Философия и религия

Философия религии лекция кратко

Введение

Философия — это сложно организованная система знаний, претендующая на обобщение, синтез всех имеющихся знаний и накопление человеческой культуры. Поэтому философия взаимодействует со всеми другими формами интеллектуальной деятельности человека — наукой, искусством, моральным сознанием, идеологией и т.д.

Особенно сложным и многомерным является взаимодействие философии с религией, религиозным сознанием.

Как ясно из названия работы, мы рассмотрим взаимодействие между философией и религией.

Но прежде чем приступить в данной работе к раскрытию всего многообразия и сложности взаимоотношений между этими формами духовной деятельности человека, необходимо уточнить содержание самого понятия «религия» и весь спектр понятий, используемых для выяснения сущности и происхождения религии. Кроме того, стоит задуматься и о самом понятии «философия», которое так сложно.

Поэтому, следуя содержанию, мы сначала рассмотрим понятие философии как науки о всеобщих принципах и законах развития мира, материального и духовного. Кроме того, мы покажем вам основные функции философии. Далее мы рассмотрим понятие религии как явление чего-то высшего, священного, абсолютного в жизни человека, и соответственно рассмотрим ее функции.

Кроме того, в данной работе будет рассмотрена взаимосвязь этих двух понятий, их сходства и различия.

Итак, цель данной работы — дать определение понятиям «философия» и «религия» и определить их сходства и различия.

Концепция религии

Слово «религия» переводится с латыни как благочестие, святость, объект поклонения. Из этого следует, что мы имеем дело с явлением, которое указывает на нечто высшее, священное, сверхчеловеческое в человеческой жизни. Это Высшее, Абсолют, является общим названием для Бога или Божества, хотя каждая отдельная религия имеет свои собственные названия для этой верховной силы. Можно сказать, что нет религии без Бога, то есть любая концепция Бога, Бог — это начало и смысл каждой религии.

Будем считать, что религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время предполагает определенное поведение и действия, основанные на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть на таком начале, которое является «священным», сверхъестественным, непостижимым для человеческого разума. «Всякая религия, — заметил Энгельс, — есть не что иное, как фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над их повседневной жизнью, — отражение, в котором земные силы принимают форму неземных».

Религиозная мысль была, по сути, первой формой человеческого мышления о мире, и, согласно последним научным данным, она возникла примерно 40 000 — 50 000 лет назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда интеллект человека оказался способен отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружающей действительности. Позже, когда человек развился, он смог построить свои собственные представления об окружающей среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а на продукты своей умственной деятельности, то есть образы, фетиши, слова.

Более того, религия — это не только идея Бога, не только сознание, это и реальная жизнь, действия людей — богослужение, культ, церковная организация, в конце концов, это формы и принципы организации общественной жизни, которые в большей или меньшей степени базируются на религиозных основаниях. То есть религия — это соответствующее мировоззрение и определенная сфера человеческой жизни.

Таким образом, понятие религии напрямую связано с понятием Бога. Стоит подчеркнуть, что Бог — это прежде всего Абсолют, который выше всех человеческих или природных сил, способностей, атрибутов и отношений.

Бог трансцендентен, то есть потусторонен, то есть не находится в границах данного замкнутого круга сознания (имманентен). Поэтому человек не может открыть, «увидеть», познать Бога, так же как он не может познать ни одно природное явление. Только Сам Бог может открыть Себя человеку, может пересечь эту границу между трансцендентным и имманентным.

Теология и наука веками искали доказательства в пользу и против существования Бога. Но вывод из этих поисков состоит в том, что эти доказательства бесполезны. Они ничего не доказывают человеку, который не верит, и они бесполезны для человека, который верит. Даже И. Кант считал, что существование Бога нельзя ни логически доказать, ни опровергнуть.

Гораздо сложнее говорить о внутренней стороне религии, потому что это сфера таких переживаний и восприятий, которые невозможно выразить на языке слов и понятий. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: «Было очень весело». Или: «У меня плохое предчувствие». Что скрывается за этими словами, другой человек может никогда не узнать, потому что внутренний мир очень индивидуален и фактически невыразим. Это относится и к религии. Для истинно верующего человека она открывает особый духовный мир, Бога и бесконечно богатое разнообразие духовных переживаний, которые невозможно передать другому человеку (даже если он может быть хорошо осведомлен о внешней стороне религии). Великий русский мыслитель и впоследствии богослов С.Н. Булгаков выразил эту мысль такими словами: «В самом общем виде, значит, можно дать такое определение религии: Религия — это идентификация с Богом и переживание связи с Богом».

Однако «религиозный опыт удостоверяет человека в реальности иного, божественного мира не тем, что доказывает его существование, а тем, что показывает его ему».

Роль теистической философии

Теистическая философия – это определенный синтез и консенсус разрешения вопроса о сопоставлении религии и философской мысли. Уже было сказано о том, что философия способна понимать религию, а религия философию – нет. Это напрямую связано с каноничностью и догматичностью религиозной мысли, чего абсолютно не подразумевает философия. В отношении религии, философия будет считаться субъективным знанием, так как это лишь домыслы глупцов. В это же время, религия будет определяться как истинное знание, предписанное свыше.

Роль теистической философии в жизни современного общества достаточно проста:

  1. Она способна раскрывать общепринятые нормы, ценности и мораль;
  2. Утверждает идеалы существующего мира;
  3. Приобщает людей к рефлексии и созданию нового.

Эти функции являются позитивными, но есть и отрицательная сторона такого синтеза:

  1. Формируется единая односторонняя картина мира, которая не является истинной;
  2. Отказывается и отрекается от людей, которые не приветствуют теистические взгляды на жизнь и мир.

Зарождение философии и ее отношение к религии в Древней Греции и на Древнем Востоке

Философия возникла тогда, когда религия уже существовала, и была неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это привело к тому, что философия, хотя порой и скептически относилась к толкованию божественного, тем не менее, развивалась в неразрывной связи с Богом и живо использовала религиозные идеи. Религиозные идеи, облеченные в мифическую форму, были перенесены с Востока в Грецию. Они были включены в греческую религию, и именно оттуда их использовала философия.

В античности научная деятельность всегда мыслилась в пределах и рамках религиозного мировоззрения, но древнегреческая религия не препятствовала свободному развитию научной мысли. Греческая религия не имела теологической систематизации и возникла на основе свободного согласия относительно предмета веры. В подлинном смысле слова в Греции не было общепринятой религиозной доктрины, а только мифология».

Но древние религиозные идеи не были для философии самоцелью. «Они подлежали трансформации и подчинению для того, чтобы установить рациональную социально-этическую нормативность. Представителем этой нормативности был «physis», объединяющий богов, людей и природу в единый узел, подлежащий рациональному обоснованию. А рациональное обоснование человеческой жизни требовало включения обширного теокосмогонического материала, эмпирического знания и дедуктивных наук».

Период интенсивного сбора данных в различных областях знания ознаменовался появлением милетской школы, которая создает и развивает рационалистические представления о мире. Милетцы впервые ставят вопросы о происхождении и устройстве мира в такой форме, на которые должен быть дан ясный и понятный ответ. Это выражалось в отказе от традиционной религии (религиозный скептицизм в отношении отношений между богами и людьми и т.д.). Милетская школа впервые отменила мифологическое мировоззрение, основанное на противопоставлении небесного (божественного) и земного (человеческого), и ввела универсальность физических законов.

Эта традиция вызывает реакцию, которая особенно проявляется у пифагорейцев. По сути, речь идет о том, чтобы охватить сферу традиционной власти. «Это новое отношение к мудрости получило название философии и включает в себя благочестивое отношение к традиции. При этом рационалистические концепции лишаются своей разрушительной силы и получают свое место, которое заключается в педагогическом процессе, предполагающем формирование общественно-благочестивого отношения человека к миру и к Божеству».

Пифагорейцы считались первыми философами и в то же время представляли собой религиозное объединение. «Первоначальное ядро пифагореизма — религиозное. Она состояла из архаического пласта, который сам по себе старше пифагореизма и был им только усвоен, и некоторых новшеств, введенных основателем пифагорейской религии». Цель, к которой должен стремиться человек, по их представлениям, — богоподобие, а развитие божественного начала в себе происходит через понимание структуры божественного космоса, что возможно через философию.

Хотя некоторые софисты, такие как Протагор и Критий, считали, что Бог и религия — это выдумки, более поздние философы гармонично соединяли философию и религиозное мировоззрение, не противопоставляя их друг другу. Ярким примером такого сочетания была метафизика Аристотеля (первая философия или теология), которую позже взяли на вооружение средневековые богословы. Поскольку Аристотель допускает два вида сущностей — естественную и сверхъестественную (божественную), то науки, изучающие эти сущности, физика и метафизика. Аристотель также включил логику в первую философию, тем самым создав возможность использования философии для объяснения религиозных постулатов в будущем.

Из философских учений Запада в древности не развилась, по крайней мере, ни одна из мировых религий.

Сходства и различия между философией и религией

Философия и религия возникли несколько тысячелетий назад как основные формы интеллектуальной деятельности. Когда-то они были даже неразделимы, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными взглядами древних. И все же между философией и религией есть не только сходства, но и различия.

Рассматривая сходство философии и религии, следует сказать, что религия, как и философия, занимается наиболее общими представлениями о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; основные религиозные идеи — о Боге, о божественном сотворении мира, о бессмертии души, о заповедях Бога, которые человек должен исполнять.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношениях человека и мира, об источнике добра и зла. Философия, как и религия, характеризуется трансцендированием, то есть выходом за пределы опыта, за границы возможного, иррационализмом и имеет элемент веры. Но религия требует беспрекословной веры, вера выше разума, тогда как философия доказывает свои истины, апеллирует к разуму, к разумным аргументам. Философия всегда приветствует все научные открытия как условия для расширения наших знаний о мире.

Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей — нормы, идеалы и цели действия, по которым он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свое универсальное мировоззрение, основанное на божественном акте творения. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с философией, однако между этими двумя основными сферами духовной культуры существуют принципиальные различия.

Философия основана на идеях и представлениях, в то время как религия базируется в основном на восприятии (т.е. на конкретных и осязаемых образах). Поэтому философия может понять религию, а религия не может понять философию. Религия делает акцент на вере, поклонении и откровении, а философия — на интеллектуальном понимании. Таким образом, философия предоставляет дополнительный способ понять смысл и постичь мудрость, присущую религии. Религия делает акцент на вере, а философия — на мысли и знании. Религия догматична, а философия антидогматична. Религия, в отличие от философии, имеет культ.

Религия имеет культ, она связана с особым, культовым сообществом людей и неотделима от мифа. Религия всегда имеет реальную связь человека с трансцендентностью в образе святого, встреченного в мире, отделенного от непосвященного или лишенного святости. Там, где этого больше нет или от этого отказались, специфика религии исчезает.

Напротив, философия как таковая не знает ни культа, ни общины во главе со священником, ни святости, лишенной мирского существования в мире. Ведь религия локализуется везде и всюду. Она развивалась для отдельного человека в свободных, несоциологически реальных контекстах, без гарантии сообщества. Философия не знает ни ритуалов, ни реальных по своей сути мифов. Она принимается в свободной капитуляции и преображается снова и снова. Хотя она принадлежит человеку как человеку, она остается делом рук отдельных людей.

Религия стремится преимущественно к воплощению, философия — только к эффективной подлинности. Религия представляет философского Бога жалким, бледным, пустым; она пренебрежительно называет позицию философов «деизмом»; философия представляет религиозные воплощения как обманчивые маскировки и ложные приближения к Божеству. Религия называет философского Бога пустой абстракцией; философия не доверяет религиозным образам Бога и рассматривает их как соблазн, как поклонение идолам, даже если они величественны.

В отличие от религии, философия, как форма нормативного ценностного сознания, избрала в качестве руководящего принципа прежде всего и главным образом познавательную установку.

Что такое философия религии

Философия религии — это раздел философии, который рассматривает установки, концепт и функции религии, обоснования существования божества, взаимоотношения религии с миром и человеком.

В узком понимании это понятие означает автономное философское рассуждение о Боге/божестве и вере.

Одним из самых значимых ученых в области философии религии был Ю. А. Кимелев — советский и российский религиовед, культуролог, социальный философ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Кимелев разделял всю философию религии на две части — философское религиоведение и философскую теологию (богословие, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо веры). Различие, по его мнению, состоит в том, что с точки зрения религиоведения данная философия ограничивается исследованием и осмыслением верования и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности.

Задачи

Концепция в широком смысле решает следующие задачи:

  • выявление сущности религии;
  • определение места религии в духовной жизни общества;
  • анализ влияния религии на человека;
  • определение божественного, священного в отношении к земному, профанному;
  • интерпретация понятий веры и сознания;
  • обоснование существования Бога;
  • философская концептуализация природы Бога;
  • осмысление отношений между Богом и человеком;
  • создание учения о Боге философскими средствами.

Три главных отличия религии от философии

 
1. Отличие в формировании мировоззрения каждой отдельной личности
Философия формирует мировоззрение человека, опираясь на практический опыт и рационально-теоретические выводы, философское мировоззрение всегда является результатом размышлений. Несмотря на то, что философия допускает выход за границы приобретенного опыта, для того, чтобы теория стала законом, ее необходимо доказать. Религиозное мировоззрение, наоборот, основывается на вере, так как вера в существование сверхъестественной силы является основополагающей в любой религии.
 
2. Отличие в мышлении адептов религии и людей с философским мировоззрением
Философское мировоззрение не приемлет абсолютных авторитетов и догм; люди с таким мышлением склонны все подвергать сомнению и не принимать на веру то, что не доказано и не проверено на собственном опыте. Любую философскую теорию можно попробовать оспорить и опровергнуть. Религиозное мировоззрение, наоборот, догматично; адепты религии не подвергают сомнению постулаты верования, так как авторы священных писаний, апостолы, пророки и современные священнослужители обладают в глазах верующих неопровержимым авторитетом. 
   
3. Отличие в осознании мира людьми с философским мировоззрением и адептами религиозных верований

Сущность философии и религии

Исторически религия в форме мифа возникла раньше философии, и с появлением последней, которая начала охватывать ту же область знания, что и религия, их отношения приняли форму спора. Во-первых, нужно дать четкое определение понятий религия и философия. 

Религию следует рассматривать как важнейший атрибут любого общества, а именно как систему ценностей общества, которая определяет вероятные цели его развития и опосредует конкретную деятельность индивидов и общества в соответствии с целеполаганием этой системы. При этом связь между ценностями, принятыми тем или иным обществом, и целями, определяющими идею общественного развития, выраженную в конкретной идеологии, является наиболее прямой. 

Слово религия означает связывать, объединять, что можно понимать как связь человека с высшими силами, с Богом. Религию чаще всего понимают как совокупность взглядов и идей, систему верований и ритуалов. Религия — это мировоззрение, мировоззрение, мировоззрение, а также связанное с ним поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, сформулированные в зрелых формах религии как Бог, божество.           

Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, которое придает значение социальным реалиям, формирует представления о причинах и целях как мира, так и общества. В качестве основных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический аспекты. Вполне понятно, что как части единого целого эти аспекты взаимозависимы. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношением к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако деятельностная сторона социальной жизни также влияет на систему ценностей, а значит, на онтологические и гносеологические аспекты мировоззрения. Кроме того, нельзя отрицать влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и гносеологические аспекты мировоззрения как на системы ценностей, так и на социальную активность. Несомненно также взаимное влияние онтологии и эпистемологии в рамках теоретического понимания реальности. При этом важно подчеркнуть, что все основные выявленные нами аспекты мировоззрения зависят от целевой установки, определяющей смысловое понимание и сущность бытия, и возможностей ее осмысления, а также от ценностных ориентаций деятельности.           

Таким образом, религии как важнейшие факторы, определяющие различные мировоззрения, по праву могут быть истолкованы как системы ценностей, влияющие на мировоззрение и устанавливающие целевые ориентиры деятельности для общественного развития.

Философия — это особая форма познания мира, которая развивает систему знаний об основных принципах и основах человеческого существования, о наиболее общих существенных характеристиках отношения человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.      

Традиционно философия определяется как изучение первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в которых существуют и изменяются как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и дух, который его постигает. Мысль в традиционной философии выступает как бытие — одна из основных философских категорий. Бытие включает в себя не только процессы реальной жизни, но и осмысленные возможности. Поскольку мыслимое неизмеримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют свое внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских течений эти категории являются своими (поэтому Гегель определял философию как ее современную эпоху, осмысленную в мышлении).    

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т. д., Которые задают такие вопросы, как, например, Существует ли Бог?, Возможно ли объективное знание?. Что делает то или иное действие правильным или неправильным?  Основным методом философии является построение умозаключений, которые оценивают определенные аргументы по таким вопросам. Между тем не существует точных границ и единой методологии философии. Также существуют разногласия по поводу того, что считается философией, и само определение философии является разные во многих школах мысли.   

Этапы развития

Сам термин появился только в девятнадцатом столетии, однако еще задолго до этого философские труды, связанные с религией, можно было найти в разных частях света. Наиболее остро этот вопрос интересовал философов азиатских стран.

Весь период становления дисциплины можно разделить на следующие этапы:

  1. Античность.
  2. Средневековье.
  3. Возрождение и Новое время.
  4. Новейшее время.

Античность

Одним из первых философов, кто серьезно коснулся темы божественного и связи Бога и человека, был Платон. Он представлял мир в качестве дуальной модели, одна часть которого является совершенной, подлинной и гармоничной, а вторая — лишь бледная его копия несовершенных и преходящих вещей

Особое внимание духовному развитию и достижению единства с божественным через восхождение от тленного физического мира к «Единому», то есть божественному началу, уделяли так называемые неоплатоники

Средневековье

Теологи средневековья совершили синтез христианского вероучения и основных идей античных философов. Для обоснования церковной догматики они использовали как раз основные античные идеи: креационизм, провиденциализм, идею спасения и греха. «Философия — служанка богословия» — популярное высказывание того времени, которое можно считать лозунгом философии религии Средневековья.

Возрождение и Новое время

Это время характеризуется разнообразием философских концепций религии — от материалистических до идеалистических, от прорелигиозных до «воинствующего атеизма». В эпоху Ренессанса религия и ее основной институт — католическая церковь — не единожды подвергались критике со стороны мыслителей-гуманистов, ратующих за всестороннее развитие человека.

Новейшее время

Религия становится одним из важнейших феноменов духовной культуры человечества. Множество научных деятелей создают труды, посвященные влиянию религии на жизнь человека, например, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, К. Г. Юнг и другие. Интерес к обсуждаемому вопросу и по сей день растет.

Соотношение религии и философии

 

И философию, и религию следует прежде всего рассматривать как формы мировоззрения человека, направленные на познание мира и определение своего места в нем. Однако, несмотря на то, что суть этих двух явлений во многом совпадает, все же философия, в отличии от религии, не допускает абсолютной веры в то, что не доказано. Философские учения базируются на гипотезах, теориях и законах, которые были сформированы в процессе исследований и наблюдений, при чем каждая с философских теорий может быть оспорена. Религия же предполагает абсолютную веру в догмы и постулаты верования, и адептам практически всех современных религий не позволено ставить под сомнение истинность религиозного учения.
 
Другим весомым отличием религии от философии является наличие в практически каждой религии культов и правил поведения, которых должны придерживаться все верующие

В многих религиозных культах практическая часть, включающая в себя разнообразные обряды, ритуалы, чтение молитв и другие способы восхваления бога, считается более важной, чем «теоретическая» подоплека верования. Для большинства рядовых адептов религий совершенно необязательно разбираться в тонкостях верования, изучать все священные писания и писания богословов — им достаточно веровать в то, что предписано религией и выполнять заповеди высших сил, в которых они верят

Философия же, наоборот, основывается на изучении и познании, философское мировоззрение, в отличии от мировоззрения религиозного, направленно на осмысление и понимание окружающего мира. 
 

Для того, чтобы наиболее полно обозначить, чем отличается философия от религии, необходимо изучить и проанализировать их функции. Так как философия является не только одной из систем мировоззрения, но и способом познания мира и определения своего места в мире, она выполняет ряд функций, среди которых наиболее весомыми являются:
1. Мировоззренческая — философия формирует у человека целостную картину мира и определяет отношение человека к социуму и к окружающему миру
2. Методологическая — философия вырабатывает методы и способы изучения и познания окружающего мира
3. Идеологическая — заключается в том, что она помогает обществу и отдельным группам людей вырабатывать идеи, правила и принципы, направленные на достижение поставленной цели
4. Аксиологическая — через призму философии человек оценивает явления, события и других людей, ориентируясь на морально-этические ценности и нравственные категории
5. Гносеологическая — функция философии, направленная на правильное и полное познание окружающего мира и выработку механизмов изучения и познания действительности
6. Праксиологическая — функция, заключающаяся в опосредованном влиянии философии на другие сферы и аспекты жизни людей и человеческого общества 
7. Логическая — философские принципы и категории люди используют в качестве способов организации мыслительного процесса в установленном направлении
8. Прогностическая — на основе уже имеющихся философских знаний об личности, обществе и окружающем мире люди имеют возможность прогнозировать тенденции развития бытия в целом и человеческого общества в частности.
 

Очевидно, что функции философии направлены на всестороннее познание мира и подразумевают непрекращающийся процесс изучения окружающей действительности. Философское мировоззрение призвано примирить человека с окружающим миром и помочь каждой отдельной личности найти смысл своей жизни и определить направление развития и глобальные цели для человеческого общества. Функции религии более ориентированы на то, чтобы каждый отдельный верующий не сомневался в догмах культа и интегрировался в группу таких же адептов религии. Религия, в отличии от философии, не поощряет размышлений и исследований, поэтому она формирует однобокую картину мира у верующих.       
 

Список литературы

  1. Алексеев, П.В. Социальная философия : учебник / П.В. Алексеев. — М.: ООО «ТК Велби», 2003 г. — 256 с.
  2. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. -Ростов н/Д: Феникс, 2001 г. — 448 с.
  3. Дозократия. — Минск: Гарвардское издательство, 1999 г. — 595 с.
  4. Кармин А.С. Культурология / А.С. кармин. — СПб: Лань, 2004 г. — 928 с.
  5. Лагунов А.А. Социально-философское определени религии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №62. С.7-13.
  6. Моисеева, Н.А. Философия: краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. — 352 с.
  7. Новейший философский словарь / под ред. А.А.Грицанова — Минск: Кнаус, 2003. 824.
  8. Романов И.Н. Философия. Исследования — тексты — схемы — таблицы — упражнения — тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. — М.: Российское педагогическое общество, 2003. — 352 с.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Взаимодействие философии и религии
  • Права человека в эпоху Средневековья
  • Основные производственные фонды и эффективность их использования
  • Оборотные средства предприятия и эффективность их использования
  • Политика управления оборотными активами предприятий
  • Оборотные средства предприятия
  • Особенности современной мировой валютной системы и перспективы ее реформирования
  • Функции сравнительного правоведения
  • Зарождение и развитие экономики. Систематизация экономических наук
  • Влияние санкций (антисанкций) на отечественную экономику
  • Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания
  • Место философии в современной культуре

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

История развития философии религии

Античность

Философия религии имеет древние корни и была развита в различных культурах. В древней Греции философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, задавались вопросами о существовании богов, природе религиозных верований и роли религии в обществе.

Средние века

В средние века философия религии была тесно связана с христианской теологией. Философы, такие как Августин Аврелий и Томас Аквинский, исследовали рациональные основы веры и отношение религии к разуму.

Просвещение

В период Просвещения философия религии стала особенно актуальной. Различные философы, такие как Джон Локк и Дэвид Юм, анализировали религиозный опыт, этику и роль религии в обществе.

Современность

В современном мире философия религии продолжает развиваться и изучать различные аспекты религиозных феноменов. Философы рассматривают такие вопросы, как природа Бога, проблема зла, религиозный опыт и этика.

Основные темы философии религии

Природа Бога

Философия религии исследует различные концепции природы Бога. Это может быть представление о Боге как всесильном творце, бесконечном существе или источнике моральных ценностей.

Вера и разум

Одной из важных тем в философии религии является отношение между верой и разумом. Философы исследуют, насколько вера может быть рационально обоснована и соответствовать логическим принципам.

Проблема зла

Вопрос о существовании зла и его совместимости с понятием всемогущего и вселюбящего Бога является одной из центральных проблем философии религии. Философы предлагают различные теодицеи, чтобы объяснить существование зла в мире.

Религиозный опыт

Философия религии изучает религиозный опыт, включая мистические переживания, ритуалы и священные тексты. Она интересуется тем, как религиозный опыт формирует представления о Боге и влияет на жизнь верующих.

Этика и религия

Философия религии также рассматривает вопросы этики в контексте религии. Она исследует религиозные моральные нормы, дилеммы и этические системы, основанные на религиозных убеждениях.

В чём отличия философии от религии

Анализ исследований религиозных и светских философов позволяет выделить три основных отличия между философией и религией:

  1. Первое отличие в том, что философия рождает знание, осмысливая бытие и подвергая отдельные стороны его сомнению. Религия приходит к знанию через Веру, не требующую никаких доказательств.
  2. Второе отличие заключается в методике познания истины. Философия ищет ответы на вопросы, которые перед ней ставит бытие. Новые знания и опыт здесь только приветствуются, поскольку они обогащают исследовательский потенциал. У религии к бытию нет никаких вопросов, она уже знает ответы на каждый из них заведомо, без всякого опыта. Её знания исчерпывающи. Новое, если оно хоть в чём-то противоречит им, не приветствуется. Отступления от догм считается ересью, вероотступничеством.
  3. Третье отличие в практическом назначении этих направлений. Философия формирует собственное воззрение на мир — человека, природу и общество, учит самостоятельно мыслить. Религия умиротворяет людей, смягчает нравы, даёт надежду на лучшую жизнь.

Невзирая на разницу в подходах к мироустройству, философские и религиозные идеологии тесно связаны друг с другом в практической плоскости: их постулаты во многом схожи и в целом направлены на воспитание не только ума, но и души. Что из этого следует в том или ином случае предпочесть — уже суверенный выбор каждого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: