Введение
Целью данной работы является анализ научного метода познания, предложенного Ф. Бэконом.
Новое время — это эпоха, охватывающая историю человечества 17, 18, 19 веков. Условно началом Новой истории считается английская буржуазная революция 1640 г. (существуют и другие точки зрения на начало Новой истории), ознаменовавшая начало нового периода — эпохи капитализма или буржуазных отношений, которые привели к к изменению сознания людей. Человек становится менее духовным, он не стремится к потустороннему блаженству, не к истине, а к преобразованию и повышению уровня своего комфорта. Наука — самый важный фактор в этом изменении общественного сознания.
В наше время философия опирается в основном на науку (в средние века философия действовала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения — с искусством). Следовательно, соотношение чувственной и рациональной, экспериментальной и теоретической составляющих познания — вторая после проблемы познаваемости мира эпистемологическая проблема, проходящая через всю историю философии. Философия эпохи ранних буржуазных революций, 1983; Раздел второй. Новая эпистемология и логика
На мой взгляд, выбранная мной тема актуальна, так как постепенно, с древних времен, развивалась методология познания, формировались методы научного и социального познания. Со временем эти методы конкретизировались каждой эпохой, одним из таких периодов является философия Ф. Бэкона.
Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон стал первым крупным философом своего времени и открыл Эпоху Разума. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с учениями мыслителей, живших во времена древности и средневековья, он был убежден, что путь, который они указывали – ложный. Философы прошлых веков были сосредоточены на нравственных и метафизических истинах, забывая о том, что знания должны приносить практическую выгоду людям. Он противопоставляет праздное любопытство, которому до сих пор служило философствование, производству материальных благ.
Будучи носителем практичного англосаксонского духа, Бэкон не искал знаний ради стремления к истине. Он не признавал подход к философии через религиозную схоластику. Он считал, что человеку предначертано господствовать над животным миром, и он должен исследовать мир рационально-потребительски.
Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения.
Список литературы
- Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Том 1., 1976.
- Бэкон Ф. Новый Органон. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.
- Бэкон Ф. Новый органон // Антология мировой философии. ТМ, 1972.
- Бэкон Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1975.
- Иванцов Н.А.Франсис Бэкон и его историческое значение / Н.А. Иванцов // Вопросы философии и психологии. — М., 1897.
- Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия европейской философии XVII-XVIII веков, 2008.
- Котарбинский Т. Избранные произведения. М., 1967.
- Реферат на тему: Основной вопрос философии за и против
- Реферат на тему: Философия героического энтузиазма Джордано Бруно
- Реферат на тему: Технические изобретения Средневековья
- Реферат на тему: Проблемы создания искусственного интеллекта
- Реферат на тему: Личность и общество
- Реферат на тему: Происхождение и эволюция Вселенной
- Реферат на тему: Методы философских исследований
- Реферат на тему: Индуктивный метод Ф. Бэкона
- Реферат на тему: Религиозно-философские мотивы в эпосе Древней Греции
- Реферат на тему: Верования и праздники древних славян
- Реферат на тему: Философия о самой себе, своей сущности, месте в жизни общества
- Реферат на тему: Поиски Бога в русской философии
Биография
Фрэнсис родился в семье политического деятеля и ученого Николаса, и его жены Анны, которая происходила из известной в те времена семьи – ее отцом был воспитан наследник английского и ирландского престолов Эдвард VI. Роды случились 22 января 1561 года в Лондоне.
Мальчика с детства приучали быть прилежным и поддерживали его тягу к знаниям. Подростком он посещал колледж при Кембриджском университете, потом отправился учиться во Францию, но смерть отца привела к тому, что у юного Бэкона не осталось денег, что сказалось на его биографии. Тогда он начал изучать право и с 1582 года зарабатывал себе на жизнь адвокатской деятельностью. Двумя годами позже он вошел в парламент, где сразу стал заметной и значимой фигурой. Это привело к тому, что семь лет спустя его назначили советником графа Эссекса, который в ту пору был фаворитом королевы. После попытки государственного переворота, затеянной Эссексом в 1601 году, Бэкон принимал участие в судебных заседаниях как обвинитель.
Критикуя политику королевской семьи, Фрэнсис потерял покровительство королевы и смог возобновить карьеру в полной мере только в 1603 году, когда на троне оказался новый монарх. В том же году он стал рыцарем, а через пятнадцать лет – бароном. Еще через три года ему жаловали титул виконта, но в тот же год ему предъявили обвинение во взяточничестве и лишили поста, закрыв двери в королевский двор.
Несмотря на то, что он многие годы жизни посвятил юриспруденции и адвокатуре, его сердце было отдано философии. Он разработал новые инструменты мышления, раскритиковав дедукцию Аристотеля.
Мыслитель умер из-за одного из своих экспериментов. Он изучал, как холод влияет на начавшийся гнилостный процесс и простудился. В возрасте шестидесяти пяти лет он умер. Уже после его смерти было опубликовано – незавершенным – одно из главных произведений, написанных им: «Новая Атлантида». В нем он предвидел многие открытия последующих веков, основываясь на опытном знании.
Фрэнсис Бэкон об идолах
Фрэнсис Бэкон разработал собственную теорию о предрассудках, господствующих над умом людей. Она говорит об «идолах», которых мыслитель нового времени называет также «призраками» за их свойство искажать действительность
Прежде, чем учиться познавать вещи и явления, важно избавиться от этих идолов
Всего им выделено четыре вида идолов:
- идолы «рода»;
- идолы «пещеры»;
- идолы «рынка»;
- идолы «театра».
К первой категории относятся идолы-призраки, присущие каждому человеку, поскольку его ум и органы чувств несовершенны. Эти идолы заставляют его сравнивать природу с самим собой и наделять ее теми же качествами. Бэкон восстает против тезиса Протагора, говорящего, что человек представляет собой меру всех вещей. Фрэнсис Бэкон заявляет, что ум человека, как плохое зеркало, отражает мир в неправильном виде. В результате рождаются теологическое миропонимание и антропоморфизм.
Идолы-призраки «пещеры» порождаются самим человеком под влиянием условий его жизни, особенностей воспитания и образования. Человек смотрит на мир из покрова собственной «пещеры», то есть с точки зрения личного опыта. Преодоление таких идолов заключается в использовании опыта, накопленного совокупностью индивидов – обществом, и постоянном наблюдении.
Поскольку люди постоянно контактируют друг с другом и живут плечо к плечу, рождаются идолы «рынка». Их поддерживает использование речи, старых понятий, обращение к словам, которые искажают суть вещей и мышление. Чтобы избежать этого, Бэкон рекомендует отказаться от словесной учености, которая оставалась в те времена от Средневековья. Главная идея – в изменении категорий мышления.
Признаком идолов «театра» является слепая вера авторитетам. К таким авторитетам философ относит старую философскую систему. Если верить древним, то восприятие вещей исказится, возникнут предубеждения и предвзятость. Чтобы победить таких призраков, следует обращаться к современному опыту и изучать природу.
Все описанные «призраки» – это препятствия к научному познанию, поскольку благодаря им рождаются ложные представления, которые не дают в полной мере понять мир. Преобразование наук по Бэкону невозможно без отказа от перечисленного и опоры на опыт и эксперимент как часть знания, а не на мысли древних.
Суеверия – мыслитель нового времени тоже относит к причинам, которые задерживают развитие научного знания. Теория двойственной истины, описанная выше и разграничивающая изучение Бога и реального мира, призвана оградить философов от суеверий.
Слабые продвижения в науке Бэкон объяснял отсутствием правильных представлений об объекте познания и самой цели изучения. Правильным объектом должна выступать материя. Философы и ученые должны выявлять ее свойства и изучать схемы превращения ее из одного предмета в другой. Человеческая жизнь должна обогащаться наукой за счет действительных открытий, внедряемых в жизнь.
Имманентный эмпиризм
Это попытки философов описать структуру и закономерности нашего познания из сочетания отдельных впечатлений и взглядов. В истории это приводило и к полному скептицизму (например, учения Протагора из Абдер, Пиррона из Элиды или Мишеля де Монтень), и к предположению трансцендентного эмпиризма (система философа Дэвида Юма).
Трансцендентный эмпиризм
Самой типичной формой трансцендентного эмпиризма является материализм. При этом он принимает перемещающиеся в пространстве разновидные комбинации частицы материи за мир опыта (истину).
С этой точки зрения всё содержимое сознания и все законы знания изображаются как продукт взаимодействия организма с окружающей его физической средой, таким образом с помощью внешнего опыта формируется его внутренний мир.
Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени
Ранее мы уже сказали, что в философии существует множество течений, объясняющих этот мир с тех или иных принципиальных позиций, зачастую противостоящих и даже противоположных. В дискуссиях и попытках оспорить те или другие принципы зарождаются новые направления философской мысли. Эмпиризм в какой-то мере стал стимулом к развитию такого направления философии как рационализм. В отличие от эмпиризма, рационализм объявлял источником знания разум, а основным методом познания – дедукцию.
Такой подход восходит корнями к учению древнегреческого философа Аристотеля (384-322), однако в окончательно оформился в качестве самостоятельного направления философской мысли в эпоху Нового времени. Основателем рационализма является французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650). Оппонируя эмпиризму, Декарт заявлял, что опыт может быть субъективным, что восприятие может обмануть, а полученные в ходе эксперимента данные не всегда прямо указывают на причину изучаемого явления.
Поэтому любое наблюдение, предположение, знание должны пройти проверку разумом, в ходе которой следует отбросить все авторитеты и подвергнуть сомнению все, даже кажущиеся незыблемыми истины. Эти свои идеи Декарт изложил в книге . Философский аспект рационализма в понимании Декарта изложен в его труде «Размышление о первой философии» .
При всех видимых различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя считать строго противоположными течениями. Любой эксперимент подлежит осмыслению, методы индукции и дедукции абсолютно равноправны и могут применяться в рамках даже одного исследования для проверки выводов и поиска неточностей.
Более того, немецкий философ, физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), который традиционно считается представителем рационализма и приверженцем дедуктивного метода, в своей книге «Монадология» писал, что «в своих действиях все ученые на три четверти эмпирики» .
Уточним, что книга «Монадология» посвящена монадам, единым и неделимым сущностям, причем Лейбниц рассматривает биологический, физический, математический и другие аспекты этих сущностей. В плане философии и психологии ученый обосновывает постулат о существовании неких «врожденных идей», помогающих человеку познавать мир. В какой-то степени их тоже можно считать монадами, едиными и неделимыми сущностями. Свои представления о «врожденных идеях» Готфрид Вильгельм Лейбниц ранее презентовал в книге «Новые опыты о человеческом разумении» .
Эмпиризм и рационализм
Спор между рационализмом и эмпиризмом касается степени, в которой мы зависим в наших попытках получить знания от сенсорного опыта (восприятия и ощущения зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и др. характера).
Рационалисты утверждают, что есть разные способы получения наших знаний независимо от сенсорного опыта.
А эмпирики утверждают, что сенсорный опыт является основным источником всех наших знаний и мировоззрений.
Рационалисты обычно развивают свою точку зрения двумя способами. Во-первых, они утверждают, что есть случаи, когда содержание наших мировоззрений или знаний опережает информацию, которую может предоставить сенсорный опыт.
Во-вторых, они создают доклады о том, как разум в той или иной форме предоставляет эту дополнительную информацию о мире.
Эмпирики предоставляют дополнительные направления мысли.
Во-первых, они разрабатывают доклады о том, как опыт предоставляет информацию, которую цитируют рационалисты, поскольку она вообще существует.
Эмпирики иногда выбирают скептицизм в качестве альтернативы рационализму: если опыт не может дать мировоззрение или знаний, на которые ссылаются рационалисты, то у нас их нет.
Во-вторых, эмпирики критикуют объяснения рационалистов о том, как разум является источником мировоззрения или знаний.
Фрэнсис Бэкон и его основные идеи
Биография Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года. Его отец, сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем Великой печати при королеве Елизавете, и поэтому Фрэнсис был представлен двору еще мальчиком.
Два года учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции в свите британского посла. После смерти отца в 1579 г. он остался практически без средств к существованию, но в 1582 г. стал адвокатом, а в 1584 г. — членом парламента. Время от времени он писал письма королеве Елизавете, в которых стремился беспристрастно подходить к насущным политическим вопросам. При Елизавете Ф. Бэкон никогда не поднимался на высокие посты, но после вступления на престол Якова I Стюарта в 1603 году он быстро продвинулся по службе. В том же году Ф. Бэкон был удостоен титула рыцаря, а в 1618 г. он был возведен в титулы барона Верулама и виконта Сент-Олбанс в 1621 г. Позднее Ф. Бэкон был обвинен в получении взяток. Он признал получение подарков от людей, дела которых рассматривались в суде, но отрицал, что это повлияло на его решение. Ф. Бэкона лишили всех должностей и запретили появляться в суде. Годы, оставшиеся до его смерти, он провел в уединении.
Несмотря на то, что Ф. Бэкон изучал политику и юриспруденцию, главным делом его жизни были философия и наука, и он величественно провозгласил: Все знания — это область моей заботы. Иванцов, Н. А. Фрэнсис Бэкон и его историческое значение он опубликовал свой самый известный труд Новый Органон, который, по замыслу автора, должен был заменить Органон Аристотеля и задумывался как вторая часть произведения Великое восстановление наук.. В 1623 г. был опубликован обширный труд Ф. Бэкона О достоинстве и преумножении наук (первая часть Великого восстановления наук), во многих отношениях весьма современный. В незаконченном романе Новая Атлантида (опубликованном в 1627 г.) Ф. Бэкон описывает утопическое сообщество ученых, занимающихся сбором и анализом всех видов данных по схеме третьей части великого плана восстановления.
Борьба Ф. Бэкона с авторитетами, развитие нового метода познания и убежденность в том, что исследования должны начинаться с наблюдений, а не с теорий, ставили его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли современности. Однако каких-либо значимых результатов он не получил — ни в эмпирических исследованиях, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения, который, как он считал, давал новые знания как машина, не получил признания. в экспериментальной науке.
В марте 1626 года он экспериментировал с курицей, но простудился. Умер Ф. Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626 г.
Бэкон «Великое восстановление наук»
Фрэнсис Бэкон считает, что алхимия и магия могли бы послужить человеку. Чтобы знание было общественно контролируемым, он отказывается от магического. В «Великом восстановлении наук» он делает упор на то, что настоящие знания не могут принадлежать частным лицам – группе «посвященных». Оно – общедоступно и может быть понятно любому.
Бэкон также говорит о необходимости сведения философии к делам, а не словам, как это было прежде. Традиционно, философия служила душе, а Бэкон считает правильным покончить с этой традицией. Он отвергает древнегреческую философию, диалектику Аристотеля, труды Платона. Продолжая принятую в философии традицию, человечество не продвинется в научном познании и лишь умножит ошибки прошлых мыслителей. Бэкон отмечает, что в традиционной философии господствуют алогичность и нечеткие понятия, которые кажутся выдуманными и не имеющими под собой никакого реального основания.
В противовес описанному, Фрэнсис Бэкон предлагает истинную индукцию, когда наука движется вперед постепенно, опираясь на промежуточные аксиомы, контролируя достигнутые знания и проверяя их опытом. Он выделяет два способа поиска истины:
- Через чувства и частные случаи – к достижению самых общих аксиом, которые необходимо сужать и конкретизировать, соизмерять с уже доподлинно известными фактами.
- Через чувства и частное – к общим аксиомам, смысл которых не сужается, а расширяется до наиболее общих законов.
В результате такого деятельного познания, человечество придет к научно-технической цивилизации, оставив в прошлом историко-литературный тип культуры. Мыслитель считал необходимым привести в гармонию общение ума и вещей. Для этого необходимо избавиться от бесплотных и смутных понятий, которые употребляются в науках и философии. Затем, нужно заново посмотреть на вещи и исследовать их, пользуясь современными, точными средствами.
В «Великом восстановлении наук» Бэкон призывает современников сделать упор на науки, применимые на практике и улучшающие жизнь человечества
Это положило начало резкой смене ориентации в культуре Европы, когда наука, видевшаяся многим праздной и подозрительной, стала важной и престижной частью культуры. Большинство философов того времени последовало примеру Бэкона и занялось наукой вместо схоластического многознания, которое было оторвано от реальных законов природы
Философия эмпиризма Ф. Бэкона
Сразу скажем, что Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого доказательного научного подхода, основанного на анализе данных, полученных опытным путем. В основе научного знания, по Бэкону, лежат эксперимент и индукция как метод обработки полученных данных. Бэкон предлагал двигаться от частных, полученных в ходе эксперимента наблюдений к более общим выводам.
В этом и заключается эмпиризм – философия Бэкона. Он считал правильным положить принципы эмпиризма в основу дальнейшего развития наук. Сам Бэкон подробно рассказал о своих идеях в книге «Великое восстановление наук. Разделение наук» . Продолжение содержится во второй части под названием «Великое восстановление наук. Новый Органон» . Уточним, что словосочетание «Новый Органон» в названии книги является отсылкой к известному труду «Органон», где изложен метод дедукции Аристотеля, которому оппонировал Бэкон.
Интересно, что страсть к экспериментам сыграла злую шутку с самим Бэконом. Он серьезно заболел в результате переохлаждения, когда взялся исследовать хладосберегающие свойства снега, закопал в сугроб тушку курицы и постоянно проверял ее сохранность. Регулярный выход на мороз и копание в снегу привели к тому, что ученый скончался на пятый день своего эксперимента.
На всякий случай напомним, что Бэкон был философом и историком, а не физиком или биологом, да и в 65 лет длительное переохлаждение опасно само по себе. Так или иначе, эта новая философия Нового времени (эмпиризм Бэкона) имела огромное значение для развития философской мысли.
Научное познание
В целом, достоинство науки Ф. Бэкон называл самоочевидным и выразил это в своем известнейшем афоризме «Знание – сила».
На науку делалась масса нападок. Бэкон, проанализировав их все, сделал вывод, что Бог не запрещал изучать природу, напротив, он дал человеку разум, жаждущий познания вселенной. Люди должны понимать, что существует два рода познания:
- познание добра и зла;
- познание вещей, сотворенных Богом.
Познавать добро и зло людям запрещено. Его Бог дает людям посредством Библии. А познавать сотворенные вещи, человек, наоборот, должен, используя свой ум. Значит, науке должно быть отведено достойное место в «царстве человека». Предназначение науки состоит в том, чтобы приумножить силу и могущество людей, обеспечивая им богатую и достойную жизнь.
Говоря о плачевном состоянии науки, Бэкон подразумевал, что открытия делаются случайно, не методически. Их могло бы быть существенно больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом.
Определение 1
Метод – это путь, главное средство исследования.
Даже хромой, который идет по гладкой дороге, может обогнать здорового человека, который бежит по бездорожью.
Исследовательский метод, который разработал Фрэнсис Бэкон, является ранним предшественником научного метода. Его Бэкон предложил и описал в своем сочинении «Новый органон», данный метод был создан как замена методов, которые предложил Аристотель в своем труде «Органон» почти 2 тысячи лет назад.
Основой научного познания, в соответствии с Бэконом, должны являться индукция и эксперимент.
Индукция делится на полную (совершенную) и неполную:
- Полная индукция – это регулярная повторяемость и исчерпаемость какого-то свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения начинаются в предположении о том, что действие будет повторяться постоянно. Например, в саду вся сирень белого цвета – вывод, сделанный на основании ежегодных наблюдений за ее цветением.
- Неполная индукция – это обобщения, которые делаются на основании исследований не всех случаев, а только некоторых, то есть заключение по аналогии, так как число всех случаев рассмотреть, как правило, невозможно, а теоретически доказать их бесконечное множество невозможно: все лебеди достоверно белые, пока мы не встретим лебедя черного цвета. То есть это заключение всегда вероятностного характера.
При попытке создать «истинную индукцию», Бэкон занимался поиском не только фактов, подтверждающих определенный вывод, а также факты, его опровергающие. Таким образом, дал естествознанию два главных исследовательских средства: перечисление и исключение. Причем главное значение придавалось именно исключению. Так, при помощи своего метода, ему удалось установить, что «форма» теплоты – это движение мельчайших частиц тела.
Замечание 2
Иными словами, Бэкон в своей теории познания планомерно проводил мысль о том, что истинное знание следует из чувственного опыта. Такая позиция носит название эмпиризма.
Эмпирический метод и теория индукции
Первые кирпичи в фундамент методологии заложил Ф. Бэкон — настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментальной науки. Заслуга Ф. Бэкона, в частности, состоит в том, что он подчеркивал со своей уверенностью: научное знание проистекает из опыта, а не только из непосредственных сенсорных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Более того, наука не может основываться только на непосредственных чувственных данных. Ф. Бэкон предлагает следующее решение: компенсация непоследовательности чувств и исправление их ошибок обеспечивается экспериментом или экспериментом, правильно организованным и специально адаптированным для того или иного исследования.
Защищая ценность и значимость специализированного научного эксперимента, Ф. Бэкон проводит свое знаменитое различие между двумя видами экспериментов — светоносными и плодотворными, что для современного ученого почти тривиально, чтобы различать эксперимент, направленный исключительно на получение нового научный результат. Он утверждает, что открытие и утверждение правильных теоретических концепций вооружает нас не внешне, а глубоко.
Самое главное — разработать правильный метод анализа и обобщения экспериментальных данных, который постепенно проникает в суть изучаемых явлений. По мнению Ф. Бэкона, таким методом должна стать индукция, но не метод, основанный на простом перечислении ограниченного числа благоприятных фактов. И он ставит перед собой задачу сформулировать принцип научной индукции, который производил бы разделение и отбор в опыте и, посредством соответствующих исключений и отклонений, делал бы необходимые выводы.
Это очень важная настройка. Ф. Бэкон с чрезмерным оптимизмом полагал, что предложенные им средства индуктивного анализа являются достаточной гарантией необходимости и достоверности полученного вывода. Аналогия и исключение — основные приемы этого метода. По аналогии для таблиц Discovery отбираются эмпирические данные. Оно как бы лежит в основе индуктивного обобщения, которое достигается путем отбора, отбрасывания ряда обстоятельств из обилия исходных возможностей.
Задача индукции Бэкона — выявить форму. Именно метафизика Бэкона призвана исследовать формы, охватывающие единство природы в разнородных материалах, тогда как сама физика имеет дело с более конкретными материальными и действенными причинами — преходящими и как бы внешними носителями этих форм. Он не совпадает с матерью всех наук — первой философией, но является частью самой науки о природе, как бы более высокой, более абстрактной и более глубокой отраслью физики.
Так, Ф. Бэкон рассматривал индукцию как метод развития фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания или, как он сам выражался, натурфилософии. Теория индукции тесно связана с его философской онтологией, с аналитической методологией, с учением о простых природах или свойствах и их формах, с концепцией различных типов причинной зависимости. Сам Ф. Бэкон отмечает, что логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, и пишет о необходимости видоизменить метод открытия в зависимости от качества и состояния объекта, который мы расследуют.
Взгляды Фрэнсиса Бэкона
Наука Фрэнсиса Бэкона
Именно в трудах Ф. Бэкона практическая направленность современной науки нашла наиболее яркое и последовательное выражение. Он писал: Уровень знаний далек от процветания и великих достижений; человеческому уму должен быть открыт новый путь, разительно отличающийся от всего, что было известно ранее, и, кроме того, он должен всеми средствами помочь уму взять над природой вещей власть, которая принадлежит ему по праву. начало предисловия Великое восстановление наук (1620 г.)
Ф. Бэкон очень четко характеризует значение, призвание и задачи науки во введении к Великому восстановлению наук: И, наконец, я хотел бы призвать всех людей помнить об истинных целях науки, чтобы они не делайте этого ради себя. духа, не ради каких-то научных споров, не ради пренебрежения остальным, не ради корысти и славы, не ради власти, не ради других низкие намерения, но для того, чтобы сама жизнь была полезной и успешной. Это призвание науки подчиняется как ее руководству, так и методам работы.
Реставрация, грандиозный план полной реорганизации всех наук, должна была состоять из шести частей:
- Классификация наук;
- Новый органон — метод строительной науки, предложенный Ф. Бэконом;
- Феномены Вселенной — эмпирическое обоснование, данное естествознанием;
- Лестница интеллекта — примеры применения нового метода;
- Предшественниками новой философии являются предварительные предложения, выдвинутые до внедрения нового метода;
- Новая философия — это пробная экспликация (интерпретация, объяснение) науки, основанная на принципах Бэкона.
При Ф. Бэконе складывается новая когнитивная ситуация. Для него характерно следующее: Куча экспериментов разрослась до бесконечности Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия Европейской философии XVII-XVIII веков, Ф. Бэкон ставит задачи:
- глубокая трансформация массива накопленных знаний, его рациональная организация и упорядоченность;
- разработка методов получения новых знаний.
Ф. Бэкон выступает против преобладающих предрассудков в отношении науки, чтобы придать научным исследованиям высокий статус. Именно с Ф. Бэкона началась резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного времяпровождения в глазах многих постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы современности идут по стопам Ф. Бэкона: вместо схоластических знаний, оторванных от технической практики и познания природы, они ставят науку, все еще тесно связанную с философией, но находящуюся в центре внимания. в то же время на основе специальных экспериментов и экспериментов.
Ф. Бэкон видел свой главный вклад в теорию и практику науки в обновлении философско-методологической основы науки. Он считал науки соединенными в единую систему, каждая часть которой, в свою очередь, должна быть тонко дифференцирована. Хотя сам Ф. Бэкон знал, что шестая часть плана ему не под силу, остальные разделы Реставрации в той или иной степени были выполнены им самим.
Взаимосвязь эмпиризма и рационализма
Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.
Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.
Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.
-
Поэзия нового времени кратко
-
Особенности внутреннего строения лягушки кратко
-
Историография истории россии кратко
-
Аргентина водные ресурсы кратко
- Гидравлический расчет тупиковой водопроводной сети кратко
Заключение
Философия Ф. Бэкона — это формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение нового европейского мышления, которое остается доминирующим и в наше время.
Научный метод в современном понимании — это совокупность явлений, систематизация и корректировка существующих и недавно приобретенных знаний. Чтобы объяснить те или иные наблюдаемые факты, исследователи современного метода выдвигают гипотезы и строят теории, из которых делаются выводы и предположения. И полученные результаты снова подтверждаются экспериментом или дополняются новыми, вновь обнаруженными фактами.
По словам Ф. Бэкона, состояние науки в его эпоху было ужасным, никто не занимался системным анализом, системными экспериментами, и поэтому открытия происходили как бы случайно, без методологических исследований. Ф. Бэкон предложил метод исследования, который он подробно описал в труде Новый Органон и который мог полностью заменить методы познания, предложенные Аристотелем в его труде Органон.
В основу знаний научного типа Ф. Бэкон положил такие методы, как индукция и эксперимент. Индукция, по его мнению, могла иметь формы: полную и неполную. При полной индукции происходит постоянное повторение и конечность свойств объекта. То есть индуктивные соображения исследователя заключаются в том, что все идентичные случаи будут иметь схожую природу. Неполная индукция — это обобщения, которые можно сделать на основе эксперимента в отдельных случаях, и выводы здесь делаются по аналогии. Ф. Бэкон считал, что настоящее знание целиком вытекает из опыта. В то же время он признал ошибки, которые могут стоять на пути человеческого знания и разрушать результаты познания. Ф. Бэкон называл эти ошибки призраками или идолами.
Важнейшей частью научного метода познания в наше время стало требование объективности, при котором не может быть субъективности в интерпретации результатов. Чтобы проверить утверждение, необходимо задокументировать свои собственные и чужие наблюдения, что делает данные исследования широко доступными. Таким образом, наука получает множество дополнительных преимуществ — как в способности постоянно укреплять убеждения экспериментом и опытом, так и в адекватности этих экспериментов.
Именно метод Ф. Бэкона послужил основой для развития направления индуктивной логики в философии, что особенно ярко нашло отражение в трудах Джона Милля. Кроме того, следует отметить, что Ф. Бэкон призывал к постоянному изучению природы на основе эксперимента, что подтолкнуло развитие естествознания в 17 веке и помогло в организации многих научных сообществ, а также заложило фундамент. по классификации наук, принятой в энциклопедической энциклопедии. Учение Ф. Бэкона стало чрезвычайно влиятельным и смогло повернуть развитие науки, создав предпосылки для формирования материалистического учения.