Роль и значение представительных органов власти в российской федерации конспект

Представительный орган: определение, порядок формирования и полномочия :: businessman.ru

Работа региональных институтов

Компетенция представительных органов в субъектах складывается из следующих групп полномочий: конституционное, социально-культурное и экономическое строительство, внешние отношения. В первом направлении работают республиканские представительные структуры. Они утверждают конституции, изменяют и дополняют их, контролируют порядок исполнения принятых положений. Кроме этого, в компетенцию региональных парламентов входит решение вопросов, касающихся проведения референдумов, назначения выборов глав субъектов и депутатов, утверждения структуры исполнительных органов.

В сфере социально-культурного и экономического развития принимаются перспективные планы, программы, бюджеты. В краях, областях, городах федерального значения представительные органы именуются законодательными собраниями, думами и пр. Они формируются на основе тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.

Продолжительность полномочий выбранных депутатов – не больше 5 лет. В их компетенцию включаются:

  1. Утверждение регионального бюджета.
  2. Введение, отмена сборов, налогов, пошлин и прочих платежей, установление льготных режимов для их отчисления.
  3. Регулирование условий размещения облигаций, займов.
  4. Утверждение программ социального, экономического, национального и культурного развития.
  5. Регулирование деятельности и порядка образования валютных и внебюджетных доходов, принятие отчетов об и использовании.
  6. Утверждение национальных программ приватизации, пользования, владения, распоряжения, управления собственностью.
  7. Регулирование порядка предоставления и изъятия земли под объекты регионального и межрегионального, а также федерального значения, пользования природных ресурсов и их охраны.
  8. Предоставление дотаций, займов, субвенций из бюджетных средств действующим структурам территориального самоуправления.
  9. Регулируют вопросы использования и охраны объектов, которые имеют историческую, научную, культурную ценность, находящихся в границах субъекта.

В полномочия региональных органов входит также установление внешних связей, ратификация и денонсирование международных соглашений и договоров.

Общие полномочия муниципальных институтов

Орган местного самоуправления решает вопросы, связанные с:

  1. Содержанием и использованием муниципального нежилого и жилого фонда.
  2. Организацией и обеспечением деятельности ДОУ, средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, поликлиник и больниц.
  3. Охраной общественного порядка.
  4. Обеспечением санитарного благополучия граждан.
  5. Организацией и предоставлением муниципальных коммунальных услуг.
  6. Дорожным строительством и поддержанием надлежащего состояния автотрасс территориального значения.
  7. Благоустройством и озеленением МО.
  8. Прочими сферами, относящимися к его ведению.

Федеральный уровень

Госдума, как представительный орган ФС, формируется по итогам выборов. Они проводятся раз в 5 лет. В Госдуме присутствует 450 народных избранников. Половина из них выбирается напрямую в один тур голосованием по одномандатным округам. Оставшаяся часть формируется политическими объединениями, которые смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В Совет Федерации включается по 2 представителя от каждого региона — по одному от исполнительного и законодательного органов. Кроме них в СФ присутствуют лица, назначаемые Президентом. Их количество — не больше 10% от общего числа членов.

Государственная Дума

Государственная Дума избирается на 5 лет и состоит из 450 депутатов (ст. 95-97 Конституции). Депутатов избирают граждане РФ на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Любой гражданин России, достигший на день выборов в Государственную Думу 18 лет, имеет право избирать депутатов, а достигший 21 года — быть избранным депутатом.

225 депутатов ГД избираются по одномандатным избирательным округам, то есть от одного округа — один депутат, 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу (Думы пропорционально числу голосов избирателей).

В ведение Государственной Думы входят (ст. 103 Конституции):

  • дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • решение вопроса о доверии Правительству;
  • назначение на должность (или освобождение) Председателя Центрального банка;
  • назначение на должность (или освобождение) Председателя Счетной палаты, 50% состава ее аудиторов;
  • назначение на должность (или освобождение) Уполномоченного по правам человека;
  • выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает федеральные законы (ст. 105 Конституции). Ее деятельность основана на принципах многопартийности и политического многообразия, свободного обсуждения вопросов и их коллективного решения. Для выражения единой позиции и совместной деятельности депутаты формируют депутатские группы и фракции, то есть депутатские объединения.

Государственная Дума дважды в год собирается на сессии, во время которых проводятся заседания Совета ГД, заседания палаты, парламентские слушания, работа в комитетах и комиссиях, депутатских группах и фракциях. работа с избирателями. Решения на заседаниях Государственной Думы могут приниматься открытым или тайным голосованием.

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Общие сведения

При парламентской форме государственного управления представительный орган наделяется широкими полномочиями. В его компетенцию входит в том числе назначение президента. Глава государства не располагает при этом реальной властью.

Президентская форма правления предполагает независимое избрание парламента и первого лица страны. Глава государства вправе распустить парламент.

Представительный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание. В него входят Госдума и Совет Федерации. Существуют также муниципальные и региональные законодательные (представительные) органы.

Федеральное собрание как представительный орган РФ

Определение 1

Федеральное собрание — это представительный орган, парламент РФ (ст. 94 Конституции). Формой российского государства является парламентская демократия, представительная, то есть опосредованная выборами. В условиях представительной демократии формирование политической власти возлагается на представителей народа, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.

Согласно ст. 95 Федеральное Собрание состоит из:

  • Совета Федерации (верхняя палата — состоит из членов, представляющих субъекты РФ);
  • Государственной Думы (нижняя палата — состоит из членов, представляющих все население РФ).

Полномочия и порядок формирования палат Федерального Собрания отражают как общие интересы всего населения России, так и специфические интересы народностей и наций субъектов Федерации, различных социальных слоев общества.

Федеральное Собрание является коллективным выразителем воли и интересов многонационального населения РФ, выступает носителем суверенитета и источником власти. Парламент в системе разделения властей представлен законодательной властью. Функции парламента включают в себя законодательную деятельность, распоряжение государственной казной, контроль за исполнительной властью.

Полномочия палат Федерального Собрания:

  • организационные вопросы (избрание Председателей, образование парламентских комитетов, принятие регламентов), непосредственно связанные с деятельностью палат;
  • принятие федеральных законов.

Палаты Федерального Собрания различны по правовому статусу, характеру депутатского корпуса, способу формирования.

Каждая из палат обладает определенной самостоятельностью, что выражается в следующих аспектах:

  • разграничение функций, их самостоятельное осуществление, отсутствие подчиненности;
  • раздельное заседание;
  • отсутствие Председателя Федерального Собрания;
  • самостоятельное закрепление вопросов, отнесенных к ведению каждой палаты, включая сферу законотворчества;
  • отсутствие права принимать к рассмотрению (решать) вопросы, отнесенные к ведению другой палаты;
  • самостоятельность рабочих органов (комиссий и комитетов);
  • различный порядок формирования и избрания.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают в течение всего срока полномочий неприкосновенностью, то есть они не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску (исключение составляют случаи задержания на месте преступления), подвергнуты личному досмотру. Лишить депутата неприкосновенности можно по представлению Генерального прокурора решением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Депутаты (и члены) их. Они кроме случаев задержания, а также, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по РФ Федерального Собрания.

Компетенция Совета Федерации

В полномочия этого органа включено:

  1. Утверждение границ территорий регионов страны.
  2. Решение о возможности использовать ВС России за пределами государства.
  3. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного либо военного положения.
  4. Назначение на должности судей КС, ВС, Генпрокурора и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов.
  5. Снятие с поста Президента.
  6. Назначение выборов главы страны.

В обязательном порядке Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой, по вопросам:

  1. Государственного бюджета.
  2. Федеральных сборов и налогов.
  3. Денежной эмиссии, таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  4. Денонсации и ратификации международных соглашений РФ.
  5. Войны и мира.
  6. Статуса и защиты Госграницы России.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Исключительная компетенция

Местные представительные органы принимают решения коллегиально. К исключительной компетенции институтов относят:

  1. Принятие и изменение устава МО.
  2. Утверждение бюджета и отчета о его выполнении.
  3. Установление, отмена и изменение территориальных сборов и налогов в соответствии с НК.
  4. Принятие программ и планов по развитию МО, утверждение отчетов об их реализации.
  5. Установление порядка управления, распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью.
  6. Определение правил принятия решений о формировании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, расположенных на территории МО, расчете тарифов на их услуги.
  7. Установление порядка участия в объединениях межмуниципального сотрудничества.
  8. Определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы местных органов.
  9. Контроль над исполнением уполномоченными структурами и их должностными лицами своих обязанностей в сфере решения вопросов территориального значения.

Другие направления работы представительных органов определяются в федеральном законодательстве и прочими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним.

Заключение

Конституция РФ устанавливает разделение власти на 3 ветви. Каждая из них является относительно самостоятельным направлением деятельности уполномоченных структур, формирующих их. Вместе с этим работа институтов всех ветвей осуществляется при постоянном взаимодействии. В соответствии с конституционными положениями, основным носителем власти выступает народ. Он осуществляет ее реализацию различными способами. В частности, волеизъявление населения выражается через выборные представительные органы.

Нормативными актами закрепляется три их уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Наибольшей самостоятельностью пользуются местные законодательные структуры. В их полномочия входит решение территориальных вопросов, а также проблем, не относящихся к компетенции региональных и федеральных институтов.

Считается, что местные органы наиболее приближены к населению. Они принимают решения с учетом ситуации, складывающейся на территории конкретного МО. Местные институты не отчитываются перед федеральными. Однако все нормативные акты, которые принимаются на муниципальном уровне, должны соответствовать Конституции и ФЗ. Формирование представительных органов федерального, местного, регионального значения осуществляется путем выборов. Полномочия структур ограничиваются конкретными сроками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: