ВВЕДЕНИЕ
Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья – служение ценностям искусства. При этом истина, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
Истина – это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание?
На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.
Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние – задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
Истина и ее критерии
Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).
Концепция истины
Определение истины
Критерий истины
Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности
Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
Истина есть согласованность знаний
Согласованность с общей системой знаний
Истина есть практически полезное знание
Истина есть соглашение
Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:
Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.
Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.
Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.
-
Правила школьного этикета 1 класс
-
Характеристика алеко из поэмы цыганы кратко
-
Программа кружка школа грамотеев 2 класс
-
Письмо родителям на работу от администрации школы
- Подготовка кассовой машины к работе кратко
Многообразие подходов к пониманию истины
Проблема истины возникла в философии одновременно с первыми онтологическими и гносеологическими концепциями. Если в рамках мифо-религиозного мировоззрения вопрос истинности представлений как таковой не ставился, в силу их высокого авторитета и традиционности, то в рамках философских теорий, когда образ мира конструировался на основании абстрактных размышлений философов о его сущности, которые у различных мыслителей закономерным образом не сходились, возник вопрос о степени истинности этих представлений, их права на отражение реальности.
Одним из первых наиболее полно и обстоятельно вопросы истины рассмотрел Аристотель, дав ее классическое определение: истина – это соответствие теории реальности. Аристотелевское понимание истины оставалось доминирующим на протяжении многих веков, оно используется и в настоящее время, однако признать его конечным и исчерпывающим не представляется возможным. Во-первых, определение вызывает соответствующий вопрос о том, что есть реальность. И если научно-материалистическое понимание мира определяет реальность как многообразие форм бытия движущейся материи, что предполагает существование объективных способов ее изучения, то объективно и субъективно идеалистические концепции, дополняют материальное бытие идеальными структурами, подтвердить или опровергнуть существование которых не представляется возможным, либо и вовсе отрицают объективную реальность в пользу субъективных представлений, уникальных для каждого индивида.
Не меньше вопросов вызывает понятие соответствия, которое должно быть установлено между теорией и реальностью. Какими методами должно устанавливаться соответствие, каковы его критерии, и что оно предполагает само по себе, ведь представление о яблоке, не есть само яблоко, а значит между знанием и реальностью есть различие, и должна быть определена его допустимая мера.
Несовершенство классического подхода, а также сложность его применения в областях гуманитарного (юриспруденции, социологии, экономике и т.д.) и абстрактного (математика, логика) знания привели к формированию различных подходов к пониманию истины. Основными из них являются:
- прагматический,
- конвенциальный,
- когерентный,
- позитивистский,
- марксистский.
Прагматический подход рассматривает истину с позиции критериев пользы и блага. Если знание приносит пользу, дает положительный результат – это знание истинное. Если же оно не работает, т.е. не приносит ожидаемых плодов, то такое знание бесполезно, а значит и бессмысленно.
Конвенциальный подход понимает истину как соглашение, учитывающее мнение и традиции в понимании определенного объекта как можно более широкого числа сторон. Данный подход наиболее часто используется в абстрактных дисциплинах (для определения не существующих в реальности понятий, таких как «ноль», «материальная точка» и т.д.).
Когерентный подход рассматривает истину как отсутствие противоречивости внутри теории, системы знания. Однако данный критерий достаточно узко применим, так как ложная система представлений вполне может быть непротиворечивой и убедительной.
Позитивистский подход в качестве критерия истины выделяет опыт. Знание, подтверждаемое опытным путем является истинным, знание которое невозможно свести к опыту или проверить в эксперименте не может считаться таковым. В рамках марксизма в качестве критерия истины признается общественно-историческая практика. Знания и теории, имеющие истинность находят свою реализацию в процессе развития общества, ложные же отсеиваются.
Проблема демаркации
Проблема демаркации знаний, т.е. определения их истинности имеет для науки не только ценностно-теоретическое, но и практическое значение. Оно выражается в двух направлениях деятельности научного сообщества:
- отделение науки от лженауки;
- отделение обоснованной критики, от догматизма.
Первое направление связано с появлением различных исследователей и сообществ, которые используют авторитет и атрибутику научного сообщества для популяризации собственных идей и, в конечном итоге, получения финансовых выгод, на основании сомнительных, ненаучных концепций и результатах их реализации. Размах подобных околонаучных и лженаучных объединений и организаций может быть различным – от торговцев «чудо-таблеток» и «волшебных поясов» до новых религиозных организаций, использующих «пронаучный» имидж.
Второе направление связано с теми исследователями, которые предлагают новые, часто революционные исследования в своих научных областях, переворачивающие устоявшиеся концепции, а потому часто подвергающиеся догматической критике и обвинению в лженаучности. Безусловно, голословный догматизм замедляет развитие научного знания, и сообщество должно противостоять подобным нападкам.
Понятие истины в философии
Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.
Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:
Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:
- истина — это доверие авторитетному источнику;
- истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
- . — практически полезное знание;
- . — результат соглашения;
- . — ясное представление о чём-либо;
- . — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.
Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.
Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.
Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.
Общие сведения о проблеме истины
Важно понимать, что трактовка понятия «истина» может существенно разниться в зависимости от ученых, которые занимались его истолкованием. Многие современные, античные и средневековые философы пытались найти истину на различных исторических этапах
Среди них: Сократ, Фуко, Аристотель, Хайдеггер и многие другие. За долгое время мыслители прошли путь от превозношения истины как справедливости и красоты до ее органической подмены симуляцией с ключевой постправдой
Многие современные, античные и средневековые философы пытались найти истину на различных исторических этапах. Среди них: Сократ, Фуко, Аристотель, Хайдеггер и многие другие. За долгое время мыслители прошли путь от превозношения истины как справедливости и красоты до ее органической подмены симуляцией с ключевой постправдой.
Большинство исследователей вскользь говорит о том, что человечество живет в эпоху постправды. Но даже в этом случае истина остается центральной концепцией. Истина становится центральной концепцией внутри естественного и теоретического знания.
Истина всегда становится центральным элементом мышления и коммуникации. Истина превалирует в дебатах, решениях внутри существования общества. Часто за разъяснением природы истины обращаются именно к философии, но она также, как и другие области знания находится в эпохе постправды.
Примерно до начала XX века размышления об истине в западных интеллектуальных и духовных традициях часто превозносили ее. Платон провозгласил истину как цель философии и цель человеческой жизни.
Следует отметить тот факт, что не все философские размышления относятся к истине, но она часто становится обязательным вопросом на протяжении нескольких тысяч лет. Теория истины могла быть переформулирована на протяжении веков. Ф. Аквинский говорил о том, что «истина есть согласие между объектом и интеллектом».
Виды истины
Можно выделить четыре вида истины, которые находятся между собой в диалектической взаимосвязи:
- объективная,
- конкретная,
- относительная,
- абсолютная.
Под объективной истиной понимается такое знание, содержание которого не зависит от самого субъекта. Т.е. объективная истина – это знание об объектах реальности, которое соответствует этим объектом и получено от самих объектов. Конкретная истина является частью объективной и ее высшим проявлением. Конкретная истина предполагает подлинное и всестороннее знание об отдельном ограниченном объекте или участке реальности, учитывающем все многообразие его сторон, свойств и связей с другими объектами.
Относительная и абсолютная истина связаны между собой. Относительная истина является неполным, ограниченным знанием о каком-либо явлении реальности, в то время как абсолютная представляет собой полное и окончательное знание. Все знания мира представляют собой относительные истины, поскольку по мере развития научного прогресса, они опровергаются или уточняются и дополняются. Однако по мере совершенствования относительной истины наука движется к абсолютной истине, в тоже время отодвигая ее потенциальный предел.
Эволюция подходов к определению категории «истина»
И. Кант, немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения, определяет истину как соответствие познания и предмета. Кант считает также, что эмпирические факты создаются внутри человеческого сознания. Истина для Канта есть согласие познания с собственным внутренним миром, а не внешней реальностью.
Критерий логической связанность имеет отношение к истине. Например, если человек учитывает обе крайности противоречия, то у него будет присутствовать хотя бы одно ложное убеждение. Ошибку иногда можно исправить в ту или иную сторону, указывая на тот факт, что некоторая информация не совместима с тем, что говорилось ранее.
Для получения окончательной истины необходимо увидеть конкретное утверждение, которое вписывается в полную теорию или систему. Такая ситуация оказывается не всегда возможной, особенно если это касается эмпирической проверки существующих фактов и тенденций.
Уже к началу XX века многим философам казалось, что эти взгляды вносят больше неясности, чем было изначально. Внутри естественных наук и математики сформировался период относительно полезности получаемых результатов. Истина достигалась в том случае, если результат эмпирического эксперимента оказывается полезным для человечества в той или иной степени.
По кораблю истины был нанесен удар теорией американского прагматизма. Эта теория подвергается современной критике с точки зрения сущности истины и ее восприятия конкретными личностями.
Определение 1
Американский прагматизм – это философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Для прагматиков вера или теория истины помогала решать проблемы и с пользой продолжать эмпирические исследования. В дальнейшем проблема сместилась от попыток обрести всеобъемлющую характеристику истины в четкий афоризм или систему наблюдений за концепциями, которые подвергаются логике или научному осмыслению. Смена понимания сути истины произошла на континентальной стороне великого дисциплинарного разрыва. К истине стали относиться как к общему понятию. В данном контексте значимым можно назвать исследование М. Хайдеггера. В нем существовало некоторое объективное недоверие к метафизике, которая реализовала процесс поиска базовых ответов на вопросы бытия. Хайдеггер полагал, что необходимо знать о том, что происходит в мире и человеке, чтобы соответствие мира и человека оказалось возможным.
Подход Хайдеггера заключается не только в том, чтобы отказаться от вопроса об истине, а в том, чтобы возвращаться к ее сущности или условиям, которые делают возможным соответствие высказываний реальности. Хайдеггер возвращается к истине, вскрывая суть подозрений прагматичности. Конечно, с точки зрения роли истины, например, в математике, такие понятия, как «поведение» и «несокрытость», не имеют никакого значения.
М. Фуко, выдающийся французский философ, теоретик культуры и историк, представлял истину несколько по-другому. Согласно его мнению, можно выделить несколько ключевых тенденций:
- в обществе имеется режим истины, общая политика реализации истины;
- в социальном пространстве есть типы дискурса, которые принимает знание, инстанции и механизмы.
При рассмотрении истины важно понимать, что в ней существуют провалы. Они формируются из – за того, что люди не могу посмотреть правде в глаза
Истина не является вечной и неизменной, но это не означает, что она уничтожается с внешней стороны.
Виды истины — абсолютная и относительная
Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.
Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.
Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.
Примеры абсолютной истины:
Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.
Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.
Примеры относительно истинных знаний:
Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.
Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина
Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца
Частный случай субъективной истины – это правда.
Подходы к пониманию истины в философии
Стремление создать целостную картину мира, основанную не на традициях и мифологических представлениях, а на знаниях о мире и рациональных рассуждениях о его сущности и природе поставило перед философами проблему истинности таких представлений. Уже в глубокой древности философы отмечали, что сведения полученные чувственным путем крайне ненадежны – разные люди видят один и тот же объект по-разному, более того один и тот же человек в разное время может по-разному оценивать один объект, в зависимости от своего состояния и ситуации. Чувственное познание было признано недостаточным для понимания сущности мира и изучения его объектов, ему на смену были выдвинуты постулаты рационального познания (Сократ, Платон), были и те, кто настаивал на непознаваемости мира, релятивизме знания (Протагор). Однако достаточно полное определение истины было сформулировано позднее Аристотелем:
Определение 2
Истина – это соответствие знания реальности.
Под реальностью, Аристотель понимал прежде всего чувственно-воспринимаемый мир, отрицая идеалистические представления Платона, рассматривая их как ненужное удвоение бытия. Соответствие же рассматривалось с позиции формальной логики (сформулированной Аристотелем) как не противоречие.
Аристотелевское понятие истины утвердилось на долгие века и стало классическим для философии и гносеологии. Однако бурное развитие науки и общества в Новое время поставили перед пониманием истины новые задачи, которые в свою очередь требовали новых подходов. Следует понимать, что для философии истина – не самоцель, но в первую очередь критерий, определяющий ценность тех знаний и представлений которых складываются в рамках самой философии и других отраслей культуры.
Помимо классического получили распространение следующие подходы:
- когерентный, рассматривающий истину как логическую непротиворечивость теории или знания;
- конвенциональный, понимающий истину как результат соглашения сторон;
- прагматический, в качестве критерия истинности выдвигающий полезность знания или теории.
Каждый из данных подходов обладал своими недостатками. Так с позиции когерентного подхода можно было признать истинной отвлеченно-абстрактную систему, не имеющую связей с реальностью, но обладающую внутренней цельностью. Конвенциональный подход сложен в практическом осуществлении, поскольку требует соглашения всех позиций по предмету обсуждения, что мало возможно, более того он ограничен в своей примерности областями абстрактных понятий. Прагматический подход смешивает понятия истины и блага, обесценивая таким образом фундаментальные знания и исследования, которые не могут быть использованы прямо сейчас.
Догматизм и релятивизм
Еще одна грань восприятия истины заключается в диалектическом противостоянии догматического и релятивистского подходов к ее пониманию.
Догматизм предполагает существование абсолютной истины, как реально существующей аксиомы, на которую можно опираться при построении онтологическое картины мира. Догматизм успешно реализуется в самых различных сферах человеческой культуры. Самые яркие примеры догматизма характерны для религии – любое религиозное утверждение представляет собой безусловную догму, истинность которой не может быть оспорена или опровергнута, равно как и подтверждена. Однако научное мировоззрение также не чуждо догматизму. Так представление Демокрита об атомах, как о мельчайших и неделимых частицах материи, было непреложной догмой на протяжении более чем двух тысяч лет. И ее опровержение в начале двадцатого века вызвало настоящий мировоззренчески-филосфский кризис в научных кругах, поскольку истина на которой строилась вся наука была опровергнута.
Релятивизм исходит из представления, что абсолютная истина невозможна и недостижима, в то время как любая истина относительна. Любое знание имеет границы своей применимости, любое этическое или правовое положение характерно лишь для определенной культуры, общества, любое мировоззрение – это всего лишь частное мнение. Однако релятивизм сам основывается на догматическом положении об относительности любой истины, которое не может подвергнуть сомнению – в противном случае релятивизм превратится в абсурд.
Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.
Истина и её критерии
Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.
Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.
Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.
Логичность.
Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.
Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.
В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.