Механизмы возникновения конфликтов
Конфликты возникают по различным причинам. Причём по статистике в 80% случаев конфликты возникают помимо желания их участников. Поэтому для успешного разрешения конфликтов необходимо знать и выполнять два правила:
- не употреблять конфликтогены;
- не отвечайте конфликтогенами на конфликтогены.
Обычным людям такая формула непонятна, для того чтобы в ней разобраться, необходимо обладать знаниями из сферы такой науки, как конфликтология.
Чтобы разрешить конфликт, нужно излучать позитивную энергию. Если же от человека исходит негативная энергия, он автоматически становится причиной конфликта. И в этом случае конфликты могут развиваться по определённым формулам. Причины возникновения конфликтов разнообразны, среди них можно выделить следующие:
- негативное отношение одного человека к другому, проявляющееся в форме угроз, приказов и т. д.;
- проявление снисходительно отношения, например, в форме унизительного утешения или похвалы;
- хвастовство;
- неправильное поведение при наставничестве, например, навязывание своего мнения в форме нравоучений и поучений;
- нарушение этических правил, например, причинение неудобств, невыполнение обещания, перекладывание ответственности, использование жевательной резинки при разговоре с другим человеком;
- неискренность и нечестность;
- поведение в формате регрессии (пререкания, отсылки к другим людям, задавание ненужных, якобы уточняющих вопросов и так далее).
Рисунок 1. Механизм возникновения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формулы конфликта.
Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.
Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).
Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.
Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.
Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:
КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ,
Где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.
При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов)
Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А
Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл
3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.
Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:
КС + И = КФ.
Таблица 3.1.
Классификация конфликтогенов.
Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.
Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:
КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2.
Словами эту формулу можно выразить так:
Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.
Понятие трансакции
Определение 2
Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, которая сопровождается наличием у них определенной заданной позиции.
Другими словами, это рациональный метод изучения поведения, которое заключается в анализе трёх позиций личности, которые она может занимать в ходе конфликта:
- Родитель (Р);
- Взрослый (В);
- Дитя (Д).
- Родитель – это эксперт, являющий собой сосредоточение схем и правил, которые ранее были предусмотрены индивидом и подлежат неукоснительному исполнению со стороны ребёнка. Родители пытаются требовать, осуждать или одобрять, оценивать, учить, покровительствовать и руководить.
- Взрослый – это инстанция личности, которая является проявлением независимости и разумности. Взрослый умеет рассуждать, уточнять, анализировать, апеллировать к разуму и логике.
- Дитя – это эффективная импульсивная и интуитивно творческая инстанция личности, отличающаяся непредсказуемостью. Дитя может шалить, подчиняться, проявлять различные чувства, задавать вопросы, проявлять беспомощность, извиняться за совершенные поступки.
Несмотря на различия в данных позициях, в целом эти три состояния личности, которые свойственны каждому человеку, создают удобную в практическом отношении схему анализа поведения человека.
Как правило, у личности можно установить преобладающую схему. Например, в личности может, в большей степени, преобладать дитя, несмотря на взрослый возраст. А в ребенке с таким же успехом может преобладать родитель или взрослый. При этом занятие той или иной позиции выгодно при разрешении конфликтов. Достаточно определить, какую позицию занял ваш оппонент, и применить соответствующую схему.
Механизмы конфликтов основываются на негативном восприятии личностью той или иной ситуации. При отсутствии реакции на данную ситуацию негативные факторы могут нарастать. При этом каждый последующий конфликтоген по эмоциям является более сильным, чем предыдущий. Данную закономерность можно объяснить тем, что получив в свой адрес обидное замечание, оппонент стремится ещё больнее надавить на другую личность, ответить обидой на обиду, раздражением на раздражение.
Нередко, для того чтобы личности вступили в конфликт, необходимо наличие не только конфликтной ситуации, но и повода. При этом ситуация и инцидент могут быть независимы друг от друга, то есть одно далеко не всегда может вытекать из другого. Для того чтобы устранить конфликтную ситуацию, необходимо устранить раздражитель и исчерпать инцидент. Однако на практике конфликты зависят не только от ситуации, но и от того, как её понимает каждый конкретный индивид. Даже при отсутствии взаимосвязи индивид может найти её или придумать лично для себя. В этом случае, для того чтобы избежать конфликта, требуется наличие специальных навыков и умение бесконфликтно общаться.