
Ратуя против всех форм социального, политического и религиозного угнетения, против обезличивания и дегуманизация, труды Бердяева действовали как вакцина против всех форм кровавых утопий прошлого и будущего. В отличие от создателей этих утопий, Бердяев подчеркивал реальные потребности и реальное назначение человека. Человек есть создание сверхприродной свободы, которое вышло из божественной тайны и окончит историю провозглашением Царства Божьего. Личность должна подготовить это Царство в свободе и любви.
В общих чертах мысль Бердяева лежит в традиции русского мессианизма – очищенного и прояснённого радикальной критикой противостоящих ему сил.
Николай Бердяев в 1912