Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект — субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека – это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают (по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Взаимосвязь сознательной личности и общества
На сегодняшний день в социологической науке существует многообразие определение понятия «личность». Они различные, но их объединяет то, что проблему личности человека они рассматривают во взаимосвязи с понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность».
Замечание 1
Так, личность представляется как отдельный человек, который обладает уникальным набором личностных характеристик, а также индивидуальными способностями и наклонностями, которые играют важную роль в его жизни и профессиональной направленности.
Понятие личность можно употреблять в отношении отдельного человека, и исключительно в том случае, когда он достигает определенного этапа своего развития. Как правило, это социализированный человек, который воспринял определенные общественные нормы и ценности, может верно их интерпретировать и взаимодействовать с другими людьми. Его деятельность также регламентирована нормами, ведь благодаря им общество может быть максимально сбалансировано и не находиться в рискогенной ситуации под угрозой конфликта. Личностью нельзя назвать новорожденного или маленького ребенка, так как он еще не имеет представлений об окружающей действительности, не может принимать сознательные решения, которые тем или иным способом и образом скажутся на окружающих.
Личность – это не объект социальной действительности: это субъект, который может оказывать влияние на окружающий мир, преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.
Личность и общество имеют взаимное влияние друг на друга. Она может предложить планы по изменениям или предложения по трансформации социальной реальности. В свою очередь, общество может повлиять на культуру личности, ее мировоззренческие установки, мотивации действительно осуществлять какие-либо действия, которые так или иначе скажутся на действительности. Также стоит отметить, что личность обладает некоторыми свойствами:
- Разумность;
- Сознание;
- Речь;
- Способность осуществлять трудовую деятельность;
- Наличие уникальных ценностных ориентаций и стремление к свободе.
Сознание – это важная часть личности. Сознание отражает возможность адекватно воспринимать окружение, нормы и ценности, обычаи и традиции, установки, и в дальнейшем так же адекватно воспроизводить их, адаптируясь в том случае, если окружающая действительность или личность самого человека сталкивается с неотъемлемыми трансформациями. Сознание также необходимо для того, чтобы создавать единые жизненные стратегии, уметь контролировать свою деятельность, анализировать все происходящие события и то, каким образом они сказываются на окружающих. Сознательная личность стремится к самосовершенствованию и реализации своих способностей, может адекватно оценивать свои силы в различных областях, а также может оказать значительное влияние на развитие общества в целом
Неосознанная деятельность индивида ничем не отличает его от животного, поэтому крайне важно, чтобы в соотношении «личность-общество» присутствовали такие компоненты, как мотивация, рациональность, целеустремленность, адаптируемость, социализируемость и, конечно же, сознание
Сознательное и бессознательное.
Сознательное – это контролируемое человеком, действия, совершаемые осознанно, за которые человек несёт ответственность.
Бессознательное – это не контролируемая сознанием человека деятельность и поступки. Это врождённая инстинктивно-рефлекторная деятельность. Такие действия направлены на удовлетворение биологических потребностей: сохранение организма и вида (продолжение рода).
К бессознательному относятся обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое сформировано на ранних стадиях развития человека.
Импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки – это тоже сфера бессознательного в человеке. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека».
↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.
Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».
ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека
ВИД | ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ |
Физиологические | Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. |
… | Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. |
ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.
Личность и общество, закономерности их взаимодействия
Определение 1
Общество – это совокупность индивидов, которые связаны друг с другом общими целями и задачами жизнедеятельности, интересами и способами организации жизни.
Определение 2
Личность – это человек, которому присущ некоторый набор психологических свойств, на которых базируются его поступки, важные для общества, и который отличает его от других людей.
Соотношение общества и личности выражено их дихотомией, а также относительной самостоятельностью. Такое соотношение можно представить в качестве целого и части. У личности есть носитель сознания – мозг. У общества же материальный носитель сознания отсутствует. Общественное сознание функционирует на основании общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность выступает в качестве единства физических и социальных качеств, физической и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность обладает своим собственным внутренним миром, закрытым для окружающих людей и достаточно локальным.
Духовность общества – это выражение, в первую очередь, типического в духовном мире его членов. Как правило, она носит открытый характер.
Личность функционирует и развивается в соответствии со своими законами. Прогресс и регресс общества выражен другими законами. Личность как человек физически закончена, она характеризуется определенным циклом жизни. Общество будет существовать на Земле до тех пор, пока есть возможность сохранять природные и социальные условия его нормального развития и функционирования. Этими и другими различиями характеризуется относительная самостоятельность личности и общества.
Закономерностями взаимодействия личности с обществом:
- определяющее влияние социальной среды на процесс становления личности, а также опосредованное внутренним психическим миром человека;
- активное обратное воздействие личности на социальную среду и общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности;
- процесс становления и развития общественных отношений протекает в ходе и на основании человеческой деятельности;
- зависимость формирования сознания и творческой активности индивида от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с окружающими людьми;
- единство общения и обособления личности, учитывая ведущую роль общения и в процессе ее формирования, и в общественной жизни.
Виды деятельности (2 классификация)
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра – это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка – это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация.
- Наличие определённых правил для той или иной игры.
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла – это её дочка).
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие).
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение – вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Как и в какой среде формируется личность
Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.
Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.
Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.
Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.
Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.
Что такое творчество?
Творчество – это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности – уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных – это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Качества присущие личности
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
- Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.
Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.
Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
- Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
- Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
- Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.
От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.
- Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.
Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.
При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Роль личности в обществе
Личность человека – это не только следствие, но и причина всех социальных, экономических, политических и этических действий, которые совершаются в общественной среде. Отношения в исторически определенном типе общества преломляются, они способны проявляться совершенно по-разному, и при этом они же определяют социальное качество каждой личности, содержание и характер ее практической деятельности.
В процессе осуществления практической деятельности человек с одной стороны интегрируется в социальные отношений, а с другой стороны – участвует в выработке личного и коллективного отношения к окружающему его миру. Таким образом, проявляется двойственность личности в развитии общества:
- человек – это объект социальных отношений, на него направлены все изменения и трансформации, которые определяют его роль, степень интегрированности и пользу от этих отношений и взаимодействий;
- человек – это субъект социальных отношений. Он интегрирует социальные нормы и ценности, которые влияют на текущее и будущее развитие общества.
Будучи и объектом, и субъектом социальных отношений, человеческая личность определяется своей многогранностью и многоаспектностью. Многое зависит от среды, в которой человек родился и вырос, от уровня его образования и воспитания, уровня профессиональной подготовки и мотивированности к тому, чтобы оказаться влиятельной центральной точкой в общественных отношениях. Исторически сложилось, что вокруг человека складываются коммуникации и социальные связи, человек определяет тренды и риски, он и сам может стать риском, который негативно влияет на общественные отношения. Поэтому поведение человека в общественных отношениях определяется нормами и правилами, но и они задаются человеком. Поэтому его роль определяется как абсолютная, всеобъемлющая. Без человеческих отношений невозможно воспроизводство норм и ценностей, без человека невозможно само человечество.
Играя значимую роль в общественных отношениях, человек наделяется социальными качествами. К элементам социальных качеств следует отнести:
- определенная цель деятельности личности;
- занимаемые социальные статусы;
- выполняемые человеком социальные роли;
- ожидания в отношении социальных статусов индивидов и выполняемых ролей;
- нормы и ценности, определяемые культурными обычаями;
- система знаков, используемая человеком при формировании своего социального поведения и взаимодействия с окружающими;
- совокупность знаний;
- уровень образования, социальной и профессиональной подготовки (в зависимости от занимаемого статуса);
- социальные и психологические, а также психические особенности индивида;
- активность, степень самостоятельности в принимаемых решениях.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение.
Что такое общество
Общество — первое из ключевых понятий, которое поможет нам ответить на вопрос о его взаимосвязи с личностью. Этот термин можно объяснить двумя разными способами: в узком смысле слова и в широком.
Общество в узком смысле
Общество в узком смысле — это:
-
совокупность людей, которые проживают на общей территории;
-
совокупность людей, объединённых схожими интересами, общением и деятельностью;
-
особый этап в развитии человечества.
Рассмотрим примеры каждого значения термина «общество» в узком смысле.
Степан и Света хотят в будущем стать актёрами, поэтому записались в драмкружок. Там они встретили других ребят, которым тоже нравится актёрское мастерство. Все участники этого кружка вместе — это маленькое общество в узком смысле слова, членов которого объединяют похожие интересы.
В Сибири есть небольшая деревня N, население которой составляет всего 80 человек. Это — ещё один пример общества в узком смысле: люди, которые живут вместе на одной и той же территории.
И последний пример — первобытные люди. За миллионы лет до н.э. Землю населяли наши предки, и все они занимались примерно одним и тем же. Они делились на племена, охотились, собирали фрукты и уже умели разводить огонь, но ещё не владели членораздельной речью. Всё это — особенности первобытного общества как периода в истории человечества.
Общество в широком смысле
Общество в широком смысле — это часть материального мира, отделившаяся от природы, но связанная с ней. При этом такая часть включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.
Иными словами, общество — это система, в которую входят люди и то, как они уживаются друг с другом. У этого явления есть конкретные функции. Например, создавать экономические блага, формировать у его членов важные качества, вырабатывать культурные ценности и т. д.
Больше о том, зачем людям нужна такая система, мы уже писали в статье «Общество в широком и узком смыслах».
Проверьте себя
Придумайте ещё несколько примеров, которые иллюстрировали бы общество в узком смысле с точки зрения каждого из трёх подходов. Объясните ваш выбор.
Самореализация
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
Виды самопознания
- Непосредственное – самонаблюдение
- Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Пути самопознания
- Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.