Формы мышления

Формы мышления в психологии краткие примеры - что относится к основному мыслительному процессу: понятие, суждение и умозаключение

Введение

Ощущение, восприятие, представление и мышление представляют собой познавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражению действительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различие состоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них. Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное отражение предметов, явлений и их качеств; представление служит этой цели, но только применительно не к актуальным, а действующим в прошлом объектам. Следовательно, подразумевается, что все эти три функции по своему содержанию, в сущности, служат по сути одному и тому же делу, создавая возможность непосредственного отражения предметов, явлений и их качеств.

Однако действительность отнюдь не исчерпывается только предметами и явлениями. Она содержит также многообразные связи, отношения и соотношения, существующие между этими предметами и явлениями. Поэтому несомненно, что без отражения этих последних говорить о правильном и полном познании действительности невозможно. Именно эту задачу, то есть отражение соотношений, и возлагают обычно на мышление. Соответственно, определение данного понятия выглядит следующим образом: мышление является отражением объективного мира в его связях и отношениях, а восприятие представляет собой отражение предметов и процессов.

Однако подобное разобщение восприятия и мышления неоправданно. Неправомерно думать, что живому существу для отражения предметов дана одна функция, а для отражения существующих между ними отношений — другая. Хотя мышление справедливо считается специфической особенностью человека, однако это, конечно, отнюдь не означает, что мы постоянно размышляем. Зачастую наше поведение протекает вне участия мышления. В нашей повседневной жизни такое случается сплошь и рядом. Там, где нужно решать привычные задачи, мышление излишне; нам для этого вполне хватает наших навыков. Однако это вовсе не означает, что в таких случаях наше поведение протекает без учета существующих во внешней среде связей и отношений.

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»)

Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Практические выгоды

Любой навык нужно развивать. Логически правильное мышление не является исключением. За месяц явного результата вы не увидите. Это долгий процесс, который может занять не один год. Но все зависит от человека и его индивидуальных особенностей. Чтобы отслеживать изменения, которые будут происходить, воспользуйтесь списком. Раз в месяц или полгода отмечайте результаты, которых добились, только будьте объективны к себе.

Выгоды от развития правильного мышления:

  • Вы быстро и плодотворно избавляться от проблем любой сложности.
  • Вам легче противодействовать манипуляциям.
  • Вы можете лучше ориентироваться в потоке информации, отсеивая сомнительную и ложную.
  • Вы можете смотреть в суть вещей, не отвлекаясь на постороннее.
  • Вы адекватно воспринимаете мир, без иллюзий.
  • Вы хозяин своих мыслей и только вы решаете, что и когда думать.
  • У вас развивается креативность и гибкость мышления.
  • Абсолютная концентрация внимания.
  • Мгновенное и четкое анализирование вариантов и выбор оптимального.
  • Все проблемы вам не страшны, ведь к любой проблеме можно подобрать решение.
  • Вы можете достичь любых целей.

Для людей правильное мышление является первой ступенью к изучению своего внутреннего мира. Расширение границ сознания даст новые перспективы в личном развитии и росте.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

https://youtube.com/watch?v=N2a9hxvA4YU

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

  • дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
  • индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
  • построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии. 

Оцените эту статью:

  • 4

Всего голосов: 354

Понятие

Определение

Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Понятие мышления по В.В. Давыдову: мышление — это не особая субстанция, а такое же свойство, такой же способ существования тела, как и его протяженность. Специфичность способа действия мыслящего тела заключается в Универсальности.

Основные формы мышления

Как правило, выделяется три формы мышления. Рассмотрим их. Наглядно они представлены на рисунке 2.

  1. Понятие. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Как известно, абсолютно каждый предмет или явление имеет разнообразие признаков. Все они делятся на две категории:
  • существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
  • несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).

Само понятие существует в виде слова. В понятиях знания людей могут обобщаться в настолько абстрактном виде, насколько это только возможно. И именно этим понятие отличается от восприятия и представления памяти, так как они обязательно опираются на опыт, что делает их более конкретными. Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

Суждение. Суждение отражает различные связи между теми или иными предметами (явлениями) действительности и их разнообразием признаков и свойств. Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой содержится утверждение или отрицание положения, которое может быть присуще как предметам, так и явлениям окружающей действительности.

Различают такие виды суждений как:

  • общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
  • частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
  • единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).

Умозаключение. Умозаключение подразумевает под собой такую форму мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.

Виды умозаключений:

  • индукция (определенный прием рассуждения, который начинается от частных суждений и приходит к более общим; здесь также происходит установление различных правил на основе изучения предметов или явлений окружающей действительности. Индукция обычно начинается с некого накопления знаний для того, чтобы впоследствии можно было выявить общее и различное в предметах или явлениях.
  • дедукция (способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил).

Рисунок 1. «Умозаключения»

Для лучшего понимания материала обратимся также к теории В.В. Давыдова и рассмотрим ее основные положения.

  1. Психика человека вообще и мышление в частности являются социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в деятельности и через деятельность.
  2. При построении теории психики исходным первым и главным должно стать понятие деятельности.
  3. Понять индивидуальное мышление с позиций «гносеологической робинзонады» невозможно. Индивидуальное мышление — это единичная реализация родовой способности кооперированного человечества.
  4. Мышление — не отдельная частная способность, а способ ориентировки субъекта в расчлененной действительности, рассматриваемой с точки зрения ее собственных качеств.
  5. Единицей, «клеточкой» мышления является мыслительный акт.
  6. Развитие мышления может идти по двум качественно различным линиям, каждой из которых соответствует особый тип мышления — эмпирический или теоретический.
  7. Развитие мышления осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов мышления, т. е. путем интериоризации.

Рисунок 2 «Формы мышления»

План развития

Этот список содержит конкретные шаги, которые помогут развить логику.

Развитие правильного мышления:

  1. Отсейте мечты и желания, которые никогда не исполнятся.
  2. Не тратьте на них свою энергию.
  3. Избавьтесь от вредных установок, которые в вашей голове имеют форму устойчивых мыслей. Замените их на полезные и правильные убеждения.
  4. Играйте в шашки, шахматы, решайте головоломки и специальные логические задачки.
  5. Медитируйте, чтобы научиться отключать поток мыслей.
  6. Гуляйте ежедневно не менее часа на свежем воздухе.
  7. Каждый час меняйте вид деятельности, чтобы держать мозг в тонусе.
  8. Устраивайте себе информационные диеты, чтобы избавлять сознание от ненужных мыслей и информационного мусора.
  9. Поставьте себе четкие цели, чтобы их было легче достигать.
  10. Занимайтесь спортом.
  11. Раз в месяц проводите анализ своей жизни, учитесь анализировать прошлое, чтобы логично поступать в будущем.
  12. Смотрите на мир реально.
  13. Читайте детективы, они научат строить логические цепочки.
  14. Ведите ежедневник и дневник. Письмо поможет структурировать свои мысли и избавиться от мусора в голове.

Меняя образ мыслей, мы меняем себя. Новое мышление даст возможность взглянуть на себя под новым углом. Вы приобретете полезные привычки, которые помогут эффективней справляться с повседневными задачами, научитесь лучше понимать мотивы и поступки людей, улучшите коммуникативные навыки, измените жизнь в лучшую сторону и выйдите на новый уровень развития.

Помните, что логика и правильное мышление идут рука об руку. Однако в погоне за строгой логичностью не забывайте о креативности. Ведь это то, что придает вкус жизни. Будьте творческими реалистами. Творите и созидайте!

Как развить детское мышление: методы

Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:

Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов

Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

Три формы

Выделяют следующие формы мышления:

  • понятие;
  • аналогия;
  • умозаключение;
  • теория;
  • доказательство.

Эти категории также не является собственным продуктом логического мышления, как и его содержимое. Они имеют происхождение от окружающей действительности. Рассмотрим более детально некоторые виды формы.

Понятие

Понятие – это мысль, содержащая в себе признаки предметов и явлений

Понятие, как вид мышления осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это выстраивается относительно к обобщающим признакам предметов, а не к самим предметам. Для выражения связи между предметами, явлениями или их признаками применяется суждение.

Суждение бывает двух видов:

  • истинное;
  • ложное.

А также суждение может носить характер частного, единичного или общего. Если рассмотреть в примерах, то это выглядит так:

  1. «Все студенты пропустили занятия по философии» — это общее суждение. Его отличительный признак – суждение о группе предметов или явлений.
  2. «Некоторые студенты пропустили занятия по философии» — это частное суждение, так как относится к части предметов и явлений одного понятия.
  3. «Сократ – великий мыслитель» — это единичное суждение, так как направлено на конкретное понятие.

Понятие, как форма логики объясняется на видео:

Аналогия

метод переноса знаний об одном предмете на другой

По методу аналогии в науке рождаются гипотезы. Но принцип аналогии срабатывает не со всеми предметами. Этот метод отлично подходит для смены точки зрения и для более глубокого познания неизвестных предметов и явлений. Многие открытия в области аэродинамики обязаны методу аналогий.

Умозаключение

Выделяются два вида умозаключения:

  1. Индуктивный.
  2. Дедуктивный.

Умозаключение состоит из двух элементов: исходное суждение и заключение. Исходное суждение целенаправленно двигается в сторону заключения. При индуктивном способе мысль берет начало от частного и развивается в направлении общего, а при дедуктивном способе наоборот – суждения о конкретном на фоне общих законов и правил.

Пример дедуктивного суждения: «Всякая сладкая пища дает побочный результат в виде лишнего веса. Виноград имеет сладкий вкус. Есть виноград – употреблять сладкое. Следовательно, виноград приводит к лишнему весу».

Особый тип дедуктивного умозаключения – это силлогизмы. С помощью силлогизмов объединяются два разных посыла общего и частного характера и порождают новое суждение.

Для нормального течения мыслительного процесса необходимо присутствие обоих форм умозаключения: индукции и дедукции. Употребление именно этих инструментариев делает мышление богатым, убедительным и максимально отражающим реалистичную картину.

Пример умозаключения смотрите на видео:

Законы логического мышления

Определение 1

Законы и формы логического мышления – это фундаментальные положения науки о правильном мышлении.

Правильное мышление характеризуется четырьмя основными свойствами:

  • определенностью,
  • непротиворечивостью,
  • последовательностью,
  • обоснованностью.

Эти свойства справедливы для любого рассуждения, какую бы логическую операцию оно ни отражало и в какой бы логической форме ни происходило. Для их обеспечения должны выполняться четыре основных логических закона:

  1. Закон тождества. В процессе рассуждения у любой мысли должно быть определенное, конкретное, устойчивое содержание. Аристотель писал: «Иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Этот закон обеспечивает определенность мышления: в процессе рассуждения всякая мысль должна сохранять тождественность самой себе. В схематическом (формульном) виде закон тождества выражается как «А есть А» (или «А=А»), где А – некая произвольная мысль. С одной стороны, нельзя принимать за нетождественные тождественные мысли, с другой – нельзя отождествлять разные мысли. В процессе рассуждения нарушение закона тождества часто связано с выражением одной и той же мысли разными языковыми средствами. Ошибочное отождествление разных мыслей может быть вызвано употреблением слов, имеющих несколько значений. Часто разные мысли отождествляются из-за различий в образовании, профессии (если речь идет о терминологии). Отождествление разных понятий – это логическая ошибка, которая может быть преднамеренной (софизм) или неосознанной (паралогизм).
  2. Закон противоречия (также называют законом непротиворечия). Этот закон обеспечивает непротиворечивость логического мышления. Возникающие противоречия приводят к разрушению мысли, затруднению познавательных процессов. Формально-логический закон непротиворечия формулируется следующим образом: «Два взаимно несовместимых суждения не могут быть одновременно истинны». Истинным может быть или само суждение (утверждение факта), или его отрицание – но не оба сразу. При этом оба несовместимых суждения могут быть ложными, например: «Эта фигура круг», «Эта фигура квадрат» (на самом деле фигура – треугольник)\
  3. Закон исключенного третьего. Этот закон применяется к контрадикторным (противоречащим) суждениям. Его формулировка: «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них должно быть истинным». Схематически это можно записать следующим образом: «А есть или Б, или не-Б». Или утверждение, или отрицание некоторого факта будет истинным. Типичные противоречащие суждения – два суждения об одном предмете, в одном из которых что-нибудь утверждается, а в другом – отрицается то же самое. Другой вариант противоречащих суждений – в одном суждении утверждается (отрицается) факт обо всех элементах множества, а в другом – отрицается (утверждается) этот же факт о некоторой части этого множества. Например: «Все круги красные» (утверждение обо всех элементах множества кругов), «Лежащий на столе круг – не красный» (отрицание об отдельном элементе).
  4. Закон достаточного основания. Этот закон выражает требование обоснованности, доказанности мысли. Всякую мысль признают истинной, если у нее есть достаточно основание: если есть Б, то должно быть и его основание А. Чтобы подтвердить истинность некоторых суждений, их непосредственно сопоставляют с фактами реальности. Чтобы подтвердить частный случай, не обязательно обосновывать его личным опытом, можно опираться на практику всего человечества, сформулированные законы и аксиомы. Установленная и проверенная мысль может служить достаточным основанием для другой мысли, с необходимостью, вытекающей из нее.

Наряду с основными законами, в логике действуют и другие законы: контрапозиции, двойного отрицания, де Моргана и т.д. Все они обуславливают правильную связь мыслей в рассуждениях.

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения

Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: