Понятие и содержание сознания человека

Сознание

Введение.

Что такое сознание? В чем его особенности? Эти вопросы очень важны в современном мире, так как сознанием обладают все люди, и для того, чтобы понимать друг друга сначала стоит понять структура сознания самого по себе и как его функции действуют на нас и нашу действительность. В нашей жизни часто приходится анализировать то или иное событие, или же делать выбор в пользу альтернатив, предоставляемых нам жизнью. Наш выбор и наши умозаключения будут исходить как раз из того, что находится в нашем сознание. Так же у каждому человеку присуща такая особенность как бессознательность, которая тоже имеет свои особенности в которых стоит разобраться (откуда она берется, почему человек ей подвержен и так далее)

Цель моего реферата – выяснение особенностей сознания, его структуры и функций

Задачи для выяснения цели:

  1. Раскрыть понятие сознание и отходящие от него термины
  2. Разобраться в структуре сознания и ее особенностях
  3. Понять содержание функций сознания
  4. Выяснить особенные признаки бессознательного

По итогам, разобравшись со всеми задачами, я хочу собрать всю информацию воедино, чтобы иметь общий базис по теме сознание, его отличительным чертам от других психологических понятий, а также по тому, как проявляется сознание и бессознательные признаки.

Список литературы.

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. — Москва: «Центр», 1998г.

2. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — Москва: «Аспект-Пресс», 1997г.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. — Санкт-Петербург: «Питер», 2001г.

4. Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное. — Москва: «ВЛАДОС» , 2002г.

5. Дубровина И. В. Психология. — Москва: «Аванта», 2001г.

6. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. — Москва: «ЮНИТИ», 2001г.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — Москва: «Дело», 2005г.

  • Мышление, мыслительные операции
  • Здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека
  • Темперамент. Виды темперамента
  • Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 год. Проекты новой Конституции Российской Федерации, Сравнительный анализ
  • Сущность компьютерных преступлений и их социальная опасность
  • Правопонимание и право
  • Макроэкономические модели: их сущность и классификация
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Чем опасна нехватка мощности в ПК?)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия
  • Методы несанкционированного доступа к информации (возможные методы получения конфиденциальной информации)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Основные устройства ПК и их характеристики)
  • Международный олимпийский комитет

Что такое сознание человека

Сознание человека — это состояние психической жизни организма, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и тела самого организма вместе с отчетом об этих событиях и ответной реакцией на них.

Способность реагировать на происходящее и формировать отчет о своем внутреннем опыте необходима для организации совместной деятельности. Сознание отражает наше представление о мире и своем месте в нем. Это элемент нервной деятельности, центром которой является головной мозг. Механизм сознания связан с речью, мыслительной деятельностью человека, способностью к рефлексии и самоконтролю.

Изучение сознания

Проблема сознания возникла с философским учением Рене Декарта еще в XVII веке нашей эры. Французский мыслитель разделил тело и душу, посчитав, что тело омрачает человека, а душа как разумное начало борется с негативным телесным влиянием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Немецкий психоаналитик Зигмунд Фрейд полагал, что сознание — это одна из трех систем психики — наряду с бессознательным (подсознание) и предсознательным, — которая отражает только то, что осознается в определенный момент времени.

До сих пор мы не имеем точного и исчерпывающего понимания о том, что такое сознание и как оно соотносится с физической реальностью. Проблема определения сознания и его рамок является предметом исследований философии сознания, психологии, биологии, научных программ по изучению искусственного интеллекта.

Трудности в исследовании этого явления обусловлены тем, что к сознанию мы имеем только внутренний доступ и не можем наблюдать его работу со стороны. Известно, что человеческое сознание — это естественное явление, но, в то же время, для изучения проблемы соотношения сознания с мозгом и поведением человека не достает экспериментальных средств.

Структура сознания.

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  • Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  • Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  • Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  • Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  • Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Также структура сознания подразделяется на три компонента:

  • Познавательная сфера
  • Эмоциональная сфера
  • Ценностно-волевая сфера

Познавательная в свою очередь разделяется на:

Область чувственных процессов (ощущение в результате воздействия на внешние органы)
Область рационального мышления (понятийное, образное мышление, внимание, память)

Эмоциональная включает в себя:

  • Эмоции (волнение, гнев, радость и т.п.)
  • Внутренние чувства (любовь, ненависть и т.д.)

Ценностно-волевая обладает такими составляющими как:

В итоге это приводит к воле – способности осуществлять свои цели с помощью усилий

  • Внутренние цели
  • Духовные усилия к достижению целей

Признаки и свойства сознания

В описании сознание с психологической точки зрения, необходимо учитывать, что, помимо мышления и рефлексии, оно заключает в себе широкий и разнообразный спектр явлений.

В механизм сознание включены элементы:

  • познавательно-логический;
  • телесно-перцептивный;
  • эмоционально-волевой;
  • творческий;
  • социальный и другие.

Обычно считается, что сознание присуще только людям, как существам общественно-историческим.

С психологической точки зрения сознание можно охарактеризовать в следующих пунктах:

  • набор знаний об окружающем мире;
  • активность;
  • четкое различение субъекта и объекта;
  • направленность на предмет;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • способность к рефлексии и самонаблюдению;
  • различная степень ясности;
  • наличие эмоциональных факторов во взаимодействии между людьми;
  • осознание собственного я.

Сознание каждого человека уникально и обусловлено внешними факторами. Такими, как социальная система, в которой он живет, уровень общественного развития и т. д.

Основополагающим фактором работы сознания является восприятие.

Восприятие — система интерпретаций чувственных данных, чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. 

Система совместной деятельности общества формирует структуру и ключевые свойства сознания:

  1. Социальный характер — только через совместное знание формируется индивидуальное сознание человека, поэтому основными составляющими сознания являются смыслы и языковые значения.
  2. Способность к рефлексии — это деятельность сознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику самого сознания: рефлексия представляет собой имманентное свойство сознания, благодаря которому поток сознания обретает структуру и форму.
  3. Внутренний диалогизм — диалог является одним их технических средств сознания для получения, передачи и переработки информации в форме внутреннего обсуждения.
  4. Предметность — индивидуальное отражение реального мира в субъектах.

Понятие сознания

Наука рассматривает понятие сознания с философской, психологической и биологической точки зрения.

Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, когда индивид субъективно переживает события внешнего мира и собственной жизни, а также отдает отчет всему происходящему.

В философии как в науке существует специальная дисциплина — философия сознания, — которая изучает природу сознания и его соотношение с физической реальностью (телом).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сознание (психология) — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.

С точки зрения биологии, сознание — это функция мозга, которая позволяет индивиду получать представление о самом себе и об окружающей среде.

То есть, рассматривает все три эти определения, можно сделать вывод, что сознание — это то, что отличает человека от животного и позволяет ему прожить жизнь не только на врожденных инстинктах, но и психически осознавая все происходящее. Сущность сознания на данный момент практически не объясняется наукой.

Сознание можно разделить на две части по степени осознанности — бессознательное и сознательное. Считается, что чем старше человек становится, тем преобладание сознательной части над бессознательной увеличивается. То есть, младенец существует практически бессознательно, а зрелая личность наоборот — практически сознательно. Однако, если рассматривать этот вопрос более глобально, даже взрослый человек очень часто пользуется бессознательной частью своего мозга и многие действия совершает, не вникая в процесс. Это происходит из-за отсутствия у большинства людей потребности к полному осознанию каждого переживаемого мгновения.

Примечание

Зигмунд Фрейд, один из основателей психоанализа, который внес значительный вклад в психологию, считал, что структура сознания делится на три части: бессознательное («Оно»), сознание («Я») и сверхсознание («Сверх-Я»). Отсюда и теория, что человек — это промежуточное существо между животным и сверхчеловеком.

Типы сознания в психологии, примеры

 В психологии различают пять типов сознания:

  1. Житейское формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий. Водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но только в рамках своей профессии. Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Так или иначе, житейское сознание формируется в результате знаний и опыта, передаваемого нам от предшествующего поколения.
  2. Проектное охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности. Например, вы хотите детскую площадку во дворе дома. В голове появляется образ будущего — безопасная площадка с качелями, на которой играют счастливые дети. Здесь возникает проект, а вокруг него — люди. Чтобы появилась площадка, нужно обговорить вопрос с соседями, договориться с управляющей компанией, выбрать подрядчика, собрать деньги и проконтролировать установку. Управляя проектом, вы находитесь в середине системы и влияете на ее части. Именно от вас зависит конечный результат — будет детская площадка во дворе дома или нет.
  3. Научное опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует взаимосвязи объектов, а не их отдельные свойства. Например, научное сознание формирует мировоззрение человека, решает проблемы, встающие перед человечеством, строит будущее технического прогресса, а также помогает создавать прогнозы развития общества. В отличие от житейского сознания, научное предполагает продуманность, рациональность, осознанность.
  4. Эстетическое связано с процессом эмоционального (психологического) восприятия окружающей среды, мира. Сюда относятся концепция катарсиса, влияние произведения искусства на ваше самочувствие, а также чувства и эмоции к тому или иному произведению искусства, которые вы испытываете, когда, к примеру, умирает главный герой вашего любимого сериала или книги.
  5. Этическое определяет нравственные установки человека; помогает вести себя как социально одобряемая личность. Дружба, зло, добро, свобода, — все эти понятия имеют разные значения для каждого из нас, и, в зависимости от нашего трактования этих понятий, в повседневной жизни мы выбираем окружение, имеющее аналогичные взгляды на эти вещи.

На данный момент человеческое сознание продолжает развиваться, благодаря ускоренным темпам научно-технического, а также культурного прогресса.

Обыденное и научное представление о сознании

Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.

С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.

Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.

Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.

Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:

  • узнавание себя в зеркале,
  • узнавание себя на фотографиях,
  • использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
  • складывание первых воспоминаний.

В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.

Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).

Понятие сознания в философии

Развитие представлений о сознании можно косвенно рассматривать начиная с периода античности. Косвенно в силу того, что в данный период непосредственно о сознании философы не рассуждали используя для описания психики человека такие термины как душа, дух, идея.

Так Платон рассматривал человеческую душу как идею, которая по каким-то причинам была помещена в материальное тело. При этом представление о душе выходило далеко за пределы о нематериальной части человеческой сущности, идея понималась гораздо глобальней, как субстанция, т.е. истинная реальность и первооснова мира. Именно по этой причине душа рассматривалась как бессмертная, ведь субстанция вечна и неизменна, она не может исчезнуть.

Дальнейшее развитие представлений о душе и сознании в философии происходили в данном ключе, несмотря на все многообразие их форм. Так, например, Демокрит, придерживавшийся материалистических взглядов понимал человеческую душу как скопление особого рода атомов. Демокрит утверждал смертность души конкретного человека, как распад определенной структуры, сложившийся из ее атомов в теле конкретного человека, однако сами атомы духа не только обладали субстанциональными свойствами, но и пронизывали всю природу, придавая свойство жизни ее многочисленным проявлениям.

Аристотель занимал синтетическую позицию полагая, что душа имеет сложное строение и часть ее, та что привязана к воспоминаниям, чувствам и желаниям отдельного человека смертна, но высшая часть души – абстрактное мышление, является отражение вселенского разума, а потому субстанциональна и бессмертна.

Учение о бессмертии души продолжило развиваться и в средневековье. Высшая субстанция, определяющая облик и содержание реальности стала ассоциироваться с богом. Человеческая душа в свою очередь получила от него те же субстанциональные качества, более того сформировалось дуалистическое понимание человека, разделенного на низменное, материальное и временное, т.е. тело и высшее, идеальное и вечное – душу. Душа человека также продолжила рассматриваться во внеличностном контексте, как метафизическое, общефилософское понятие.

В Новое время на смену термину душа пришло собственно сознание. Сознание олицетворяло собой всю сферу психической жизни личности – ощущение, память и мышление, но не ограничивалось ими, а также имело субстанциональную основу. Для Декарта сознание – это проявление субстанции духа, в концепции Лейбница – сознание одна из субстанций-монад и т.д. Именно как субстанция сознание рассматривается и в современных философских учениях.

Особенности работы сознания

Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет. 

То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.

Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом. 

История изучения сознания

Целостной постановкой проблемы изучения сознания занимаются с древнейших времен. Первым официальным исследованием данной проблемы является теория Платона, который считал, что сознание это особая сущность, которая не совпадает с чувственным миром человека.

Однако, Платон в своей теории пока не выделял сознание как отдельный феномен. Согласно его учению душа, с которой он полностью ассоциировал сознание, является частью мирового космоса и воспроизводит окружающие человека явления.

Представления о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляются в трудах ученых Средневековья, в которой процесс сознания анализируется через призму религиозного восприятия.

В период Нового времени впервые разделяются понятия души и сознания. В данные период сознание определяется как познавательная способность человека и личностное новообразование личности человека, способствующее формированию его «Я».

В 20 веке открываются новые горизонты изучения сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов, что впоследствии было доказано Зигмундом Фрейдом.

Уровни восприятия

Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.

Чувственно-эмоциональный

Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.

Рационально-дискурсивный

Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.

Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.

Интуитивно-волевой

Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.

Иное подразделение

Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.

Примечание

Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.

Теории о сознании человека

К вопросам, которые особенно остро стоят в рамках изучения объекта исследования, можно отнести суждения о природе сознания и логике его взаимодействия с физической реальностью и человеческим телом.

Среди разнообразных теорий современной философии о природе сознания наиболее популярными являются следующие направления:

  1. Дуализм подразумевает существование двух субстанций: сознание и физические объекты. Еще Платон считал, что тело относится к материальному миру, душа же принадлежит к миру идей и потому она бессмертна. Впервые эту теорию сформулировал Р. Декарт в эпоху Нового времени. Философ противопоставлял духовное и материальное, считая, что сознание и тело не могут быть сведены друг к другу. Он полагал, что собственное сознание индивида является единственным, в чем невозможно усомниться.
    При этом дуализм не объясняет, как именно взаимодействуют две несовместимые субстанции, ограничиваясь теорией о божественном контроле. Последователями дуалистического учения были Дж. Экклз, К. Поппер, Р. Суинберн.
  2. Логический бихевиоризм в сфере философии определяется, как оппозиция дуализму души и тела. Мышление, восприятие, ожидание, воспоминание — все это осмыслялось как факторы поведения. Согласно этой теории, сознание является поведением и ничем иным. Представителями бихевиоризма были Г. Райл, К. Гемпель, Л. Витгенштейн.
  3. Идеализм допускает существование одного лишь сознания. Идеалисты считают, что физические объекты не могут существовать вне восприятия и мышления, то есть независимо от сознания. Таким образом, они приравнивали физическое к ментальному. Одним из главных аргументов, доказывающих теорию идеализма, является тот факт, что нет никакого способа опытным путем установить существование физических объектов вне человеческого восприятия. Эту теорию развивали Плотин, Дж. Беркли, Ф. Гегель и др.
  4. Материализм представляет собой теорию о том, что все существующее имеет физический характер. При этом все, что в философии принято относить к метальному и духовному, включая сознание, тоже полностью зависит от физической реальности. Материалисты считали, что физические объекты состоят из высокоорганизованной материи. Известными представителями материализма являются Ф. Энгельс, Д. Армстронг, Д. Дэвидсон и др.
  5. Функционализм является относительно молодой теорией, окончательно сформировавшейся лишь к последней трети XX века. Согласно функционализму, психическое состояние зависит не от своего внутреннего устройства, а от того, как оно функционирует и какую роль выполняет. Представители этой теории считают, что сознание может быть функцией различных физических объектов. Свое начало она берет из учения Аристотеля о душе и имеет предпосылки в теории Гоббса о разуме как о «вычислительной машине».

Связь индивидуального сознания с общественным

Общественное сознание (сознание общества) — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное же сознание — это, логично предположить, та же самая совокупность, только принадлежащая конкретной личности. Сознание общества складывается как раз из этих индивидуальных частей, но это не просто их сумма. Это синтез неповторимых, многообразных, более ярких, чем общественное, коренным образом отличающихся друг от друга сознаний.

Получается, что общественное сознание — это только лишь продукт индивидуального? Не совсем так. Любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное не только формируется индивидуальным, но и само формирует индивидуальное сознание. Соответственно, и индивидуальное сознание — продукт общественного.

Сознание, как свойство мозга

Сознание — это свойство функционирующего мозга, которое представляет собой сложнейший психологический механизм, позволяющий человеку контролировать свое поведение, объяснять его, формулировать интерпретации событий, происходящих вокруг него, давать им оценку и т. д.

Сознание отражает сущность личности и его индивидуальные черты, так как строится на рациональном и эмоциональном отображении действительности человеком. Оно не может находиться в пассивном состоянии, так как человек постигает внешний мир и формирует свое оценочное мнение в ходе практической деятельности.

Осознанность не является функцией какой-то конкретной части мозга — она формируется в целостную систему благодаря совместной работе отдельных компонентов мозга, каждый из которых вносит свой незаменимый вклад.

Структурными элементами сознания являются:

разум;
память;
воля;
воображение;
чувства;
эмоции;
внимание;
речь;
ощущения и т. д. 

В процессе мозговой деятельности сознание отвечает за обработку информации, идущей как из внешнего мира, так и из внутренних органов. При этом главную роль в возникновении сознания играет активация временных связей между воспринимающими и гностическими участками коры больших полушарий с двигательно-речевой областью.

Основным и самым важным свойством человеческого сознания является способность создавать и хранить внутри себя картину мира. Это умение позволяет любую проблему или ситуацию осмысливать через сопоставление с уже имеющимися представлениями о мире и собственным ранее полученным опытом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: