Сущностная характеристика экономики
Необходимость в выделении экономики в качестве отдельного вида деятельности, а также в качестве науки обусловлена тем фактом, что количество ресурсов, из которых можно производить предметы потребления, ограничены, а количество и качество потребностей людей безгранично возрастают. Экономика пытается разрешить эту проблему наиболее оптимальным способом – определяя, какие потребности будут удовлетворены в первую очередь, какие ресурсы и как будут использованы в производственном процессе.
Главные вопросы, ответы на которые ищет экономика, звучат следующим образом:
- Что производить? – т.е. какая именно продукция будет производиться, в какой отрасли организовать производство;
- Как производить? – т.е. какие ресурсы использовать, какую комбинацию ресурсов составить, какими методами обрабатывать ресурсы, как организовать производство продукции;
- Для кого производить? – т.е. какие и чьи потребности удовлетворит произведенная продукция, за чей счет и в каком размере будут оплачены затраты на производство продукции.
Направленность экономики на решение перечисленных задач определяет интенсивный путь ее развития. Под ним понимается рациональность и эффективность использования ограниченных ресурсов. Имеющиеся ресурсы должны перерабатываться так, чтобы при минимальном количестве затрат был достигнут максимальный результат (эффект).
В зависимости от того, каким образом отвечают на эти три главных вопроса экономики, различают четыре экономические системы, т.е. четыре типа экономического устройства общества, которые определяют особенности жизни и развития того или иного сообщества, проживающего на той или иной территории.
- Традиционная (первобытная) экономическая система – характерна для общества с первобытнообщинным строем, основывается на натуральной форме хозяйства, когда преимущественно производилась сельскохозяйственная продукция, предназначенная для внутреннего потребления, а собственность на средства производства в основном была общинная (главные вопросы экономики решались традициями, обычаями);
- Рыночная (либеральная) экономическая система – основывается на товарной форме хозяйства, когда в силу разделения труда, оформления частной собственности на средства производства, обеспечения конкуренции экономическое взаимодействие свободных субъектов происходит на рынке (главные вопросы экономики решаются на рынке);
- Административно-плановая (централизованная, командная) экономическая система – основывается на государственной собственности на средства производства и предполагает плановый, директивный характер процессов производства и потребления благ в обществе (главные вопросы экономики решаются государственными органами);
- Смешанная (гибридная, социально рыночная) экономическая система – представляет собой сочетание рыночной и административно-плановой экономических систем, когда государство регулирует рыночные отношения по мере необходимости исправления изъянов рынка (главные вопросы экономики решаются на рынке, но под контролем государственных органов).
Именно тип экономической системы предопределяет развитие общественных отношений из других сфер. В настоящее время в большинстве стран мира установлена смешанная экономическая система.
Эволюция: основные этапы развития экономики
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Впервые о ней упоминают мыслители Ксенофонт и Аристотель в 4 веке до нашей эры.Слово «Экономика»имеет древнегреческое происхождение, которое переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства».
Обмен товарами в доисторическом обществе стал толчком к появлению экономики. Она зародилась во времена, когда люди сами обеспечивали себя всем необходимым, ведя натуральное хозяйство. Рынок уже существовал, там можно было покупать, продавать и обменивать товары. Развитие общества, разделение труда и проблема ограниченности ресурсов – это причины появления экономики.
Первый научный труд назывался «Экономикос». Появление новых мыслей привело к формированию школ экономических учений, которые объединяли ученых, имеющих одинаковые взгляды на проблемы в экономике.
Известно несколько основных этапов экономики.
Каждый период зарождения и развития экономической мысли имел огромное значения для эволюции науки.
1. Зарождение экономической мысли. В этот период образовались зачатки науки. Целью было решение проблем, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивалось население: удовлетворение потребностей (питание, вода, безопасность) для выживания. Уровень экономических знаний был низким.
2. Второй этап – появление экономики как науки, формирование новых экономических знаний. Выделяют несколько таких учений:
Они отличались друг от друга мнением о предмете науки.
В меркантилизме главным двигателем экономики считали торговлю. Экономисты-физиократы полагали, что важнее всего для развития сельское хозяйство.
Классическая модель регулирования экономики применяется сегодня во многих странах. Главным в ней является производство продукции. Государство не вмешивается в деятельность фирм. В классической экономической модели органы государственной власти могут только контролировать и регулировать деятельность при помощи законов (например, покупатель может вернуть некачественный товар в магазин). Модель может применяться только в условиях соперничества между продавцами. Цена на товар зависит от того, насколько он популярен и распространен.
Сторонники классической модели регулирования экономики считали, что когда предприятия не соблюдают законы и правила, то государство должно вмешаться в их деятельность.
На этом этапе началось формирование русской школы. Она основывалась на учениях мировых экономистов. В разные годы мыслители поддерживали течения меркантилизма и физиократов. В этот период произошло формирование готовности развития экономической мысли и приверженности к одной школе, которые отразились на экономике русского государства.
3.На третьем этапе произошел раскол классической модели экономики. Экономические учения разделились на несколько. Они отличались взглядами на цели и объекты науки. Самые распространенные из них:
- Марксизм. Это учение отвергает частную собственность, и создает одинаковые условия труда и зарплаты для всех граждан;
- Неокейнсианство, в отличие от классической модели рыночной экономики, допускает воздействие государства на экономику.
Этот период ознаменован появлением рыночной экономики, которая является основой экономических систем многих государств в современном мире.
Основные этапы происхождения и развития экономики повлияли на формирование мировой экономической мысли. Выделяются основные этапы мировой экономики:
- Мануфактурная стадия производства, когда все товары производились ручным трудом;
- Промышленная революция привела к тому, что стали использовать рабочее оборудование, это позволило заменить труд людей на машинный;
- Научно-техническая революция, которая продолжается сегодня. Она основана на том, что главным фактором производства является наука, из-за ее участия появляются новые современные методы хозяйствования.
Сегодня остро стоит вопрос формирования социально-ответственного бизнеса, современный взгляд на него показывает, что если у предпринимателей главной целью будет получение дохода, то государство не будет развиваться. Социальная ответственность бизнеса заключается не только в производстве товаров или уплате налогов, но и участии в общественной жизни. Например, это может быть вложение средств в строительство детских садов, культурных или спортивных учреждений, создание предприятий, которые не наносят вред окружающей среде.
*§ 12-1. Экономика и её роль в жизни человека и общества
Экономическая система. Центральная проблема экономики — это проблема выбора что, как и для кого производить в условиях ограниченности ресурсов. Проблема выбора является универсальной для любой экономической системы, однако способы её решения в каждой экономической системе различаются. Основные вопросы, на которые должна ответить экономическая система: что? как? для кого производить?
Элементы экономических систем:
1) субъектный подход выделяет 3 группы экономических субъектов: предприятия, домашние хозяйства, государство;
2) системный подход разделяет экономическую систему на цех, предприятие, отрасль, национальную экономику, мировую экономику;
3) марксистский подход выделяет производительные силы (вещественные, личностные и другие факторы, обеспечивающие производство) и производственные отношения (устойчивые связи и взаимодействие людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления).
В настоящее время существует множество подходов к классификации экономических систем. Критериями выделения экономических систем в разных подходах являются: собственность на средства производства, степень вовлеченности в международное разделение труда, преобладание определённого типа хозяйства, уровень развития техники и технологий и др. Наиболее распространённым подходом является выделение экономических систем по способам регулирования хозяйственной жизни: традиционная экономика, рыночная экономика, командно-административная экономика, смешанная экономика.
Экономическая система | Рыночная | Командная |
Позитивные характеристики |
● Эффективность производства; ● широкое внедрение достижений НТР; ● широкий ассортимент, высокое качество продукции; ● энергичный и инициативный работник |
● Полная занятость; ● стабильные цены; ● социальная защищённость; ● жизненная уверенность работника |
Негативные характеристики |
● Кризисы перепроизводства; ● безработица; ● имущественное расслоение; ● эгоизм работника |
● Низкая эффективность производства; ● тотальный дефицит товаров; ● низкий уровень жизни; ● безынициативность работника |
Почему в таблице не приводятся преимущества и недостатки традиционной и смешанной экономических систем? Согласны ли вы с данным определением негативных и позитивных характеристик?
Современная экономика — экономика знаний?
Согласно теории абсолютных преимуществ каждая страна должна производить то, что у неё получается лучше, чем у других. Высокая мобильность в XXI в
производственных факторов привела к тому, что сегодня не имеет большого значения наличие собственных сырьевых ресурсов (природный капитал) и накопленных сбережений (финансовый капитал), не так уж важно и географическое положение (транспортно-логистический капитал). Современная экономика переходит от конкуренции на основе сравнительных преимуществ (дешёвая рабочая сила и богатые природные ресурсы) к конкуренции на основе уникальных изделий и процессов
Поэтому чрезвычайно важны только два фактора: 1) человеческий капитал — знания и навыки населения и 2) умение их использовать, т. е. государственная политика по производству, накоплению и использованию знаний.
Экономический рост в экономике XXI в. приобрёл новое качество, когда наиболее эффективной нормой накопления стало развитие людьми собственных способностей, а наиболее выгодными вложениями — инвестиции в человека, его знания и таланты. Исследования показывают, что нормы прибыли в этом случае более чем вдвое превышают нормы прибыли в технологии.
Становление общества, в котором знания служат важнейшим ресурсом, требует максимального развития каждой личности (человеческий капитал), делает экономический прогресс страны производной от креативных достижений (интеллектуальный капитал) экономических агентов (граждан и предприятий), а также от эффективности функционирования его инновационной системы. Для того чтобы знание было использовано в экономике, нужно превратить его в инновацию. Экономика знаний — это экономика, обеспечивающая непрерывный процесс производства знаний и их превращения в новые технологии, товары и услуги. Возникающая в результате социально-экономическая система оказывается наиболее динамичной из всех известных в истории, что увеличивает отрыв инновационных стран от остального мира и делает чрезвычайно трудным переход в разряд инновационных.
Можно ли согласиться с утверждением, что преимуществом Беларуси является отсутствие у неё запасов нефти. Как это утверждение соотносится с характеристиками экономики знаний?
Список литературы
- Курс экономической теории. Чепурин М.: Киров. 1998.
- Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. М.: БЕК. 2001.
- Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. М.:: “Эльф К — пресс”. 1999.
- Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. М.: “Соминтек”. 1998.
- Липсиц И. В. Экономика.- М.: «Вита-Пресс», 1998
- Липсиц И. В. Экономика без тайн.- М.: «Дело ЛТД», 1999
- Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика).- М.: «Владос», 1998.
Похожие рефераты:
Реферат на тему: Северная Америка
Реферат на тему: Золото
Реферат на тему: Внимание
Реферат на тему: Амурский тигр
Реферат на тему: Философия и религия
Реферат на тему: Искусство и власть
Реферат на тему: Жиры
Реферат на тему: Олимпийские игры
Реферат на тему: Кредит, его функции и виды
Реферат на тему: Сахарный диабет 1 типа
Реферат на тему: Дни воинской славы России
Реферат на тему: Видеокарта
Три основные теории экономики
В развитие экономической теории внесли существенный вклад три деятеля:
- Адам Смит (1723–1790),
- Карл Маркс (1818–1883),
- Джон Мейнард Кейнс (1883–1946).
Рассмотрим отдельно подход каждого из них.
Теория Адама Смита
Адам Смит провел глубокий анализ мира деловых отношений и пришел к выводу, что каждый человек в обществе действует в собственных интересах и может производить и покупать товары и услуги, которые ему необходимы. Этот механизм саморегулирования Смит назвал невидимой рукой рынка.
Например, кондитер, пекарь или мебельщик производят такое количество тортов, хлеба или стульев, которое посчитают нужным. А каждый клиент покупает столько тортов, хлеба или стульев, сколько нужно ему. Все это происходит без согласования друг с другом и без разрешения государства. Получается свободная рыночная экономика в действии.
На этом умозаключении Смит основал классическую экономику. Главная идея классической экономики: отношение правительства к рынку основано на принципах справедливости и позволяет невидимой руке рынка направлять каждого в своих экономических стремлениях, создавать наибольшее благо для наибольшего числа людей и тем самым стимулировать экономический рост.
Теория Карла Маркса
Немецкий философ, экономист и политолог Карл Маркс смотрел на капитализм с пессимистической точки зрения. При свободном рынке Маркс видел нестабильность, борьбу и упадок.
Маркс полагал, что когда капиталист (человек с деньгами и организационными способностями) создает средства производства, стоимость товаров образуется через труд угнетенных рабочих.
В своей работе «Капитал» Маркс заявил, что капиталист получает прибыль через эксплуатацию труда, без доплат рабочей силе за ту ценность, которую она производит.
Эксплуатацию труда Маркс считал фундаментом классовой борьбы и основой капитализма, но также утверждал, что эксплуатация может стать смертью капитализма. Экономист был уверен, что по мере увеличения предприятий разделение и борьба будут усиливаться.
Маркс был убежден, что общество придет к системе из двух классов, в которой будут лишь несколько богатых капиталистов и огромное количество обездоленных рабочих. В будущем, по мнению Маркса, наступит падение капитализма и общество начнет плавно идти к коммунизму. При коммунизме рабочие будут владеть средствами производства, и им не придется использовать свой труд для получения прибыли.
Учение Маркса оказало огромное влияние на многие общества, в том числе и на СССР в XX веке.
Теория Джона Кейнса
Во времена Великой депрессии в США миллионы людей потеряли свои сбережения и работу, уровень безработицы достиг 25%. Никто не понимал, как страна сможет выйти из депрессии, многие стали сомневаться в невидимой руке рынка Адама Смита и считали то время концом капитализма.
Джон Кейнс предложил выход: правительство должно начать тратить деньги на частный сектор, чтобы восстановить спрос на товары и услуги. Президент Франклин Рузвельт попытался применить эту теорию на практике и развернул масштабную программу общественных работ. Однако одновременно с этим США вступили во Вторую мировую войну, из-за чего производство оружия выросло до высочайшего уровня, и эксперимент перестал быть чистым. Поэтому до сих пор нельзя однозначно утверждать, что повлияло на выход США из Великой депрессии, которая длилась с 1929 по 1939 гг.
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место |
Страна |
ВВП (триллионы долларов США) |
Весь мир |
62,91 |
|
Европейский союз |
16,28 |
|
1 |
США |
21,44 |
2 |
Китай |
14,14 |
3 |
Япония |
5,15 |
4 |
Германия |
3,86 |
5 |
Индия |
2,94 |
6 |
Великобритания |
2,74 |
7 |
Франция |
2,71 |
8 |
Италия |
1,99 |
9 |
Бразилия |
1,85 |
10 |
Канада |
1,73 |
11 |
Россия |
1,64 |
12 |
Южная Корея |
1,63 |
13 |
Испания |
1,4 |
14 |
Австралия |
1,38 |
15 |
Мексика |
1,27 |
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага с помощью факторов производства, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — это конечный этап цикла товара или услуги, их использование для удовлетворения нужд и потребностей человека.
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
-
Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
-
Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства. Капитал бывает двух видов:
- Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
- Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.
Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!
Функции экономики, как науки
Экономика, как и любая другая наука, для исследований использует фактические данные и явления, которые происходят в хозяйственной жизни. Функциями экономики являются:
1. Одна из важнейших – познавательная функция экономики. Она нужна, чтобы знать какие факторы влияют на уровень производства и потребления товаров и услуг. Данные, которые получают экономисты, используют для создания новых понятий и принципов экономики. Теория спроса и предложения – это пример познавательной функции экономики.По этой теории на решение купить товар влияет несколько факторов: вкусы покупателя, цена товара, реклама и полезность вещи.
2. Чтобы предприятия и семьи могли получить помощь от государства используется практическая функция экономики. Для того, чтобы все люди были обеспечены работой, государственные органы выделяют бюджетные средства на создание новых рабочих мест.
3.Чтобы знать, как будет развиваться ситуация при изменении экономических условий используется прогностическая функция экономики. Пример этой функции – расчет последствий для населения (увеличение цен на товары) от повышения ставки налога. Вторым примером является примерный прогноз стоимости рубля при падении цены на нефть. От курса рубля зависят цены на продукты и услуги.
4. Для общества важнейшей является воспитательная функция экономики (мировоззренческая). Она заключается в формировании у человека экономической культуры, учит людей правильно распоряжаться средствами, принимать решения и нести за них ответственность.
5. Экономика выполняет еще одну функцию – критическую. Она направлена на выявление недостатков в экономической системе. Здесь изучают какая социальная поддержка оказывается гражданам, насколько хорошо выстроена налоговая или бюджетная система.
6
Важной является методологическая роль и функция экономики. Это основа науки, которая определяет направленность дальнейшего развития страны
Государство, все его структуры и органы оказывают влияние на хозяйственную деятельность.Поэтому важно знать, какие существуют функции государства в экономике
Обеспечение экономического роста, безопасности и эффективности экономики, все это относится к функциям современной экономики.
Важнейшими являются функции регулирования экономики – это меры по законодательной и исполнительной работе, которые направлены на экономическое развитие страны (увеличение доходов, снижение налогов).
Форма проявления экономики, которая воздействует на отношения на рынке называется функцией рыночной экономики.От нее зависит стабильность экономики всей страны.
Рынок в государстве выполняет несколько функций:
- Стимулирующая, когда для производства новых видов товаров, используются новейшие технологии;
- Ценообразующая, когда на рынок поступают только те продукты, которые могут быть куплены по установленным ценам. Например, увеличение цены за счет рекламы товара.
- Регулирующая функция экономики необходима для решения главных вопросов экономики. Если цена на товар растёт, то нужно производить больше, если падает – то количество производимой продукции следует снижать.
В процессе экономической деятельности участвуют деньги. Они имеют несколько функций. Главной функцией денег в экономике является использование их как меры стоимости, т.е. формирование цен на различные товары.
Невыполнение функций государства в рыночной экономике влечет за собой негативные последствия. Это может быть быстрый рост цен, появление на рынке одного производителя, который устанавливает высокую стоимость на продукцию и услуги.