6.Французское просвещение и его представители
Французское просвещение в середине 18 века создает принципиально новые представления том, как соотносится государство и частный человек, ковы приоритеты и главные ориентиры современного образованного человека. Литература в этом построении новых принципов очень мощная мировоззренческая система.
В 18 веке на абсолютизм стали смотреть иначе: во Фр. Начали развиваться буржуазные отношения, укрепилась торговля, возросла значительность деятельности актеров и складывается новое самосознание третьего сословия. В 18 веке во Фр. не было крепостного с/х, было фермерство. Феодализм был пережитком, который воплощался в сословном строении общества. Буржуа были рационалисты. Но в отличие от своих предшественников, они полагали, что эти сдвиги в лучшую сторону могут осуществиться, если прибегнуть в такой мощной мере как просвещение — образование, овладение знаниями, которые дадут правильную ориентацию ума и избавит от предрассудков.
В 1789 г. произошла Великая французская революция под лозунгом «Свобода, равенство и братство».
Французское просвещение было самым заметным явлением в Европе. Последователи Руссо, Вольтера, Монтескье были во многих странах мира. Но литература вырастала не только из фр. Просвещения.
Во Франции очень мощно входит любовная тема, т. н. странности любви — Аббат Прево «Манон Леско» — героиня продажная женщина, парижская штучка, а герой провинциал. Она увлекательна, и главные герой влюбляется без памяти в нее. Он хочет, чтобы она была только его, что она ему и обещает, но не выполняет. Манон арестовывают, ее отправляют на каторгу в далекий тропический о-в. За судном, на котором е везут, отправляется ее возлюбленный. Его страсть превращается в самоотверженное служение этой несчастной, он устраивает ей побег и они скитаются по о-ву, несчастная женщина тает и умирает на его руках. У нее есть одно утешение: до последнего мига на ней лицо любящего человека и е рука в его руке. Де Грис роет ей могилу, потом возвращается во Францию. Он там никому не нужен, единственной радостью его жизни была Манон и любовь к ней.
«Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо – сентиментальное и просветительское произведение. Главные герои – Юлия (пишет отцу) и Сен Пре (пишет товарищу). Возникает история благополучных любящих молодых людей. Отец Юлии – богаты дворянин отправляет любимую дочь подальше от разврата в имение и выбирает для нее учителя, который умен, образован, деликатен, благороден, но он простолюдин. В имении отца Юлии, окруженного большим парком, юная Юлия и ее учитель много времени проводят вместе и постепенно в них возникает любовь, которая становится смыслом жизни. Сен Пре благоволит перед ученицей. Но эти люди обречены на разлуку как бы не презирал отец развращенную среду, он никогда бы не отдал свою дочь за простолюдина. И он находит своей дочери мужа – Вольмара. Он хороший, благородный человек, умеет уважать чувства Юлии. Она не отступает от обязанностей верной супруги, она умеет ценить достоинства своего мужа. Он ей добрый друг. Брак нельзя назвать несчастным, но и счастливым тоже. Проходят годы, у нее подрастают сыновья и им нужен учитель, посоветовавшись с мужем, она приглашает Сен Пре учить ее детей, и тот соглашается. Дети Юлии заболевают оспой и мать выхаживает их, детей она спасла, но сама заразилась, и она умирает от обезобразившей ее лицо болезни.
Идеи Вольтера
В качестве основного творческого жанра творца выступали философские романы. Работы Вольтера также можно причислить к публицистической философии. Следует сказать, что в контексте любого литературного творческого жанра он характеризуется в качестве воинствующего публициста.
Важнейшей чертой в мировоззрении автора является антиклерикализм. Следует выделить ряд мыслей Вольтера касательно духовенства и церкви, которые впоследствии определили в качестве афоризмов.
- Итогом религиозности является тоже самое, что и в азартных играх: если начинать в качестве дурака, то закончишь в качестве плута.
- Если человек сотворен по образу и подобию Бога, то люди отплатили Богу тем же.
- Самой утешительной и вместе с тем устрашающей идеей является духовный догмат бессмертия.
- Христианство является сетью, которая дольше семнадцати веков благодаря мошенникам опутывала дураков, а также кинжалом, которым в течении четырнадцати веков люди с фанатизмом уничтожали своих сородичей.
Рассуждения Вольтера касательно религии имеют двойственные корни. Являясь непримиримым врагом церквей и христианства, он также негативно высказывается по отношению к атеизму, для него эти вещи являются одинаково неприемлемыми. Мнение мыслителя касательно атеистического направления сводится к тому, что абсурдным является отсутствие веры в Бога, но и вера в него является невозможной.
Деизм (от латинского – Бог) – направление, в котором Бог является создателем мира, наделяет его законами, но далее остается безучастным в его развитии.
Бог, согласно Вольтеру, не создает мир из пустоты. Бог – это только перводвигатель и законодатель всего сущего. После выполнения своей функции он более не участвует в общественной и природной жизни.
Вольтер является одним из создателей философии истории. Согласно его взглядам, история человечества движется в рамках прогрессирования культурных и научных сфер, однако развитие может останавливаться и чередоваться с периодами регресса. Однако при этом, человеческая история свидетельствует о существовании прогресса.
Антиклерикальные идеи французского Просвещения
Антиклерикальный характер французского Просвещения заключался прежде всего не в борьбе с верой в бога, как таковой, а в борьбе с католической церковью, как социальным институтом закрепощения умственного и духовного, простого народа, который выступает на стороне феодальной структуры власти и противится всяческим изменениям.
Антиклерикальная полемика выступает главной линией творчества одного из отцов философии Просвещения – Вольтера. Вольтер не оставил крупных собственно философских трудов, он творил в различных литературных жанрах и формах, используя сатиру, иронию, а иногда и откровенную брань для обличения института церкви. Вольтер рассматривал церковь как мошенническую организацию, которая самыми низкими средствами удерживает в собственных сетях глупцов и легковерных. Вместе с тем Вольтер отвергает и атеизм, указывая что отсутствие какой-бы то ни было веры вообще, ничем не лучше фанатизма.
Вольтер придерживается деистской позиции, согласно которой бог создал мир и более не вмешивается в его дела, а значит не несет ответственности ни за зло, существующее в мире, ни за его несовершенство, поскольку это плоды свободной деятельности людей. Бог Вольтера – это не персонифицированный перводвигатель, причина всего, источник универсальной морали (не делай другим того, чего не хотел бы себе). Лучше всего отношение к богу мыслителя отражает афоризм «Если бы бога не существовало, его стоило бы выдумать».
Однако были среди французских просветителей и те, кто придерживался прям атеистического видения мира. Так, П. Гольбах в своем труде «Система природы» обосновывает материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как субстанцию которой присуще свойство движения, причиной которого выступает внутренняя энергия самой материи. Таким образом снимается проблема необходимости перводвигателя и первотолчка, а значит и существования бога-творца. Разнообразие форм материи раскрывается Гольбахом, через современные ему физико-химические знания о законах движения и преобразования вещества и энергии.
Атеистическое видение человека выражено в работах Ж. Ламерти. Полностью отвергая теократическую теорию души, Ламерти утверждает, что душа не более чем термин, для обозначения субъективного переживания мыслительных процессов. Ламерти рассматривает человека как сложно организованную машину, которая подчиняется законам природы, и в соответствии с закономерностями своего существования способна мыслить, чувствовать, переживать.
Специфика французского Просвещения и его яркие представители
Гуманизм и антропоцентризм зародившиеся в эпоху Возрождения, вместе со становлением естественных наук, развитием и все большим внедрением в жизнь их плодов, порождают в восемнадцатом веке такой феномен как философия Просвещения.
В целом философия Просвещения носит достаточно утопический характер. Она связана со стремлением философов изменить устаревший за столетия средневековья социальный порядок, высвободить могучий политический, научный, исследовательский, деловой потенциал народов из-под гнета феодальных институтов – церкви, сословного общества, абсолютистской монархии. Главным средством такого высвобождения философы-просветители видели образование, повышение уровня знаний и культуры, как среди власть предержащих, так и среди всего народа, что и дало название данной эпохе развития философской мысли.
В центре философии Просвещения, также, как и в эпоху Ренессанса, находится человек – свободный, обладающий набором естественных прав, образованный, способный самостоятельно принимать решения и строить свою судьбу. Опираясь на достижения науки, философы Просвещения полагали, что развитие знаний и всеобщее просвещение способны не только в корне изменить мир, но и решить все человеческие проблемы, как экономического, так и социального характера.
Вместе с тем французское Просвещение обладало собственными специфическими чертами, отличающими его от деятельности философов других стран в этот период. К ним можно отнести:
- ярко выраженный антиклерикализм;
- опора на последние научные достижения;
- стремление к социальной трансформации общества;
- мощная гуманистическая ориентация;
- энциклопедизм.
Деятельность философов Просвещения стала той основой, на которой сформировались идеалы Французской Буржуазной революции, приведшей к демонтажу феодальных отношений и торжеству буржуазно-демократических идеалов. Однако плодами революции и Просвещения стали не только свобода, равенство и братство, но также массовый террор и новые, ранее неизвестные социальные проблемы, которые оказалось невозможно решить с помощью одной лишь науки, что позволяет критически отнестись ко всем ее концепциям и теориям. К числу наиболее известных французских просветителей можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
- Вольтера По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи французского Просвещения (Вольтер и Руссо) подробнее ,
- Ш. Монтескье,
- Д. Дидро,
- Ж. Ламерти,
- Ж.-Ж. Руссо,
- П. Гольбаха и др.
Философия французского Просвещения
Кратко рассмотрим основные моменты. Система идей, зародившаяся в восемнадцатом веке, объединила мыслителей, которые очень жестко поставили проблему противоположности разума и веры. Эти философы подняли на щит идею общественного прогресса. Кроме того, они фактически установили культ разума.
Если английские их коллеги преимущественно писали свои умные книги в ученых кабинетах, то философия эпохи французского Просвещения носила совершенно иной характер. Ее представители составляли своеобразную политическую партию. Они пытались выйти на широкие массы населения, популяризовать свои идеи. Поэтому они писали не на латыни, понятной только избранным, а на живом французском языке.
Основной их теорией была концепция о доминировании идей в обществе. Они считали, что просветительство может серьезным образом повлиять на развитие социума. Для этого люди должны быть образованы. Предметом изучения философии, с их точки зрения, должны были сделаться не метафизические спекуляции, а полезные и нужные вещи в этом мире. Можно сказать, что с их легкой руки родились психология, этика, политические науки.
Социально-политические идеи
Наиболее полно социально-политический идеал просвещения выражен в работах Ж.-Ж. Руссо. В отличии от многих мыслителей своего времени Руссо видит человека по природе не злым и эгоистичным, но напротив, добрым и счастливым. Прогресс Руссо рассматривает как зло, которое оторвало человека от состояния природной гармонии и единства, но зло необходимое, поскольку возвращение в это состояние уже невозможно.
Социально-политический идеал Руссо – полная демократия, при которой власть исходит и принадлежит одному лишь народу. Лишь демократический строй, способен устранить неравенство – как источник всех бед и социальной несправедливости между людьми. Однако в стремлении создать такую политическую систему, при которой все ее члены были бы действительно равны Руссо приходит в конечном итоге к прямой противоположности собственных идеалов – тоталитарному государству, в котором граждане лишены не только всякой частной собственности, но также и любых политических прав в пользу государства (чтобы частный интерес не мог конкурировать с общественным), а для несогласных предусмотрены тюремное заключение и лагеря.
-
Метод наглядного моделирования в детском саду
-
Работа с детьми с овз в доу в соответствии с фгос курсы
-
Тест для родителей от психолога школы
-
Павла петровна бальзаминова характеристика кратко
- Шаблон презентации музыка в детском саду
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Наука и прогресс – вот главные лозунги этой эпохи. Отсюда – характерная черта философии того времени – рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума. Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая (из Нового времени) и антропологическая (из эпохи Возрождения).
Просвещение как широкое движение общественной мысли возникло во Франции, где и получило наиболее полное выражение. Оно объединило всех прогрессивно настроенных представителей своего времени (прежде всего – третьего сословия) и развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя и его духовной опоры – религии и церкви.
? многие из них занимали позиции деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, затем не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий, некоторые просветители были атеистами (Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах),
? неразрывная связь с достижениями естествознания того времени, пронизанного механистическим духом.
Согласно французским мыслителям, духовное освобождение людей лежит на пути их просвещения. С этой целью они предприняли выпуск Энциклопедии – толкового словаря наук, искусств и ремёсел, публиковали также словари, памфлеты, полемические статьи, т.е. старались подвигать свои идеи в широкие слои городского общества.
В целом значение философии французского Просвещения в том, что она подготовила духовную основу Великой французской революции (1789-1794 г.г.), выдвинув такие принципы гражданского общества, как: свобода, равенство, братство, гуманизм, вера в разумное общество, хотя, как известно, та же революция обернулась такими ужасами, которые впервые и пошатнули слепую веру в человеческий разум и его возможности.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Наука и прогресс – вот главные лозунги этой эпохи. Отсюда – характерная черта философии того времени – рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума. Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая (из Нового времени) и антропологическая (из эпохи Возрождения).
Просвещение как широкое движение общественной мысли возникло во Франции, где и получило наиболее полное выражение. Оно объединило всех прогрессивно настроенных представителей своего времени (прежде всего – третьего сословия) и развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя и его духовной опоры – религии и церкви.
? многие из них занимали позиции деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, затем не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий, некоторые просветители были атеистами (Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах),
? неразрывная связь с достижениями естествознания того времени, пронизанного механистическим духом.
Согласно французским мыслителям, духовное освобождение людей лежит на пути их просвещения. С этой целью они предприняли выпуск Энциклопедии – толкового словаря наук, искусств и ремёсел, публиковали также словари, памфлеты, полемические статьи, т.е. старались подвигать свои идеи в широкие слои городского общества.
В целом значение философии французского Просвещения в том, что она подготовила духовную основу Великой французской революции (1789-1794 г.г.), выдвинув такие принципы гражданского общества, как: свобода, равенство, братство, гуманизм, вера в разумное общество, хотя, как известно, та же революция обернулась такими ужасами, которые впервые и пошатнули слепую веру в человеческий разум и его возможности.
Так, философские идеи о Просвещении в наиболее полной мере отражали положение и сущность идей в массовом общественном сознании, способствуя их формированию.
Предпосылки французского просвещения.
Как было сказано ранее, Просвещение зародилось в Англии в конце 17 века посредством тогдашнего философа Д. Локка и его последователей: Г. Болингброка, Д. Аддисона, Ф. Хатчесона, А. Э. Шефтсбери. Ими были сформированы главные понятия учения: «естественная религия», «общественный договор», «естественный человек», «естественное право». В учение о естественном праве, которое написал Локк, обоснованы основные права человека: равенство, свобода, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно, по собственной воле, заключить общественный договор на основе которого создаётся государство, обеспечивающий охрану прав.
История Франции второй половины 18 в. являет классический пример того, как в политической оболочке феодального общества развивается и зреет общественный уклад нового, капиталистического общества. Уже усиление абсолютизма в 17– 18 вв. во Франции способствовало развитию производительных сил общества. Но вместе с тем расцвет абсолютизма сообщил значительную силу инерции политической системе «старого режима». Эта инерция обострила противоречие между победоносно пролагавшим себе путь капиталистическим способом производства, буржуазными общественными отношениями и обветшавшей феодальной политической системой, крайне стеснявшей развитие нового общественного строя.
Противоречие это отражалось и в идейном состоянии французского общества. Развитие нового, буржуазного способа производства и торговли стимулировало развитие математики, естественных наук и само находилось в зависимости от их успехов.
Вместе с новыми идеями математики, физики, механики, физиологии, медицины в сознание проникали идеи философского материализма. Этому новому явлению противостояли силы идейной реакции, в первую очередь интеллектуальные силы католицизма и те деятели науки и литературы, которые были проводниками его влияния на общество. Влияние это оставалось еще чрезвычайно сильным. Тем не менее, раскрепощение мысли неуклонно шло вперед. Еще за четыре десятилетия до буржуазной революции 1789 г. во Франции возникло широкое и мощное движение, известное под названием Просвещения. Цель его состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли; за разум, против веры; за науку, против мистики; за свободу исследования, против ее подавления авторитетом; за критику, против апологетики.
Французское Просвещение, как и английское, возникло на основе успехов новой науки и само было могучим поборником и борцом науки. Некоторые деятели французского Просвещения были видными учеными (например, Даламбер). Борьба за просвещение сделала их публицистами. Принципы Просвещения, за которые они ратовали, сделали их философами.
Философия французских просветителей неоднородна. В Просвещении было не только материалистическое, но и идеалистическое крыло, не только атеистическое, но и деистическое направление. Также неоднородны и теоретические источники французского Просвещения. Важным источником идей и учений французских просветителей были идеи и учения английского Просвещения. Возможность этого влияния была обусловлена тем, что французское Просвещение, как и английское, было в целом движением буржуазной общественной мысли. В Англии французские просветители находили понятия и теории, которые выражали их собственные мысли, но которые раньше сложились, раньше были сформулированы и потому могли стать для них в известной мере образцом.
Начало ознакомлению французской интеллигенции с новой Англией и ее идейной культурой положили Вольтер и Монтескье. Вольтер популяризировал во Франции физику и механику Ньютона, а также познакомил французских ученых с английскими конституционными порядками и учреждениями. С английскими правовыми принципами знакомил французов и Монтескье. Широко проникло в философское сознание французов также учение Локка. С ним французы знакомились отчасти непосредственно, из чтения сочинений самого Локка, отчасти через французского мыслителя Кондильяка. Но идеи английского Просвещения, и в частности английского материализма, не были единственным теоретическим источником французского Просвещения. Последнее опиралось и на национальную традицию передовой философской мысли. В XVII в. учения французского Просвещения были подготовлены деятельностью Гассенди, Декарта, а во второй половине этого столетия и в начале XVIII в. — деятельностью П. Бейля.
Особенности культуры французского Просвещения
Для этого этапа характерен универсализм и энциклопедичность, которые оформились задолго до появления Энциклопедии. В чем это проявлялось? В первую очередь, в слиянии науки с литературой, что выразилось в легком, изящном, остроумном стиле научных трактатов и в теоретической глубине и масштабности литературных произведений. Энциклопедизм проявляется в глубочайшей образованности писателей той эпохи: они прекрасно ориентировались и в философских проблемах и естественнонаучных. Ученых же занимали, кроме чисто научных, еще и проблемы эстетики, морали, литературной критики.
Самой яркой отличительной чертой французского Просвещения является философия. Она стала объединяющим звеном всех сторон духовной культуры.
Замечание 3
Философия становится синонимом передовых взглядов, вольномыслия во всех областях науки, религии. Часто эту эпоху во Франции называют «веком философов».
Этапы французского просвещения
Обычно выделяют три этапа, причем хронологические рамки второго и третьего практически совпадают, они различаются только качеством распространяемых идей.
Первый этап условно начинается со смерти Людовика $XIV$ в 1715 году, и он в первую очередь ассоциируется с именами Вольтера и Монтескье. Борьба с догмами церкви, с деспотизмом и произволом знати, декларирование в качестве основы нравственности естественное стремление человека к счастью, постановка проблемы разумного государственного устройства – это основные характерные черты первого этапа французского просвещения.
На втором и третьем этапах политические и философские идеи просветителей становятся более радикальными и острыми. Второй этап представлен работами философов-материалистов Дидро, Гельвеция, Гольбаха, противники называют их «партией философов». Начавшая выпускаться знаменитая «Энциклопедия» Дидро, в которой автор стремился в доступной форме изложить научные достижения, была запрещена, как и другие сочинения этих ученых.
Несмотря на инициированные церковью судебные процессы над ними, их авторитет в общественном мнении оставался непоколебимым. Качественное отличие третьего этапа заключается в идеях Ж.Ж. Руссо, который разошелся во взглядах с другими просветителями на благотворное влияние прогресса. Он считал, что достижения культуры делают человека прагматичным, и он теряет чувство сострадания. Ему же принадлежат идеи о том, что среда формирует личность и если ее правильно воспитывать и образовывать, то через два поколения можно построить идеальное общество.
Замечание 2
Идеи французских просветителей были восприняты всеми: от аристократов до мелкобуржуазных интеллигентов, и их последователи появились во всем мире.
Специфика Просвещения Франции
Кроме общей идеологии, которая была присуща Просвещению, в общем, Просвещение Франции можно охарактеризовать в качестве политического радикализма и антиклерикализма. Помимо советских трактатов, европейская историко-философская литература по философии Просвещения изучалась, и в настоящее время иногда изучается преимущественно в качестве идеологического обоснования Великой Французской революции, имея для этого значимые причины.
Многие десятилетия французскими просветителями беспощадно критиковались все традиционные общественные институты: монархия, сословная структура общества, церковь, сложившаяся воспитательная система. В сущности, ими велась идеологическая подготовка радикального слома социальной структуры, которая была унаследована феодальным прошлым. Ими были провозглашены новейшие социальные идеалы, в качестве одного из которых выступала свобода.
В качестве главной идеологической опоры в системе общественных отношений феодалов Франции выступала католическая церковь. ПО отношению к религии, французскими просветителями были выдвинуты различные идеи: некоторая их часть придерживалась деизма (Руссо, Вольтером), другая категория являлась приверженцами атеистических воззрений (Ламетри, Гольбах).
Однако все они были причислены к антиклерикалам (от греч. αντί – против и лат. clericalis – церковный) и выказывали активное сопротивление идеям, сформированным католической церковью и ее структуры. Противостояние церкви и религии определялась просветителями, как центральная задача и основное звено всех форм деятельности идеологических и политических структур.
Жюльен Офре де Ламетри
Этот гениальный врач, как и Дидро, был убеждённым материалистом. Всю жизнь Ламетри в сатирическом ключе высмеивал невежество и злоупотребления. Жизнь у него, кстати, выдалась нелёгкая – его произведения публично сжигались по приговору суда, его преследовала Церковь, ему запрещали публикации. Дошло до того, что Ламетри был вынужден бежать из Франции в Голландию, оставив семью.
Ламетри
Не меньшее значение для эпохи просвещения имела и его научная деятельность. Ламетри догадывался об эволюции и высказывал идеи о постепенном изменении и совершенствовании растительной и животной жизни. Правда, сформулировать на основе этих идей какие-либо теории он так и не успел, так что впоследствии теория эволюции была создана Чарльзом Дарвином, став мощным оружием в борьбе с невежеством.