Основные виды организационных структур управления гостиницей

Линейная организационная структура управления отелем

Линейные связи в отеле – это движение управленческих решений и информации, что исходят от линейного менеджера, т. е. лица, которое ответственно за деятельность гостиницы (обычно, небольшой), либо ее структурных подразделений (в крупном отеле). Речь идет об одной из простейших организационных структур управления, при которой главой каждого подразделения является руководитель, который наделен соответствующими полномочиями и осуществляет управленческие функции.

При линейном организационной структуре все звенья и все подчиненные работают с одним руководителем, через которого по одному из каналов исходят все команды управления. При этом управленческие звенья будут нести ответственность за итоги деятельности объектов, которыми они управляют.

Организационная структура отеля: кто должен быть в штате у современного отеля или гостиницы

Для хорошей работы отеля количество персонала должно быть таким, чтобы обеспечивать непрерывное и эффективное обслуживание гостей при любой загруженности.

Эффективная организация работы нужна каждой гостинице. Единой, идеальной для всех структуры управления отелем не существует. На старте бизнеса и маленьких объектах она может быть сильно сокращена и сведена до нескольких человек — генеральный директор, он же бухгалтер и revenue менеджер, администраторы reception, горничная и ремонтник на фрилансе. В крупных и сетевых гостиницах штат структурируется и разделяется на сегменты.

Но в любом случае выстраивание организационной структуры преследует одну цель — удовлетворение потребностей клиентов при лучшей управляемости, меньших финансовых и трудозатратах.

Виды организационных систем управления отелем

По сути, любая организационная структура — это иерархия управления и делегирования полномочий. Для каждого сотрудника должны быть четко определены место в ней и конкретные обязанности.

Виды организационных систем управления отелем

На практике используются три вида классических систем управления.

Линейная структура

Самая простая система, при которой персонал конкретного подразделения подчиняется единственному человеку — линейному руководителю. Команды спускаются по одному каналу, что исключает противоречивость распоряжений, позволяет быстро ставить задачу и контролировать её выполнение. Каждый линейный менеджер компетентен во всех вопросах своей сферы. Например, руководитель службы питания знает в деталях ресторанное дело, логистику и хранение продуктов, основы бухучета.

Такая структура часто применяется в мини-отелях и небольших гостиницах эконом-класса, которые предлагают небольшой набор услуг.

Функциональная структура

Система с двумя уровнями управления, в которой каждое подразделение специализируется на конкретных бизнес-процессах. Например, организации приема и размещения, питания, кадрового обеспечения, финансового учета. В качестве главного координатора выступает старший менеджер. За процессы в каждом сегменте отвечает функциональный руководитель, который профессионально разбирается только в своей области. Это повышает эффективность работы конкретного подразделения, но может снизить скорость решения задачи в целом из-за слабого взаимодействия отделов между собой.

Такая структура традиционна для средних и крупных гостиниц, с широким спектром дополнительных услуг.

Линейно-функциональная структура

Комбинация двух систем управления, которая объединяет их преимущества. У линейных руководителей внутри подразделения присутствуют функциональные сегменты. Например, у директора номерного фонда есть менеджеры службы бронирования, приема и размещения, эксплуатации, расчетной группы. Каждый функциональный руководитель отвечает за результат работы своего сегмента, а линейный — за подразделение в целом. Это улучшает контроль и эффективность деятельности, но увеличивает численность штата и расходы на зарплату.

Подобная структура характерна для крупных независимых и сетевых отелей, который могут позволить себе несколько слоев управления.

Любая организационная система управления гостиницей должна быть гибкой. Это дает возможность манипулировать штатом, сокращать или расширять его при необходимости.

Задачи менеджмента в ходе реализации организационно-управленческого процесса

Крайне важно при осуществлении организационно-управленческого процесса добиться баланса между стабильностью работы гостиницы и ее структурным преобразованием. В качестве задач менеджмента в данном случае выступают:

В качестве задач менеджмента в данном случае выступают:

  1. Организация работы сотрудников так, чтобы каждый из них стремился достичь общих организационных целей.
  2. Обеспечение эффективного разделения труда.
  3. Комбинация работы сотрудников в общую логическую и эффективную систему.
  4. Формирование унифицированного механизма координации работы сотрудников для того, чтобы коллектив работал, как единое целое.
  5. Создание механизма мониторинга достижения отелем поставленных целей.

Система менеджмента отеля

Все руководители в отеле выполняют управленческие функции. Тем не менее, невозможно сказать, что они занимаются одинаковым видом деятельности. Некоторым из них приходится затрачивать время на координацию работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня.

Управленческая структура отеля выглядит часто как пирамида. Она указывает на то, что на каждом следующем уровне управления, начиная с нижнего, располагается меньшее количество людей, чем на предыдущем уровне. Руководители всех ступеней управления также должны выполнять исполнительные функции, удельный вес которых снижается по мере повышения уровня руководства.

Высшая ступень управления гостиничным предприятием представлена владельцем гостиницы (генеральный директор), который принимает общие решения стратегического характера. В качестве владельца отеля может выступать как частное лицо, так и целая корпорация. Оперативное управление гостиницами осуществляет управляющий (директор, администратор), который может быть как из числа собственников, так и наемным сотрудником. Контроль работы персонала всех уровней становится важнейшей и главной функцией руководителя отеля.

Управленческая структура крупных отелей часто включает должности 5-6 директоров отделов. Они подчинены генеральному директору. Среди них могут быть следующие должности:

  • Директор по размещения,
  • Финансовый директор,
  • Технический директор,
  • Коммерческий директор и др.

Эти работники располагаются на среднем уровне управления и обеспечивают реализацию политики отеля. Они несут ответственность за то, чтобы доводить более детальные распоряжения до подразделений и отделов, а также за их выполнение.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления гостиницей

При подобной структуре управления вся власть будет принадлежать ключевому линейному руководителю, который возглавляет коллектив. При решении определенных вопросов, а также при подготовке решений, программ и планов ему будет помогать специальный аппарат, который состоит из функциональных подразделений, например, отделов, бюро и пр.

Все функциональные структуры подчиняются главному линейному руководителю. Менеджерами функциональных подразделений осуществляется координация решений с главным начальником и последующее их внедрение на практике.

Представленные организационные структуры гостиничных предприятий относятся к базовым. Они могут быть детализированы относительно конкретного объекта управления. Тип структуры определяется в соответствии с назначением отеля, вместимостью номерного фонда, особенностью специфики гостей и иных факторов, что обусловлены решаемыми задачами и потребностями.

Любой тип организационной структуры должен быть подвижным. При необходимости его можно пересмотреть. Делается это обычно ежегодно, либо чаще.

Эффективная организационная структура будет создана по итогу многолетней работы гостиницы. Именно она станет важным элементом применения динамичной стратегии развития предприятия и послужит обеспечению эффективности деятельности отеля.

Функциональная организационная структура управления

В отелях среднего размера функциональное управление реализуется через некоторую совокупность подразделений, которые специализируются на выполнении определенных типов работ, что требуются для того, чтобы принять решения в системе линейного управления.

Исполнение отдельных функций возложена на специалистов, которые обычно объединяются в структурные профильные подразделения. Это могут быть: отдел маркетинга, отдел приема и размещения гостей, отдел планирования и пр.

Общая задача управления гостиницей может быть классифицирована по функциональному критерию. Функциональное управление способно существовать вместе с линейным. При этом будет создаваться двойное подчинение для исполнителей.

Обязанности универсальных менеджеров линейной организационной структуры, которые единолично решают многообразные задачи управления, разделяются среди штата специалистов, которые являются компетентными в определенных сферах и отвечают за конкретное направление. К примеру, за прогнозы или планы. За счет функциональной специализации аппарата управления существенно повышается эффективность деятельности гостиницы.

В бизнесе, который структурирован по функциональным линиям, сотрудники будут группироваться согласно выполняемым функциям. При этом будет расти степень эффективности гостиницы, укомплектованной узкоспециализированными профессионалами.

При постановке общих задач в обязательном порядке нужно учитывать специализацию отделов. Это увеличит совокупную производительность труда. Однако, при этом выполнение функциональными отделами специфических задач будет способствовать быстрому развитию у сотрудников определенных и накоплению навыков и знаний.

Особенности управленческой структуры отеля

Для эффективной работы любых гостиниц требуется функциональная управленческая (организационная) структура. Общий метод представления структуры гостиницы — управленческая схема, то есть схема взаимоотношений подразделений. Она отражает расположение каждого отдела (службы) и должности в общей организации отеля, иллюстрируя распределение полномочий и обязанностей.

Управленческую структуру следует периодически пересматривать. Обязанности соответствующих сотрудников зависят от их квалификации и численности. На персональной и неформальной основе производится построение распределения задач, определения полномочий и обязанностей, а также взаимоотношений между сотрудниками.

Управленческая структура гостиницы в первую очередь определяется следующими факторами:

  • Назначение гостиницы,
  • Местоположение,
  • Специфика дополнительных услуг и др.

Управленческая структура современного отеля представляет собой отражение полномочий и обязанностей, которые возлагаются на каждого человека. Она нужна для эффективного исполнения ключевых функций персонала, определения подотчетности, обеспечения должных усилий.

В соответствии с характером выполнения трудовых функций персонал отеля можно разделить на рабочих и служащих. Рабочие непосредственно занимаются оказанием услуг. К рабочим относят младший обслуживающий персонал гостиницы (например, дворник, уборщица). Служащие организуют деятельности людей, управляют подразделениями гостиницы, ведут финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические и другие операции. Такие работники заняты преимущественно умственным, интеллектуальным трудом.

Организационная структура гостиничного предприятия

Организационной структурой отеля принято называть состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений, а также отдельных должностей. Суть организационной структуры заключается в делегировании прав и обязанностей с целью разделения труда.

Организационная структура гостиницы – это отражение полномочий и обязанностей, возложенных на весь персонал.

Схема типичной организационной структуры отеля приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема классической организационной структуры среднего отеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предлагаемая структура строится на базе классического комплекса услуг, а именно:

  1. Размещение постояльцев.
  2. Питание и продовольственное снабжение.
  3. Предоставление дополнительных услуг.

Главные функции способны варьироваться по усмотрению руководства отелей, дополнительные же формируются согласно особенностям предприятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: