1.Основы безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие человека и среды обитания
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:
– обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
– создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.
Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.
Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.
– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;
– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;
– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
– чрезвычайно опасно, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.
Предварительный просмотр:
Урок № 1 ( экскурсия )
Тема : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ . ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА
- Показать , какие опасности могут возникнуть в повсе дневной жизни ( проблемы загрязнения окружающей среды , дерево во дворе , дорога , окно , лестница , розетка и т . д .)
- Рассказать о способах предупреждения опасностей , как их можно избежать .
Оборудование : школьный двор . ХОД УРОКА
I. Организация класса .
II. Работа над новым материалом .
Учитель : Вот мы вышли с вами на школьный двор . По смотрите , как вокруг тихо , спокойно . Все это кажется не толь ко давно знакомым , но и очень обыкновенным . Все , кажется , как обычно , ну что может служить в нашем спокойном , школьном дворе ?
Но ведь когда мы включаем телевизор и смотрим ново сти , так сплошь какие то аварии , события ! И происходят они в таких спокойных дворах , на спокойных улицах . И , не всегда , эти события радуют нас .
Так вот , такие события , которые не радуют нас , обычно называются чрезвычайными или экстремальными ситуациями .
И уж если они случаются , то человеку очень хочется опять оказаться в спокойном дворе , на скучной улице — где нет ни пожара , ни землетрясения , ни наводнения , ни аварии , где преступники не врываются в дом .
Но мы с вами современные люди , а современный чело век должен быть готов к любым опасностям . Мы с вами долж ны быть готовы и к наводнениям , должны чпать , как себя спа сти , как правильно себя вести .
И еще , важно не только самому спастись , но и спасти других. Ведь часто в чрезвычайных ситуациях многие люди теряются и поэтому не могут защититься
И если рядом ока жется человек умный , то своим примером он может помочь спастись другим .
Посмотрите вокруг , а какие опасное ! и могу ‘ вас подсте речь в школьном дворе ?
Давайте поиграем . Я называю предмет , а вы говорите , какая опасность вас подстерегает .
Дети : Можно залезть и упасть , получим , травму . Нельзя лазать на деревья .
Учитель : Шкурка банана .
Дети : Можно поскользнуться , упасть и сломать ногу . Шкурки банана нужно выкидывать в мусорный ящик .
Учитель : Выбегать из школьного двора .
Дети : Можно не увидеть машину и помаем , под колеса . Тем самым повредить себе что — то .
Учитель : Играть на дороге в мяч .
Дети : Нельзя играть на дороге , так как можно попасть под машину .
Учитель : Чужая собака во дворе .
Дети : Нельзя гладить , дразнить собак . Они могуг укусить .
Учитель : Да , ребята , кормить бездомных кошек и собак можно , но нельзя их трогать и брать на руки . Можно погла дить и приласкать домашних кошек или собак , играть с ними , но следует знать , что каждое животное обладает своим харак тером , поэтому даже игры с животными могуг привести к травмам , царапинам и укусам . И , конечно же , нельзя дразнить и мучить животных .
Видите , как много опасностей в таком спокойном школьном дворе .
По иногда и человек становится опасным для окружаю щем о мира , даже для нашего двора ,
Подумайте , когда это может произойти ?
Дети : Когда люди мусорят , рвут цветы , ломают деревья .
Учитель : Да , верно . Нельзя мусорить на улице , так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоро вье человека , животных , растений .
Человек , считая себя хозяином Земли , многие годы ис пользовал для своего блага все , что его окружало ( леса , моря , горы , животных , птиц ), строил заводы и фабрики , которые отравляют воздух , загрязняют воду и почву . Ухудшение эко логической обстановки создает угрозу здоровью человека . По этому нельзя пить не кипяченую воду ; необходимо мыть фрукты и овощи ; мыть руки перед едой — это может уберечь от болезней , а иногда спасти жизнь .
III. Обобщение материала .
Учитель : Давайте сделаем выводы .
Дети : Лучше избежать опасность , чем бороться с ней . Необходимо предвидеть опасность . По возможности избегать ее . При необходимости действовать .