Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
-
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
-
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
-
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
-
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
-
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
-
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!
Нормы морали
Всё, что правильно, естественно и хорошо – это нормы. Если говорить о морально-нравственной стороне жизни, то моральные нормы – это то, как нужно поступать в том или ином случае, как выбрать правильный жизненный ориентир. В процессе эволюции человечество менялось, менялись и нравственные ориентиры. Но ещё со времён древности эти перемены были не так велики. Основные правила морали, принятые в современном социуме, сформировались ещё во времена античности:
1. Вежливость. Вежливость должна соблюдаться независимо от возраста, статуса, положения в обществе собеседников. Грубость и хамство всегда являлись признаком невоспитанности.
2. Трудолюбие. Ленивый человек в обществе воспринимается как бесполезный элемент. Поэтому свои семейные, бытовые и рабочие обязанности стоит выполнять с полной самоотдачей и старанием. Лень и пренебрежение может привести к проблемам в семье, конфликтам и лишению работы.
3. Благоразумие.
4. Справедливость. Любая ситуация должна судиться по всем факторам, а не только личными интересами.
5. Стойкость. Нужно уметь преодолевать любые трудности, с которыми сталкиваешься в жизни.
6. Воздержанность. Всеми благами жизни нужно пользоваться умеренно, чтобы избежать неприятных последствий.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
-
самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
-
приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
-
осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
-
развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
-
ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
-
выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
-
признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
-
вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
-
общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
-
равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
-
искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
-
понятность и доступность для всех участников общения;
-
последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Чем мораль отличается от нравственности?
Часто «мораль» и «нравственность» воспринимаются как синонимы, но всё же существуют отличия между этими понятиями. Мораль – это оценка чего-либо (действия, поступка, слова) со стороны семьи, общества. Нравственность, прежде всего, связана с внутренними убеждениями человека, с его самосознанием. Моральные нормы – это идеал, к которому нужно стремиться, и это стремление побуждает человека воспитывать в себе те или иные качества. Нравственные нормы – средства, которые помогают выбрать вариант поведения, от чего-то отказаться, помогают сориентироваться в общественном мнении. Из моральных устоев рождаются этические нормы, которые позволяют определять что правильно, а что нет.
Как воспитывать нравственность и как не надо учить?
С самого раннего детства детям стараются привить моральные нормы родители и учителя. Не остаётся в стороне и общество – дети перенимают какие-то нормы поведения, общаясь с другими детьми. Как же происходит привитие нравственных ориентиров и норм поведения?
Многое ребёнку бывает непонятно: почему нужно делать так, а не иначе? Через разговоры, объяснения, нравоучения можно донести до детского сознания очень многое. Но, если взрослые противоречит своим же нравоучениям, результат будет отрицательным.
Немалую роль в становлении нравственных ориентиров играет искусство: книги, фильмы, музыка. Под видом увлекательного сюжета детей можно многому научить. Только нужно обязательно беседовать по увиденному или услышанному, простое знакомство с произведением искусства ничему не научит. Нужно убедиться, что малыш всё понял правильно. Постепенно ребёнок накапливает свой личный опыт. И если он видит, что тот или иной поступок, совершённый несколько раз, приводит к положительным результатам, он будет стремиться и дальше так поступать.
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства. |
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
Мораль и этика
Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта.
Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру.
Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга.
Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств.
Функции морали
Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.
Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.
В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга.
Воспитание моральных качеств
Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.
Как это происходит:
- через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
- нравоучения (лекции и наставления);
- литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание.
- добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
- формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).
Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.
Функции морали
В любом обществе существуют нравственные устои. Узнаем, для чего они нужны, какие функции выполняют.
- Познавательная функция помогает нам оценивать действия других людей с позиции правильного или неправильного.
- Воспитательная — способствует формированию убеждённости человека в том, какие действия являются целесообразными в той или иной ситуации. Такие модели поведения усваиваются нами в детстве, позже приобретают характер привычки (например, молодые уступают место пожилым в общественном транспорте).
- Регулятивная функция контролирует поведение отдельных людей и общества в целом, что делает нашу жизнь более стабильной.
- Аксиологическая функция заключается в способности морали влиять на формирование ценностей и убеждений человека, обогащать его внутренний мир.
-
Мотивационная — состоит в способности морали подталкивать человека к совершению определённых действий (например, помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации).
Рис. 2. Подарки для детского дома.
↑ Понятие «мораль»
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Происхождение морали | |
Натуралистический подход | Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития |
Теологический подход | Мораль дарована человеку Богом |
Социологический подход | Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей |
Культурологический подход | Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей |
Мораль
Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.
Категории морали:
- добро
- зло;
- справедливость;
- долг;
- честь;
- совесть;
- достоинство.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:
«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».
Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Функции морали
Регулятивная
Воспитательная
Ценностно-ориентационная
Оценочная
Коммуникативная
Координационная
Мотивационная
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет.
Суть
Гносеологическая, или ценностно-ориентационная. Моральные ценности очерчивают сферу дозволенного наряду с другими социальными нормами, например, нормами права. Они как бы являются ориентиром для поведения людей.
Тут важно понимать, что есть некое объективное, общественное представление о моральных ценностях. А есть индивидуальное их толкование личностью
В результате каждый человек сам решает, насколько его поведение должно соответствовать моральным нормам, насколько оно может быть нравственным.
Вместе с этим, есть некая грань, которая отличает человеческое поведение от нечеловеческого; такая грань, когда человек может перестать быть человеком, хотя внешне, вроде homo sapiens.
Регулятивная функция. Она заключается в том, что нормы морали обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме, регулируют социальное взаимодействие людей. Человек по своей природе существо социальное, а значит ему просто необходимо общаться с другими людьми. В процессе, в ходе социальных действий этого образуются человеческие отношения.
Например, девушка не пришла на свидание с молодым человеком. Никакие правовые нормы она не нарушила. Но, наверное, нарушила нормы морали, нарушив договоренность. В результате будут (должны быть) социальные неформальные негативные санкции со стороны этого обманутого молодого человека: например поставить ее в жесткий игнор, если она будет пытаться выходить на связь.
Если человек не соблюдает эти правила, то его поведение может стать и девиантным, а если это происходит массово, то можно говорить и об аномии.
Нормативная. Мораль вырабатывает специальные нормы — правила поведения человека в обществе. В сущности их можно свести к библейским заповедям: не воруй, не обманывай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не лги и пр.
Воспитательная, или функция социализации. Мораль выступает агентом социализации: конкретные люди (родители, воспитатели, учителя) должны сформировать у молодого человека, ребенка представления о морали: представления о добре и зле. Потому что у детей такого представления нет, и быть не может.
Не зря же в гитлеровской Германии гитлерюгенд, дети-солдаты, были одними из самых беспринципных убийц. Тоже относится и к древней Спарте, и к средневековой Японии. Если у ребенка нет представлений о добре и зле, он может натворить серьезных дел: как было в Керчи, в Москве несколько лет назад и пр.
Гуманистическая функция — означает, что мораль тоже развивается и ее цель — защита и развитие человеческого облика в людях, развитие человеческой добродетели.
Я лично вообще пока не могу представить себе общество, в котором большинство людей рьяно бы придерживались моральных норм, были бы глубоко нравственными и пр. Потому что человеческая природа двойственна. Мораль — это высшее социальное начало, а инстинкты (выживание, доминирование и размножение) — начало биологическое. И преобладание одного — значит искоренение и подавление второго. А значит человек по своей природе уже не будет гармоничным существом.
Поделиться в соц. сетях
Функции морали
Возникает вопрос: зачем вообще нужны нравственные нормы? У морали есть несколько функций:
- оценочная помогает различать добро и зло, плохое и хорошее, добрые дела от жестоких поступков. Эта функция позволяет оценивать поступки людей.
- регулятивная – принятие новых правил и норм, в которых возникает необходимость в соответствии с переменами в обществе.
- воспитательная помогает формировать нравственное представление о мире у подрастающего поколения, учит нормам поведения в социуме.
- контролирующая – обеспечивает соблюдение норм и правил, наказывает нарушителей.
- функция интеграции – сплочение членов общества с помощью соблюдения одних и тех же норм и правил, и доброжелательного и разумного поведения.
Отсутствие моральных принципов
Философ Диоген в свое время не нашел ни одного праведника. Можно ли найти человека, неукоснительно придерживающегося моральных принципов, через двадцать пять веков, в эпоху высокоразвитых технологий и стремительного потока информации?
Абсолютное отсутствие моральных принципов невозможно. Каждый разумный человек имеет понятие о том, что можно и нельзя делать. Если это понятие не соответствует общепринятым нравственным нормам в данном обществе, его называют аморальным человеком. Кроме того, если индивид перестает развивать свою личность, ставить перед собой цели и придерживаться определённых ориентиров, он постепенно деградирует и начинает чувствовать себя неполноценной личностью
В связи с этим очень важно развивать критическое мышление. А поможет в этом курс Викиум «Критическое мышление»
Главные категории морали
В основе морали как системы правил лежат определённые понятия. Рассмотрим наиболее важные из них, узнаем, по какому признаку они определяются.
- Добро — категория, включающая в себя всё то, что способствует формированию духовного мира человека, положительно влияет на развитие общества. Его противоположностью является зло.
- Добродетель — поступки и поведение человека, соответствующие нравственным принципам. Противоположностью является порок.
- Совесть — способность людей анализировать собственные поступки с точки зрения добра и зла, делать выводы о том, как действовать в подобной ситуации в будущем.
- Стыд — чувство собственной неправоты, несоответствия ожиданиям окружающих.
- Долг — представление человека об обязанностях, основанных на моральных принципах.
Рис. 3. Забота об инвалидах.
Всем известно золотое правило морали: не делай окружающим того, чего не хотел бы по отношению к себе. Оно было сформулировано в древности китайским мудрецом Конфуцием. Золотое правило основывается на принципе взаимности: для того, чтобы оценить правильность своего поступка, мы должны поставить себя на место другого человека.
Что мы узнали?
Мораль — это система принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла. Она выполняет множество функций, знакомство с которыми происходит в 8 классе: воспитательную, познавательную, регулятивную, мотивационную. В её основе лежат принципы гуманизма, милосердия, справедливости, патриотизма.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Мораль — это:
- законы государства
- правила поведения, основанные на нравственных ценностях
- нормы, принятые в рабочем коллективе
- сборник художественных произведений