Сущность педагогической деятельности
Определение 1
Педагогическая деятельность – это один из особых видов профессиональной (социальной) деятельности, направленный на реализацию образовательных целей.
Педагогическая деятельность является профессиональной активностью педагога, в рамках которой с помощью разнообразных средств педагогического воздействия на учащихся, реализуются ведущие задачи воспитания и обучения.
Сущность педагогической деятельность заключается в том, что она представляет собой особый, многоплановый и многогранный вид деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи с воспитанием и обучением.
Структура педагогической деятельности (автор Н.В. Кузьмина) включает в себя ряд функциональных компонентов, таких как:
- проектировочный;
- гностический;
- коммуникативный;
- организаторский;
- конструктивный.
Представленная структура педагогической деятельности имеет ряд уточнений, которые способствуют выделению относительно самостоятельных и функциональных видов деятельности:
- Познавательная деятельность – представляет собой общую эрудированность, разнообразные предметные, психологические и методические знания.
- Проектировочная деятельность – характеризуется выстраиванием перспектив воспитания и обучения на отдаленное и ближайшее будущее. Данные перспективы представлены в виде конкретных проектов, например: поурочное планирование, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и т.д.
- Организационная деятельность – представляет собой вовлечение педагогом коллектива учащихся в познавательную и иные виды деятельности, которые организуются в соответствие с поставленными воспитательными и образовательными целями.
- Коммуникативная деятельность – подразумевает создание и постоянное поддержание атмосферы позитивного и психологического комфортного климата, способствующего плодотворному и эффективному общению, взаимоотношению, взаимопониманию и информативному взаимообмену между педагогом и учащимися, а также между самим учениками.
- Исследовательская деятельность – предполагает планомерное и целенаправленное изучение и последующее совершенствование педагогического процесса, с целью повышения его результативности.
Классификация Щербакова
Совсем другую классификацию профессиональных функций учителя предлагает психолог А. И. Щербаков. Это две большие группы: а) общетрудовая, куда входят те функции, которые исследованы Н.В. Кузьминой, гностические заменены исследовательскими и б) собственно педагогическая. Смысл такой классификации состоит в том, что первая группа функций действительно может быть отнесена не только к педагогической профессии, но и ко многим другим. Представляют интерес подход и суждения ученых Ю.Н. Кулюткина (педагог) и Г.С. Сухобской (психолог) о функциональных ролях учителя. В своей работе на разных этапах учебно-воспитательного процесса учитель выступает в роли практического исполнителя собственных планов, затем — в роли методиста и исследователя. Ученые справедливо отмечают, что один и тот же учитель в зависимости от этапа учебно-воспитательной работы выступает то в одной, то в другой, то в третьей функции. Таковы некоторые подходы разных педагогов и психологов к рассмотрению профессиональных функций педагога. Остается сказать, что профессиональные функции педагога только условно могут быть рассмотрены раздельно, а на самом деле они взаимосвязаны. Так, мы уже говорили, что обучающая функция является частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все другие, организаторская соотносится со всеми предыдущими и коррекционная является условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, значит, связана с соответствующими функциями.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
«надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
- Психологический тренинг.
- Графический диктант.
- «Да-нет».
- Рифмованное начало урока.
- Эпиграф к уроку.
- Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
- Начало урока с элементами театрализации.
- Приём «Фантастическая добавка».
- Прием «Оратор».
- Отсроченная догадка.
- Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
- Интеллектуальная разминка.
- Прием «Светофор».
позволит каждому зафиксировать свои
- вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
- активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
- при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:
- Видеосюжет.
- Прием «Лови ошибку».
- Анализ выполнения домашнего задания.
- Лото.
- Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
- Ролевой сюжет.
- Отсроченная догадка.
- Смена ролей.
- Театрализация.
- Ряд ассоциаций.
- Интеллектуальная разминка.
- Мозговой штурм.
- Прием «Почини цепочку».
- Слепой текст.
- «ИДЕАЛ».
- Инсерт.
Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно
Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.. Приемы:
Приемы:
- Таблица ЗХУ.
- Мозговой штурм.
- Подводящий диалог.
- Прием «Яркое пятно».
- Группировка.
- Домысливание.
- Кластер.
- Составление алгоритма.
- Прием «Птичий базар» – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
- Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
- На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может скорректировать тему и цели урока).
- Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
- Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
- Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
- Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы:
- Деловые игры.
- Дерево целей.
- Пресс-конференция.
- Эксперимент.
- Проблемный ряд.
- Подводящий диалог.
которое было уже зафиксированоПриемы:
- Вопросы к тексту.
- Доклад.
- Лови ошибку.
- Пресс-конференция.
- Проблемный диалог.
- Фантастическая добавка.
- Деловые игры.
- Проблемный поиск.
- Ромб ассоциаций.
Приемы:
- Комментирование чтение.
- Вопросы к тексту.
- Лови ошибку.
- Отсроченная догадка.
- Синквейн.
- Пресс-конференция.
- Презентация.
- Прием «Снежный ком».
- Рассказ-эстафета.
- Прием «Удивляй».
- Фишбоун.
- Аукцион.
- Таблица «? + !».
- Прием «Я беру тебя с собой».
Приемы:
- Щадящий опрос.
- Деловые игры.
- Прием «Да-нет».
- Прием «Реставратор».
- Найди соответствие.
- Творческие тесты.
- Работа на компьютерах.
- Мини-проекты или мини-исследования.
- Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
- Блиц-контрольные.
Приемы:
- Кластер.
- «Найди ошибку».
- Шесть шляп.
- «Верю-не верю».
- Тестирование.
- Различные виды опросов.
- Эссе, резюме.
- Составление кроссворда.
- Контрольная работа или диктант.
- Восстанови текст.
- Свои примеры.
зависимости от подготовленности класса
- уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
- ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
Приемы:
- Таблица «+ — ?».
- Свободный микрофон.
- Дерево настроение.
- Лестница успеха.
- Анкетирование.
- Цветотехника.
- Пантомима.
- Цветные поля.
- Толстые и тонкие вопросы.
- Синквейн.
- Прием «Шкатулка».
Виды педагогической деятельности
По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.
Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.
Определение 2
Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию воспитания и управление различными видами деятельности детей (учащихся, воспитанников), направленных на решение задач по своевременному и гармоничному развитию личности.
Определение 3
Преподавание – это один из видов педагогической деятельности, направленный на организацию качественного управления познавательной деятельности детей.
Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.
Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.
В отличие от преподавания, воспитательная работа, которая также реализуется в рамках любой их организационных форм, не преследует прямого достижения конкретно поставленной цели. Это связано с тем, что невозможно точно прогнозировать, сколько времени затратит педагог на прямое достижение воспитательной цели. Зачастую лишь у небольшого количества учеников воспитательная цель достигается непосредственно в процессе обучения в образовательном учреждении. В остальных же случаях результат воспитательной работы педагога может быть заметен в дальнейшей жизни учащихся, по окончанию образовательного учреждения. Это обусловлено тем, что не всегда до ребенка или подростка «доходит» значимость того, что говорит и «дает» детям педагога и только «выйдя» в самостоятельную взрослую жизнь они понимают ценность того, что «вкладывал» в них педагог. То есть, цель воспитательной работы может быть достигнута непосредственно во время ее реализации, либо же достижение может быть отсроченным.
В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели. Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.
Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:
- Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
- Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
- Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
- Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
- Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
- Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
- Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.
Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.
Нюанс:просто формулируем новую тему
Моделируем способ открытия нового знания.
Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения
Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
Составляем технологическую карту урока (конспект).
Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.
Цель и средства педагогической деятельности
Определение 1
Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.
Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.
Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.
В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.
Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).
Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.
Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.
Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:
- Создание эффективной воспитательно-образовательной среды.
- Организация воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
- Формирование сплоченного коллектива учащихся, с благоприятной психологической атмосферой.
- Развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.
Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.
Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.
Средства педагогической деятельности:
- Теоретические знания и практический опыт педагогической работы, на основании которых строится процесс воспитания, обучения и развития детей.
- Техническое, учебное и методическое оснащение образовательной организации, в рамках которых осуществляется педагогическая деятельность.
- Знания педагога о том, какие потребности у современного общества к подготовке его будущих членов.
- Педагогическое мастерство, знания, компетенции, интуиция и опыт педагога.
- Нравственная и эстетическая культура педагога.
Замечание 1
Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.
Найдено научных статей по теме — 15
Педагогическая функция философии
Лобанова Нина Исааковна
В статье, исследована важность педагогической функции философии для развития образования, ее место и роль среди других функций философии. Показаны основные характеристики педагогической функции.
Педагогическая задача: смысл и функции
Тулькибаева Надежда Николаевна, Большакова Земфира Максутовна
Понятие педагогическая задача определяет содержание и структуру педагогического процесса, являясь носителем его смысла. Любое понятие приобретает значимость, если оно включается в систему других понятий.
Социально-педагогические функции сказки
Санникова Наталья Ивановна
Статья содержит функциональный анализ данного литературного жанра как социально-педагогического явления.
Генезис функций педагогической деятельности
Рыхлова Наталья Николаевна
Рассматривается генезис функций педагогической деятельности, выделяются социальные, нравственные и религиозные факторы, влияющие на данный процесс.
Педагогическая культура: функциональный анализ
Алова Наталья Николаевна
В статье рассмотрены актуальные вопросы функционального анализа педагогической культуры.
Педагогическая рефлексия: функции и содержание
Качалова Л.П., Боботкова Н.В.
Рассматривается педагогическая рефлексия как интегративное качество личности учителя, раскрываются ее функции, связь с профессиональными позициями.
Труктура и функции научно-педагогической теории
Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся структуры и функций современной педагогической мысли.
Информационная функция педагогической толерантности
Нурлигаянова Ольга Борисовна
В данной статье рассматриваются границы и функции толерантности: мотивационная, информационная, регулятивная, адаптивная.
Функциональные векторы педагогического наставничества
Осипова Татьяна Юрьевна
В статье раскрываются особенности выполнения педагогом-наставником функций педагогического наставничества, которые реализуются в рамках функциональных векторов, а именно: вектор коррекции (поддерживающая, диагностико-коррекционная
Феномен дополнительной функции педагогического инструмента
Зуева Марина Леоновна, Ястребов Александр Васильевич
Статья носит обзорный характер и резюмирует ряд исследований, посвященных многофункциональности различных компонентов образовательного процесса.
Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении
Статья посвящена функционированию невербальных средств коммуникации в образовательном процессе при общении преподавателя и обучающегося.
Интегративный педагогический контроль: функции преподавателя
Ларина Татьяна Владимировна
Рассматривая роль преподавателя в проведении интегративного педагогического контроля, автор статьи выявляет особенности оценивания как целостной системы в процессе обучения.
Основные функции педагогической деятельности
Целеполагающие функции.
Данные функции соотносятся с дидактическими, академическими, авторитарными и коммуникативными способностями педагога, его профессиональной подготовкой в плане обеспечения возможности выявлять определенную стадию развития своих способностей и прицельно работать над формированием только тех, которые недостаточно выявлены. К ним относятся:
- Ориентационная функция;
- Развивающая функция;
- Мобилизующая функция;
- Информационная функция.
Организационно-структурные функции.
Указанные функции соотносятся с академическими, перцептивными, речевыми и коммуникативными способностями личности. К ним относятся:
- Конструктивная функция. Подразумевает отбор учебного материала, который обязателен для усвоения обучающимися, для проектирования деятельности обучающихся и проектирования своей собственной будущей деятельности;
- Организаторская функция. Подразумевает организацию процесса подготовки и донесения информации обучающимся, организацию определенных видов деятельности обучающихся и педагогов;
- Коммуникативная функция. Подразумевает адекватное взаимодействие с обучающимися, коллегами и руководством;
- Гностическая функция. Подразумевает деятельность педагога по изучению, и диагностированию педагогических объектов и явлений.