Содержание учения о познании
Центральные позиции в гносеологии отданы субъекту и объекту изучения окружающего мира, чувственному и рациональному познанию.
- Субъект познания — наделенный сознанием человек или общество.
- Объект познания — та часть внешнего мира, на которую направлена познавательная активность субъекта. Обычно противостоит сознанию и внутреннему миру субъекта.
Теоретики различают два главных способа исследования мира.
- При чувственном варианте знания получают посредством зрения, слуха, осязания, обоняния. Ощущения, восприятия, представления — все это моменты чувственно-практической деятельности.
- В рациональном познании работают другие приемы и инструменты — умозаключения, понятия, суждения, теории, гипотезы, методы.
Типы гносеологии
Исторически в дисциплине сложилось множество направлений.
- Эмпиризм признает в качестве единственного источника достоверных знаний чувственный опыт человека. Основатель методологического эмпиризма — Ф. Бэкон, гносеологического эмпиризма — Д. Локк. Концепции придерживались Т. Гоббс, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Милль. Элементы эмпиризма встречаются в позитивизме и неопозитивизме, как часто называют логический эмпиризм. Именно на последнее направление опирается современная физика.
- Рационализм в качестве основы познания и поведения людей ставит разум. Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц исходили из идеи естественного порядка, пронизывающей мир причинной цепи. Рационализм служил философским источником идеологии Просвещения. Кант пытался преодолеть противоположность эмпиризма и рационализма, а Шеллинг и Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Согласно рационализму, научное, объективное знание достижимо только посредством разума. Такие направления, как исторический материализм, прагматизм, марксизм, неореализм строятся на позициях рационализма.
- Сенсуализм, как и эмпиризм, главным в познании считает чувственное. Но именно чувственные восприятия, ощущения и представления. В античной философии представителями этого направления были киренаики и эпикурейцы. Д.Локк утверждал: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». И его принцип разделяли французские просветители П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, немецкий материалист Л.Фейербах.
- Сходную позицию с сенсуализмом занимали последователи эмпириокритицизма.
Основные категории учения
Познание
Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире.
Философия обобщает и изучает способы и методы познания, используемые различными науками. Анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория, наблюдение и эксперимент, аналогия и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма.
Есть несколько подходов к проблеме познаваемости окружающего мира:
- Скептицизм отражает сомнение в существовании надежного критерия истины.
- Агностицизм отрицает возможность познания объективного мира и достижимость истины, ограничивает роль науки познанием явлений.
- Конвенционализм утверждает, что научные теории и понятия — продукт соглашения между учеными, а научные законы — условности.
- Гносеологический оптимизм предполагает, что мир материальных систем познаваем и не ограничивается познанием чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями.
Действительность
Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами.
В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права.
Мышление
Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.
Процесс мышления развивается и происходит в таких формах, как:
- Понятия. Отражение свойств, связи и отношений явлений. Выделение общего у предметов одного класса.
- Суждения. Формулирование мысли в виде повествовательного утвердительного или отрицательного предложения. Могут служить либо истиной, либо ложью.
- Умозаключения. Познание внешнего мира в позиции абстрактного мышления. Некое умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, которые совпадают с законами логики.
Сознание
Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Споры о сущности сознания и возможности его познания философы ведут с древности.
Идеализм считает первичным сознание. Материализм утверждает, что и исторически, и гносеологически первична материя, а сознание лишь производное от материи.
Дуализм однозначно за то, что сознание и материя независимы друг от друга.
Резюмируя, сознание — это высшая, связанная с речью функция мозга, которая свойственна лишь человеку. Оно заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание дает человеку способность конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира, разрабатывать прогнозы развития природных и социальных процессов, вести преобразовательную целеполагающую деятельность.
Истина
Цель любого познания — найти истину о предмете, явлении или процессе.
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.
Соответствие знаний действительности и есть истина, заблуждение, соответственно, знание, которое не соответствует действительному объекту. Принято рассматривать несколько разновидностей истины.
Уровни познания в гносеологии
Определение 3
Гносеология, или теория познания – это один из значимых разделов философского знания, так как проблематика познания в качестве весьма существенной, определяет строй каждой из философских систем. Наиболее важным является вопрос о том, каким образом человек познает мир, в котором и раскрываются механизмы познания.
Основными источниками, то есть ступенями познания, можно рассматривать чувства, то есть чувственное познание, а также разум и рациональное познание или интуицию и интуитивное познание.
Преимущественно наука ведет споры о чувственном и рациональном познании. Интуитивную форму познания рассматривают преимущественно в религиозно-философских системах. Религиозные философы рассматривали интуицию как основную форму познания, трактуя ее в качестве одного из способов приобщиться к Богу.
Возможности чувственного познания зависят от наших органов чувств и являются наиболее очевидными для каждого, так как человек получает информацию именно посредством своих органов чувств.
К основным формам чувственного познания относят:
- ощущения – это информация, которую получает человек от каждого органа чувств. По своей сути, именно ощущения являются посредниками между человеком и его внутренним миром. Из ощущений человек получает первичную информацию, которую позже интерпретирует;
- восприятие – некий чувственный образ предмета, в котором сосредоточена вся информацию, которую человек собрал от всех своих органов чувств. Однако восприятие существует только в момент взаимодействия с предметом;
- представление – это чувственный образ предмета, который сохранился в механизме памяти и воспроизводится по желанию. Чувственные образы могут отличаться по степени сложности;
- воображение в качестве формы познания – это способность комбинировать различные фрагменты чувственных образов. Воображение является важным и сложным компонентом любой творческой деятельности, включая научную.
Рациональное познание предполагает конкретные понятия, обозначающие предметы, отношения и свойства. По своей структуре суждения обязательно включают два понятия: понятие субъекта, то есть то, в связи с чем человек строит мысль и понятие предиката – то, что человек думает по поводу того или иного предмета.
Основными формами рационального познания являются:
- умозаключение – форма мысли, когда из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение, которое может дать новое знание. Наиболее распространенными являются дедуктивные и индуктивные типы умозаключений. Дедукция базируется на основании двух посылок, из которых выводят одну. Индукция базируется на основании бесконечного результата исходных предпосылок, но не дает достоверно правильного результата;
- гипотеза – это предположение, очень важный тип познавательной деятельности, особенно в науке;
- теория – это выстроенная система понятий, умозаключений, суждений, в рамках которых могут быть сформированы законы, закономерности фрагмента действительности, который рассматривается данной теорией, достоверность которых обосновывается и доказывается средствами и методами, которые формулируются в соответствии со стандартами научности;
- рационализм – позиция, в соответствии с которой истинность человеческого знания может обеспечиваться исключительно разумом. Чувственному знанию нельзя слепо и абсолютно доверять, так как чувства поверхностны, не могут ухватить суть вещей, которую можно постичь исключительно разумом.
Чувственное и рациональное познания тесно связаны друг с другом и диалектически друг друга обуславливают при реальном познании. С одной стороны, чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без примеси чувственного, не может быть осуществлено, так как чувственное познание, выступающее как опосредующее звено действительности и разума, служит для разума «пищей».
Разделы гносеологии
В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Гносеологический оптимизм
Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.
Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.
Гносеологический пессимизм
Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:
- Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
- Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.
Понятие и виды познания
Определение 1
Познание – это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание – основной предмет гносеологии, то есть теории познания.
Выделяют два уровня научного познания:
- эмпирический – опытный и чувственный;
- теоретический – рациональный.
Эмпирическое познание выражается наблюдением, экспериментом и моделированием, а теоретическое – обобщением результатов эмпирического уровня в рамках гипотез, законов и теорий.
Определение 2
Познание – это творческая деятельность человека, направляемая на получение достоверной информации об окружающем мире.
Виды познания:
- обыденно-практическое – базируется на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;
- религиозное – базируется на вере людей в сверхъестественное, является мышлением догматами, признанными неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму символов веры;
- научное познание – должно давать объяснение, поиск закономерностей в каждой из областей своего исследования. От него требуется строгая доказательность, четкость и объективность описания фактов, выстроенных в стройную непротиворечивую систему;
- художественное – базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Оно дает возможность почувствовать и чувственно выразить литературным, музыкальным или художественным произведением самые тонкие оттенки душевных переживаний, индивидуальность человеческой личности, чувства и эмоции, уникальность каждого жизненного момента человека и окружающей его природной среды. Художественным образом дополняется научное понятие. Если наука пытается продемонстрировать объективную сторону мира, то искусство демонстрирует другую сторону, личностно-составляющую;
- философское – имеет цель получить целостное и обобщенное знание о действительности.
История учения
Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.
Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон полагал, что науки, изучающие мышление содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил — истинного метода.
Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.
Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности.
Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.
Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.
Круг проблем гносеологии
Богатая история гносеологии и разнообразие философских школ ставят перед ней много вопросов, на которые требуется дать ответ. К основным проблемам гносеологии относят следующие:
- Причины познания – предполагает уточнение предпосылок к поиску объяснений происходящих событий. Принято считать, что предпосылками является потребность предугадать грядущие события при высокой сложность системы, без чего будет постоянно запаздывать ответ на новые вопросы.
- Условия получения знаний – включают три компонента: природу, человека и форму отображения реальности при узнавании.
- Поиск источника знания – гносеологией данный вопрос изучается через несколько задач, которыми должно обеспечиваться представление о начальном носителе информации, то есть об объекте познания.
В процессе совершенствования философской мысли было выделено несколько направлений гносеологии:
- Наивный реализм: мерило истины – это органы чувств, разница человеческого восприятия и реального положения вещей отсутствует.
- Сенсуализм – познание, основанное только на чувствах, если они отсутствуют, то информация в разуме не появится, так как человек базируется только на чувствах, считая, что за их пределами мира нет.
- Рационализм – истинное знание может быть получено только через разум, не учитывая данные, которые передаются от органов чувств, которые искажают действительность.
- Скептицизм – предполагает сомнения в каждом из пунктов знания, требует не соглашаться с авторитетным мнением, пока не произведет собственную оценку.
- Агностицизм – предполагает невозможность полного изучения мира и чувств, а разум предоставляет лишь обрывочные знания, которых мало, чтобы получить полную картину.
- Когнитивный оптимизм – делает возможным получение исчерпывающего знания об окружающем мире.
Направления гносеологии
Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:
- интуиция (иррациональный механизм);
- рассудок (рациональный);
- инстинкт (эмпирический);
- сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).
На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.
Иррационализм
Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.
Рационализм
В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
Эмпиризм
Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:
- идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
- материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.
Сенсуализм
В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:
- ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
- восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
- представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.
Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.
Предмет учения
Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.
Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.
Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.
Современная гносеология
В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.
Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.
Что такое гносеология
В современных источниках термин употребляется в двух значениях.
Гносеология — учение о механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов.
Гносеология — раздел философии. Главная задача дисциплины — изучение возможностей познания мира человеком, структуры познавательной деятельности, критериев истинности и достоверности знания, его природу и границы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Термин «гносеология» образован от греческих слов: γνω̃σις — знание и λόγος — учение.
Представители гносеологии
Каждая отдельная эпоха характеризуется своими яркими представителями гносеологического направления:
Период Античности. Парменид был одним из первых, кто заинтересовался проблематикой познания. Он разграничивал истину и мнение, считая, что истина неизменна, непротиворечива и находится вне времени. Сократ является автором одного из самых первых методов познания – майевтики. Аристотелем были сформулированы основополагающие принципы рационализма и разработана аналитика, как один из методов познания.
Средневековье. Данный период характеризуется развитием схоластики, представители которой и занимались изучением познания. Так, философом Оригеном была выдвинута теория трехуровневого понимания.
Новоевропейское время. Научный подход стал основным методом познания. Рационалисты, яркими представителями которых являются Декарт и Лейбниц, конфликтовали в этот период с эмпириками, к которым относились Дж. Локк, Д. Юм, Фр. Бэкон. Ими было выдвинуто два противоположных метода – опыт и дедукция. Дедуктивный подход базируется на логических умозаключениях, основанных на наблюдениях, а опыт базируется на личностном восприятии.
Немецкая классическая философия ставила под сомнение саму возможность познания мира. И. Кант задавался вопросом, касающимся предпосылок знания. Гегель апеллировал к логике, считая ее единственным методом познания. Остальные типы познавательных способностей он определял в качестве недоразвившихся методов мышления.
Классическое неокантианство – неокантианство позволило гносеологии обрести статус самостоятельной науки. Представители различных ветвей данного направления сходились в едином мнении, что гносеология представляет собой учение о знании и границах познания. Определение гносеологии впервые сформулировал русский ученый-философ – Введенский.
Марксизм. Энгельсом учение о мышлении было выделено в отдельное философское направление, которое основывалось на законах формальной логики. Все остальные научные сферы опирались на анализ культуры и истории.
Современная философия имеет два пути развития методов получения знания или информации. Первый путь базируется на иррациональных способах познания, а второй – на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Социология оказала наибольшее воздействие на процесс становления современной формы гносеологии.
Говоря о представителях гносеологии, нельзя не сказать о философах, занимающихся развитием двух путей разрешения проблемы познаваемости мира – скептицизма и гносеологического оптимизма.
Скептицизм в качестве самостоятельного философского направления появился еще в III веке до н.э. в Древней Греции. Скептики продолжали традиции софистов, указывая на относительность человеческого познания, на зависимость его от разных условий – жизненных обстоятельств, состояния органов чувств, влияния привычек и традиций. Родоначальником скептицизма считается Пиррон из Элиды, а представителями – Тимон, Карнеид, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа. Центром внимания Пиррона были этические проблемы, а также вопрос счастья и путей его достижения. Счастье в Понимании Пиррона – это невозмутимость, то есть атараксия и отсутствие страданий – апатия. Средство достижения счастья – скептическая программа отношения к миру.
Яркие представители скептицизма – Рене Декарт, а также Д. Юм, который совместно с Декартом стремился доказать, что из универсального сомнения выбраться невозможно.
Замечание 1
Крайним вариантом скептицизма выступает агностицизм, представление о том, что истинное знание вообще не является возможным, а, соответственно, мир невозможно познать.
Д. Юм утверждал, что опыт – единственный источник познания, поэтому он не может подвергаться проверкам. Из-за этого невозможно установить истинность отношений между данными, которые получены посредством опыта и объективным миром. Познание связано только с опытом и принципиально не может выходить за его пределы, а поэтому не может судить о том, какие отношения установлены между опытом и объективной реальностью.
В гносеологическом оптимизме объединены мыслители, которые были уверены в познаваемости мира и признавали безграничные возможности разума людей для постижения объективной реальности. Данную точку зрения разделяли представители французского просвещения – Д. Дидро, П.Д. Гольбах, К.А, Гельвеций и др.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология
Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
Проблемы гносеологии
Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.
Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:
- • Мистический, например, в Библейских текстах.
- • Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.
Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.
20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.
Характерные черты
Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.
Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.
Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.
Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.