ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ.
По содержанию между понятиями могут быть только два вида отношений – сравнимость и несравнимость. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (романс и кирпич). Между ними невозможны логические отношения.
Сравнимые понятия – это понятия, имеющие в своем содержании общие, существенные признаки (по которым они и сравниваются). Напр., право и мораль. Отношения между понятиями изображают с помощью схем – кругов Эйлера. Между сравнимыми понятиями возможны два вида отношений по объему: совместимость и несовместимость.
Совместимые понятия – это такие, объемы которых полностью или частично совпадают. Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения:
1 – равнообъемность. Равнообъемными или равнозначными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. Напр., «Л.Н. Толстой» – А и «автор романа «Война и мир» – В. Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.
2 – перекрещивание. Перекрещивающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают, напр. «студент» и «спортсмен», «юрист» и «писатель». Они изображаются пересекающимися кругами. В перекрещивающейся части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами. В левой части круга мыслятся студенты, не являющиеся спортсменами, а в правой части – спортсмены, не являющиеся студентами.
3 – подчинение. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его. Это отношение вида – В и рода – А (млекопитающее и кошка).
Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находиться между собой в следующих отношениях.
1 – соподчинение. В отношении соподчинения (координации) находятся понятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию. Напр., «ель» – В, «береза» – С принадлежат объему понятия «дерево» – А. Они изображаются неперекрещивающимися кругами внутри общего круга. Это виды одного и того же рода.
2 – противоположность. В отношении противоположности (контрарности) находятся два понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия (храбрость – трусость).
3 – противоречие. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя никакими другими (напр., А – белая краска, тогда понятие, находящееся с ним в отношениях противоречия, следует обозначить не-А (не белая краска). Круг Эйлера в этом случае делится пополам и между ними нет никакого третьего понятия.
Сущность понятия в логике
Определение 1
Отношения между понятиями – это логические отношения, характеризующие имеющие между сравнимыми понятиями связи и соотношение объемов.
Проблематика понятий играла ключевую роль в традиционной логике. В современной логике, выбравшей математический путь развития и ориентацию на доказательные дедуктивные рассуждения, значимость проблемы понятий снизилась.
Определение 2
Понятие – это функция-высказывание (пропозициональная функция), удовлетворяемая составляющими объем понятия значениями аргументов.
Понятия входят в состав высказываний и вместе с другими их компонентами выступают в различных логических исчислениях
В определенных условиях такой подход рассматривается не просто как допустимый, а как необходимый (например, если требуется отобразить в формальном исчислении содержательное мышление – это важно, поскольку в основе компьютеризации лежат именно формальные исчисления и алгоритмы, связанные с ними). В других же условиях (в частности, с исторической точки зрения и при решении некоторых современных задач) описанный подход представляется слишком ограниченным, поскольку не раскрывает:
- происхождение понятий,
- способы оперирования понятиями в практических рассуждениях и научном познании.
Понятия имеют огромное значение при аргументации. Зачастую причиной дискуссий и споров становится нечеткость, неточность и неясность используемых понятий.
Рассматривая понятия, необходимо разграничить реальный предмет (вещь, процесс, явление) и предмет мысли. Понятие как форма мысли оперирует отображением объективных, реальных свойств. Соответственно, предмет мысли принадлежит субъективному миру познающего действительность человека, а реальный предмет – объективному миру, который не зависит от субъекта познания.
Люди отличают одни классы вещей от других, что делает важнейшей характеристикой понятия его содержание.
Определение 3
Понятие – это форма мысли, обеспечивающая отображение существенных признаков исследуемых предметов.
Не всегда сразу можно понять, насколько существенны те или иные признаки. Иногда понять это можно только в процессе исследования (в научном познании обычно ситуация обстоит именно так). Кроме того, существенные в рамках одной задачи признаки могут быть неважны в условиях другой задачи. Поэтому можно говорить не о «существенных признаках», а о признаках, позволяющих отличать классы предметов друг от друга.
Наряду с содержанием, для понятий определяется объем.
Например, объемом понятия «первые три натуральных числа» будут числа 1, 2, 3, а объем понятия «натуральные числа» бесконечен. Во множестве натуральных чисел можно выделить подмножества по разным признакам – «двузначные натуральные числа», «четные натуральные числа», «простые натуральные числа» и т.д.
Между объемом и содержанием понятия есть связь, выражающаяся следующим законом: чем богаче содержание понятия, тем более узкий объем оно имеет; чем беднее содержание понятия, тем более широким объемом оно обладает. Здесь под термином «богаче» подразумевается, что содержание понятия включает больше существенных или отличительных признаков (а под «беднее» — соответственно, меньше). Объем считается тем шире, чем больше элементов в него входит.
Например, понятие «животное семейства кошачьих» богаче, чем понятие «живое существо». Следовательно, объем понятия «животное семейства кошачьих» уже, чем понятия «живое существо».
Что такое понятие?
Что такое понятие? Вроде бы интуитивно ясно. Возможно, многие скажут: понятие – это то же, что и слово или термин. Однако такое определение неверно. Понятия выражаются словами и терминами, но не идентичны им. Напомним, в прошлом уроке мы говорили, что все слова нашего языка – это знаки, обладающие двумя характеристиками: значением и смыслом. Обычно мы пользуемся языком интуитивно, не задумываясь о значении и смысле.
Мы просто называем одни объекты яблоками, другие грушами, третьи апельсинами. Часто мы выбираем то или иное слово, руководствуясь контекстом, то есть границы его употребления размыты. Между тем, нередки ситуации, когда такое интуитивное употребление слов неприемлемо или приводит к неприятным последствиям. Представьте, например, что вы всей семьей собираетесь на отдых заграницу. Вы подаёте вместе документы на визу, и для этого вам нужно, чтобы ваш супруг (или ваша супруга) взял на работе справку о зарплате. Вы говорите ему: «Не забудь взять необходимую бумагу». Вечером он приносит вам пачку прекрасной бумаги А4.
В данной ситуации каждый из вас понял слово «бумага» по-своему, и это стало причиной обоюдного непонимания. Во многих сферах (законодательство, судопроизводство, должностные и технические инструкции, наука и т.п.) подобная двусмысленность должна быть исключена. Бороться с ней как раз и призваны понятия.
С точки зрения логики, понимать слово означает быть в состоянии указать, какие именно предметы им обозначаются, то есть уметь устанавливать относительно любого предмета, можно ли его назвать данным словом или нет. Каким образом этого достичь? Через образование понятия.
Понятие – это логическая мыслительная операция, которая по определённым признакам выделяет предметы из множества и объединяет их в один класс.
Таким образом, в образовании понятия участвуют три компонента: слово или словосочетание (знак), совокупность объектов, которые им обозначаются (значение), и некоторая идея или отличительный признак, связывающий данное слово с подпадающими под него объектами (смысл). Именно этот отличительный признак выступает сердцем понятия, потому что он связывает слово и объекты.
В качестве примера можно привести понятие квадрата. «Квадрат» – это термин, отличительный признак – «правильный четырёхугольник, у которого равны все углы и стороны», объекты – множество геометрических фигур, обладающих этим признаком. Что делает понятие квадрата? Из всего множества геометрических фигур оно выделяет какую-то группу фигур, потому что они обладают набором каких-то особых признаков.
Важно не путать понятие и слово, которым оно обозначается. Иногда с одним словом могут связываться разные понятия в зависимости от того, что берётся в качестве отличительного признака
Например, со словом «человек» могут связываться следующие понятия: «существо социальное», «существо, обладающее разумом», «существо, способное создавать орудия», «существо, обладающее членораздельной речью» и т.д.
Однако нужно учитывать, что для краткости люди чаще всего говорят просто о понятии квадрата или понятии человека, не уточняя, какой именно отличительный признак ложится в основу выделения этого понятия. Это часто приводит к разногласиям и так называемым спорам о словах. Поэтому прежде чем вступать в спор, полезно уточнить, какое именно понятие ваш собеседник вкладывает в то или иное слово.
Упражнения
Китайская энциклопедия
Борхес в одном из своих произведений приводит отрывок из таинственной китайской энциклопедии. Это «божественное хранилище благотворных знаний» говорит, что «животные подразделяются на: а) принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, п) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущихся мухами» (Борхес Х.Л. Аналитический язык Джона Уилкинса // Соч. в 3 т. Т. 2. Рига: Полярис, 1997, с. 85).
Попробуйте представить эту классификацию животных в виде дерева. Считаете ли вы, что она выполнена правильно? Если да, то докажите, что ни одно из правил деления в ней не нарушено. Если нет, то объясните, какие именно правила нарушены. Каким образом эту классификацию можно было бы исправить?
Мясо не еда
Кот. Прости, пожалуйста, за нескромность. Я тебя давно вот о чем хотел спросить…
Осел. Ну?
Кот. Как можешь ты есть колючки?
Осел. А что?
Кот. В траве попадаются, правда, съедобные стебельки. А колючки… сухие такие!
Осел. Ничего. Люблю острое.
Кот. А мясо?
Осел. Что – мясо?
Кот. Не пробовал есть?
Осел. Мясо – это не еда. Мясо – это поклажа. Его в тележку кладут, дурачок. (Е. Шварц, «Дракон»)
Определите отношения между понятиями «еда», «острые предметы», «острая еда», «колючки», «мясо» и «поклажа». Изобразите эти отношения с помощью графических схем. Помните, что понятия могут быть сравнимы, только если они принадлежат к одному универсуму рассмотрения.
Разговор мужа с женой
Муж: Милая, ты не права.
Жена: Ах, я не права. Значит, я лгу. Я лгу, значит, я плохой человек, то есть нелюдь. Ты хочешь сказать, что я животное? Мама, он меня скотиной назвал!
Определите, правильно ли был выполнен переход между понятиями «человек, который не прав», «лжец», «плохой человек», «нелюдь», «животное», «скотина». Обоснуйте свою позицию. Какие операции над понятиями использовались при этом переходе? В каких отношениях находятся эти понятия? Изобразите их с помощью графических схем.
Иерархия отношений между понятиями
Прежде чем рассматривать отношения между понятиями, необходимо сделать важную оговорку. Все характеристики отношений приводятся для сравнимых понятий. Между несравнимыми понятиями никаких отношений быть не может. Сравнимыми считаются понятия, которые имеют общий род. Почти для любых понятий можно искусственно подобрать общий род, и тогда они станут сравнимыми – но это сугубо формальный подход. Так, например, сложно представить ситуацию, в которой имело бы смысл сравнить понятия «фрукты» и «иррациональные числа».
Сравнимые понятия бывают:
- совместимыми,
- несовместимыми.
Определение 4
Совместимыми называют понятия, которые имеют по крайней мере один общий элемент объема.
Иными словами, совместимые понятия задаются такими признаками, которые одновременно могут принадлежать одним предметам.
Между совместимыми понятиями бывают три вида отношений:
- эквивалентность. Это отношение существует тогда и только тогда, когда полностью совпадают объемы сравниваемых понятий. Это значит, что признаки, соответствующие рассматриваемым понятиям, принадлежат всем элементам составляющих их объем множеств. При этом содержание понятий может быть различно. Например: «столица России» и «самый большой по населению город России» — оба понятия включают один элемент (Москву) и являются эквивалентными, но отличаются по смыслу (по выбранной характеристике);
- подчинение. Это отношение существует тогда и только тогда, когда объем одного понятия полностью входит в объем второго. Понятие меньшего объема составляет часть, или, точнее, вид понятия с большим объемом, который по отношению к нему называют родом. Например, понятие «российский город» будет подчинено понятия «город»; понятие «газированный напиток» будет подчинено понятию «напиток»;
- пересечение. Это отношение существует тогда и только тогда, когда часть объема первого понятия входит во второе, а часть объема второго понятия входит в первое. При этом у каждого из понятий есть элементы, не входящие в другое понятие. Например, понятия «студенты» и «любители кошек»: есть студенты, которые любят кошек; есть студенты, которые не любят кошек; есть любящие кошек люди, не являющиеся студентами.
Несовместимые понятия не содержат общих элементов, но имеют общий род и могут находиться в отношениях:
- противоречия,
- соподчинения.
Поскольку объемы понятий образуют классы (или множества) предметов, элементы которых обладают признаками, сформулированными в их содержании, то над этими классами (или множествами) можно производить определенные логические операции. Они тождественны операциям, которые изучаются в теории множеств.
Виды понятий
Каждое понятие обладает двумя характеристиками: содержанием и объёмом. Содержание понятия – это та совокупность отличительных признаков, на основании которой предметы выделяются из универсума и обобщаются в одну группу. Объём понятия – это совокупность всех предметов, которые обладают отличительными признаками.
Важно отметить, что объём понятия всегда задаётся относительно некоторого универсума рассмотрения, то есть множества объектов, которые в принципе могут обладать теми или иными отличительными признаками. Универсумом рассмотрения могут быть люди, живые существа, числа, химические соединения, бытовые приборы, науки, пищевые продукты и т.д
Так понятие «слоны» задаётся на универсуме живых существ, понятие «физика» – на универсуме наук, понятие «чётные числа» – на универсуме чисел, понятие «сыр» – на универсуме пищевых продуктов.
Содержание и объём понятия ложатся в основу разделения понятий на разные виды.
В зависимости от объёма понятия делятся на пустые и непустые. В объёме пустых понятий не содержится ни одного элемента. В объёме непустых понятий есть хотя бы один элемент. Если элемент всего один, то речь идёт о единичном понятии (автор «Войны и мира»), если их много – то об общих понятиях («французские короли»). Если объём понятия совпадает с универсумом рассмотрения, то говорят об универсальных понятиях («числа», «люди»)
Поговорим подробнее о пустых понятиях. Мы не всегда это замечаем, но пустые понятия используются людьми довольно часто. Это может происходить неосознанно, но иногда с их помощью нас стараются ввести в заблуждение. С одним примером пустого понятия мы уже сталкивались в прошлом уроке: «нынешний король Франции». Во всём универсуме людей нет ни одного человека, который обладал бы отличительным признаком «быть нынешним королём Франции». Нужно отметить, что в данном случае понятие оказалось пустым в силу исторического стечения обстоятельств.
Пойди история по-другому, это понятие могло бы быть непустым. Другой пример пустого понятия – «вечный двигатель». Здесь пустота обусловлена не историческими причинами, а законами природы. Что касается научных понятий, то относительно многих из них неизвестно, пустые они или нет. Хорошей иллюстрацией этому служит понятие «бозон Хиггса», непустота которого подтвердилась лишь недавно с открытием новой частицы, удовлетворяющей отличительным признакам этого понятия. Понятие может быть пустым и в силу законов логики. Это так называемые самопротиворечивые понятия, к примеру, «круглый квадрат».
В зависимости от типов обобщаемых предметов понятия делят на собирательные и несобирательные, абстрактные и конкретные. К собирательным понятиям относятся понятия о множествах предметов или людей. Такие понятия обычно содержат следующие термины: «множество», «класс», «совокупность», «группа», «стая» и т.п. Примеры собирательных понятий: «рабочий коллектив завода», «рок-группа», «созвездие». Несобирательные понятия относятся к единичным предметам: «компьютер», «дерево», «звезда».
Конкретными считаются понятия, элементами объёма которых являются индивиды или совокупности индивидов
Важно отметить, что под индивидами здесь понимаются не люди, а индивидуальные объекты, причём даже если эти объекты являются абстрактными сущностями. Поэтому примером конкретного понятия может быть «Солнечная система», «натуральные числа»
К числу абстрактных понятий относят понятия, элементами объёма которых являются свойства, предметно-функциональные характеристики, отношения, например: «красота», «твёрдость».
По типу содержания понятия делятся на положительные и отрицательные, относительные и безотносительные. Отрицательные понятия содержат знак логического отрицания, положительные понятия, соответственно, не содержат его. Все примеры понятий, которые мы приводили, были положительными. Пример отрицательного понятия: «нечётные числа». Относительные понятия в качестве отличительного признака подпадающих под него объектов берут так называемые реляционные свойства, то есть свойства, образованные от некоторого отношения.
Примером относительного понятия будет человек как «существо, способное производить орудия труда». Среди относительных понятий можно выделить пары взаимосвязанных понятий, предполагающих друг друга: «учитель» и «ученик», «продавец» и «покупатель». Безотносительными называются понятия о предметах, отличительным признаком которых не является реляционное свойство, например: «цитрусовые фрукты».
Вся эта довольно сложная типология понятий нужна для того, чтобы мы могли с лёгкостью производить над понятиями операции и определять в каких отношениях друг к другу они находятся.