Государство в политической системе общества

Политическая система | егэ по обществознанию

Подсистемы политической системы

Политическая система – это целостное образование, которое включает несколько более-менее самостоятельных подсистем:

  1. Институциональная подсистема. Формируется из политических институтов, которые являются, в свою очередь, самостоятельными системами. Институциональная подсистема включает общественные организации, политические партии, государство и отношения между ними. Основная роль в подсистеме принадлежит государству, значительную роль играют средства массовой информации и церковь, оказывающие большое влияние на формирование общественного мнения.
  2. Нормативная подсистема. Состоит из политико-правовых принципов, норм и традиций. Главное место в подсистеме занимают нормы права, служащие основным регулятором общественных взаимосвязей.
  3. Функциональная подсистема. Включает комплекс реальных функций, которые осуществляют разные гражданские объединения или политические институты. Подсистема является основой политического режима, определяется способами осуществления власти и формами политической деятельности.
  4. Коммуникативная подсистема. Характеризуется наличием различных принципов и форм взаимодействия внутри политической системы (между подсистемами) и с другими странами. Подсистема определяется институтами государства, отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, субъектами политических взаимодействий.
  5. Культурно-идеологическая подсистема. Складывается из разнообразных чувств, взглядов, идей, участников социальной жизни. Подсистема тесно связана с массовой политической культурой, значением рациональных установок или традиционных стереотипов в сфере поведения, которая политическая культура оказывает на общественное сознание.

Характеристика с примерами

Основные критерии характеристики политических систем:

  1. Генетический: объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. В первом случае это выражается в отношениях собственности и производства, распределения и управления. Социальный фактор актуализируется в процессе осознания обществом того, что данные явления выступают лишь средством и результатом общественного развития.
  2. Институционный подход позволяет выявить реально существующие характеристики политических явлений. Данный подход разъясняет, что отдельные индивиды не могут выступать в качестве элементов политической системы, т.к. любое политическое участие требует организованно-институционального оформления. 
  3. Системный: данный подход позволяет представить всю совокупность политических явлений и процессов как единую систему, которая способна взаимодействовать как с отдельными элементами структуры, так и в целом — с обществом, иными системами и их компонентами. При этом ключевым критерием остается целостность. 
  4. Субстанциональный (сущностный): применяется для выявления основной базы политических норм, институтов, явлений. Главным критерием формирования политической системы при данном подходе традиционно признается политическая власть. 

Основным сущностным критерием политической системы является политическая власть. 

Политическая власть — это способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе, отстаивать и воплощать в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. 

Политическая власть имеет ряд признаков, которыми отличается от других видов власти:

Оптические телекоммуникационные системы

Основой оптических телекоммуникационных систем является оптоволоконный кабель, который соединяет отдельные аппараты в единую глобальную сеть.

Сигналы передаются с помощью инфракрасного диапазона излучений, при этом пропускная способность оптоволоконного кабеля многократно превышает показатели других видов оборудования.

Технические характеристики материала обеспечивают слабый уровень затухания сигнала на больших расстояниях, что позволяет использовать кабель для коммуникации между материками. Проложенный по дну океана, оптоволоконный кабель защищен от несанкционированного доступа, так как перехватить передаваемые сигналы довольно сложно в техническом плане.

Основные компоненты политического процесса

Любой политический процесс обязательно включает деятельность государственных институтов (парламент, правительство, полиция, армия, спецслужбы), деятельность групп давления (интересов) и партий, индивидуальную активность граждан. Содержание политического процесса включает сочетание политического участия граждан и государственного управления (субпроцессов), которые идут сверху и снизу.

Дж. Пауэлл и Г. Алмонд при описании функций институтов в политическом процессе выделили несколько основных фаз и соответствующих им носителей. Схема, предложенная учеными, определила каждому институту специфическую роль в целостно функционирующей системе.

Основные компоненты политического процесса:

  1. Артикуляция групповых и индивидуальных интересов. Носителями данной функции являются группы интересов (особые коллективы): профсоюзы, которые выражаю интересы наемных работников и работодателей; ассоциации бизнесменов и т.д.
  2. Агрегирование (обобщение) интересов. Главным образом связана с деятельностью политических партий. На этом этапе происходит отбор и объединение в единую партийно-политическую позицию разнородных интересов групп и индивидов.
  3. Интегрирующая функция. Используется в фазе выработки политического курса. Ее осуществляют законодательные и представительные институты, формирующие коллективные решения.
  4. Реализация принятых решений. Деятельность институтов исполнительной власти, предпринимающих надлежащие меры и изыскивающие необходимые ресурсы.
  5. Контроль и арбитраж в рамках политического процесса. Эти функции принадлежат институтам конституционного и судебного надзора, которые устраняют противоречия на основе общепризнанных норм.

Разные субпроцессы политики (гражданское давление и государственное управление, партийное руководство и лидерство, индивидуальное и групповое участие граждан) объединяются в единый поток политического процесса.

Типология информационно-коммуникационных систем как ключевых элементов политической коммуникации

Наряду с признаками рассмотренными выше, важнейшей характеристикой информационно-коммуникационных систем выступает их многообразие, предопределенное с одной стороны, богатством и чрезвычайной многоаспектностью политико-информационного пространства, а с другой – гибкостью политической системы и ее способностью целенаправленного информационного воздействия в определенной области общественной жизни.

В этой связи, выделяется множество классификаций информационно-коммуникационных систем, в зависимости от различных оснований, например:

  • В зависимости от выражаемой функциональной нагрузки следует выделять информационно-коммуникационные системы в сфере государственного управления, политического руководства, деятельности институциональных образований (политических партий, общественных объединений, групп и т.д.) и пр.;
  • Информационно-коммуникационные системы могут быть классифицированы в зависимости от их отраслевой принадлежности в системе осуществления государственной политики: в области образования, международных отношений, здравоохранения, культуры, спорта и пр.;
  • С точки зрения широты распространения организуемых в рамках информационно-коммуникационных систем информационных обменов принято выделять макросистемы, характеризующие деятельности политической системы общества в целом, мезосистемы, отражающие особенности осуществления политического руководства на региональном уровне, и микросистемы, опосредующие обмен политически-значимой информации на уровне межличностного взаимодействия и т.д.

Замечание 1

Кроме того, поскольку вся политическая система общества в целом и сфера политической коммуникации в частности, выступает в известной степени продуктом собственного времени, информационно-коммуникационные системы могут быть проклассифицированы в зависимости от того исторического периода, на который приходился расцвет их функционирования и развития.

Политическая система России

Россия – демократическое государство, в котором существует разделение властей.

Рассмотрим базовое подразделение:

  1. Кто правит? Форма правления – республика президентская.
  2. Как правит? Политический режим – демократическая страна.
  3. Где правит? Государственно-территориальное устройство – ассиметричная федерация.

Что касается высших властных органов, то они следующие:

  • законодательная ветвь – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • исполнительная ветвь – Правительство,
  • судебная ветвь.

В представительную власть также входит институт президентства. Основные учреждения и признаки носят демократический характер.

Внутренняя структура российской политической системы похожа на большинство демократических стран. Место государства в данном случае центральное, то есть общество подчинено высшим органам власти.

Понятие и общая характеристика структуры политической системы

Одним из основных признаков политической структуры любого общества выступает ее сложная внутренней организация, обусловленная большим количеством институтов, компонентов и субъектов, вовлеченных в процессы, протекающие внутри соответствующей системы.

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в наиболее общем виде определение структуры политической системы общества может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Структуры политической системы – это совокупность составляющих ее содержание элементов и взаимоотношений между ними, посредством которых обеспечивается целостность политической системы и реализация стоящих перед ней функций и задач.

При этом необходимо обратить внимание на то, что структуру политической системы было бы неверно представлять исключительно в качестве суммы элементов, вовлеченных в нее – напротив, для понимания значения каждого структурного элемента проводится внутренняя дифференциация политической системы посредством формирования разного рода структурных систем и классификаций. Так, в современной политологической литературе предлагаются следующим подходы к пониманию структуры политической системы общества:

Так, в современной политологической литературе предлагаются следующим подходы к пониманию структуры политической системы общества:

  1. Исходя из ролевого понимания политической системы, при котором она рассматривается с точки зрения особенностей взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические функции, и ориентированные, в этой связи, на конкретные образцы политически значимого поведения. Данный подход был сформулирован и предложен американским политологом Габриэлем Алмондом;
  2. Структура политической системы может дифференцироваться, следуя принципу политической стратификации, то есть порядку, согласно которому те или иные группы принимают участие в осуществлении власти. Так, политические элиты принимают политические решения, бюрократия призвана выполнять решения элиты, граждане формируют институты представительной власти.
  3. Институциональный подход, в рамках которого каждый институт политической системы обслуживает определенные группы потребностей, выполняя определенные политические функции.

Так, например, в рамках институционального подхода утверждается, что, государство, как ключевой элемент структуры политической системы выражает общие интересы, политические партии, в свою очередь, стремятся к представительству наиболее устойчивых групповых интересов и потребностей, и т. д.

При этом наряду с обозначенными подходами, принято выделять системный способ структурирования политической системы, который в настоящее время получил наибольшее распространение в политологической литературе. В соответствии с данным подходом, структура политической системы представлена институциональной, нормативной и коммуникативной системами, подробный анализ содержания которых будет проведен ниже.

Информационные технологии и компьютерные коммуникационные системы

Информационные технологии представляют собой совокупность процессов и методов поиска, сбора, обработки и трансляции различных данных. Под информационными технологиями подразумевают и различные средства вычислительной техники, которые могут применяться для обработки и хранения информации.

Основными характеристиками современных информационных технологий являются широкое использование компьютерных технологий для сохранения и передачи данных в нужном формате на большие расстояния посредством цифровых технологий. Информационные технологии неразрывно связаны с компьютерными сетями.

Компьютерные коммуникационные системы призваны решать целый спектр задач, в том числе обеспечение качественной связью за счет использования высокоскоростных сетей.

Компании, обслуживающие телекоммуникационные системы

Обслуживанием телекоммуникационных систем занимаются поставщики оборудования для проведения данные коммуникаций и сервисные компании.

Среди предприятий можно отметить:

  • «Телекоммуникационные системы» – одна из старейших профильных компаний Санкт-Петербурга, предоставляющая клиентам услуги по текущему ремонту, настройке и обслуживанию систем передачи информации;
  • «Стройком-А» – небольшая компания, предоставляющая услуги обслуживания и совершенствования ветхих телекоммуникационных систем;
  • «Криптоком» – компания узкого профиля, занимающаяся обеспечением безопасности в телекоммуникационных системах предприятий оборонного комплекса.

Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Главная задача при построении системы безопасности в телекоммуникациях – это предотвращение утечки информации через отдельные каналы. Причиной таких явлений может быть и аппаратное повреждение передающего канала (оптоволоконного кабеля), и атака злоумышленников с помощью программных средств.

В первом случае информационная безопасность состоит в обеспечении качественных кабелей, способных выдерживать интенсивные нагрузки и регулярную эксплуатацию.

Во втором необходима разработка, внедрение и обслуживание программных средств, ограничивающих доступ к ресурсам телекоммуникационной системы.

Современные телекоммуникационные системы и сети

Телекоммуникационные системы представляют собой технические средства, предназначенные для передачи больших объемов информации через оптоволоконные линии связи. Как правило, телекоммуникационные системы предназначены для обслуживания большого количества пользователей: от нескольких десятков тысяч до миллионов. Использование такой системы предполагает регулярную передачу информации в цифровом виде между всеми участниками телекоммуникационной сети.

Главная особенность современного оборудования для сетей — обеспечение бесперебойного соединения, чтобы информация передавалась постоянно. При этом допускается периодическое ухудшение качества связи в момент установления соединения, а также периодические технические неполадки, вызванные внешними факторами.

Типы политических систем

На протяжении истории человечества существовало и в настоящее время существует огромное количество политических систем.

Тип политической системы — это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

По основанию положение личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные и демократические.

По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах.

По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный.

Рассмотрим названные виды.

Политическая система англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.

Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.

Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.

Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.

Существует классификация политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы находят внутри таких систем.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.

Методы и средства измерений в телекоммуникационных системах

В зависимости от этапа проведения, выделяются три разновидности измерений:

  1. Установочные измерения производятся после монтажа оборудования, чтобы убедиться в работоспособности всех узлов телекоммуникационной системы.
  2. В ходе работы необходимо проводить настроечные измерения, которые позволяют адаптировать функционал оборудования к изменяющимся условиям внешней среды. Например, если в телекоммуникационной системе изменяются аппаратные или программные средства, необходимо убедиться, что она продолжает полноценно функционировать.
  3. Контрольные или профилактические измерения проводятся регулярно в целях предупреждения внезапных поломок телекоммуникационной сети.

Структура, оборудование и компоненты телекоммуникационных систем

В основе любой телекоммуникационной системы лежат серверы, на которых хранится и обрабатывается необходимая пользователям информация.

Серверные представляют собой небольшие помещения с промышленной вентиляцией, обеспечивающие функционирование множества жестких дисков большого объема.

Пользовательские компьютеры являются средством связи между базой данных и конкретными пользователями информации, осуществляющими поисковые запросы.

Техническая основа телекоммуникационных сетей – это линии связи, то есть среды передачи данных, в качестве которых используются оптоволоконные, коаксиальные или беспроводные каналы связи.

Сетевое оборудование, обеспечивающее передачу и прием данных:

  • модемы;
  • адаптеры;
  • маршрутизаторы;
  • концентраторы.

Подобные устройства дополняют телекоммуникационную систему и необходимы для стабильной работы.

Программное обеспечение позволяет эффективно контролировать работу установленного оборудования, что обеспечивает своевременную передачу информации в нужных объемах.

Информационно-коммуникационные технологии в системе образования

Информационные технологии прочно вошли в практику большинства образовательных учреждений. С помощью информационно-коммуникационных технологий, используя мультимедийные приложения, педагоги проводят презентации и опыты.

Другое очевидное преимущество информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовательной сфере, заключается в возможности объединить материальные ресурсы с вычислительными алгоритмами. Это, в свою очередь, позволяет находить более простые решения сложных задач.

Основными требованиями, предъявляемыми к информационно-коммуникационным технологиям в системе образования, являются обеспечение обратной связи, соответствие выбранной методики общей стратегии проведения занятия и некоторые другие.

Компьютерные системы

Компьютерные системы представляют собой совокупность нескольких ПК, объединенных в единое информационное поле посредством кабелей и специализированных программ.

Совокупность установленного оборудования и программного обеспечения представляет собой автономную саморегулирующуюся систему, которая обслуживает предприятие в комплексе.

В зависимости от своих функций, оборудование компьютерной системы разделяется на:

  • сервисное (для промежуточного и резервного хранения информации);
  • активное (для обеспечения своевременной и качественной подачи сигналов;
  • персональные устройства.

Для обеспечения работы всей системы необходимо соответствующее программное обеспечение, должным образом настроенное, исходя из нужд пользователей.

Коммуникационные системы на выставке

Новинки в сфере информационных технологий и телекоммуникаций представляются различными компаниями на специализированных выставках и форумах.

На подобных мероприятиях демонстрируются инновационные разработки в сфере:

  • спутниковой и волоконно-оптической связи;
  • систем телевещания;
  • интернет-технологий;
  • сетей передачи данных.

Одним из таких мероприятий является выставка «Связь», которую проводит крупный выставочный комплекс ЦВК «Экспоцентр».

Посетители выставки «Связь» могут познакомиться с достижениями различных инновационных предприятий и основными трендами в отрасли информационно-коммуникационных технологий.

Больше о тенденциях в коммуникационной отрасли можно узнать на ежегодной выставке «СВЯЗЬ».

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы

Каждое государство представляет собой уникальную систему, сформированную под влиянием традиций, культурных и исторических особенностей.

Рассмотрим ключевые компоненты политической системы.

Организационно-институциональная подсистема

Базовыми понятиям в данном случае являются:

  1. Организация – совместно работающая группа людей, ориентированная на достижение конкретной задачи в политике (партии, объединения, сообщества).
  2. Институт – устойчивый вид взаимного сотрудничества между акторами политической жизни (например, парламентаризм или избирательное право).

Коммуникативная подсистема

Коммуникативный компонент – это многообразие отношений посреди политических организаций и институтов, возникающих в процессе реализации власти. Основополагающие уровни коммуникации представляют собой стержень взаимодействия между акторами.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологическом компоненте рассматриваются убеждения, взгляды, принципы, а также психология поведения политического.

Рассмотрим ключевые понятия:

  1. Политическая психология изучает активность индивидов, сообществ и целых социумов по поводу политики, к особым предметам изучения относятся – толпа, лидерство, массовое сознание.
  2. Политическая идеология – это сформированные и сформулированные устойчивые идеи и взгляды на определенные вопросы, связанные с управлением государством.
  3. Политическая культура представляет собой совокупность знаний о политике у определенного общества, его активность и вовлеченность в жизнь государства.

Государство

Государство – сильнейший субъект системы, который объединяет все описываемые компоненты. Государственная власть представляет собой форму награды в борьбе за власть.

Политические партии

Политическая партия – организация, объединяющая людей с одной идеологией, стремящаяся к завоеванию и удержанию власти.

В соответствии с взглядами партии, их подразделяют на:

  • монархические,
  • консервативные,
  • либерально-демократические,
  • коммунистические.

Роль партий в современности оказывает воздействие на ключевой институт – государство. В курсе обществознания есть таблица и схема, отражающая, как функционирует ядро политической власти.

Общественно-политические движения

Политические движения во многом похожи на партии, но в отличие от них:

  • не имеют строгой структуры,
  • не стремятся завоевать власть.

Главная задача общественных движений – продвижение собственных идей и взглядов.

Группы интересов

В качестве групп давления или интересов выступают не политические акторы, например, профессиональные союзы, монополистические тресты, церковь и СМИ. Они не стремятся завоевывать власть, но активно продвигают собственные желания.

Группы интересов оказывают давление на органы власти, как правило, используя финансовые рычаги.

Радиотехнические и телевизионные системы

В основе радиотехнических систем передачи сообщения лежат электромагнитные колебания, которые транслируются по специальному радиоканалу. Единицей функционирования системы является сигнал, который преобразуется в передающем устройстве и затем трансформируется в информационное сообщение в принимающем.

Основа бесперебойного функционирования радиотехнических систем является линия связи — физическая среда и аппаратные средства, которые обеспечивают своевременную и полную передачу информации.

Телевизионные системы действуют по аналогичному принципу приемника и передатчика. Большинство из них использует цифровой сигнал, позволяющий передавать сообщение в более высоком качестве.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Замечание 2

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Виды и классификация телекоммуникационных систем связи

Современные телекоммуникационные системы объединяются по нескольким основным признакам.

В зависимости от назначения, различаются системы телевизионного вещания, персональной связи, а также компьютерные сети.

В зависимости от технического обеспечения, которое используется для передачи информации, выделяются традиционные кабельные коммуникационные системы, более совершенные – оптоволоконные, а также эфирные и спутниковые.

В зависимости от способа кодировки массива информации выделяются аналоговые каналы коммуникации и цифровые. Последний тип получил повсеместное распространение, в то время как аналоговые каналы коммуникации становятся все менее востребованными на сегодняшний день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: