Религия как форма общественного сознания
Религиозное сознание было ведущей формой общественного сознания в течении многих веков, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, нравственности, религия постепенно теряет своё влияние. Возникает атеизм как учение, которое опровергает всякую религию. Однако научное опровержение религии не может окончательно решить проблемы религии.
Религиозное сознание отвечает потребностям человеческого духа. Эти потребности духовного содержания должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться формированием новой системы общечеловеческих ценностей, которая заменила бы человеку религиозные потребности. Религия отражает не только страх человека перед грозными и таинственными силами. Религия также отражает попытки оказать влияние на эти могущественные силы.
На ранних стадиях цивилизации, посредством религиозных практик, ритуалов, жертвоприношений, люди пытались служить сверхъестественным силам. Люди старались угодить богам, и в этом выражалось стремление влиять на волю богов, в некоторой степени контролировать их действия. Кроме этого, религиозное сознание укрепляло нормы общественного поведения, мораль. С развитием религии, она стала гарантом социальной стабильности.
Религия не случайное явление в истории человеческой культуры. Религия – это закономерно возникшая, и исторически обусловленная форма общественного сознания. Сначала миф, а потом более развитые формы религии явились отражением окружающего мира. В языческих верованиях земные проблемы человека были связаны с миром природы, с проблемами его болезни и смерти. Однако, и в язычестве, и позднее в христианстве постепенно основной заботой становятся духовные проблемы, вопросы о сущности человека, о его смертности или бессмертии, вопросы о соотношении добра и зла.
Можно сказать, что религиозное сознание формировалась как сознание о справедливой жизни. Религиозные проблемы были тесно взаимосвязаны с нравственными вопросами. Нет ни одного народа, у которого в той или иной форме не было бы религии, а это говорит о том, что появление религии детерминировано духовными потребностями человека.
Замечание 1
Как известно, у разных религий могут быть разные формы, разное содержание, а также различное толкование окружающего мира и места в нём человека.
Но если мы возьмём три мировых религии, у которых больше всего последователей: христианство, ислам, буддизм, то мы может обнаружить у этих религий общие черты. Это сходство объясняется, в первую очередь, сходством процессов социального развития всего человечества, общими для всех людей законами психологии. Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, являются элементом одного явления.
Структура и элементы религии изменялись в ходе человеческой истории.
Замечание 2
Религия (лат. Religare – связывать, соединять) – это особое понимание окружающего мира, своеобразное мироощущение, и соответствующее этому мироощущению поведение. Религиозное мироощущение и поведение определяются верой в существование Бога.
Религиозная вера порождает чувство зависимости по отношению к Богу, вера даёт надежду и опору в жизни. Так определяют религию верующие. Но в мире также очень много людей, не разделяющих не одну из религиозных доктрин, и придерживающихся атеизма.
Миф как первая форма религии
Считается, что исторически первой формой религии был миф. Миф был не просто первой формой осмысления человеком окружающего мира, из него выросли все последующие формы общественного сознания:
- религия;
- искусство;
- философия;
- наука.
Религия, как одна из форм общественного сознания, и как фундаментальная составляющая человеческой культуры, возникает уже в первобытном обществе. На этапе первобытности первой формой религии был миф. Учёные считают, что мифологическое сознание древних людей можно объяснить уровнем развития мозга человека того времени. Не имея доступных средств для рационального объяснения наблюдаемых природных явлений, первобытный человек приписывал действия природы некоему высшему разуму.
Чтобы понять, как религия выросла из мифа, нужно разобрать подробнее, что такое миф. Важнейшими элементами мифа являются обряд и ритуал. Некоторые специалисты считают, что в эпоху господства мифологического сознания, магические обряды и практики играли большую роль, чем словесное содержание самих мифов. В этом направлении работал выдающийся британский антрополог, исследователь религии и культуры Джеймс Фрэзер (1854 – 1941 гг.). Фрэзер установил связь мифологического повествования и его обрядового воспроизведения. Он изучал глубинный смысл обрядовых действий и ритуалов в жизни древнего общества. В своих работах Фрэзер указывал, что миф имеет более древние корни, чем религиозные воззрения, а немало сюжетов из мифологии включены в священное писание. Один из ярких примеров «включения» мифов в религиозное писание, это вавилонские и различные семитские мифы, предания, сказания и легенды, которые были «включены» в Библию.
Проблема взаимосвязанности мифа и религии в концепции Фрэзера конечно рассматривается, однако необходимо понимать и учитывать, что британский антрополог считал, что религия произошла именно из магии, другими словами из составляющей мифа. Но сам миф играл незначительную роль в формировании религиозных воззрений. Мифу отводилась роль описания ритуальных практик
Истолковывая содержание того или иного мифологического сюжета, Джеймс Фрэзер сосредотачивает внимание, в первую очередь, на раскрытии функций мифа. Функция мифа, как считает антрополог, заключается в утверждении и закрепление определённой нормы или правила первобытного общества, к примеру, утверждения права наследования, правила пользования землёй, или различных судебных нормативов
Презентация на тему: » Религия как феномен культуры 1. понятие и структура религии 2.функции и виды религии 3.исторические формы религии 4.мировые религии.» — Транскрипт:
2
Религия как феномен культуры 1. понятие и структура религии 2.функции и виды религии 3.исторические формы религии 4.мировые религии
3
определение l Религия(от лат.religio — восстановление связи) одна из форм духовной жизни человечества основанная на вере в существование сверхъестественного Абсолюта и вступлении в непосредственную связь с ним.
4
Структура религии l Религиозное сознание(религиозная вера) l религиозное действие(культ) l религиозные отношения l религиозные организации (церковь,секта,деноминация)
5
Функции религии l Cмыслополага- ющая l регулятивная l коммуникатив- ная l компенсаторная l трансляционная l Интегрирующая (дезинтегри- рующая) l легитимирую- щая (разлегитими- рующая)
6
Виды религии l По количеству богов монотеистические (вера только в одного бога) и политеистические (почитание нескольких богов одновременно) l По месту поиска Абсолюта эгоцентрические(внутри себя), космоцентрические (в мироздании), социоцентрические (в социуме ) l По распространенности индивидуальные, групповые, родоплеменные(клановые), национальные, мировые l религии откровения (ч/з слово) и естественные (ч/з вещи)
7
Родоплеменные религии l Анимизм (от лат.anima, animus дух,душа) вера в души и духов. l Фетишизм (от франц.fetish — идол,талисман) культ неодушевленных предметов, которым приписывались сверхъестественные свойства. l Тотемизм (от яз.североамериканских индейцев «тотем»- его дед) вера в родство между человеческими племенами и животными, растениями. l Магия (от греч.magica — колдовство,чародейство) совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных действий можно оказать влияние на людей, предметы, ход событий.
8
Национальные религии l Религии Древнего Египта и Месопотамии l Индуизм (религия Древней Индии): вишнуизм и шиваизм ( священные книги Веды и Упанишады) l Религии Древней Греции и Древнего Рима Все они политеистические религии. l Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм, конфуцианство. l Индуизм l Индуизм -возник на рубеже второго и первого тысячелетия до н.э. на территории Палестины. Основные книги — Священное Писание(Танак) и Священное Предание(Талмуд). Религия монотеистическая.
9
Национальные религии (продолжение) l Синтоизм (религия древних японцев) l Зороастризм (религия древних персов), священная книга — Авеста l Буддизм (древнеиднийская религия)
10
Буддизм возник около гг.до н.э. В Индии. Её основатель Сиддхартха Гаутама (Будда «просветленный»).Священная книга- Типитака, Сутра (поучения Будды) Ислам («покорность Богу») возник в Западной Аравии, начало Vll в. до н.э.Священная книга- Коран, созданная со слов пророка Мухаммада. Христианство возникло в Палестине в начале нашей эры в связи с учением Иисуса Христа (Христос- «помазанник», «мессия»). Священная книга-Библия.
11
Христианство l Разделилось в 1054г. на: l Православие l Католичество l Протестантизм (возник во время Реформации XVl века)
12
Ислам распадается на три направления во второй половине Vll века.
13
Ислам l Суннизм l Шиизм (от араб.приверженцы) l Хариджизм (от араб. выступать)
14
Буддизм l Хинаяна («малая колесница») или тхеравада («учение старейшин»). Возникло в lV в. до н.э. l Махаяна («широкая колесница»). Оформилось в l в. до н.э. l Виджраяна. Возникло в lV в. до н.э.
15
Восьмеричный путь l правильная вера l правильная воля l правильное слово l правильное дело l правильная жизнь l правильное устремление l правильные помыслы l правильное погружение в себя