[править] Виды
Грузовой транспорт
-
Основная статья: Грузовой автомобильный транспорт России
Основные виды перевозимых грузов автомобильным транспортом России (всего перевезено 5544 млн т в 2018): строительные материалы, лесные грузы, продукция агропромышленного комплекса, нефтепродукты, руды чёрных и цветных металлов, уголь. Крупнейшие отправители грузов (млн. т, 2018): Тюменская (202, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 128), Московская (150), Брянская (55), Свердловская (46), Самарская (40), Белгородская (40), Томская (39) области, Красноярский (71), Краснодарский (67) края, Татарстан (68), Ростовская область (49) и Башкортостан (40).
Пассажирский транспорт
-
Основная статья: Пассажирский автомобильный транспорт России
На долю внутригородского сообщения приходится 82 % общего числа пассажиров, перевезённых автомобильным транспортом (2017), пригородного сообщения — 16 %, междугороднего (включая международное) сообщения — 2 %. Наиболее крупные отправители пассажиров (млн. пассажиров, 2018): Москва (1289), Московская область (625), Санкт-Петербург (588), Нижегородская область (401), Башкортостан (388), Тюменская область (306), Татарстан (300), Краснодарский край (293), Ростовская область (285), Пермский (238) и Красноярский (220) края, Вологодская (259), Свердловская (249), Кемеровская (232), Воронежская (224), Саратовская (221) и Новосибирская (208) области.
Классификация подвижного состава
К автотранспортным средствам относят:
- грузовые автомобили
- тягачи и их прицепы и полуприцепы – эксплуатируются только вместе
- автобусы
- легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы
- комбинированные грузопассажирские автомобили
- специальные автомобили (строительные, санитарные, пожарные и др) и их прицепы и полуприцепы
Классификация грузовых автотранспортных средств
Грузовые автотранспортные средства в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей делятся на:
— средства общего назначения — автомобили, стандартные прицепы и полуприцепы для перевозки самых различных грузов
— специализированные – автомобили, кузова которых специализированны под перевозку определенных грузов – сыпучих, жидких, мусора, контейнеров.
Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом называется автопоездом.
Специальные автотранспортные средства — относят автомобили и прицепы, оснащенные специальным оборудованием(автолавки, автокраны, автовышки и тд).
Все эксплуатируемые автотранспортные средства подразделяются на 3 группы:
А – автотранспортные средства, предназначенные для эксплуатации на дорогах только с усовершенствованным капитальным покрытием(с нагрузкой от оси на дорогу не более 100 кН)
Б – автомобили и автопоезда, эксплуатируемые на этих же дорогах (с нагрузкой от оси на дорогу не более 60 кН)
В – внедорожные автотранспортные средства (с нагрузкой от оси на дорогу не более 60 кН)
Грузовые автотранспортные средства классифицируют также по:
- грузоподъемности:
- малой грузоподъемностью – с 0,5 – 2 т
- средней грузоподъемностью – с 2 до 5 т
- большой грузоподъемностью – с 5 до 16 т
- особо большой грузоподъемностью – более 16 т.
- по количеству осей и из них ведущих.
- полной массе (т.е. вместе с грузом, равным грузоподъемности)- 7 градаций
- проходимости(по способности преодолевать препятствия на пути движения)
Классификация пассажирских автотранспортных средств
- по назначению – городские, пригородные, местные междугородние, экскурсионные, туристические и др.
- по вместимости пассажиров:
Классификация легкового автомобильного подвижного состава:
- по назначению- личного пользования, служебное, такси , прокатное и тд
- по рабочему объему цилиндров – 5 классов
Достоинства автомобильного транспорта:
- самостоятельность (т.е. работает без участия других)
- высокая подвижность и маневренность
- доставка грузов и пассажиров по принципу «от двери до двери»
- высокая скорость (в 2 раза выше, чем у железной дороги)
Функции автомобильного транспорта:
- является самостоятельным видом транспорта
- является связывающим звеном между другими видами транспорта
Широкое применение автотранспорта превратилось в социальную проблему, требующую скорейшего решения:
- большая транспортная усталость населения (по данным психологов, транспортная усталость снижает работоспособность на 7-12%)
- возросший поток автомобилей снижает общую скорость движения транспорта
- загрязнение окружающей среды
- большое число ДТП (в мире 8млн человек стали инвалидами в результате ДТП)
- автотранспорт создает резкую нехватку площадей городских магистралей (удельная площадь, приходящаяся на одного пассажира автомобиля в 15 раз больше площади, приходящейся на трамвайного пассажира)
- постоянный рост цен на топливо
Основные показатели работы автотранспорта:
- производительность грузового автомобиля – количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени
- среднесуточный пробег грузового автомобиля – отношение общего пробега автомобиля (км) за определенный период времени к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за этот период.
- время работы автомобиля – разность между продолжительностью работы автомобиля в наряде (включая простои) и временем его нулевых пробегов
- средняя дальность одной поездки автомобиля с грузом определяют как отношение его пробега с грузом к общему числу поездок
- продолжительность рейса автобуса – суммарное время нахождения автобуса в движении, времени на посадку и высадку пассажиров, простоя автобуса на конечных пунктах
- продолжительность поездки автомобиля – такси – складывается из времени оплаченного и неоплаченного его пробега и простоя.
Расходы пассажирского автомобильного транспорта общего пользования примерно на 60% покрываются доходами (платой пассажиров за проезд)
Категории транспортных средств, на управление которыми необходимы права
Установленные в Российской Федерации категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, перечислены в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где содержатся следующие положения:
В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «A» — мотоциклы;категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;категория «Tm» — трамваи;категория «Tb» — троллейбусы;категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Основные виды транспорта
По среде перемещения транспорт может быть наземным (самокаты, велосипеды, средства индивидуальной мобильности, мопеды, мотоциклы, мотороллеры, автомобили, вездеходы, поезда, троллейбусы, трамваи, автобусы, тракторы, прицепы, тягачи), воздушным (самолеты, аэробусы, аэропланы, вертолеты, дирижабли), водным (паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках, круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы, судна, лодки, катера, парусники, плоты, катамараны), космическим (космические корабли), трубопроводным.
По способу движения по поверхности транспорт может быть колесным, гусеничным или рельсовым.
По используемым источникам энергии транспортные средства классифицируются на:
• транспорт с электрическим двигателем;
• транспорт с тепловым двигателем;
• транспорт с гибридным двигателем;
• транспорт без собственного двигателя – парусный и приводимый в движение мускульной силой;
• транспорт на магнитной подушке.
Виды транспорта и их показатели
При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
Виды легковых транспортных средств
Существуют следующие классы легковых автомобилей:
А – небольшие малолитражные легковые автомобили для городских поездок. Как правило, вмещают в себя 5 человек, оборудованы 2–4 дверями и имеют место для небольшого багажа. Максимальные размеры хэтчбеков: длина – до 3,6 м, ширина – до 1,6 м.
В – компактный автотранспорт для городских передвижений с экономичным двигателем и передним приводом. Размеры такого легкового автомобиля: до 3,9 м в длину и 1,7 м в ширину.
С –так называемый гольф-класс. Размеры кузова автомобиля могут достигать 4,3 м в длину и 1,8 м в ширину.
D – класс семейного автотранспорта. Сюда относят вместительные хэтчбеки и седаны с кузовными габаритами до 4,6 м в длину и 1,8 м в ширину.
Е – комфортные, безопасные и стильные автомобили среднего и бизнес-класса. В длину достигают 4,6 м, в ширину – 1,8 м.
F — класс «люкс». Представительские легковые авто с размерами кузова от 5 м и более.
Легковые автомобили могут иметь следующие типы кузова, по которому их также принято классифицировать:
Седан – 4 двери, отдельные отсеки для мотора и багажа.
Хэтчбек – багажник по типу «задний люк». Автомобили имеют по 3 или 5 дверей, одна из которых относится к багажному модулю.
Универсал – «семейный» автомобиль. Пассажирское и багажное отделения объединены.
Кабриолет – класс авто с мягким откидным верхом. Сюда же относят «родстер».
Кроссовер – автомобили, относящиеся к этому классу, объединяют в себе качества «универсала» и внедорожника: вместительность и проходимость.
Купе – компактные двухдверные модели с выделенным багажным отсеком.
Лимузин – автомобиль с удлиненным кузовом класса «премиум» с возможностью поднятия перегородки между пассажирским и водительским отсеком.
Понятие и виды транспортных средств в законе
В пункте 11 статьи 1 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приведено определение понятия «транспортное средство», и виды транспортных средств:
Транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Транспорт и связь[]
Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем — от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположения воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.
Недостатки автомобильного транспорта
К ним относятся:
- Загрязнение окружающей среды. Автотранспорт достаточно сильно загрязняет атмосферу своими выхлопными газами.
- Себестоимость. Здесь необходимо отметить, что при перевозках имеется высокая себестоимость.
- Повышенная трудоемкость. На каждое транспортное средство необходимо использовать как минимум одного водителя. Это затратно.
- Низкая производительность. Как это не печально, но следует отметить, что из-за малой грузоподъемности автотранспорта, перевести можно не так много грузов или людей (имеется ввиду в одном подвижном составе).
- Обслуживание. Для каждого автомобильного транспорта необходимо обслуживание (технический осмотр, регламентные работы и т.д.).
- Есть риски ДТП. Мы в преимуществах указали про безопасность, но и в недостатках стоит отметить, что это тоже бывает опасно. Всегда есть риски попасть в дорожно-транспортное происшествие.
Преимущества автомобильного автотранспорта
К ним относятся:
- Удобство. Бесспорно, но автотранспорт очень удобен для перемещения по местности и перевозки грузов. Сел и поехал.
- Мобильность. Можно быстро передвигаться от точки А в точку Б.
- Маневренность и подвижность. Нет необходимости двигаться по одному пути. Если дорога плохая, то маршрут можно выбирать, где проедет авто.
- Перевозка пассажиров и грузов. Людей или грузы можно доставить из точки А в точку Б без дополнительных затрат. Нет необходимости осуществлять пересадки во время движения (хотя такие моменты не исключены).
- Дешевизна. Передвижение автомобильным транспортном по дорогам относительно не дорого. Нет необходимости тратить большие средства на перевозку. Строительство автодорог дешевле, чем железнодорожных.
- Автономность движения. Условно можно сказать, что автотранспорт является независимым транспортом, но при некоторых нюансах.
- Скорость доставки. Быстрая доставка грузов. Это конечно относительно, авиатранспортом быстрее, но и автомобильным транспортом тоже получается достаточно быстро.
- Сохранность груза. Небольшие риски повреждения груза при транспортировке.
- Безопасность. Людей и грузы можно достаточно безопасно перевозить.
- Широкая сфера применения. Различные виды грузов, систем сообщений и расстояний.
- Не большие расстояния. Если сравнивать автомобильный транспорт с водным или железнодорожным, то расстояние будет меньше по автодороге и соответственно затрачено времени в пути будет тоже меньше.
- Развитость дорожной инфраструктуры. Все страны “укутаны” большим количеством автомобильных дорог, что несомненно удобно для передвижения на автомобильном транспорте.
Категории транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа «M1», «M2», «M3»
Пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, предусмотрены следующие категории транспортных средств:
Транспортное средство категории «M1» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;Транспортное средство категории «M2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;Транспортное средство категории «M3» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.
Багажный автомобиль — транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;Легковое такси — транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Сюжеты
Вклады-2023: ставки, новости, прогнозы
Как перемещать вклады и почему это может быть выгодно
Почему не стоит держать все деньги в одном банке
Как защитить накопления от падения рубля
Все о страховании жизни и здоровья
Ожог борщевиком: в чем опасность и как защититься
Солнечные ожоги: как уберечься и по какому полису можно получить компенсацию
Как получить выплату по ИСЖ при наступлении страхового случая: инструкция
Обзоры банковских карт 2023
«Пушкинская карта» для молодежи: кому положена, как оформить и какие мероприятия ею можно оплатить
До 24 000 бонусных рублей в подарок и 120 дней без процентов: чем интересна кредитная карта банка «Открытие»
Tinkoff Junior: как работает карта для детей и подростков
Все сюжеты
Транспортные узлы[]
Файл:Autobahnkreuz Breitscheid Ratingen.jpg
Двухуровневая автомобильная развязка в Германии
Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.
Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами. Дело в том, что транспортные узлы буквально притягивают торговлю (эффект, который можно наблюдать хотя бы на примере вокзалов), здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы, а многие до сих пор существуют за счёт этой роли. Прежде всего это города-порты, но есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.