Этапы развития общества[]
Исторический материализм считает[источник?] , что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:
- Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная. На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства, товарно-денежных отношений, и обусловило переход к рабовладению.
- Рабовладение. (нем. Sklavenhaltergesellschaft) Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.
- Феодализм. (нем. Feudalismus) В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.
- Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
- Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) идеальное устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом, реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по потребности». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».
Исторический материализм считает, что социальное развитие человечества в принципе конечно — за коммунизмом не последует никакой другой общественно-экономической формации. С другой стороны, если принять, что коммунизм — это недостижимый идеал, то общественное развитие есть не что иное, как бесконечное последовательное приближение к этому идеалу.
Особенности исторического материализма Карла Маркса
Основной особенностью рассмотрения Марксом процесса общественного развития является то, что он впервые применил по отношению к нему учение о первичности бытия – материализм.
Основной идеей этого подхода была формулировка мысли о том, что для успешного осуществления общественных функций – политической деятельности, научных исследований, культурных достижений, человек прежде всего должен быть обеспечен возможностью комфортного существования.
Замечание 2
В связи с этим был сформулирован вывод – что «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».
Основные положения исторического материализма были сформулированы ученым в предисловии к его т рудам «К критике политической экономии».
Говоря о том, что экономическая составляющая общества выступает в качестве основы, на которой лежат идеологические надстройки, в виде форм общественного сознания, проявляющихся в политике, морали, искусстве и религии, Маркс выдвигал идею о том. что источник исторического развития – это противоречия, возникающие в рамках экономического базиса.
Маркс считал, что данные надстройки, несомненно, оказывают влияние на формирование процесса развития общества, но в итоге несоответствие содержания производительных сил характеру производственных отношений, влияет на все основные сферы жизни общества.
Процесс исторического развития общества согласно идеям Маркса представляет собой смену этапов, периодов и эпох. Основными историческими этапами являются: доисторический этап, этап предыстории человечества и этап подлинной истории человечества. Исходя из идеи классового подхода, по мнению ученого, описанным выше этапам соответствуют следующие виды общества: доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Каждый из этих видов имеет свои особенности и представляет собой пример исторического развития как личности человека так и общества в целом.
В сочетании материалистического и классового подхода Карл Маркс вывел пять основополагающих способов производства, или «экономических общественных формаций», которые оказывают непосредственное влияние на развитие общественной жизни и личности в частности, как члена этого общества. В соответствии с ними были определены эпохи исторического развития общества в целом: первобытнообщинная эпоха развития, «античная» или рабовладельческая эпоха, феодальная эпоха, капиталистическая и коммунистическая эпохи развития.
Роль индивида в развитии общества
По мнению Карла Маркса каждый индивид, являющийся членом общества может рассматриваться с двух сторон: во – первых, как человек разумный, который противопоставляется животным, во – вторых, как гармонично развитая личность, которая находится в процессе постоянного взаимодействия с окружающими его людьми.
В отличие от животного, которое способно только лишь к приспособлению к изменениям окружающего мира, человек имеет способность приспосабливать и изменять этот мир во благо собственных нужд.
Личность же Маркс характеризовал следующим образом – это совокупность всех возникающих у индивида общественных отношений. С точки зрения ученого личность не является отправной точкой для социально – исторического развития, а является его конечным результатом. Именно благодаря тому, что человек находится в социальных отношениях на протяжении всей своей жизни и происходит процесс формирования его личности.
Формирование поведения и сознания личности напрямую зависит от социального воздействия на нее, а процесс развития является высшей целью общественного развития в целом.
Достижение этой цели, по мнению Маркса, возможно лишь в случае радикальных преобразований уже существующих общественных отношений. Процесс взаимодействия общества и личности активен не только в случае непосредственного взаимодействия индивидов, но и в случае оказания общественного влияния на поведение человека.
Исторический материализм в истории[]
Сильно догматизированный исторический материализм в XX веке стал одним из элементов идеологической системы СССР и других социалистических государств. Начиная примерно с 1920-х годов научная разработка этого направления практически прекратилась[источник?] , оставшись в русле толкования работ создателей и попыток объяснить реальные исторические события, которые не вполне соответствовали[источник?] нарисованной таким «историческим материализмом» картине, таким образом, чтобы не подвергнуть сомнению основы «теории», ушедшей довольно далеко от научных взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса.[источник?]