Введение
Научно-технический, социальный прогресс
приносит не только благо. Он ведет
к загрязнению окружающей среды,
повышает требования к стрессовой устойчивости,
вызывает необходимость усвоения большого
информационного потока, снижает
объем двигательной активности человека,
что в совокупности ведет к
ухудшению здоровья. Единственное оружие
человека в защите здоровья в создавшихся
условиях — физическая культура.
Физическая
культура представляет собой часть
общей культуры, вид деятельности,
направленный на познание и преобразование
физической природы человека. Физическая
культура как составная часть общей культуры
является обязательной учебной дисциплиной
в высших учебных заведениях.
По
мнению Тимушкина А.В., физическая культура
выступает как необходимая часть образа
жизни студентов, ибо она представляет
собой неотъемлемую часть общечеловеческой
культуры, область удовлетворения жизненно
необходимых потребностей в двигательной
деятельности, решает задачу физического
совершенства, разрешает проблемы рационального
использования свободного времени. Повседневная
учебная работа, зачетно-экзаменационные
сессии (2 раза в году), учебные практики
— все это требует от учащихся не только
усердия, но и хорошего здоровья, хорошей
психофизической подготовленности.
П.Ф.Лесгафт,
говоря о значимости физической культуры,
подчеркивал: «Несоответствие слабого
тела и развитой умственной деятельности
неизменно окажет свое отрицательное
влияние на человека. Мысль и понимание
могут быть, но не будет надлежащей энергии
для последовательной проверки идей и
проведения и применения их на практике»
.
Выражение
«занятия физической культурой»
соответствует обыденному сознанию
и языку людей. Его следует
понимать как деятельность по развитию
и совершенствованию человеком
заложенных в нем, имеющихся у
него природных способностей, качеств,
в том числе морфофункциональных
и психических.
Медико-биологические
и педагогические науки имеют
дело с человеком как с существом
не только биологическим, но и социальным.
Социальность — специфическая сущность
человека, которая не упраздняет его биологической
субстанции, ведь биологическое начало
человека — необходимое условие для формирования
и проявления социального образа жизни.
Между тем творят историю, изменяют живой
и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают
мировые и олимпийские рекорды не организмы,
а люди, человеческие личности. Таким образом,
социально-биологические основы физической
культуры — это принципы взаимодействия
социальных и биологических закономерностей
в процессе овладения человеком ценностями
физической культуры.
Естественно
— научные основы физической культуры
— комплекс медико-биологических наук
(анатомия, физиология, биология, биохимия,
гигиена и др.).
Анатомия
и физиология — важнейшие биологические
науки о строении и функциях человеческого
организма. Человек подчиняется
биологическим закономерностям, присущим
всем живым существам. Однако от представителей
животного мира он отличается не только
строением, но развитым мышлением, интеллектом,
речью, особенностями социально-бытовых
условий жизни и общественных
взаимоотношений.
Труд
и влияние социальной среды в
процессе развития человечества повлияли
на биологические особенности организма
современного человека и его окружение.
В основе изучения органов и межфункциональных
систем человека принцип целостности
и единства организма с внешней природной
и социальной средой.
Актуальность
данной темы заключается в том, что без
знаний о строении человеческого тела,
о закономерностях функционирования отдельных
органов и систем организма, об особенностях
протекания сложных процессов его жизнедеятельности,
влиянии социальных условий нельзя организовать
процесс формирования здорового образа
жизни и физической подготовки населения,
в том числе и учащейся молодежи.
Целью
данной работы является изучение социально-
биологических основ физической культуры.
Исходя
из указанной цели работы, задачами
являются:
1)Изучить
организм как единую биологическую систему;
2)Рассмотреть
функциональные системы организма;
3)Изучить
факторы внешней среды, воздействующие
на организм студента.
Типы дыхания
Легочное дыхание. Обмен газов в легких происходит за счет диффузии. Кровь, текущая из сердца в капилляры, окружающие легочные альвеолы, содержит много углекислого газа. Его мало в воздухе легочных альвеол, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород попадает в кровоток также путем диффузии. Но для того, чтобы этот газообмен продолжался непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа удаляется наружу, а кислород, поглощенный кровью, заменяется кислородом из свежей порции наружного воздуха.
Тканевое дыхание. Тканевое дыхание происходит в капиллярах, где кровь выделяет кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода, поэтому оксигемоглобин распадается на гемоглобин и кислород. Кислород попадает в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для жизнедеятельности клеток и тканей. При недостаточном снабжении тканей кислородом: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, перестает выделяться энергия, а лишенные энергоснабжения клетки погибают. Чем больше кислорода потребляется тканями, тем больше кислорода требуется из воздуха для компенсации затрат. Поэтому при физической работе одновременно усиливается и сердечная деятельность, и легочное дыхание.
Социально-биологические основы физкультуры
Организм человека не прекращает развиваться по достижении им определенного возраста, он развивается во все периоды жизни. Это развитие начинается с зачатия, продолжается на протяжении жизни и завершается тем, что человек уходит из жизни.
При этом одни люди с детства проявляют интерес к спорту и впоследствии становятся выдающимися спортсменами. В то же время есть и те, кто вообще отказывается от физических нагрузок и спорта, поскольку они считают, что спорт для них не несет никакой пользы. Однако физкультура составляет основу жизни человека, а в самой физической нагрузке заложены социальные и биологические основы развития личности.
В основе жизнедеятельности лежит процесс автоматического поддержания важнейших функций организма, а также поддержание важного и необходимого уровня жизни и состояния, при котором человек будет чувствовать себя хорошо и сможет выполнять работу, обучаться, брать на себя дополнительные физические нагрузки. Одну из важнейших функций играет процесс гомеостаза
Это целая совокупность реакций организма, которые обеспечивают поддержание необходимого уровня или восстановление постоянства внутренней среды организма и ряда физиологических функций организма
Одну из важнейших функций играет процесс гомеостаза. Это целая совокупность реакций организма, которые обеспечивают поддержание необходимого уровня или восстановление постоянства внутренней среды организма и ряда физиологических функций организма.
К таким функциям относят:
- Кровообращение;
- Обмен веществ;
- Иммунитет;
- Терморегуляцию и др.
Процесс гомеостаза не берется из ниоткуда, он обеспечивается сложной системой приспособительных и координированных механизмов, которые помогают человеку адаптироваться в сложных и непривычных для себя условиях, а организму координироваться таким образом, чтобы человек чувствовал себя хорошо, его иммунитет был достаточно крепким для борьбы с инфекциями и заболеваниями. Также есть и другая сторона влияния физкультуры и спорта на жизнь человека. Спорт – это отдельный мир, оказываясь в котором, человек начинает совершенно по-новому смотреть на социальную реальность. В его окружении появляются люди, которые также заинтересованы в соревнованиях, которые занимаются спортом, могут поддержать интересы индивида. В спорте действуют свои достаточно жесткие правила, но именно благодаря этим правилам и их соблюдению человек может добиваться серьезных успехов, а также может становиться известным, примером для подражания для других.
Спорт очень разнообразен. Он красив и опасен, зрелищен, у многих вызывает недоумение. Оказываясь в спортивных кругах, человек обрастает новыми знакомствами, обретает совершенно иной социальный опыт, который вряд ли был бы ему доступен, если бы он не оказался в окружении других спортсменов
Также спорт приковывает к себе внимание болельщиков, он вызывает острые дискуссии, и все это делает спортивную сферу одной из самых ярких и громких. С социальной точки зрения оказываясь в спорте в раннем возрасте, ребенок просто принимает «правила игры», которые затем может перенести и на свою повседневную жизнь
Это спортивный опыт, жесткость в решениях, целеустремленность, умение опираться исключительно на свой опыт и свои знания.
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
Каждый рожденный человек наследует от своих родителей врожденные генетические черты и характеристики, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Однажды после рождения, образно говоря, в автономном режиме ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь его тела.
Рост человека продолжается примерно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность наблюдается в период от 10 до 13 лет, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20-25 годам.
Подростковый возраст (16-21 год) связан с периодами созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости.
Зрелый возраст (22-60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно длительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания и физической активности.
Пожилой возраст (61–74 года) и старческий возраст (75 лет и более) характеризуются физиологическими процессами перестройки: снижением активных возможностей организма и его систем — иммунной, нервной, кровеносной и др.
Все органы в теле взаимосвязаны и взаимодействуют. нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Функциональной единицей организма является клетка — элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, воспроизводство, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточному строению тела возможно восстановление отдельных частей органов и тканей тела. У взрослого человека количество клеток в организме достигает около 100 триллионов. Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, структурой и происхождением, которая составляет морфологическую основу жизни организма, называется тканью.
С учетом механизма обмена и коммуникации клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией выделяют основные типы тканей:
- Эпитальная ткань — образует внешнюю оболочку тела — кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от воздействия внешней среды. Эта ткань отличается высокой степенью восстановления.
- Соединительная ткань — это сама соединительная ткань, хрящ и кость.
- Мышечная ткань — это группа тканей тела, обладающих сократительными свойствами.
- Нервная ткань — главный структурный компонент нервной системы человека.
Влияние физической активности на дыхательную систему
Человек может находиться без еды несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха всего несколько минут. Организм накапливает питательные вещества, такие как вода, и подача свежего воздуха ограничивается объемом легких. Поэтому необходимо его постоянное обновление. Вентиляция легких поддерживает более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления кислорода в кровь и удаления из крови углекислого газа, других продуктов газообразного разложения и водяных паров. Дыхание — это обмен газами между ячейками и окружающей средой.
У людей газовый обмен состоит из четырех этапов:
- обмен газами между воздушной средой и легкими;
- обмен газами между легкими и кровью;
- перенос газов через кровь;
- обмен газами в тканях.
Дыхательная система выполняет только первую часть газообмена. Остальное делает кровеносная система. Существует тесная взаимосвязь между дыхательной и кровеносной системами. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, обеспечивающее газообмен между клетками крови и ткани. Она осуществляется системой кровообращения, так как кровь снабжает органы кислородом и удаляет из них продукты жизнедеятельности и углекислый газ.
Типы дыхания
Легочное дыхание. Обмен газами в легких происходит путем диффузии. Кровь, поступающая из сердца в капилляры, окружающие альвеолы, содержит много углекислого газа. Его не хватает в воздухе альвеол, поэтому он покидает кровеносные сосуды и уходит в альвеолы. Кислород также попадает в кровь путем диффузии. Однако для того, чтобы этот газовый обмен был непрерывным, состав газов в альвеолах должен быть постоянным. Это постоянство поддерживается легочным дыханием: Избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород заменяется кислородом из свежей части наружного воздуха.
Тканевое дыхание. Тканевое дыхание происходит в капиллярах, где кровь выделяет кислород и поглощает углекислый газ. Так как в тканях мало кислорода, происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород поступает в тканевую жидкость, где он используется клетками для биологического окисления органических веществ. Высвобождаемая энергия используется для жизнедеятельности клеток и тканей. При недостаточном снабжении ткани кислородом: нарушается функция ткани, потому что прекращается разложение и окисление органического вещества, не высвобождается больше энергии и клетки, лишенные энергообеспечения, умирают. Чем больше кислорода используется в тканях, тем больше кислорода требуется от воздуха, чтобы компенсировать усилия. По этой причине во время физической нагрузки одновременно повышается и сердечная активность, и легочное дыхание.
Влияния физкультуры на организм человека
Переоценить значение физкультуры и спорта для организма и жизни человека практически невозможно. Нет такой сферы деятельности, где бы не пригодилась физическая подготовка.
Спорт и физкультура – это духовная общественная ценность. Она важна абсолютно для каждой личности, но все дело лишь в выборе человека. Если он готов поменять свой образ жизни и внедрить в него физкультуру, спорт и физическую активность – то это говорит о том, что человек сознательно стремится само совершенствоваться, улучшать свои физические данные.
Когда исследователи пытаются дать оценку роли физкультуры в жизни человека, то они делают упор на то, что спорт – это одна из возможностей гармоничного развития человеческой личности. А гармоничное развитие достижимо в том числе и через физической воспитание. Человек получает всестороннее развитие, становится ловким и сильным, выносливым, может набирать скорость, координирует свои движения. Человек, отлично владеющий собственным телом, выглядит намного более уверенным в глазах других людей. Он может подать себя так, что будет успешно проводить мероприятия, переговоры, занятия и прочее. Важные качества для любого человека – это выносливость организма, способность работать в любых, даже самых стрессовых и сложных условиях, а также закалка и отличное здоровье. Любое недомогание сразу сказывается на всех сферах жизни человека: он становится менее внимательным, может раздражаться из-за того, что из-за плохого самочувствия он что-то забывает или упускает. Занятия спортом усиливают иммунитет и помогают человеку всегда быть в строю, а регулярная активность мышц и мышечных тканей корректирует работу центральной нервной системы, активизирует функции дыхательной активности и системы, задает условия для активного кровотока. Как следствие – человек ощущает прилив сил и бодрости, не страдает от учащенного сердцебиения или отдышки во время активной деятельности.
Спорт часто приравнивают к термину «активность», что совсем неудивительно. Также спорт – это основа биологической деятельности человека, основа его жизненной энергии. Без спорта было бы очень сложно правильно развиваться, развивать свой организм, тело, мышцы. Поэтому спорт следует вводить с самого раннего возраста, когда психика только формируется, и человеку можно привить правильные привычки.
Диссимиляция и ассимиляция
Диссимиляция и ассимиляция — взаимно противоположные процессы, обеспечивающие в единстве непрерывный процесс жизнедеятельности живых организмов; протекают в организме непрерывно, одновременно, в тесной взаимосвязи и составляют две стороны единого метаболического процесса. Диссимиляция и ассимиляция образуют сложную систему, состоящую из цепочки взаимосвязанных биохимических реакций, каждая из которых по отдельности является только химической, но вместе составляют единое целое, имеющее биологическую природу. Противоречие между диссимиляцией и ассимиляцией определяет динамический баланс живого тела. Как открытая система, она должна, постоянно приобретая, так же постоянно расходовать полученную энергию, чтобы энтропия не увеличивалась. гомеостаз физической культуры тела
Диссимиляция — процесс расщепления органических веществ в живом организме на более простые соединения — приводит к высвобождению энергии, необходимой для всех жизненно важных процессов организма.
Ассимиляция — процесс усвоения поступающих в организм органических веществ и уподобления их органическим веществам, присущим данному организму, происходит с использованием энергии, выделяющейся в процессе диссимиляции. В этом случае соединение с высокой энергией которые образуются, которые становятся источником энергии, выделяемым во время диссимиляции.
Диссимиляция поступающих в организм питательных веществ, в основном белков, жиров и углеводов, начинается с их ферментативного расщепления на более простые соединения — промежуточные продукты обмена (пептиды, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, моносахариды), из которых организм синтезирует (усваивает) органические соединения. необходимо для его жизни. Все процессы диссимиляции и ассимиляции в организме протекают как единое целое.
Что происходит с сердечно-сосудистой системой под влиянием длительного физического воспитания?
Систематические занятия спортом затрагивают практически все органы и системы человеческого тела. У тренированных людей значительно улучшается сократимость миокарда, увеличивается центральное и периферическое кровообращение, повышается работоспособность, снижается частота сердечных сокращений не только в покое, но и при любой нагрузке, вплоть до максимальной, систолической, или инсультной, крови. объем увеличивается. За счет увеличения ударного объема крови сердечно-сосудистой системе тренированного человека гораздо легче, чем нетренированного человека, справляться с возрастающими физическими нагрузками, полностью снабжая кровью все мышцы тела, принимающие участие в нагрузке с большой нагрузкой. напряжение.
Вес сердца тренированного человека больше, чем у нетренированного человека. Объем сердца у людей, занимающихся физическим трудом, также значительно превышает объем сердца нетренированного человека. Разница может достигать нескольких сотен кубических миллиметров. В результате увеличения ударного объема крови у тренированных людей минутный объем крови также относительно легко увеличивается, что возможно из-за гипертрофии миокарда, вызванной систематическими тренировками.
У нетренированного человека увеличение ударного объема крови в основном осуществляется за счет увеличения количества сердечных сокращений. Спортивная гипертрофия сердца — чрезвычайно благотворный фактор.
Это увеличивает не только количество мышечных волокон, но и поперечное сечение и массу каждого волокна, а также объем ядра клетки. При гипертрофии улучшается обмен веществ в миокарде. Систематические тренировки увеличивают абсолютное количество капилляров на единицу площади поверхности скелетных мышц и сердечной мышцы.
Социально-биологические основы физкультуры
Определение 1
Социально-биологические. основы. физической культуры — это совокупность медико-биологических, социальных и гуманитарных знаний, на которых базируются теория и методика физического воспитания и спортивных тренировок.
Человек – это социальное и биологическое существо, которое подчиняется всем биологическим закономерностям. Эти закономерности едины для всех, однако человек может использовать различные способы и механизмы для совершенствования своего организма и общего состояния. От представителей животного мира человек отличается как раз не только своим анатомическим строением, но и более развитым мышлением. Действия человека рациональны, а не инстинктивны, как у животного, присутствуют устойчивые элементы целеполагания. Человек также отличается от животного:
- Возможностью говорить;
- Особенностями социальных и бытовых условий жизни;
- Стремлением совершенствоваться, в том числе занимаясь физкультурой и спортом;
- Интеллектом.
Организм человека представлен очень слаженной системой. Она саморегулируется и саморазвивается, а также человек способен оценивать своим возможности, стремится к чему-либо
Например, для индивида важно его внутреннее состояние, его здоровье, возможность совершенствовать свое тело и свой разум. Все органы человеческого организма связаны друг с другом
Нарушения в работе одной системы органов может привести к нарушениям в других системах. Отличительная особенность человека также состоит в том, что он сознательно влияет на внешние социальные и бытовые условия, а именно эти условия определят состояние здоровья индивида, работоспособность людей, продолжительность жизни.
Для того, чтобы человек жил как можно дольше, как можно дольше поддерживал активное и бодрое состояние организма, он также должен прилагать определенные усилия
Например, очень важно, чтобы человек мог сделать физкультуру и спорт частью своей жизни, а также сделать свою жизнь настолько активной и здоровой, что повысится выносливость организма. В современном мире не так просто выжить – стрессовые ситуации, напряженность и тревожность, любые социальные потрясения – все это непременно сказывается на организме человека
Для того, чтобы этого не было, важно взять все в свои руки. Занятия спортом и физкультурой – это именно то, что лежит в основе здорового образа жизни. Совсем необязательно постоянно изнурять себя профессиональными тренировками, накачивать мышцы. Важно хотя бы ввести в свою регулярную жизнь пробежки, зарядку, аэробику и правильное питание.
Поэтому следует отметить, что физическая культура действительно способна влиять на биологические показатели человека. Она меняет его мировоззрение, общее состояние, повышает выносливость. Для многих спорт – это один из способов избавиться от излишнего стресса и перенапряжения, и поэтому эти люди стараются хотя бы 2-3 раза в неделю заниматься гимнастикой, пробежками. Спорт стал доступен абсолютно каждому человеку, государство заботится об увеличении количества спортивных объектов, которыми могут воспользоваться все желающие. Поэтому выбирать спортивный образ жизни или нет – это мнение абсолютно каждого человека, особенно если вся инфраструктура и все условия уже есть.
Заключение
Сила и размер мышц напрямую связаны с упражнениями и тренировками. В процессе работы увеличивается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, растут мышечные волокна, то есть увеличивается мышечная масса. Способность к физическому труду, выносливость — результат тренировки мышечной системы. Повышение физической активности детей и подростков приводит к изменениям костной системы и более интенсивному росту их тела.
Под влиянием тренировок кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивные тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Скелетные мышцы влияют на протекание обменных процессов и выполнение функций внутренних органов. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмы, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальному функционированию органов брюшной полости, кровообращению и дыханию.
Разносторонняя мышечная деятельность увеличивает работоспособность тела. При этом снижаются энергетические затраты организма на выполнение работы. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки, постепенно развивается сутулость. Нарушение координации движений. Наше время характеризуется широкими возможностями повышения уровня физического развития человека. Возрастных ограничений для занятий физкультурой нет. Физические упражнения — эффективное средство улучшения двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка или навыка. Под воздействием упражнений формируется полнота и устойчивость всех форм двигательной активности человека.