Что значит соподчинение мотивов

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга

Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности

Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.

Социальные причины  основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.

Выделяется три типа :

  • достижение— это то личное желание сделать что-то трудное, преодоление препятствий;
  • власть — состоит из  достижения статуса , который позволяет влиять на других людей или быть проводником других;
  • принадлежность — необходимости общаться с другими членами группы, будь то, по соображениям интересов, религии и т.д.

Первичные (биологические) мотивы с врожденными характеристиками необходимы для обеспечения выживания организма или вида, среди которых выделяются основные: голод, жажда, сон и секс. Они присущи всем видам. Есть еще материнский импульс, причины температуры, выделения, кислорода, активности и избегания боли.

Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.

Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.

Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько  теорий

  • Баланс: гомеостатический (по Халлу), когда организм испытывает какой-то дефицит, появляется какая-то биологическая или психическая потребность, импульсы действуют, чтобы восстановить утраченный баланс.
  • Потребности: мотивация активируется в ответ на потребности человека.
  • Когнитивные (по Толмену): мотивация побуждает поведение к выполнению ожиданий и целей, которые каждый субъект поставил в результате предыдущего обучения.
  • Поведенческие: мотивация определяется стремлением к удовольствию и бегством от боли, вызванной убеждениями.
  • Психоаналитические : наше поведение мотивировано бессознательными импульсами, сексуальными и агрессивными инстинктами.
  • Гуманистские: пирамида/иерархия потребностей Маслоу формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (нижняя часть 9, у людей развиваются более высокие потребности и желания (верхняя часть).

Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:

  • основные физиологические факторы, поддерживающие гомеостаз (дыхание, еда, сон, избегание боли и т.д.);
  • безопасность и защита, физическая безопасность и здоровье, ресурсы и защита вашего имущества и активов;
  • общение, дружба, социальная интеграция и социальное признание;
  • уважения, высокая оценка (потребность в самоуважении, уверенности, достижениях, независимости и свободе) и низкая оценка (уважение к другим людям, потребность во внимании, признательности, признании, репутации и т.д.).
  • расстройство является тормозом некоторого поведения, направленного на достижение цели, все ситуации, в нашей жизни, когда это происходит, появляется неудовлетворенная потребность.

Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.

Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.

Механизм работы соподчинения мотивов

Соподчинение мотивов представляет собой процесс множественного смотрения на вопрос, который требует принятия решения. Этот процесс заключается в том, что каждый мотив оценивается независимо в контексте различных критериев выбора.

Когда у человека есть несколько мотивов, он начинает сравнивать их, и именно здесь проявляется механизм соподчинения

В этом процессе каждый мотив сравнивается с другими мотивами и оценивается в соответствии с их степенью важности. Это помогает определить, какой мотив более важен, и, как следствие, какое решение принять

Соподчинение мотивов часто происходит в подсознании, и человек может даже не подозревать, что он использует этот механизм. Однако он играет важную роль в принятии решений, поскольку позволяет человеку оценивать мотивы на более глубоком уровне.

  • Значимость решения
  • Время, которое можно уделить процессу принятия
  • Количественный показатель

Одним из важных аспектов при работе с механизмом соподчинения мотивов является выделение самых значимых мотивов. Если человек не может определить наиболее важный мотив, это может привести к принятию неправильного решения. Кроме того, для того чтобы эффективно использовать механизм, нужно уделить достаточно времени на его реализацию. Также важным фактором является количественный показатель: чем больше мотивов, тем сложнее процесс выбора и тем более трудно принять правильное решение.

Таким образом, соподчинение мотивов является важным механизмом при принятии решений. Оно позволяет оценивать мотивы на более глубоком уровне и выбирать наиболее важные из них

При этом важно учитывать значимость решения, время, которое можно уделить процессу принятия, и количественный показатель мотивов

Основные мотивы человека

Если рассматривать основные мотивы человека как индивида и вида в целом, то основными (первичными) будут являться мотивы, связанные с существованием, т.е. биологические (физиологические), врожденные: голод, жажда, сон и секс. Они не могут быть изменены усилием воли. Некоторые из них цикличны – еда, сон.

Многие из основных мотивов игнорируются из-за повседневности, однако они являются основой многих видов экономической деятельности и если не могут быть удовлетворены, они подвергают опасности для продолжительности жизни: движения, чистый воздух, адекватная температура окружающей среды и т.д.

Следовательно, они являются важными и необходимыми процессами для обеспечения выживания человека и вида. Другие основные мотивы – это бегство от опасности или поиск убежища, чтобы защитить себя.

Почему соподчинение мотивов важно для достижения целей

Соподчинение мотивов — это процесс объединения разных мотиваций в одно целое, что позволяет достигать большей эффективности в действиях

Важно понимать, что каждый человек имеет свои мотивы и потребности, и возможность соподчинения мотивов позволяет достичь общей цели в группе

Для достижения целей нужно иметь ясное представление о том, куда вы хотите прийти и почему это важно для вас. Однако, это может быть недостаточно, чтобы достигнуть успеха

Необходимо соподчинить мотивы своих коллег, друзей или партнеров, чтобы создать единую цепь единства и согласованности, которая позволит эффективно достигать заданных целей.

Соподчинение мотивов также имеет психологический эффект на участников проекта. Когда каждый человек со своими мотивами объединяется в группу и все они работают над одной общей целью, это создает крепкую связь и доверие между участниками. Этот эффект усиливает взаимодействие и увеличивает продуктивность коллектива.

Использование соподчинения мотивов помогает снизить уровень конфликтов внутри группы, что может оказать положительный эффект на результаты работы. Конфликты могут возникать из-за различных мотивов и потребностей, которые могут конкурировать друг с другом. Соподчинение мотивов помогает урегулировать потребности и мотивы всех участников проекта и создать единую цепь, в которой каждый член группы чувствует себя важным и ценным.

В целом, соподчинение мотивов — это очень важный процесс, который помогает создать единство и увеличить продуктивность работы группы. Более того, соподчинение мотивов открывает новые возможности для лучшего взаимодействия и увеличения результативности в достижении целей.

Как выявить соподчиненные мотивы и принять обоснованные решения?

Перед тем, как принимать решения, важно выявить свои мотивы. Соподчинение мотивов происходит тогда, когда у нас есть несколько мотивов, которые обладают равной силой и обязательно должны быть реализованы

В такой ситуации принятие решения может стать сложной задачей.

Первый шаг в выявлении соподчиненных мотивов — это понимание того, что вам действительно важно. Например, если вы стоите перед выбором продолжать работу или поступить на учебу, вам нужно выяснить, что для вас важнее: карьера или образование

Далее можно составить список всех своих мотивов и отнести их к первостепенным (очень важным) или второстепенным (менее важным). После этого можно использовать матрицу решений, которая позволит оценить каждое решение с учетом его влияния на все мотивы.

Важно также помнить, что выявление соподчиненных мотивов не гарантирует правильное принятие решения. Но, имея ясное понимание своих мотивов, можно принять обоснованное решение, которое будет соответствовать ваши желаниям и целям

Выявление соподчиненных мотивов поможет принимать обоснованные решения.
Важно понимать, что для вас наиболее важно.
Матрица решений поможет оценить влияние каждого решения на все мотивы.
Помните, что правильное решение не гарантируется, но соподчиненные мотивы помогут принять обоснованное решение.

Теория принципов постановки целей Э. Локка

Главной идеей теории стало то, что качество и особенности жизни человека напрямую зависят от целей, которые он ставит перед собой, поэтому цели должны составляться с учетом недостающих для счастья факторов по следующим принципам:

  1. Конкретная задача (человек должен четко понимать, что именно и как нужно сделать);
  2. Цель не должна быть легкодостижимой и не требующей затрат сил и времени.
  3. Человеку легче стремиться к результатам, если цель поставлена им самим и является его собственным желанием.
  4. Необходима обратная связь (без взгляда со стороны сложнее оценить свой потенциал и результат).
  5. Готовность использовать все ресурсы для достижения результата.

Положительные и отрицательные мотивы

Человеческие существа естественным образом стремятся к удовольствиям и избегают боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную:

Положительный мотив (награды).

Это тип мотива, который вы используете, когда выполняете какое-либо действие по той причине, чтобы получить вознаграждение, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или далеким. Ожидание награды — вот что вами движет.

Отрицательный мотив (избегание боли).

Отрицательный мотив — это наказание. Это происходит, когда предпринимаются действия, чтобы избежать боли или неудачи.

Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при отрицательном мотиве — это то, что если у вас нет под рукой решения, то отрицательный мотив может вызвать беспомощность и депрессию.

Существует разница между отрицательным и положительным мотивом:

  • Отрицательный мотив коренится в страхе, а положительный мотив — на служении.
  • Разница между отрицательным и положительным мотивом — это разница между выживанием и жизнью.
  • Если у вас есть положительный мотив, ваши действия, скорее всего, будут иметь положительный результат. С другой стороны, если вы настроены отрицательно, ваше действие приведет к нежелательному отрицательному результату.
  • Отрицательный мотив может нанести вред самому себе, а положительный мотив — уверенность в себе.
  • Когда вы убегаете от чего-то, тогда у вас отрицательный мотив, а положительный побежите к чему-то.

Что такое соподчинение мотивов?

Это ключевое понятие в формировании, развитии личности. Первые признаки соподчинения мотивов возникают в раннем возрасте. Разные стимулирующие факторы утрачивают равноправное значение, образуют систему личностных ценностей, жизненных ориентиров.

Такое построение называют индивидуальной мотивационной схемой. Доминирующие и второстепенные побуждения составляют иерархию, в которой наблюдается различие уровней, силы воздействия.

К числу соподчиненных мотивов подросткового возраста относят:

  • самоутверждение;
  • стремление достичь спортивного успеха;
  • зарождение нравственных качеств;
  • поведенческую оценку.

Для предотвращения этической деформации личности соподчиненные мотивы выстраивают в иерархическую систему воспитательно-образовательными средствами. Самый сложный момент в период психологического становления индивида – выбор между личностными и социальными ценностями.

Соподчинение мотивов формируется в борьбе этих факторов для создания разумного компромисса. Она начинается в дошкольном возрасте. Результатом этого поэтапного процесса считается мотивационная готовность, которая тесно связана с понятиями познавательного интереса и инициативности.

Этапы мотивирования

Мотивация – это обширный процесс, который проходит в несколько этапов.

  1. В начале пути у человека возникает потребность, которую он желает удовлетворить.
  2. На следующем этапе выявляются способы, как именно это сделать.
  3. Далее ставится конкретная цель – чего именно нужно достичь в финале.
  4. Последний этап самый длительный – это будут, собственно, конкретные действия, работа в выбранном направлении.

При успешном результате человек добивается желанной награды и остается доволен. Если же случился провал – это может негативно сказаться на будущих планах. Понятно, что в следующий раз мотивировать человека, который уже потерпел неудачу, будет намного сложнее.

Организовать комфортную среду для роста продуктивности и выбрать конкретный способ мотивации помогают практические психологи, ведь нужно учесть индивидуальные особенности личности, сопутствующие факторы ее жизни и другие важные моменты.

Научиться методам оказания психологических услуг поможет наш дистанционный курс обучения по практической психологии. Вы не только освоите все техники диагностики и коррекции психологических состояний, но и получите право применять их на практике, чтобы помогать людям в решении их проблем и достижении целей.

Примеры соподчинения мотивов в современном мире

Соподчинение мотивов может быть применено в различных аспектах современной жизни. Например, социальные сети применяют этот принцип, объединяя мотивы людей для общения и обмена информацией. Одним из примеров такого соподчинения являются тематические группы, которые объединяют людей с общими интересами и целями, например, любители кулинарии или путешествий.

Коммерческие организации также используют соподчинение мотивов для привлечения потребителей. Например, при продаже товаров и услуг могут использоваться несколько мотивов покупки, таких как комфорт, экономия времени, скидки и прочее.

Спортсмены и команды также могут применять соподчинение мотивов для достижения высших результатов. Например, в футболе игроки с различными ролями и задачами (вратарь, защитник, полузащитник, нападающий) соподчиняют свои мотивы для достижения главной цели — победы.

В политике соподчинение мотивов может использоваться для единого направления и достижения общих целей. Например, в рамках партийных списков кандидатов может быть использовано соподчинение мотивов для согласования целей и действий, которые должны быть проведены после получения власти.

Таким образом, соподчинение мотивов широко используется в различных сферах жизни, помогая достигать общих целей и сотрудничать в различных проектах и задачах.

Мотивация достижения успеха

Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.

Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.

По сути, он становится человеком:

  • Ответственным и продуктивным,чтобы выполнить необходимые задачи на пути к успеху.
  • Настойчивым, сосредоточенными обладающим силой, чтобы легко не сдаваться из-за невзгод.
  • Посвященным и эффективным, всегда стремящийся к достижению целей наилучшим образом в кратчайшие сроки.
  • Организованным и спокойным, со своими идеями, решениями и со всем, что является частью ее целей.
  • Оптимистичным и позитивным,чтобы иметь четкое приближение к цели даже в самые критические моменты.

В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.

Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.

Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.

Важно то, что эта мотивация не всегда направлена ​​на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты. Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление

А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:

Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:

Действия, которые вы собираетесь выполнять, или цели, которых вы стремитесь достичь, должны быть направлены на достижение мечты всей вашей жизни. Если то, что вы делаете — это то, что вы действительно не хотите делать или не способствует вашему счастью, а скорее способствует конформизму, тогда вам очень трудно почувствовать мотивацию сделать это и добиться в этом успеха.

В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.

Помните о разнице между прогрессом и результатами. Ваш ум всегда должен быть сосредоточен на прогрессе, которого вы собираетесь достичь, а не на цели, которую вы хотите достичь. Разница между ними критическая. Если вы думаете о целях, прогресс ничего не стоит, потому что независимо от того, какого прогресса вы добьетесь, если вы не достигли конечного результата, ваш разум считает, что вы ничего не сделали.

  • Ваша мотивация должна быть направлена ​​на позитивные для вас вещи, то есть стремление к достижению ваших целей или задач, она должна быть позитивной, например, получение награды или признания, или просто получение того, чего вы хотите. Это может быть мотивация, основанная на негативных вещах, например, что вы должны действовать, потому что в противном случае вы будете наказаны, или вы останетесь без работы, или вы просто будете страдать или чувствовать некоторую боль (внутреннюю или внешнюю) не подчиняясь. Отрицательное подкрепление никогда не приносит пользы, поскольку оно перестает быть мотивацией и становится обязательством.
  • Не ограничивайтесь только созданием мотивации, ищите вдохновения. Вы можете рассчитывать на поддержку других людей на своем пути к успеху, или вы можете просто искать некоторую поддержку в опыте других людей через Интернет, книги и т. д.

Проблема борьбы мотивов

Одновременно и параллельно индивид находится под влиянием многочисленных разнонаправленных стимулирующих к действию факторов. Это важнейшее понятие волевой деятельности. Борьба мотивов направлена на определение главенствующего и доминирующего стимула.

Ее логичным исходом служит становление зрелой личности, осмысление жизненных приоритетов, способность самостоятельно принимать решения. Некоторые побуждения имеют амбивалентное значение. Пример: стоит ли принять помощь неприятного или априори недружелюбного человека.

Преследующие индивидуума на протяжении всей жизни подобные дилеммы составляют суть борьбы мотивов. Типичный пример – выбор между позитивными, но несовместимыми целями. Для принятия решения часто требуется проявить силу воли. Не рекомендуется делать сложный жизненный выбор под влиянием эмоций.

Мотив – это в психологии еще и постоянная борьба разнонаправленных стимулов и побуждений. Четкое определение ценностных ориентиров помогает делать безошибочный выбор. Психологи рекомендуют составлять личную мотивационную схему для облегчения внутренней борьбы.

«Теория потребности» А. Маслоу

На сегодняшний день довольно много теорий мотивации, но за основу чаще всего берется работа А. Маслоу − «Теория потребности». Определяющая идея создателя теории состояла в том, что каждый человек имеет иерархию потребностей. И одни потребности удовлетворяются только после удовлетворения базовых потребностей. Маслоу выдавал за основу физиологические потребности индивида, то есть те, которые связаны с выживанием (еда, вода, отдых).

Вторую ступень потребности занимает безопасность и уверенность в будущем дне. Человек стремится обезопасить себя во внешнем мире и утвердиться в будущем.

Социальная потребность становится на следующую ступень. Это отношение человека к социуму, желание общения и необходимость в поддержке.

Потребность в уважении занимает очередную ступень. Есть желание произвести впечатление на людей и заслужить уважение со стороны значимых людей.

Заключающую ступень занимает потребность самовыражения. Это когда человек старается реализовать свой личностный потенциал.

Функции мотивов

Для объяснения подоплеки любой манеры поведения, реакций на изменения условий или поступка в психологии применяют экстринсинвые (внешние) либо интринсивные (внутренние) причины. Они тесно связаны с базовыми функциями мотивов. Таковых насчитывается 3 – побуждение, направление, регуляция.

К внешним определяющим поведение индивида факторам причисляют психоэмоциональные качества:

  • удовлетворение естественных потребностей;
  • достижение поставленных целей;
  • реализацию собственных желаний;
  • следование своим интересам или увлечениям.

Руководящие поведением стимулы базируются на функциях мотивов. Побуждение провоцирует на совершение определенных действий, придает психоэмоциональным импульсам или душевным порывам актуальность.

Направляющая функция помогает избрать верный путь решения задачи. Регулирующая заставляет придерживаться царящих в социальной среде или общественной группе нравов, норм и правил. Она придает внутренним мотивам легитимность.

Аналогичным образом функции влияют на внешние стимулы. При руководстве экстринсивными мотивами они активируют другие характеристики индивида. Поэтому мотивационные функции в психологии рассматриваются в двойственном контексте.

Некоторые относятся к категории биологических, считаются врожденными и обеспечивают выживание. Такие функции побуждающих к действию факторов направлены на удовлетворение базовых физиологических потребностей – утоление голода, жажды, сон.

Они присущи любому биологическому организму, поскольку продиктованы природой. Материнский инстинкт считается одним из мощнейших побуждающих факторов. К биологическим функциям мотивов причисляют терморегулирующую, выделительную, стремление избежать боли или дискомфорта.

Людям свойственные вторичные стимулирующие факторы, приобретенные в процессе жизни, продиктованные сложившимися внешними условиями, социальным окружением. Интерпретации функций мотивов приведены в таблице.

Функция Характеристика
Баланс Активируется, когда индивид испытывает дефицит в чем-либо и действует до восстановления утраченного равновесия.
Потребности Служит ответом на желание удовлетворить физиологические, психоэмоциональные, эстетические или другие потребности.
Когнитивная Побуждает к выполнению действий, направленных на достижение поставленной цели или решение текущей задачи.
Поведенческая Диктуется социальными правилами и нормами, может меняться в зависимости от внешних условий.

Мотив имеет избирательные функции и индивидуальные свойства, меняющиеся с течением времени. В психологии это называют адаптивной способностью. Побуждающие факторы и их функции неодинаковы по силе воздействия на личность.

Внешние и внутренние мотивы

Мотивы в основном делятся на две категории: внешние и внутренние. Исследователи выявили впечатляюще эффективные два типа мотива:

Внешний

Выполнение действия для достижения или предотвращения отдельного результата

Скорее всего, многие вещи, которые вы делаете каждый день, имеют внешний мотив.

Согласно исследованию внешний мотив — это конструкция, которая присутствует всякий раз, когда деятельность выполняется для достижения некоторого отдельного результата.

Например, заниматься спортом, чтобы похудеть, научиться говорить по-итальянски, чтобы произвести впечатление на друзей, или вовремя приступить к работе, чтобы на вас не накричал начальник.

Внешний мотив — это делать что-то ради «внешнего» вознаграждения, которое вы получаете от него. В вашей карьере это может включать финансовую выгоду, льготы и даже возможность избежать наказания.

Когда вы обнаруживаете, что ваше вдохновение ослабевает, переориентация на внешние награды — это быстрый способ вернуться к цели или деятельности, будь то хорошие результаты на работе или соблюдение режима упражнений. Если вы обнаружите, что каждый день ворчите во время поездок на работу, чтобы выполнить работу, от которой вы не в восторге, попробуйте сосредоточиться на внешнем вознаграждении — будь то зарплата, из которой вы оплачиваете квартиру, продукты или даже бесплатные подарки детям на Новый год —  это отличный способ получить мотивацию.

Внутренний

Это внутреннее стремление к успеху или целеустремленность.Специалисты определяют внутренний мотив как выполнение деятельности для внутреннего удовлетворения, а не для каких-то отдельных последствий. Когда человек внутренне мотивирован, он движется к действиям ради развлечения или вызова, а не из-за внешних продуктов, давления или вознаграждения.

Ваша работа может не обеспечивать очевидных источников внутренней мотивации, но, возможно, вы отправляетесь на пробежку, потому что вам нравится «отключать вилку от сети» и бегать по дорожкам в парке или помогать своему соседу нести продукты вверх по лестнице, потому что вам действительно это нравится.

Внутренний мотив — это делать что-то, потому что вам это нравится. Вы чувствуете внутреннее вознаграждение за это от самого себя. На работе это может быть целенаправленная работа, приятное времяпрепровождение с товарищами по команде или достижение целей, которые вы перед собой поставили.

Скажем, например, вы финансовый консультант и испытываете искреннее удовлетворение от того, что можете помочь людям управлять своими деньгами таким образом, чтобы улучшить их жизнь. Или вы менеджер по маркетингу, которому нравится проводить мозговой штурм с коллегами по новым проектам.

Уровни и типы мотивации

Без связи с обеспечивающим развитие индивида стимулом уровни мотивации трансформируются, меняют силу воздействия. Выделяют 2 основных типа побуждающих факторов: продиктованные внутренними причинами или внешними обстоятельствами.

Первые не позволяют сдаваться при неудачах, вторые направлены на достижение общественного признания. Согласно Фрейду, существует мужской и женский типы мотивации.

В упрощенном варианте первый ориентирован на экономию имеющихся запасов, второй – на поиск дополнительных ресурсов и источников. Каждая психологическая школа предлагает собственные интерпретации типов мотивации.

Популярна следующая классификация уровней стимулирующих факторов:

  • Визуализация перспективы. Предполагает создание четкого ориентира, образа желаемого будущего.
  • Стабильность перспективы. Индивид стремится к уверенности, что условия жизни останутся неизменными в обозримом будущем. На этом базируется как внутренняя, так и внешняя мотивация.
  • Активизация перспективы. При приближении к цели индивид подсознательно усиливает стремление до нее добраться, соответственно уровень мотивации повышается.
  • Этапность. Сложные цели требует пошагового планирования. Близость каждой следующей промежуточной точки не позволяет мотивации ослабевать.

С. Полукеев на основе анализа трудов Л. Гумилева предложил 9 уровней мотивации. Каждый отражает силу стимулов индивида, его психологическое состояние, силу жизненных притязаний.

В зависимости от реализуемых целей, решаемых задач или выполняемых действий уровень мотивации снижается либо повышается. Определяющими факторами считают значимость результата, уверенность в достижении цели, личные прогнозы относительно возможности осуществления намеченного.

Понятие мотива и мотивации в психологии

Определения различаются по вкладываемому в них смыслу. Часто они дополняют друг друга или образуют комплексную систему поведенческих реакций, выбора вида деятельности. В упрощенном варианте мотив означает причину или побуждение к определенному действию.

Мотивация – та движущая сила, которая служит продуктом умственной деятельности, порождается устойчивым психоэмоциональным состоянием, взглядами или мировоззрением. Она заставляет принимать решения, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Мотив это в психологии более узкое понятие, стимулирующее поведенческую активность и направленное на быстрое достижение цели. Оба термина ввел в обиход немецкий философ Артур Шопенгауэр

Понимание концептуальной разницы между ними важно для оценки управляющих поведением индивидуума факторов

Психологи вкладывают в мотивацию двойственное значение. С одной стороны, это совокупность мотивов, с другой – процесс направленного на достижение целей в долгосрочной перспективе комплекса действий. Мотивация представляет собой многофакторную систему, детерминирующую социальное или биологическое поведение.


Мотив в психологии

Желание достичь конкретного результата деятельности служит целью и одновременно побуждающим к активности обстоятельством. Мотив часто представляют в виде особого эмоционального переживания, трансформируемого в направленное действие. Мотивацию используют при выборе пути.

Мотив действует при принятии локальных решений в рамках общего направления или вектора. Его можно представить в виде умозрительного обобщенного образа материальных либо идеалистических ценностей, выступающих предметом стремления, притязания, вожделения.

Соподчинение мотивов и психология

Соподчинение мотивов — это механизм, который лежит в основе наших решений и поступков. Психологи утверждают, что любое наше поведение определяется множеством мотивов, которые могут быть как сознательными, так и бессознательными.

В основе соподчинения мотивов лежит механизм конфликта интересов. Когда у нас имеется несколько мотивов, каждый мотив стремится реализоваться в действие. Но поскольку реализация одного мотива может противоречить другому, на этом этапе срабатывает механизм соподчинения.

Соподчинение мотивов в психологии играет важную роль, когда речь идет о принятии решений. Если у нас есть несколько мотивов, мы можем выбрать тот, который в данный момент кажется наиболее важным. Например, человек может склоняться к тому, чтобы купить новый автомобиль, но одновременно он понимает, что это будет негативно сказываться на его финансах, поскольку у него есть и другие крупные траты. В этом случае соподчинение поможет выбрать решение, которое удовлетворит оба мотива.

Одним из способов использования соподчинения мотивов в психологии является техника компромисса. Если у человека есть несколько мотивов, которые противоречат друг другу, техника компромисса поможет определить, какое решение будет наиболее подходящим. В этом случае нужно проконтролировать каждый мотив, исходя из своих интересов. Например, если человек хочет купить новый автомобиль, но при этом хочет сохранить свои финансы, ему нужно определить, сколько он может потратить на автомобиль и сравнить это со своими финансовыми возможностями.

В целом, соподчинение мотивов очень важно для психологии, поскольку оно помогает людям принимать правильные решения, которые удовлетворят все их мотивы. Эта техника широко используется в проектном менеджменте, маркетинге и в бизнесе в целом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: