Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
Разновидности субкультур:
-
подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);
-
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
-
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
-
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
-
специфический образ жизни и привычное поведение;
-
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
-
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.
Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.
Что такое духовные ценности и чем они отличаются от материальных
Теперь стоит пояснить, что обществознание понимает под ценностями в сфере духовной жизни.
Духовные (культурные) ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.
Если кратко, то еда, сон, безопасность и т. д. — это низшие физические потребности. Человеку необходимо их удовлетворять, чтобы выжить. Но есть и потребности другого толка — высшие. Их мы удовлетворяем, когда хотим улучшить качество жизни: стать успешнее, образованнее и прикоснуться к прекрасному. Так вот, духовные потребности относятся к высшим.
64.6K
Потребности человекаЧитать →
Вот несколько примеров ценностей духовной сферы:
-
культурные традиции;
-
народные обряды;
-
техники живописи;
-
языки и диалекты;
-
научные достижения;
-
высшее образование и т. д.
Противоположность духовным ценностям — материальные.
Материальные ценности — это продукты материальной культуры, которые имеют вещественную форму: имущество, товары, предметы.
Это то, что мы можем видеть, слышать, пробовать и осязать. В то же время духовные ценности существуют только в рамках нашего воображения, разума. Это одна из их главных особенностей, которую мы уже упоминали выше.
При этом важно помнить, что духовные и материальные ценности часто бывают связаны. Например, когда первые выражаются через вторые
Давайте подробно разберём, как это работает, на примере.
Пример № 1.
Ира — художница. Она пишет серию картин в жанре импрессионизм, в которые вкладывает особый смысл. Каждая из них отражает одну из 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, торг, гнев, депрессию и принятие.
Эти картины — имущество, материальные ценности, т. к. их можно осмотреть, потрогать и даже продать, если захочется. А со временем они придут в негодность, и люди забудут, как они выглядели. Зато смысл, который вложил в них автор, — духовная ценность. Это идея, которой невозможно причинить вреда.
Теперь важно вспомнить и другие черты, которые отличают духовные ценности от материальных:
-
Ими невозможно «насытиться». В отличие от той же еды, которая считается материальной ценностью, человек может потреблять духовные ценности бесконечно. Например, слушать музыку.
-
Они сохраняются в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Вещи со временем портятся, зато идеи могут жить столетиями. Даже когда их материальное воплощение уже давно утрачено.
-
Они в большей степени запечатлевают личность автора. Мир до сих пор помнит имена великих творцов, но и работы неизвестных авторов также ценны для культуры.
Проверьте себя
Подумайте, как лично вы взаимодействуете с духовной сферой: создаёте ценности или только потребляете их? Приведите несколько примеров, как именно.ов, как именно.
Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
-
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
-
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
-
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
-
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
-
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
-
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
-
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
-
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
-
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
-
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
-
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
-
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
-
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
-
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.