Социальные функции направлений физкультурного движения

Социальные функции направлений физкультурного движения

Введение

Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкрет­ных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его це­лью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ­ляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить, как собственно соревновательную деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований, ис­торически сложившаяся в области физической культуры как спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной де­ятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обще­стве.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак­тов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Спорт как собственно – соревновательная деятельность

Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими ее компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующих в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.

Спортом, в узком смысле, правомерно называть лишь ту деятельность, которая исторически выделилась и оформилась (преимущественно в сфере физической культуры) в виде состязаний, непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став унифицированным способом выявления, сравнения и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели.

В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижению в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности.

В таком широком понимании спорт предстает весьма непростым многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он — и неординарное, по — особому действенное средство воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоутверждению индивида; вместе с тем он – и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы (в этом отношение универсальный) «язык» межчеловеческого взаимопонимания, который как никакой другой позволяет установить, расширить и упрочить международные контакты; имеет и многие иные свойства и отношения.

Спорт как общественное явление, так или иначе, включен в разветвленную систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально – экономическими и связанными с ними факторами. Поэтому уровень спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его измерения, не может не зависеть и от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояния, а также социальных институтов, опосредовано влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государственные органы управления, подготовка профессиональных кадров и т. д.).

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведения различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, и взрослых людей занимаются спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

Список литературы

  1. Жиляев А.С. Спорт? Спорт! — М.: Сов. Россия, 1983
  2. Кудрявцев В.Г. Кудрявцева Ж.В. Спорт мира и мир спорта. — М.: Молодая гвардия, 1986
  3. Лейфа А.В. Теоретический курс дисциплины Физическая культура, — Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002
  4. О. В. Солнышкин О понятиях профессионального спорта // Теория и практика физической культуры. — 2002
  5. Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и право // Теория и практика физической культуры, — 2002
  6. Теория спорта / под ред. В. Н. Платонов. — Киев: Высшая школа, 1984
  • Реферат на тему: Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения занятого трудовой деятельностью
  • Реферат на тему: Простудные заболевания и их профилактика
  • Реферат на тему: Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения
  • Реферат на тему: Спортивная тренировка — как многолетний процесс
  • Реферат на тему: Основные факторы, определяющие особенности физкультурного образования в молодежном спорте
  • Реферат на тему: Роль физической культуры в профессиональной подготовке обучающихся
  • Реферат на тему: Организация двигательной деятельности
  • Реферат на тему: Влияние плавания на физиологические системы человека
  • Реферат на тему: Воздействие физических упражнений на иммунитет
  • Реферат на тему: Двигательная функция и повышение устойчивости организма к различным условиям внешней среды
  • Реферат на тему: Средства, методы воспитания специальных физических качеств у студентов, занимающихся мини-футболом
  • Реферат на тему: Внедрение комплекса ГТО в ВУЗы страны

Основные направления в развитии спортивного движения

В современном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным спортом и спортом высших достижений.

Общедоступный, ординарный спорт (массовый)- называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений.

Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входят стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, стимулируется самой суть и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения. Выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет.

В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий, так или иначе, модифицируется. В ряду таких модификаций наиболее распространены:

— «школьный спорт»- практика использование спорта в школьной системе общего образования, где спортивные занятия подчинены общепедагогическим принципам и строятся в соответствии с единой логикой и условиями организации учебно-воспитательного процесса;

— «профессионально-прикладной спорт» — практика использования спорта в прикладной подготовке к избранной профессиональной деятельности (производственной, военно-служебной и т. д.);

— «физкультурно-кондиционный спорт», где занятия спортом строятся по типу физкультурно-спортивной тренировки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

— «оздоровительно-рекреативный спорт» — практика использования элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха.

Спорт высших достижений ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Достижение в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена, высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом специфика спорта высших достижений.

Роль физической культуры в жизни современного человека

Физическая культура оказывает лечебно-профилактическое действие, что чрезвычайно важно, так как сегодня количество людей с различными заболеваниями постоянно растет. Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста, а не покидать ее до старости. При этом очень важен момент выбора степени нагрузки на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека, как здоровые, так и при любых заболеваниях, могут ему навредить.  

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста, а не покидать ее до старости. При этом очень важен момент выбора степени нагрузки на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека, как здоровые, так и при любых заболеваниях, могут ему навредить.  

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна стать неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, повышенной функции опорно — двигательного аппарата, а также повышенный метаболизм. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь между активностью двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. 

В результате недостаточной физической активности в организме человека нарушаются нейрорефлекторные связи, установленные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к нарушению регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и поддержания здоровья требуется определенная доза физических нагрузок. В связи с этим возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. Деятельности, выполняемой в процессе повседневной профессиональной работы и повседневной жизни.  

При достаточно положительной динамике наблюдается отрицательный эффект физических нагрузок.

При всей полезности физических упражнений, использование экстремальных физических нагрузок, необходимых в спорте для достижения пика спортивной формы, часто приводит к обратному эффекту — подавлению иммунитета и повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Подобный негативный эффект можно получить при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Поэтому при занятиях физическими упражнениями очень важно учитывать уровень физической подготовки и подготовленности человека. Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в физической активности и обеспечение на этой основе необходимой физической работоспособности в жизни

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в физической активности и обеспечение на этой основе необходимой физической работоспособности в жизни.

Среди функций, присущих общей культуре, при выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить образовательную, нормативную, эстетическую и др.

Таким образом, спорт играет огромную роль в жизни современного общества, потому что спорт оказывает оздоровительное и профилактическое действие, что чрезвычайно важно, так как сегодня количество людей с различными заболеваниями постоянно растет. Спорт, первоочередная задача которого — сохранение и укрепление здоровья, должен стать неотъемлемой частью жизни каждого человека.  

Таким образом, повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим действием факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением массы тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, а также снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Кроме того, регулярные физические тренировки могут значительно отсрочить возрастные инволюционные изменения физиологических функций, а также дегенеративные изменения органов и систем.

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии физической культуры на организм человека.

Список литературы

  1. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352с.;
  2. Матвеев, Л.П. Очерки по теории физической культуры / Л.П.Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 248с.;
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Учеб. Для ин-тов физ. Культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. -543с.;
  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.Матвеев – СПб. Издательство «Лань», 2005. – 384с.;
  5. http://studbooks.net/661903/turizm/sotsialnye_funktsii_sporta_osnovnye_napravleniya_razvitii_sportivnogo_dvizheniya
  6. ;http://www.ckofr.com/fis/297-obshhaya-xarakteristika-sporta-xolodov;
  7. http://studopedia.ru/7_17439_funktsii-sporta-i-osnovnie-napravleniya-v-razvitii-sportivnogo-dvizheniya.html;
  8. http://zdamsam.ru/a4507.html;
  9. http://alf425.narod.ru/;
  10. http://uchebnik.biz/book/261-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta/80-172-socialnye-funkcii-sporta-osnovnye-napravleniya-v-razvitii-sportivnogo-dvizheniya.html;
  11. http://mydocx.ru/6-57219.html.
  1. Матвеев, Л.П. Очерки по теории физической культуры / Л.П.Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 248с.

  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Учеб. Для ин-тов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.

  3. Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия»,2000.-480с.

  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.Матвеев – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384с.;

  • Административная ответственность.
  • Понятие и виды административно-правовых отношений. (Кафедра «Административного и финансового права»)
  • Административная ответственность, понятие административной ответственности
  • Административная ответственность (Кафедра «Административного и финансового права»)
  • Административная жалоба как средство защиты гражданин от незаконных действий должностных лиц
  • Административная ответственность (Понятие административной ответственности).
  • Уголовно-правовая характеристика коррупционной преступности
  • ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • Социальные функции направлений физкультурного движения (спортивного движения) (Спорт как собственно – соревновательная деятельность)
  • Современные методы противодействия коррупции в России
  • Социальные функции направлений физкультурного движения (спортивного движения)
  • Понятие и виды административно-правовых отношений
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: