2.6 Содержание, структура и форма
Содержание
—
это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов,
его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.В
содержание входят не только составляющие, тот или иной объект, элементы, но и
способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут
быть образованы различные структуры. По способу связей элементов в данном
предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и
качественную определенность объекту.
Единство
формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную
роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы
выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от
содержания. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в
том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.
2.7 Сущность и явление
Сущность
—
это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства,
связи, противоречия и тенденции развития объекта
Язык образовал слово
«сущность» из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием
«существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое,
закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь
между явлениями
Явление
—
это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности,
которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но
явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его
сущности.
Явление
богаче, красочнее сущности потому, что оно индивидуализировано и происходит в
неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное проявляется
вместе с несущественным, случайным по отношению к сущности. Но в целостном
явлении нет случайностей — это система (произведение искусства). Явление может
соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и
другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в
единичном существенном явлении.
1.1 Бытие
Во
всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня
интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека,
что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании
мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что
представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления — т.е.
того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек
стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.
Что
же такое бытие?
Под
бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее
понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие
понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи,
это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические,
социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды
самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это
тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Антитезой бытия является ничто.
Даже
на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования
материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те
или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно
вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы
много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как
данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение
данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же
возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную:
бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что
небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.
Книга
Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем,
но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею
Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так
скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).
В экзистенциализме для человеческого бытия духовное
и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом
бытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный
страх перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознание
бесценности своей личности.
Категории как особый вид понятий бытия
Понятие «категории» было заимствовано из лексики судопроизводства. В данной отрасли деятельности он означал обвинение. Жестокая ориентация на предмет главного внимания, скорее всего, и послужила основой трансформации в философское юридического понятия, которое означает сейчас определенность, однозначность, целостность, обусловленность.
Весь речевой аппарат человека состоит из нескольких ключевых аспектов: понятие, суждение и умозаключение. Посредством данных составных происходит освоение мира человеком, формирование представления о мире как основа будущего отношения к нему.
Понятие являет собою мысль об определенной реальности мира, ее замещающий образ. Данный образ являет собой совокупность всеобщих и специфических признаков, в качестве которых выступают отношения и свойства отраженной в сознании реальности мира.
Категория являет собою философское понятие, которое, в отличие от обыкновенного понятия, ориентировано не так сильно на свойства, как на закономерности и тенденции развития бытия. Будучи организующими принципами и формами процесса мышления, категории повторяют соотношение бытия и познания в общем и самом концентрированном виде. Категории являют наивысшую степень абстракции – отвлечения от единичного, конкретного, что позволяет наиболее эффективно проникать в подлинную сущность природы бытия, так как, невзирая на абстрактность, за категориями стоят истинные и подлинные закономерности существования мира. В данном понятии и заключается онтологическое значение категории.
Изучая при помощи категорий данные закономерности, мы получаем способность узнать истинную реальность мира. В этом отображается гносеологическое обозначение категорий. Философские категории лежат в базе анализа и обобщения информационных аспектов чувственных восприятий и представлений. Можно даже не ведать специфики философского вопроса о соотношении всеобщего, единичного и особенного, но разводить данные уровни в жизни, так как категории являют особые формы человеческого мышления. В этом и заключается их логическое значение.
2.12 Возможность, действительность и вероятность
Действительность
— это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная
культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого
и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир
во всем его красочном многообразии.
Понятие
действительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственного
бытия: действительность противопоставляется возможности или соотносится с нею,
т.е. с тем, что существует лишь в качестве потенции чего-то иного: например,
желудь — это дуб в возможности. Действительность — это то, что уже возникло,
осуществилось, что живет и действует. Действительность есть процесс, и для нее
существен внутренний, скрытый момент возможностей — этих своего рода «надежд»
бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности.
Возможность — это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной
качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать
действительностью при определенных условиях.
Во
времени возможность предшествует действительности. Действительность же, будучи
результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом
дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и
реализуется через появление новой действительности.
Чтобы
возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие
определенного закона и наличие соответствующих условий. В природе превращение
возможности в действительность происходит в целом стихийно.
Вероятность
—
это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и
при данной закономерности. Например, вы бросаете монету. Пока монета не
брошена, в ней заключены две возможности: «орел или решка». Каждый опыт
бросания реализует случайно какую-то одну возможность. И лишь колоссальное
число опытов бросания реализует равное распределение вероятностей. Стопроцентная
вероятность, или необходимость, — это полная достоверность события. Отсутствие
всякой вероятности — это полная недостоверность, или невозможность, события.
2.10 Диалектический и механистический детерминизм
Детерминизм
—
это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания
связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга.
Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е.
беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.
Диалектический
детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в
зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления.
Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все
многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая
качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая
объективный характер случайностей, он ведет к фатализму.
2.8 Идея причинности
Когда
одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое
явление, то первое выступает как причина, второе — как следствие. Причинность –
связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерности
развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и
универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в
пространстве, ни во времени.
Любое
следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому
явление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия.
Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представить
причинно-следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие.
Например, причиной падения камня на Землю является их взаимное притяжение, подчиняющееся
закону всемирного тяготения, а само падение камня на Землю — результат их
гравитационного взаимодействия. Но поскольку масса камня бесконечно меньше
массы Земли, то можно пренебречь действием камня на Землю. И в итоге возникает
представление об одностороннем действии, когда одно тело (Земля) выступает
активной стороной, а другое (камень) — пассивной. Однако в более сложных
случаях нельзя абстрагироваться от обратного воздействия носителя действия на
другие взаимодействующие с ним тела. Так, в химическом взаимодействии двух
веществ невозможно выделить активную и пассивную стороны. Еще более справедливо
это при превращениях друг в друга элементарных частиц.
Временное
отношение между причиной и следствием заключается в том, что существует
временной интервал в виде запаздывания между началом действия причины
(например, взаимодействия двух систем) и началом проявления соответствующего
следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина
угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до
бесконечности.
Взаимодействие
причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во
всех самоорганизующихся системах, где происходят восприятие, хранение,
переработка и использование информации, как, например, в организме, электронном
устройстве, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и
поступательное развитие системы.
Причина
выступает как активное и первичное по отношению к следствию.
Различают
полную причину и причину специфическую, главную и неглавную. Полная причина — это
совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Установление
полной причины возможно только в довольно простых событиях, в которых участвует
сравнительно небольшое число элементов. Обычно же исследование направлено на
раскрытие специфических причин события. Специфическая причина — это
совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. При
этом специфические причины вызывают следствие при наличии многих других обстоятельств,
уже имевшихся в данной ситуации до наступления следствия. Эти обстоятельства
составляют условия действия причины. Специфическую причину определяют как
наиболее существенные в данной ситуации элементы полной причины, а остальные ее
элементы выступают в роли условий действия специфической причины. Главная
причина — это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль.
Причины
бывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках данной
системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой.
Причины
могут быть объективными и субъективными. Объективные причины осуществляются
помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных
действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании.
Следует
различать непосредственные причины, т.е. те, которые прямо вызывают и
определяют данное действие, и опосредованные причины, которые вызывают и
определяют действие через ряд промежуточных звеньев.
Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
Замечание 2
Важно отметить, что познавательный путь объективной реальности имеет шесть умопостигаемых собственных вех. Таковыми являются восприятие, понятие, ощущение, представление, суждение и умозаключение
На данном пути категориальный аппарат играет роль классической ступени познавательной функции, последующих последовательных и ориентирующих на последовательность в познавательном аппарате конкретно исследуемого предмета.
- Первый аспект неразрывно связывается с установкой определенности. Помимо этого, необходимо заняться поиском ответа на очень важный вопрос: что же являет собою исследуемый объект.
- Второй аспект подразумевает установку обусловленности – причинно-следственной связи. Так, необходимым действием будет определение причины, почему исследуемый предмет, такой, а не другой.
- Третий аспект связан неразрывно с установкой выбора информации, необходимости обоснования оптимального отношения к исследуемому объекту.
Данные этапы освоения определенного объекта соотносятся с категориями обусловленности, определенности и целостности.
1.2 Материя
Первое,
что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это
удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают
леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой
северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно
иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием
вещей и явлений мира их общность и единство.
У
всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они
существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших
ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку
философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о
том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое
восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например,
отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Материю
нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть
определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с
другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в
различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой»
материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их
бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь
сознание, дух.
Каждое
сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство
мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с
материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один,
единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях
дуализма (от лат. двойственный).
Некоторые
философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что
они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но
принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или
тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и
закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных
свойств и отношений.
Бесконечное
мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном
неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое
целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание,
разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и
познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не к
какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как
духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство
высокоорганизованной материи.
Материя
в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из
частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц,
атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц,
планет, звезд и их систем, галактик.
От
«прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей
— гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи,
позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.
Мир
и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия
систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная
целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и
движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры
применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом.
Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее
единой структурной организации.
Один
из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности
конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.
2.2 Развитие
Во
Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие
— это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от
старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более
высокому.
Развитие
необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Невозможно,
скажем, движение организма от старости к молодости, от смерти к рождению.
Развитие — это двойной процесс: в нем уничтожается старое и на его месте
возникает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспрепятственного
развертывания своих потенций, а в суровой борьбе со старым. Между новым и
старым есть и сходство, общее (иначе мы имели бы лишь множество не связанных
между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет
развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.
Новое возникает в лоне старого, достигая затем уровня, не совместимого со
старым, и последнее отрицается.
Наряду
с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем —
переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному,
понижение уровня организации системы. Например, деградация биологических видов,
вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Когда
деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются
распаду. Регресс — противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные
элементы могут прогрессировать. Далее, система в целом может прогрессировать, а
некоторые ее элементы — деградировать, например прогрессивное развитие
биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.
2.13 Качество, количество и мера
Познание
мира начинается с вычленения из бесконечного многообразия действительности
какого-либо предмета, объекта. Под предметом, или объектом, можно разуметь все
то, на что направлена наша мысль. Выделение предмета возможно потому, что любой
предмет объективно отграничен от всего остального. Качество — это целостная
характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его
внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от
других объектов, а также сходства с ними. Качество неотъемлемо от предмета. Качество
объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть
качество. Свойство — это определенная сторона качества объекта. Свойства не
только проявляются, но могут видоизменяться и даже формироваться в отношениях с
другими объектами.
С
целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем
составляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения,
степень развития с определенным эталоном как единицей счета и измерения.
Мера
выражает единство качества и количества. Мера — это
соразмерность. Она может содержать в себе определенные нормативные черты: в
морали — знание меры во всем, умеренность, скромность; в эстетике — симметрия,
пропорция, например грация — это свободно организованная гармония, мерность в
движении. На основе строгого соблюдения меры строятся ритм, мелодия, гармония в
музыке.
Заключение
Классификация
категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
свидетельствует о многоаспектной значимости категорий. Они выступают как
отражение объективной действительности, демонстрируя свою онтологическую
значимость. Они являются ступеньками познания, и в этом их гносеологическое
значение. Их рассматривают в качестве посредника в системе субъектно-объектных
отношений, и в этом проявляется их методологическое значение. Наконец,
категории рассматривают и как инструментарий проектирования желаемой
определенности и обусловленности нового единства (целого и его частей), и в
этом их праксиологическая значимость.
Значение
философских категорий не только в том, что они вычерчивают стратегему познания
и преобразования, а в том, что они обеспечивают возможность осуществления
продуктивного процесса опредмечивания и распредмечивания в системе
субъектно-объектных отношений. И в этом проявляется их мировоззренческое
значение.
Многоаспектная
значимость категорий и достаточно сложный их генезис (определенность бытия,
формы языка, формы рассудка, онтологические формы логики, формы реальной
деятельности) не только создают особый шарм, но и приумножают их загадочность.
Последнее рождает диапазон представлений о роли и значении категорий: от
универсального средства познания и творчества (Г. Гегель) до вывода о
бесполезности категорий по причине полной неясности самого термина
«категория» (Б. Рассел).
Список использованной литературы
1.
Спиркин
А.Г. Философия. М., 2000
2.
Конкин
М. И. Проблема формирования и развития философских категорий. М., 1980
3.
Сагатовский
В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973
1.4 Пространство и время
Пространство
есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается
в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху,
внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных
отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует
структуру пространства.
Явления
характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов
развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже
другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной,
летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени.
Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно
заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное
звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими
состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру
времени.
Пространство
и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность
этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и
процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события
внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени.
В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими
особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а
время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему.
Пространство
и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их
свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда
субъективной мысли человека.
2.11 Необходимое и случайное
Вера
в судьбу — фатализм — базируется на том положении, что в мире, в жизни человека
все заранее предписано и предопределено. Были философы, которые считали, что в
мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может
быть иначе, чем оно есть.
Случайные
явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся
необходимыми. Случайность не имеет своего основания всущественных
свойствах и отношениях объекта. Случайность — это то, что в данных условиях
может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и
иначе.
Необходимость
также бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой
объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для
множества объектов или единичного объекта. Необходимость — это существенная
черта закона.Как и закон, необходимость может быть динамической и
статистической.
2.3 Идея закона
Познание
мира убеждает нас в том, что у Вселенной есть свой «кодекс законов», все
введено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами
внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не
всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон — это
необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей.
Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития
явлений.
Необходимо
различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут
быть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественного
отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают строгую
количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке
математическими формулами. Другие не поддаются математическому описанию,
например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают
объективную, необходимую связь явлений.