Духовная сфера

Виды деятельности человека

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

Разновидности субкультур:

  • подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

  • религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

  • этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

  • наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

  • специфический образ жизни и привычное поведение;

  • наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

  • формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Что такое духовные ценности и чем они отличаются от материальных

Теперь стоит пояснить, что обществознание понимает под ценностями в сфере духовной жизни.

Духовные (культурные) ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.

Если кратко, то еда, сон, безопасность и т. д. — это низшие физические потребности. Человеку необходимо их удовлетворять, чтобы выжить. Но есть и потребности другого толка — высшие. Их мы удовлетворяем, когда хотим улучшить качество жизни: стать успешнее, образованнее и прикоснуться к прекрасному. Так вот, духовные потребности относятся к высшим.

64.6K

Потребности человекаЧитать →

Вот несколько примеров ценностей духовной сферы:

  • культурные традиции;

  • народные обряды;

  • техники живописи;

  • языки и диалекты;

  • научные достижения;

  • высшее образование и т. д.

Противоположность духовным ценностям — материальные.

Материальные ценности — это продукты материальной культуры, которые имеют вещественную форму: имущество, товары, предметы.

Это то, что мы можем видеть, слышать, пробовать и осязать. В то же время духовные ценности существуют только в рамках нашего воображения, разума. Это одна из их главных особенностей, которую мы уже упоминали выше.

При этом важно помнить, что духовные и материальные ценности часто бывают связаны. Например, когда первые выражаются через вторые

Давайте подробно разберём, как это работает, на примере.

Пример № 1.

Ира — художница. Она пишет серию картин в жанре импрессионизм, в которые вкладывает особый смысл. Каждая из них отражает одну из 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, торг, гнев, депрессию и принятие.

Эти картины — имущество, материальные ценности, т. к. их можно осмотреть, потрогать и даже продать, если захочется. А со временем они придут в негодность, и люди забудут, как они выглядели. Зато смысл, который вложил в них автор, — духовная ценность. Это идея, которой невозможно причинить вреда.

Теперь важно вспомнить и другие черты, которые отличают духовные ценности от материальных:

  • Ими невозможно «насытиться». В отличие от той же еды, которая считается материальной ценностью, человек может потреблять духовные ценности бесконечно. Например, слушать музыку.

  • Они сохраняются в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Вещи со временем портятся, зато идеи могут жить столетиями. Даже когда их материальное воплощение уже давно утрачено.

  • Они в большей степени запечатлевают личность автора. Мир до сих пор помнит имена великих творцов, но и работы неизвестных авторов также ценны для культуры.

Проверьте себя

Подумайте, как лично вы взаимодействуете с духовной сферой: создаёте ценности или только потребляете их? Приведите несколько примеров, как именно.ов, как именно.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

  • как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

  • Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

  • Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

  • Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: